Социально-педагогическая деятельность в работе с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 01:50, реферат

Описание работы

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. Социальный работник (педагог) сталкивается с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живет в постоянных ссорах родителей, где родители-пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей. Но даже в самой «плохой» семье вырабатывается нечто незаменимое для ребенка.

Файлы: 1 файл

Социально усыновители.docx

— 64.36 Кб (Скачать файл)

-       серьезное отклонение в восприятии семьи как надежной базы, на основе которой дети могут приобретать новый опыт4

-       отсутствие или сильное искажение родительских моделей, которые ребенок имитирует и на которых формируется идентификация;

-       наличие дисфункциональных стилей борьбы со стрессом (агрессивность);

-       полное или частичное отсутствие взаимопонимания между родителями;

-       отсутствие необходимого или соответствующего возрасту жизненного опыта (теплота, игра, беседа);

-       отсутствие или избыток дисциплинарных методов. 

После проведения диагностики  можно приступать к осуществлению  всех видов социально педагогической работы с семьей.

Образовательная составляющая включает в себя два направления: помощь в обучении и воспитании.

Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. В связи с этим, деятельность социального работника предусматривает проведение широкого просвещения родителей по следующему кругу вопросов:

педагогическая и социальная подготовка родителей к воспитанию будущих детей;

роль родителей в формировании у детей адекватного поведения  в отношении к сверстникам;

значение личного примера  и авторитета родителей в воспитании детей, атрибуты роли отца и матери, отношений между детьми;

взаимоотношения различных  поколений в семье, методы педагогического  воздействия на детей, формирование позитивных отношений между детьми и взрослыми;

воспитание детей с  учетом пола и возраста;

социально-психологические  проблемы воспитания «трудных» подростков, проблемы отрицательного влияния безнадзорности на психику ребенка;

сущность самовоспитания и его организация, роль семьи  в руководстве самовоспитанием;

поощрение и наказание  в воспитании, наиболее распространенные ошибки родителей;

особенности воспитания детей  с отклонениями в физическом и  психическом развитии и т. д.

Помощь в воспитании предполагает консультирование родителей, создание специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье. Родительский долг, любовь, ответственность, интерес входят в ту сферу семейной жизни, которая обеспечивает воспитательную функцию семьи. Если нарушены отношения в этой сфере, то социальному работнику следует оказать помощь в формировании нравственного сознания детей и родителей через бытовую требовательность, взаимную ответственность и уважение. Социальному работнику при оказании помощи семье необходимо разобрать с родителями применяемые в их семье методы воспитания и помочь определить более адекватные. Такая работа с семьей осуществляется на профилактическом  и реабилитационном уровнях.

Профилактический  уровень социально-педагогической деятельности с семьей реализуется в пропаганде ненасильственного воспитания, в повышении педагогической культуры родителей. Эффективность профилактической деятельности напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьей. Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное отношение при встрече, а также упреки, устрашения, ультиматумы. В противном случае создается психологический барьер, из-за чего человек не может адекватно воспринимать даже вполне целесообразные предложения.

Предвидя трудный разговор, социальный работник должен тщательно  подготовиться к встрече. Собрать  как можно больше информации о  семье, тщательно обдумать содержание и форму беседы. В начале встречи  нужно отметить благоприятные стороны  жизни семьи, положительные качества собеседника. Завоевав расположение, необходимо найти тактичную форму для  определения проблемы.

Успешной работе с семьей помогает атмосфера дружеских, партнерских, неформальных отношений между социальным работником и клиентами, чему способствуют проведение тематических встреч, вечеров  отдыха и др. В процессе их совместной подготовки предоставляется возможность  лучше узнать друг друга, проявить взаимный интерес, внимание, тепло. Умело организуя  общение детей и взрослых, социальный работник помогает им ощутить радость  и удовлетворение от совместных дел, чего прежде, возможно, данная семья  не испытывала.

Перед родителями, которые  предъявляют к ребенку завышенные требования, социальный работник должен постараться раскрыть как можно  больше реальных достоинств ребенка. Таким  образом, профилактический уровень  работы с семьей в процессе помощи в воспитании и обучении предполагает разработку специальных программ педагогического  образования и просвещения родителей, которые способствовали бы полноценному функционированию семьи и предотвращению проблем во взаимоотношениях детей  и родителей.

Психологическая помощь семье включает социально-психологическую поддержку и коррекцию.

Психологическая поддержка направлена на создание благоприятного климата в семье в период кратковременного кризиса. Поддержку семьям, испытывающим различные виды стресса, социальный работник может осуществить, если у него есть дополнительное психологическое образование, кроме того, эту работу могут выполнять психологи, психотерапевты.

Коррекция межличностных  отношений происходит тогда, когда  в семье существует психическое  насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. Это  запугивание, оскорбление, унижение чести  и достоинства, нарушение доверия. До недавнего времени этому явлению  не уделялось должного внимания. Отдельные  данные (бытовые убийства, свидетельства  социальных работников, медиков, педагогов, МВД) доказывают его возрастание. Остановимся  подробнее на видах внутрисемейной жестокости.

Формы жестокого обращения  – это любое насильственное посягательство на личность члена семьи. Это могут  быть: запрет общаться с друзьями, соседями, воспрепятствование внедомашней занятости  жены, приобретению образования, повышению  квалификации, насмешки, оскорбления, необоснованная критика.

Наиболее опасно для личности, ее здоровья и жизни физическое и  сексуальное насилие. Сексуальное  насилие – это развратные действия. Нередко для принуждения к  ним используется и физическое насилие. однако порой эмоционально отверженные  и социально заброшенные дети используют свои сексуальные ресурсы  для «подкупа» взрослых, чтобы  привлечь их внимание и получить защиту. Такое специфическое поведение  с трудом поддается коррекции. Для  лиц, переживших физическое и сексуальное  насилие, характерны длительные депрессивные состояния, приступы тревожности, страх  прикосновений, ночные кошмары, чувство  изолированности и низкая самооценка.

Защита более слабых членов семьи (детей) от жестокого обращения  – одна из важнейших задач социального  работника. Порой такие дети запуганы и не в состоянии рассказать, что  с ними происходит. Такой вид поведения  скрыт от глаз окружающих. Поэтому  следует знать прямые и косвенные  признаки жестокого обращения в  семье с детьми: агрессивность, раздражительность, отчужденность, равнодушие, излишняя осведомленность, уступчивость или осторожность, боли в животе непонятной этиологии, проблемы с едой, беспокойный сон, энурез. Кроме того, может присутствовать подчеркнутая секретность в отношениях между взрослым и ребенком, страх  перед каким-либо членом семьи, нежелание  оставаться с ним наедине. Все  это – причина для серьезного исследования ситуации в семье. Участие  в этом исследовании социального  работника, психолога, врача, сотрудника ОВД должно дать объективную картину  происходящего, помочь пресечь жестокое обращение с ребенком, а также  послужить предлогом для возбуждения  дела о лишении родительских прав или уголовного преследования виновного.

Психологическая помощь осуществляется на реабилитационном уровне работы с семьей. Реабилитационный уровень состоит из трех подуровней – индивидуального, группового и общинного.

На индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями или с ребенком используется несколько технологий.

Консультирование – процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому.

Консультирование отличается от обучения тем, что значение имеют  не столько знания консультанта, сколько  его отношение к сложившейся  проблеме, влияние его личности.

Методы, приемы консультирования:

-       беседа;

-       включенное наблюдение;

-       убеждение;

-       одобрение или осуждение – находить компромисс, обсуждать действия, выяснять причины, стараться не осуждать;

-       прием активного слушания;

-       прием перефразирования – проверка правильности высказывания другого человека при помощи повторения его идей другими словами;

-       использование ключевых фраз клиента с целью перейти на язык клиента (кинестет, аудит);

-       прием конфронтации. Конфронтация заключается в том, чтобы показать клиенту противоречие в его суждениях, другие точки зрения. Прием конфронтации опасен тем, что может привести к конфликту, глубокому неудовлетворению и разрыву. Но этот прием можно использовать для создания условий качественного роста клиента, вскрытия его противоречий;

-       прием Я-послания. Это высказывание специалиста о собственном эмоциональном переживании, дискомфорте, который вызван действиями или позицией клиента;

-       метод легенд – способ помочь клиенту через рассказ о другом человеке, который нашел выход из подобной ситуации.

Телефонное консультирование – при использовании этой технологии отсутствует визуальный контакт, нельзя использовать невербальные средства общения.

Этапы телефонного консультирования:

приветствие, знакомство;

принятие – профессионал показывает, что он готов принять  информацию;

предложение своей помощи;

исследование проблемы клиента. Если проблема не ясна, перейти к  следующему этапу;

выяснение, какую помощь хотел бы получить клиент;

поиск согласия;

подведение итогов, совместный план действий; 

расставание, выражение благодарности  за звонок.

Метод «письмо-обращение». Средство обращения через лист бумаги, с отсроченной обратной вязью или без нее.

Цели письма-обращения: сообщить информацию или затребовать ее, ходатайство; защита прав клиента и т. д.

Социальный патронаж – одна из универсальных форм работы с клиентом, предоставляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа можно осуществлять разные виды помощи - материальную, психологическую, образовательную и др.

Патронажи могут быть единичными и регулярными, в зависимости  от типа клиента и поставленных задач, от содержания патронажной помощи. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения клиента, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует информировать  семью о предстоящем визите. Патронаж может иметь следующие цели:

диагностические – ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых);

контрольные – оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций специалистов и проч.;

адаптационно-реабилитационные  - оказание конкретной образовательной, психологической, посреднической помощи.

Контролирующие и диагностические  цели патронажа должны быть завуалированы  и отнесены на второй план, а семья  должна ощутить пользу от визита социального  работника, не испытывая при этом чувство подконтрольности и зависимости.

Иной подход допустим в  отношении асоциальных семей. Здесь  социальный работник, исходя из интересов  ребенка, совместно с правоохранительными  организациями ведет открытый контроль за ходом реабилитационных мероприятий, оказывает необходимое директивное  воздействие в случае низкой реабилитационной активности семьи, в том числе  прибегает к «карательным» мерам, выступая, например, инициатором лишения  родительских прав на воспитание ребенка.

Таким образом, раздвигая  пространственные  временные рамки взаимодействия, патронаж делает социально-педагогическую деятельность более эффективной.

Групповой уровень  реабилитационной работы. Группа – это объединение людей, связанных общими интересами, деятельностью, местом жительства и др. Количество участников группы зависит от объединяющего людей признака.

Методы групповой реабилитации: беседа; лекция; диспут (подготовленное обсуждение одного важного вопроса); дискуссия (столкновение мнений по проблеме, которое может привести к спору, конфликту); собрание (плановое мероприятие  по обсуждению текущих проблем, затрагивает  интересы всех участников); тренинг.

Общинный  уровень реабилитационной работы. Цель общинной работы – анимация, оживление жизненного пространства людей. Методы общинной работы – лекции, дискуссии, беседы, организация массовых акций (субботники, праздники). Для работы с общественностью специалист должен иметь организаторско-демонстративные способности, уметь зажечь массу, быть искренним, и конечно главное – тщательно продумывать свои выступления.

Посреднический  компонент в социально-педагогической деятельности включает помощь в организации, координации и информировании (см. рис. 2).

Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга: выставка-продажа поношенных вещей, благотворительный аукцион, клубы по интересам и т. д.

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность в работе с семьей