Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 01:50, реферат
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. Социальный работник (педагог) сталкивается с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живет в постоянных ссорах родителей, где родители-пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей. Но даже в самой «плохой» семье вырабатывается нечто незаменимое для ребенка.
- серьезное отклонение в восприятии семьи как надежной базы, на основе которой дети могут приобретать новый опыт4
- отсутствие или сильное искажение родительских моделей, которые ребенок имитирует и на которых формируется идентификация;
- наличие дисфункциональных стилей борьбы со стрессом (агрессивность);
- полное или частичное отсутствие взаимопонимания между родителями;
- отсутствие необходимого или соответствующего возрасту жизненного опыта (теплота, игра, беседа);
- отсутствие или избыток дисциплинарных методов.
После проведения диагностики можно приступать к осуществлению всех видов социально педагогической работы с семьей.
Образовательная составляющая включает в себя два направления: помощь в обучении и воспитании.
Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. В связи с этим, деятельность социального работника предусматривает проведение широкого просвещения родителей по следующему кругу вопросов:
педагогическая и социальная подготовка родителей к воспитанию будущих детей;
роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношении к сверстникам;
значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, атрибуты роли отца и матери, отношений между детьми;
взаимоотношения различных поколений в семье, методы педагогического воздействия на детей, формирование позитивных отношений между детьми и взрослыми;
воспитание детей с учетом пола и возраста;
социально-психологические проблемы воспитания «трудных» подростков, проблемы отрицательного влияния безнадзорности на психику ребенка;
сущность самовоспитания и его организация, роль семьи в руководстве самовоспитанием;
поощрение и наказание в воспитании, наиболее распространенные ошибки родителей;
особенности воспитания детей с отклонениями в физическом и психическом развитии и т. д.
Помощь в воспитании предполага
Профилактический
уровень социально-
Предвидя трудный разговор, социальный работник должен тщательно подготовиться к встрече. Собрать как можно больше информации о семье, тщательно обдумать содержание и форму беседы. В начале встречи нужно отметить благоприятные стороны жизни семьи, положительные качества собеседника. Завоевав расположение, необходимо найти тактичную форму для определения проблемы.
Успешной работе с семьей помогает атмосфера дружеских, партнерских, неформальных отношений между социальным работником и клиентами, чему способствуют проведение тематических встреч, вечеров отдыха и др. В процессе их совместной подготовки предоставляется возможность лучше узнать друг друга, проявить взаимный интерес, внимание, тепло. Умело организуя общение детей и взрослых, социальный работник помогает им ощутить радость и удовлетворение от совместных дел, чего прежде, возможно, данная семья не испытывала.
Перед родителями, которые
предъявляют к ребенку
Психологическая помощь семье включает социально-психологическую поддержку и коррекцию.
Психологическая поддержка направлена на создание благоприятного климата в семье в период кратковременного кризиса. Поддержку семьям, испытывающим различные виды стресса, социальный работник может осуществить, если у него есть дополнительное психологическое образование, кроме того, эту работу могут выполнять психологи, психотерапевты.
Коррекция межличностных
отношений происходит тогда, когда
в семье существует психическое
насилие над ребенком, приводящее
к нарушению его нервно-
Формы жестокого обращения – это любое насильственное посягательство на личность члена семьи. Это могут быть: запрет общаться с друзьями, соседями, воспрепятствование внедомашней занятости жены, приобретению образования, повышению квалификации, насмешки, оскорбления, необоснованная критика.
Наиболее опасно для личности, ее здоровья и жизни физическое и сексуальное насилие. Сексуальное насилие – это развратные действия. Нередко для принуждения к ним используется и физическое насилие. однако порой эмоционально отверженные и социально заброшенные дети используют свои сексуальные ресурсы для «подкупа» взрослых, чтобы привлечь их внимание и получить защиту. Такое специфическое поведение с трудом поддается коррекции. Для лиц, переживших физическое и сексуальное насилие, характерны длительные депрессивные состояния, приступы тревожности, страх прикосновений, ночные кошмары, чувство изолированности и низкая самооценка.
Защита более слабых членов
семьи (детей) от жестокого обращения
– одна из важнейших задач социального
работника. Порой такие дети запуганы
и не в состоянии рассказать, что
с ними происходит. Такой вид поведения
скрыт от глаз окружающих. Поэтому
следует знать прямые и косвенные
признаки жестокого обращения в
семье с детьми: агрессивность, раздражительность,
отчужденность, равнодушие, излишняя осведомленность,
уступчивость или осторожность, боли
в животе непонятной этиологии, проблемы
с едой, беспокойный сон, энурез.
Кроме того, может присутствовать
подчеркнутая секретность в отношениях
между взрослым и ребенком, страх
перед каким-либо членом семьи, нежелание
оставаться с ним наедине. Все
это – причина для серьезного
исследования ситуации в семье. Участие
в этом исследовании социального
работника, психолога, врача, сотрудника
ОВД должно дать объективную картину
происходящего, помочь пресечь жестокое
обращение с ребенком, а также
послужить предлогом для
Психологическая помощь осуществляется на реабилитационном уровне работы с семьей. Реабилитационный уровень состоит из трех подуровней – индивидуального, группового и общинного.
На индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями или с ребенком используется несколько технологий.
Консультирование – процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому.
Консультирование отличается от обучения тем, что значение имеют не столько знания консультанта, сколько его отношение к сложившейся проблеме, влияние его личности.
Методы, приемы консультирования:
- беседа;
- включенное наблюдение;
- убеждение;
- одобрение или осуждение – находить компромисс, обсуждать действия, выяснять причины, стараться не осуждать;
- прием активного слушания;
- прием перефразирования – проверка правильности высказывания другого человека при помощи повторения его идей другими словами;
- использование ключевых фраз клиента с целью перейти на язык клиента (кинестет, аудит);
- прием конфронтации. Конфронтация заключается в том, чтобы показать клиенту противоречие в его суждениях, другие точки зрения. Прием конфронтации опасен тем, что может привести к конфликту, глубокому неудовлетворению и разрыву. Но этот прием можно использовать для создания условий качественного роста клиента, вскрытия его противоречий;
- прием Я-послания. Это высказывание специалиста о собственном эмоциональном переживании, дискомфорте, который вызван действиями или позицией клиента;
- метод легенд – способ помочь клиенту через рассказ о другом человеке, который нашел выход из подобной ситуации.
Телефонное консультирование – при использовании этой технологии отсутствует визуальный контакт, нельзя использовать невербальные средства общения.
Этапы телефонного консультирования:
приветствие, знакомство;
принятие – профессионал показывает, что он готов принять информацию;
предложение своей помощи;
исследование проблемы клиента. Если проблема не ясна, перейти к следующему этапу;
выяснение, какую помощь хотел бы получить клиент;
поиск согласия;
подведение итогов, совместный план действий;
расставание, выражение благодарности за звонок.
Метод «письмо-обращение». Средство обращения через лист бумаги, с отсроченной обратной вязью или без нее.
Цели письма-обращения: сообщить информацию или затребовать ее, ходатайство; защита прав клиента и т. д.
Социальный патронаж – одна из универсальных форм работы с клиентом, предоставляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа можно осуществлять разные виды помощи - материальную, психологическую, образовательную и др.
Патронажи могут быть единичными и регулярными, в зависимости от типа клиента и поставленных задач, от содержания патронажной помощи. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения клиента, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует информировать семью о предстоящем визите. Патронаж может иметь следующие цели:
диагностические – ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых);
контрольные – оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций специалистов и проч.;
адаптационно-реабилитационные
Контролирующие и
Иной подход допустим в
отношении асоциальных семей. Здесь
социальный работник, исходя из интересов
ребенка, совместно с
Таким образом, раздвигая пространственные временные рамки взаимодействия, патронаж делает социально-педагогическую деятельность более эффективной.
Групповой уровень реабилитационной работы. Группа – это объединение людей, связанных общими интересами, деятельностью, местом жительства и др. Количество участников группы зависит от объединяющего людей признака.
Методы групповой реабилитации: беседа; лекция; диспут (подготовленное обсуждение одного важного вопроса); дискуссия (столкновение мнений по проблеме, которое может привести к спору, конфликту); собрание (плановое мероприятие по обсуждению текущих проблем, затрагивает интересы всех участников); тренинг.
Общинный уровень реабилитационной работы. Цель общинной работы – анимация, оживление жизненного пространства людей. Методы общинной работы – лекции, дискуссии, беседы, организация массовых акций (субботники, праздники). Для работы с общественностью специалист должен иметь организаторско-демонстративные способности, уметь зажечь массу, быть искренним, и конечно главное – тщательно продумывать свои выступления.
Посреднический компонент в социально-педагогической деятельности включает помощь в организации, координации и информировании (см. рис. 2).
Помощь в организации направлен
Информация о работе Социально-педагогическая деятельность в работе с семьей