Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 15:58, курсовая работа
Социально-психологический климат является комплексной психологической характеристикой, отражающей состояние взаимоотношений и степень удовлетворенности сотрудников различными факторами жизнедеятельности коллектива, служб и подразделений организации.
Часто суть социально-психологического климата сводят к следующим психологическим явлениям:
- состоянию коллективного сознания;
- отражению особенностей взаимодействия людей;
- эмоционально-психологическому настрою группы;
- настроению группы;
- состоянию группы;
- психологическому единству членов группы;
Введение
1. Теоретические аспекты формирования благоприятного социально-психологического климата
1.1 Определение сущности понятия «социально-психологический климат в коллективе»
1.2 Факторы формирования социально-психологического климата
1.3 Особенности социально-психологического климата
1.4 Роль и значение благоприятного социально-психологического климата для повышения эффективности деятельности коллектива
2. Психодиагностические методы исследования социально-психологического климата в коллективе
3.Анализ социально-психологического климата
Заключение
Список используемой литературы
Второй
уровень - динамический, меняющийся, колеблющийся.
Это каждодневный настрой сотрудников
в процессе работы, их психологическое
настроение. Этот уровень описывается
понятием «психологическая атмосфера».
В отличие от социально-психологического
климата психологическая
На формирование социально-психологического климата оказывает влияние ряд факторов макро- и микросреды.
Факторы макросреды - это тот общественный фон, на котором строятся и развиваются отношения людей. К этим факторам относятся:
1.
Общественно-политическая
2.
Экономическая ситуация в
3. Уровень жизни населения - баланс между заработной платой и уровнем цен, потребительская способность населения.
4.
Организация жизни населения
- система бытового и
5.
Социально-демографические
6. Региональные факторы - уровень экономического и технического развития региона.
7. Этнические факторы - наличие или отсутствие межэтнических конфликтов.
Факторы микросреды - это материальное и духовное окружение личности в организации. К микрофакторам относятся:
1. Объективные - комплекс технических, санитарно-гигиенических, управленческих элементов в каждой конкретной организации.
2. Субъективные (социально-психологические факторы):
а) формальная структура - характер официальных и организационных связей между членами группы, официальные роли и статусы членов группы;
б) неформальная структура - наличие товарищеских контактов, сотрудничества, взаимопомощи, дискуссий, споров, стиль руководства, индивидуальные психологические особенности каждого члена группы, их психологическая совместимость.
Английские психологи Г. Тежфел и Дж. Тернер в конце 70-х годов изучали процесс осознания индивидом принадлежности к группе, обозначив его термином «групповая идентификация». Они создали теорию социальной идентичности, основные положения которой заключаются в следующем:
- человек, отождествляя себя с какой-либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая, таким образом, статус группы и собственную самооценку;
- когнитивный компонент групповой идентификации состоит в осознании человеком принадлежности к группе и достигается путем сравнения своей группы с другими группами по ряду значимых признаков. Таким образом, в основе групповой идентичности лежат когнитивные процессы познания (категоризации) окружающего социального мира;
- эмоциональный компонент групповой идентичности неразрывно связан с когнитивным компонентом. Эмоциональная сторона идентичности заключается в переживании своей принадлежности к группе в форме различных чувств - любви или ненависти, гордости или стыда;
- поведенческий компонент проявляется тогда, когда человек начинает реагировать на других людей с позиций своего группового членства, а не с позиций отдельной личности с того момента, когда различия между своей и чужими группами становятся заметными и значимыми для него.
Для оценки психологического климата первичного трудового коллектива О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто разработали специальную методику, в которой социально-психологический климат понимается как социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений членов коллектива к коллективу как целому. Методика разработана на кафедре социальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского Университета.
Опыт показывает, что проводимые исследования психологического, климата, как правило, преследуют две цели:
1)подтверждение
гипотезы о взаимосвязи между
особенностями
2)выработку
конкретных рекомендаций по
Если для решения второй группы задач необходимо создание в каждом случае специальной методики, то в первом случае, как показывает практика, возникает потребность делать периодические "срезы" с целью диагностики состояния психологического климата в коллективе, прослеживать действенность тех или иных мероприятий и их влияние на психологический климат и т.д. Такие измерения могут быть полезны, например, при изучении адаптации новых работников, отношения к труду, динамики текучести кадров, эффективности руководства, продуктивности деятельности.
Методика
позволяет выявить
Итак, в сущности, групповая идентичность является диспозиционным образованием, то есть установкой на принадлежность к определенной группе. Как и любая установка, она состоит из трех компонентов - когнитивного, эмоционального и поведенческого и регулирует поведение человека в группе.
У каждого человека есть собственное внутреннее отношение к своему труду и товарищам по работе, собственная установка на труд и фирму. Она определяется воспитанием, жизненным опытом, социальным окружением. Совокупность установок всех членов коллектива (установки на дружелюбие и сотрудничество или, напротив, враждебность, неприязнь, самоизоляцию) создает общую психологическую обстановку. Ничто так не мешает делу, как постоянное отсутствие настроения для работы и враждебность со стороны товарищей. Тогда начинает работать эффект «социальной ингибиции» и мотивация к труду резко падает. Это препятствует повышению трудовых показателей гораздо больше, чем даже отсутствие автоматизации, передовой технологии или надлежащих экономических условий. От мотивации и настроения людей зависят инициатива, творческий поиск, изобретательность.
1.3 Особенности социально-
Социально-психологический
климат как интегральное состояние
коллектива включает в себя целый
комплекс различных характеристик.
Поэтому его невозможно измерить
по какому-либо одному показателю. Разработана
определенная система показателей,
на основании которых оказывается
возможным оценить уровень и
состояние социально-
Характеристики благоприятного социально-психологического климата:
1. В коллективе
преобладает бодрый, жизнерадостный
тон взаимоотношений между
2. В коллективе
существуют нормы
3. В коллективе
высоко ценят такие черты
4. Члены коллектива
активны, полны энергии, они
быстро откликаются, если
5. Успехи или
неудачи отдельных членов
6. В отношениях
между группировками внутри
Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата:
1. В коллективе
преобладают подавленное
2. В коллективе
отсутствуют нормы
3. Такие черты личности, как принципиальность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.
4. Члены коллектива
инертны, пассивны, некоторые стремятся
обособиться от остальных,
5. Успехи или
неудачи одного оставляют
6. В коллективе
возникают конфликтующие между
собой группировки,
7. В трудных
случаях коллектив не способен
объединиться, возникают растерянность,
ссоры, взаимные обвинения;
Для изучения психологического климата в группе используются определенные приемы, направленные на:
1. определение неформальной структуры группы, выявление лидера и его роли в группе;
2. определение уровня развития группы, социально-психологическая коррекция групповых процессов и состояний;
3. определение
причин конфликтов в группе
и применение социально-
4. коррекция
формальной и неформальной
5. социально-психологическая
коррекция взаимоотношений в
коллективе (проведение социально-
1.4 Роль и значение благоприятного социально-психологического климата для повышения эффективности деятельности организации
Социальная психология рассматривает коллектив как особое качество группы, связанное с общей деятельностью. Это особое качество представляет собой продукт развития групп, существующих внутри определенной системы социальной деятельности.
Благоприятный
СПК характеризуют оптимизм, радость
общения, доверие, чувство защищенности,
безопасности и комфорта, взаимная
поддержка, теплота и внимание в
отношениях, межличностные симпатии,
открытость коммуникации, уверенность,
бодрость, возможность свободно мыслить,
творить, интеллектуально и
Неблагоприятный
СПК характеризуют пессимизм, раздражительность,
скука, высокая напряженность и
конфликтность отношений в
Существуют признаки, по которым косвенно можно судить об атмосфере в группе. К ним относят:
- уровень текучести кадров;
- производительность труда;
- качество продукции;
- количество прогулов и опозданий;
- количество претензий, жалоб, поступающих от сотрудников и клиентов;
- выполнение работы в срок или с опозданием;
- аккуратность или небрежность в обращении с оборудованием;
- частота перерывов в работе.
Важным условием эффективности функционирования организаций является наличие в ней благоприятного социально-психологического климата. Психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Климат отношений между людьми в организации состоит из трех составляющих: