Социально-психологический климат в коллективе: факторы влияющие на его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Социально-психологический климат является комплексной психологической характеристикой, отражающей состояние взаимоотношений и степень удовлетворенности сотрудников различными факторами жизнедеятельности коллектива, служб и подразделений организации.
Часто суть социально-психологического климата сводят к следующим психологическим явлениям:
- состоянию коллективного сознания;
- отражению особенностей взаимодействия людей;
- эмоционально-психологическому настрою группы;
- настроению группы;
- состоянию группы;
- психологическому единству членов группы;

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты формирования благоприятного социально-психологического климата
1.1 Определение сущности понятия «социально-психологический климат в коллективе»
1.2 Факторы формирования социально-психологического климата
1.3 Особенности социально-психологического климата
1.4 Роль и значение благоприятного социально-психологического климата для повышения эффективности деятельности коллектива
2. Психодиагностические методы исследования социально-психологического климата в коллективе
3.Анализ социально-психологического климата
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

к.р. АПСП1.docx

— 60.89 Кб (Скачать файл)

На основе проведенного исследования были сформулированы рекомендации администрации по оптимизации социально-психологического климата.

1) Несмотря на  благоприятный социально-психологический  климат в коллективе, тёплые, дружеские  отношения между сотрудниками, необходимо  выяснить какие моменты нежелательны  и неприятны в работе для  того чтобы контролировать и  создавать хорошие условия для  работы и поддерживать положительный  психологический климат в организации.

2) По результатам  проведённого исследования для  формирования положительного социально-психологического  климата в коллективе можно  рекомендовать следующее:

- повысить уровень  поведенческого и когнитивного  компонента социально-психологического  климата, так как работники  мало проявляют желание общаться друг с другом в нерабочее время;

- повышать профессионализм  педагогов на методических семинарах, консилиумах;

- стимулировать  творческую активность в их  работе;

- подробнее  изучить признаки привлекательности  работы педагогов для выявления и устранения негативных.

1. Педагогический коллектив данного учреждения характеризуется благоприятным социально-психологическим климатом;

2. Работники, более положительно оценивающие социально-психологический климат в собственном коллективе, склонны к компромиссам в конфликтных ситуациях;

3. Существует  взаимосвязь между эмоциональной  характеристикой, уровнем конфликтности  и социально-психологическим климатом  в коллективе.

Управление  социально-психологическим климатом включает в себя осуществление следующих мероприятий:

- управление  процессом формирования содержательных  психологических компонентов климата  (норм, ожиданий, ценностей, установок,  традиций, группового мнения и  настроения);

- оптимальный  подбор, расстановка, обучение и  периодическая аттестация руководящих  кадров;

- комплектование  первичных коллективов с учетом  фактора психологической совместимости;

- опора на  наиболее авторитетных, активных  членов коллектива;

- предупреждение  и разрешение межличностных конфликтов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Наше исследование посвящено рассмотрению факторов, влияющих на особенности социально-психологического климата коллектива .... Это является актуальным вопросом в настоящее время, так как благоприятная психологическая атмосфера в коллективе оказывает положительное воздействие на эффективность работы организации.

1 - провели теоретический анализ литературы по данной проблеме;

2 - эмпирически исследовали особенности социально-психологического климата коллектива ...;

3 - проанализировали факторы, влияющие на особенности социально-психологического климата коллектива.

4 - по результатам нашего исследования предложены рекомендации, направленные на оптимизацию социально-психологического климата в коллективе.

  Таким образом, в ходе исследования было установлено, что социально-психологический климат – это результат совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия. Он проявляется в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценка условий жизни и работы личности в коллективе. Эти эффекты выражаются во взаимоотношениях, связанных с процессом труда и решение общих задач коллектива.

Выражая отношение работников к совместному  делу и друг другу, социально-психологическая  атмосфера выдвигает на передний план такие мотивы, которые не менее  действенны, чем материальное вознаграждение и экономическая выгода, стимулируют  работника, вызывают у него напряжение сил или спад энергии, трудовой энтузиазм  или апатию, заинтересованность в  деле или безразличие.

Существует  целый ряд факторов, определяющих социально-психологический климат в коллективе. Традиционно выделяют следующие факторы: глобальная и  локальная микросреда, санитарно-гигиенические  условия труда, удовлетворенность  работников, характер деятельности, психологическая  совместимость и характер коммуникаций.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Афанасьев В.Г.Человек в управлении обществом. – М.: Политиздат, 1977.
  2. Бездольный А.В. Луковников Н.Н.О социально-психологическом климате в коллективе//Деньги и кредит.-1994.-№7.- С.76-79.
  3. Бовина И.Б.О феномене «группового духа»/Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14 /Психология.-1998 ,№-1.- С. 47-52.
  4. Бодалёв А.А., Столин В.В.Общая психодиагностика. – СПб.: Изд-во «Речь»,2000.
  5. Бойко В.В., Ковалев А. Т., Панферов В.И. Социально-психологический климат коллектива и личность. — М., 1983.
  6. Брушлинский А.В. Психология субъекта: индивида и группы//Психологический журнал. 2002. Т.23. №1. С.71-80.
  7. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учеб. для вузов/ Б.М.Генкин. 7-е изд., доп. – М.:Норма, 2007. – 448 с.
  8. Дементьев И.Жить без конфликтов//Соц.труд.-199.1.-№11.-С.98-105.
  9. Журавлёв А.Л. Социально-психологическая динамика в изменяющихся экономических условиях// Психологический журнал.-1998.-Т.19,№3.-С.3-15.
  10. Захарова Л.Н.Психология управления человеческими ресурсами в организации. – Н.Новгород.:Нижегородский гуманитарный центр,2001.
  11. Климов Е.А. О феномене профессиональной относительности образа мира//Вестн.Моск.ун-та.Сер.14.Психология.-1995.-№1.-С.8-18.
  12. Котов А.В. Мотивационно-эмоциональный конфликт в структуре поведенческого акта// Психологический журнал. 1999. Т.20. №6. С.62-71.
  13. Мануйлов В.Г.,Новиков В.В.Психологическое управление в кризисном обществе. – СПб.:Алетейя,1999.
  14. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с..
  15. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. – СПб.:Изд-во «Речь», 2000. – 298 стр.
  16. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие/ В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др.; под общей ред. А.А.Крылова, С.А. Маничева. – Питер. 2000 – (Практикум по психологии).
  17. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: Под ред. Г.С.Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2001. – 448 с.
  18. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: Учебник. — М.: Аспект Пресс. 1998.
  19. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социально-педагогическая психология. – СПб.: ЗАО Издательство Питер – (Серия Мастера психологии).
  20. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях// Психологический журнал. 2002. Т.23 №3. С.85-95.
  21. Словарь практического психолога/Сост. С.Ю.Головин - Минск: Харвест,1998.-800с.
  22. Толочек В.А.Стили профессиональной деятельности в условиях взаимодействия субъектов Психологический журнал. 2002. Т.21. №3. С.96-103.

 

Приложение 1

Тест К.Томаса (Методика адаптирована В. Гришиной)

В ситуации конфликта:

1.   А) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б) Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.

2.   А) Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б) Я пытаюсь  уладить его с помощью всех интересов другого человека и  моих собственных.

3.   А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. 
Б) Я иногда жертвую своими интересами ради интересов другого человека.

4.   А) Я стараюсь найти компромиссное решение. 
Б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

5.   А) Улаживая спорную ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого человека.

Б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной  напряженности.

6.   А) Я пытаюсь избежать неприятностей для себя. 
Б) Я стараюсь добиться своего.

7.   А) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

Б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы  добиться другого.

8.   А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. 
Б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9.   А) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.

Б) Я предпринимаю все усилия, чтобы добиться своего.

10. А) Я твердо  стремлюсь добиться своего.

Б) Я пытаюсь  найти компромиссное решение.

11. А) Первым  делом я стремлюсь ясно определить  то, в чем состоят все затронутые  интересы и спорные вопросы.

Б) Я стараюсь успокоить другого и главным  образом сохранить наши отношения.

12. А) Зачастую  я избегаю занимать позицию,  которая может 
вызвать споры.

Б) Я даю  возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.

13. А) Я предлагаю  среднюю позицию.

Б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14. А) Я сообщаю  другому свою точку зрения  и спрашиваю о его взглядах.

Б) Я пытаюсь  показать другому преимущество моих взглядов.

15. А) Я стараюсь  успокоить другого и сохранить  наши отношения.

Б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы  избежать напряжения.

16. А) Я стараюсь  не задеть чувств другого.

Б) Я обычно пытаюсь убедить другого в  преимуществах моей позиции.

17. А) Обычно  я настойчиво стремлюсь добиться  своего. 
Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. А) Если  это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять  на своем.

Б) Я дам  другому возможность остаться при  своем мнении, если он идет мне навстречу.

19. А) Первым  делом я стремлюсь ясно определить  то, в чем состоят все затронутые  интересы и спорные вопросы.

Б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, с тем  чтобы со временем решить их окончательно.

20. А) Я пытаюсь  немедленно преодолеть наши разногласия.

Б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод  и потерь для нас обоих.

21. А) Ведя  переговоры, я стараюсь быть внимательным  к другому.

Б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А) Я пытаюсь  найти позицию, которая находится  посередине между моей и позицией  другого человека.

Б) Я отстаиваю  свою позицию.

23. А) Как  правило, я озабочен тем, чтобы  удовлетворить желания каждого  из нас.

Б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность  за решение спорного вопроса.

24. А) Если  позиция другого кажется мне  очень важной, я стараюсь идти  ему навстречу.

Б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

25. А) Я пытаюсь  убедить другого в своей правоте.

Б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26. А) Я обычно  предлагаю свою позицию.

Б) Я почти  всегда стремлюсь удовлетворить  интересы каждого из нас.

27. А) Я зачастую  стремлюсь избежать споров.

Б) Если это  сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. А) Обычно  я настойчиво стремлюсь добиться  своего. 
Б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. А) Я предлагаю  среднюю позицию.

Б) Думаю, что  не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30. А) Я стараюсь  не задевать чувств другого.

Б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы могли совместно добиться успеха.

 

Приложение 2

Экспресс-методика оценки социально-психологического климата  в трудовом коллективе

1. Отметьте, пожалуйста, с каким из  приведенных ниже утверждений  Вы больше всего согласны:

А) большинство членов нашего коллектива — хорошие симпатичные люди;

Б) в нашем коллективе есть всякие люди;

В) большинство членов нашего коллектива — люди малоприятные.

2. Думаете ли Вы, что было бы  весьма неплохо, если бы члены  Вашего коллектива жили неподалеку  друг от друга?

1 — нет;

2 — скорее нет, чем да;

3 — не знаю, не задумывался об  этом;

4 — скорее да, чем нет;

5 — да, конечно.

3. Как Вам кажется, могли бы  вы дать достаточно полную  характеристику:

А) деловых качеств большинства  членов коллектива       ;

Б) личных качеств большинства членов коллектива .

1 – нет;

2 — пожалуй, нет;

3 — не знаю, не задумывался об  этом;

4 — пожалуй, да;

5—да.

4. Цифра «один» на приведенной  ниже шкале характеризует коллектив,  который Вам очень не нравится, а цифра «девять» — коллектив,  который Вам очень нравится. Какой  цифрой Вы бы охарактеризовали  свой коллектив? 123456789

5. Если бы у Вас возникла возможность  провести отпуск вместе с членами  Вашего коллектива, то как бы  Вы к этому отнеслись: А)  это меня бы вполне устроило; Б) не знаю, не задумывался над  этим; В) это меня бы совершенно  не устроило.

6. Могли бы Вы с достаточной  уверенностью определить, с кем  охотно общаются по деловым  вопросам большинство членов  Вашего коллектива?

А) нет, не мог бы;

Б) не знаю, не задумывался об этом;

В) да, мог бы.

7. Какая атмосфера обычно преобладает  в Вашем коллективе? На приведенной  ниже шкале цифра «один» соответствует  нездоровой атмосфере, а цифра  «девять» — наоборот, атмосфере  взаимопомощи, взаимного уважения, понимания. Какой цифрой Вы  бы охарактеризовали свой коллектив? 123456789

8. Как Вы думаете, если бы Вы  по какой-либо причине долго  не работали (болезнь, декретный  отпуск, пенсия и т. п.), Вы бы  стремились встречаться с членами  Вашего коллектива?

1 – нет;

2 — скорее нет, чем да;

3 — не знаю, не задумывался об  этом;

4 — скорее да, чем нет;

5 — да, конечно.

 

 

Приложение 3

Опросник ПВ

1.Я  чувствую себя эмоционально опустошенным.

2.К  концу рабочего дня я чувствую  себя как выжатый лимон.

3.Я  чувствую себя усталым, когда  встаю утром и должен идти  на работу.

4.Я  хорошо понимаю, что чувствуют  мои ученики и коллеги, и  использую это в интересах  дела.

5.Я  общаюсь с моими учениками  чисто формально, без лишних  эмоций и стремлюсь свести  общение с ними до минимума.

6.Я  чувствую себя энергичным и  эмоционально воодушевленным.

7.Я  умею находить правильное решение  в конфликтных ситуациях.

Информация о работе Социально-психологический климат в коллективе: факторы влияющие на его особенности