Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 15:58, курсовая работа
Социально-психологический климат является комплексной психологической характеристикой, отражающей состояние взаимоотношений и степень удовлетворенности сотрудников различными факторами жизнедеятельности коллектива, служб и подразделений организации.
Часто суть социально-психологического климата сводят к следующим психологическим явлениям:
- состоянию коллективного сознания;
- отражению особенностей взаимодействия людей;
- эмоционально-психологическому настрою группы;
- настроению группы;
- состоянию группы;
- психологическому единству членов группы;
Введение
1. Теоретические аспекты формирования благоприятного социально-психологического климата
1.1 Определение сущности понятия «социально-психологический климат в коллективе»
1.2 Факторы формирования социально-психологического климата
1.3 Особенности социально-психологического климата
1.4 Роль и значение благоприятного социально-психологического климата для повышения эффективности деятельности коллектива
2. Психодиагностические методы исследования социально-психологического климата в коллективе
3.Анализ социально-психологического климата
Заключение
Список используемой литературы
На основе проведенного
исследования были сформулированы рекомендации
администрации по оптимизации социально-
1) Несмотря на
благоприятный социально-
2) По результатам
проведённого исследования для
формирования положительного
- повысить уровень
поведенческого и когнитивного
компонента социально-
- повышать профессионализм педагогов на методических семинарах, консилиумах;
- стимулировать творческую активность в их работе;
- подробнее
изучить признаки
1. Педагогический коллектив данного учреждения характеризуется благоприятным социально-психологическим климатом;
2. Работники, более положительно оценивающие социально-психологический климат в собственном коллективе, склонны к компромиссам в конфликтных ситуациях;
3. Существует
взаимосвязь между
Управление социально-психологическим климатом включает в себя осуществление следующих мероприятий:
- управление
процессом формирования
- оптимальный
подбор, расстановка, обучение и
периодическая аттестация
- комплектование
первичных коллективов с
- опора на наиболее авторитетных, активных членов коллектива;
- предупреждение
и разрешение межличностных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наше исследование посвящено рассмотрению факторов, влияющих на особенности социально-психологического климата коллектива .... Это является актуальным вопросом в настоящее время, так как благоприятная психологическая атмосфера в коллективе оказывает положительное воздействие на эффективность работы организации.
1 - провели теоретический анализ литературы по данной проблеме;
2 - эмпирически исследовали особенности социально-психологического климата коллектива ...;
3 - проанализировали факторы, влияющие на особенности социально-психологического климата коллектива.
4 - по результатам нашего исследования предложены рекомендации, направленные на оптимизацию социально-психологического климата в коллективе.
Таким образом, в ходе исследования было установлено, что социально-психологический климат – это результат совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия. Он проявляется в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценка условий жизни и работы личности в коллективе. Эти эффекты выражаются во взаимоотношениях, связанных с процессом труда и решение общих задач коллектива.
Выражая отношение работников к совместному делу и друг другу, социально-психологическая атмосфера выдвигает на передний план такие мотивы, которые не менее действенны, чем материальное вознаграждение и экономическая выгода, стимулируют работника, вызывают у него напряжение сил или спад энергии, трудовой энтузиазм или апатию, заинтересованность в деле или безразличие.
Существует
целый ряд факторов, определяющих
социально-психологический
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Тест К.Томаса (Методика адаптирована В. Гришиной)
В ситуации конфликта:
1. А) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б) Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.
2. А) Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б) Я пытаюсь уладить его с помощью всех интересов другого человека и моих собственных.
3. А) Обычно я
настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б) Я иногда жертвую своими интересами
ради интересов другого человека.
4. А) Я стараюсь
найти компромиссное решение.
Б) Я стараюсь не задеть чувств другого
человека.
5. А) Улаживая спорную ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого человека.
Б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. А) Я пытаюсь
избежать неприятностей для себя.
Б) Я стараюсь добиться своего.
7. А) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.
Б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. А) Обычно я
настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б) Я первым делом стараюсь определить
то, в чем состоят все затронутые интересы
и спорные вопросы.
9. А) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.
Б) Я предпринимаю все усилия, чтобы добиться своего.
10. А) Я твердо стремлюсь добиться своего.
Б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. А) Первым
делом я стремлюсь ясно
Б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12. А) Зачастую
я избегаю занимать позицию,
которая может
вызвать споры.
Б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.
13. А) Я предлагаю среднюю позицию.
Б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
14. А) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б) Я пытаюсь показать другому преимущество моих взглядов.
15. А) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
Б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.
16. А) Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. А) Обычно
я настойчиво стремлюсь
Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать
бесполезной напряженности.
18. А) Если
это сделает другого
Б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.
19. А) Первым
делом я стремлюсь ясно
Б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, с тем чтобы со временем решить их окончательно.
20. А) Я пытаюсь
немедленно преодолеть наши
Б) Я стараюсь
найти наилучшее сочетание
21. А) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к другому.
Б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. А) Я пытаюсь
найти позицию, которая
Б) Я отстаиваю свою позицию.
23. А) Как
правило, я озабочен тем,
Б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. А) Если позиция другого кажется мне очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.
Б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
25. А) Я пытаюсь
убедить другого в своей
Б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.
26. А) Я обычно предлагаю свою позицию.
Б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
27. А) Я зачастую стремлюсь избежать споров.
Б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. А) Обычно
я настойчиво стремлюсь
Б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь
найти поддержку у другого.
29. А) Я предлагаю среднюю позицию.
Б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.
30. А) Я стараюсь не задевать чувств другого.
Б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы могли совместно добиться успеха.
Приложение 2
Экспресс-методика оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе
1. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны:
А) большинство членов нашего коллектива — хорошие симпатичные люди;
Б) в нашем коллективе есть всякие люди;
В) большинство членов нашего коллектива — люди малоприятные.
2.
Думаете ли Вы, что было бы
весьма неплохо, если бы члены
Вашего коллектива жили
1 — нет;
2 — скорее нет, чем да;
3 — не знаю, не задумывался об этом;
4 — скорее да, чем нет;
5 — да, конечно.
3. Как Вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику:
А) деловых качеств большинства членов коллектива ;
Б) личных качеств большинства членов коллектива .
1 – нет;
2 — пожалуй, нет;
3 — не знаю, не задумывался об этом;
4 — пожалуй, да;
5—да.
4.
Цифра «один» на приведенной
ниже шкале характеризует
5.
Если бы у Вас возникла
6. Могли бы Вы с достаточной уверенностью определить, с кем охотно общаются по деловым вопросам большинство членов Вашего коллектива?
А) нет, не мог бы;
Б) не знаю, не задумывался об этом;
В) да, мог бы.
7.
Какая атмосфера обычно
8.
Как Вы думаете, если бы Вы
по какой-либо причине долго
не работали (болезнь, декретный
отпуск, пенсия и т. п.), Вы бы
стремились встречаться с
1 – нет;
2 — скорее нет, чем да;
3 — не знаю, не задумывался об этом;
4 — скорее да, чем нет;
5 — да, конечно.
Приложение 3
Опросник ПВ
1.Я
чувствую себя эмоционально
2.К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон.
3.Я чувствую себя усталым, когда встаю утром и должен идти на работу.
4.Я хорошо понимаю, что чувствуют мои ученики и коллеги, и использую это в интересах дела.
5.Я общаюсь с моими учениками чисто формально, без лишних эмоций и стремлюсь свести общение с ними до минимума.
6.Я чувствую себя энергичным и эмоционально воодушевленным.
7.Я
умею находить правильное