Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 11:17, дипломная работа
Целью нашей работы является изучение влияния средств массовой информации на проявление агрессии у детей.
Задачами нашего исследования являются:
изучение направлений воздействия средств массовой информации и видов воздействия;
изучение воздействия СМИ непосредственно на детей;
изучение влияния СМИ на проявление агрессивности у детей;
подготовка программы экспериментального исследования, подборка анкет и тестов;
составление рекомендации для родителей и педагогов по контролю и регуляции процесса воздействия современных СМИ.
Введение………………………………………………………………….………....3
1 Воздействие средств массовой информации…………………………………...6
1.1 Направления воздействия средств массовой информации……….……….6
1.2 Виды воздействия средств массовой информации…………………….…12
2 Теоретическое исследование воздействие средств массовой информации на детей…………………………………………22
2.1 Особенности воздействия средств массовой информации на детей………………………………………………………………………………..22
2.2 Агрессия как форма проявления влияния средств массовой информации…………………………………………………………………….....30
3 Экспериментальное исследование воздействия средств массовой информации на проявление агрессии у детей………………………………......37
Заключение…………………………………………………………………….…..51
Глоссарий………………………………………………………………………….55
Список использованных источников………………………………………….…58
Приложение А. Анкета для родителей…………………………………………. 61
Приложение Б. Беседа с детьми на тему: "Я и телевизор" ……………….…....62
Приложение В. Наблюдение, проводимое воспитателем ……………....…..… 63
Приложение Г. Учебный эксперимент: "Телевидение. Опасности. Дети" .…..64
Но, не смотря на многие положительные стороны средств массовой информации, они не лишены и негативного влияния на общество.
В современном обществе
человек в течении дня
И в процессе отдыха вместе с расслаблением тела, расслабляется и нервная система или, говоря другими словами, тормозится возбуждение центров управления психикой.
Очень часто люди вместо живого человека выбирают себе в общение экран телевизора или компьютера. Его анонимность позволяют ему удовлетворять свои низменные чувства, такие как злоба или похоть.
Он может наслаждаться картинами насилия не чувствуя упреков со стороны. Бессознательно, в состоянии гипноза, человек добровольно передает телевидению управление своими психическими процессами.
В обществе людей нет одинаковых личностей. Каждый человек индивидуален, по-своему существует в обществе, в семье, личной жизни, у него есть свои цели, идеи, принципы и симпатии. Общаясь со всем миром через телевизор, он находит для себя будто бы нечто ценное, в том числе и идеал своего существования. У одних это всевозможные герои, смелые полицейские или бандиты, у других — политические лидеры, у третьих - знаменитые киноактёры, модельеры, спортсмены и т.п.
Постепенно люди начинают полностью доверять, верит в слова и действия своего идеала, и начинает следовать его принципам. Такое влияние идеала с экрана телевизора оказывает огромное внушительное действие (вводя человека в некое гипнотическое состояние). В зависимости от склада и состояния нервной системы, внушение происходит либо в первой стадии гипноза, которая характеризуется ощущением покоя, расслаблением мышц, сохранением связи с окружающими и способностью противостоять словесному внушению, либо во второй, более глубокий, для которого характерны сонливость, оцепенение, пассивная подчиняемость внушению.
Сидящий перед экраном человек приводится, как мы уже выяснили, в гипнотическое состояние, следовательно, он "находится во власти того, кто производит впечатление на его чувства или воображение. Экспериментаторы утверждают, что можно не только напомнить ему некоторые мысли, но и навести его на другие.
Чувства в этом состоянии делаются пассивными или впечатлительными, разум утрачивает реактивную силу, что достаточно сообщить внушаемому мысль, или вызвать в нем ощущение, что он сам до этого додумался.
К сожалению, негативная информация в Интернете на данный момент преобладает. Прежде всего, необходимо сразу сказать, что речь идет о многочасовом сидении за компьютером. Второе, мы имеем в виду людей, которые проводят свое время в чатах, форумах, за играми, а не занимаются работой в Интернете или сбором информации, они составляют около 90% от всех "сидящих" в сети. Отсюда следует третье положение: портрет этой аудитории. Собственно он-то и является основополагающей причиной подобного времяпрепровождения, с вытекающими из этого последствиями. Людям, проживающим свою жизнь в Интернете зачастую необходима социальная поддержка, у них большие трудности в общении, они испытывают неудовлетворенность, низкую самооценку, закомплексованность, застенчивость и т.п. Все эти проблемы решает Интернет.3
Интернет позволяет людям представиться кем угодно и не нести за это последствий, поэтому многие спешат уйти в безопасную для них среду, ни к чему не обязывающую жизнь. Таким образом, они, во-первых, усугубляют те свои черты характера, от которых хотели бы избавиться, а также приобретают новые: уход от реальности посредством изменения своего психического состояния, виртуально изменяя свой пол, возраст. Безусловно, постепенно такой образ жизни, образ мысли, пропитывает все уровни их жизни. Человек начинает действовать и думать по-другому. Он по-другому решает бытовые вопросы, семейные, личные, профессиональные, партнерские и т.д.
1.2 Виды воздействия средств массовой информации
На протяжении научного поиска в сфере медиавоздействия в ходе многих исследований обнаруживались свидетельства того, что просмотр жестоких фильмов и других телепередач ведет к проявлениям насилия. Как со взрослыми, так и с детьми проводились многочисленные экспериментальные исследования. Сенсационный характер преступлений-копий привлекает внимание прессы и электронных СМИ, поэтому общественности известно множество подобных случаев.
Миллионы
телезрителей, которые смотрят те
же самые фильмы и другие
передачи, не испытывают побуждения
к имитации увиденных актов
насилия. Это позволяет
Все усилия ученых сосредоточены на нескольких основных вопросах, относящихся к медианасилию. Целью многих исследований является измерение объема медиавоздействия в разных средствах массовой информации. Что еще более важно, в ходе этих исследований изучается подверженность зрителей телевизионному насилию и делается попытка ответить на трудный вопрос: "Какое воздействие оказывает медианасилие на потребителей массовой информации?"
При изучении воздействия медианасилия применялись различные методы исследования. При проведении научных работ, посвященных данной проблеме, было выявлено шесть основных методов исследования. К ним относятся: лабораторный эксперимент, полевой эксперимент, корреляционное исследование, лонгитюдное исследование, естественный эксперимент и экспериментальное вмешательство.
Анализируя воздействие медианасилия, ученым, прежде всего, следует четко определиться с содержанием этого понятия. Для определения объема медианасилия используется метод контент-анализа. С его помощью кодируется каждая сцена медианасилия.
Контент-анализ показал, что телепрограммы лучшего эфирного времени, в том числе не художественные, содержат большой объем сцен насилия. Контент-анализ предоставляет систему кодирования и описания содержания телепередач; но не предполагает анализа зрительского восприятия сцен насилия. Изучение контекста предполагает анализ ситуации, в рамках которой совершается акт насилия.
Исследования
показали, что контекстуальные
Мета-анализ, в ходе которого для определения общих признаков медиавоздействия и тенденций научного поиска сводятся и изучаются данные различных исследований, предполагает использование статистических методов. Применение мета-анализа позволило последовательно доказать наличие причинно-следственной связи между просмотром сцен насилия и агрессивным поведением. Основные проявления этого воздействия — имитирующее поведение и страх.4
Самыми распространенными видами медиовоздеиствия являются: воздействие сексуально - откровенного медиасодержания, воздействие новостей, воздействие рекламы, воздействие развлекательной медиапродукции.
Независимо от вида СМИ — будь то телевидение, кино, компакт-диски, видео - клипы, реклама или что-либо другое — на потребителей медиаинформации ежедневно обрушивается поток сообщений и изображений сексуального характера. Диапазон этой информации очень широк — от игривых намеков до сексуально откровенных материалов различной степени, что подразумевает изображение в СМИ индивидов, вовлеченных в различного вида сексуальную активность. Сексуально откровенные материалы в электронных и печатных СМИ имеют большое значение вследствие их предполагаемой связи с такими серьезными социальными проблемами, как высокий процент беременности несовершеннолетних и распространение заболеваний, передающихся половым путем, в частности СПИДа.
В последние десятилетия исследователи изучают массовую долю и степень откровенности сексуально ориентированной информации в СМИ. Многие из этих исследований представляют собой контент-анализ, объектом, которого являются различные виды сексуально откровенных медиаматериалов, доступных для детей и подростков, порножурналы и, самое главное, телепрограммы эфирного телевидения. В печатных изданиях такие материалы можно увидеть достаточно часто, как например в "Playboy" или в газете "Спид-инфо". В музыкальных клипах такое встречается вообще сплошь и рядом, в каждом втором клипе можно увидеть такие сексуально провоцирующие действия, как объятия, поцелуи, возбуждающие танцевальные движения, сексуальный стиль одежды. Видеопродукцию откровенного содержания можно увидеть в свободной продаже, далеко не секрет что порнографию можно приобрести у так называемых "видео-пиратов". Да на телевидении в дневное время мы практически не видим сцен сексуального содержания, потому как такие передачи идут в вечернее время, но днем мы можем наблюдать анонсы и информирующую рекламу данных программ.5
Регулярное потребление сексуально откровенных медиаматериалов обычно приводит к сбою установок и ценностей человека. Например, если мужчина видит несколько фильмов категории X, которые изображают женщин, получающих удовольствие от насилия, он может вскоре изменить свое мнение о частоте встречаемости подобного поведения в реальной жизни, равно как и свои установки, касающиеся степени вреда, причиняемого таким социальным и психологическим насилием, а также свое представление о вероятности того, что он сам может пойти на преступление.
Предоставляемое СМИ сексуальное содержание варьирует от намеков до более или менее сексуально откровенных медиаматериалов. Сексуально откровенные материалы в электронных и печатных СМИ имеют важное значение вследствие их предполагаемой связи с серьезными социальными проблемами. Доступность телевидения для зрителей всех возрастных категорий делает данное средство массовой информации особенно опасным, если учитывать негативные социальные последствия потребления сексуально ориентированных медиаматериалов. Порнография — крайняя степень сексуальной откровенности медиаматериалов, рассчитанных на взрослых потребителей. Такая медиапродукция не имеет художественной ценности, ее производство преследует единственную цель: эксплуатация полового влечения.
Так же большое влияние оказывают новости. Главные новости можно определить как сообщение о событии, которое случилось, или стало известно за последние 24 часа и может иметь важные последствия в дальнейшем. Событие, достойное освещения в масс-медиа, имеет четыре главных признака: оно должно быть драматичным и наполненным конфликтами, актуальным и конкретным, новым или отклоняющимся от нормы и иметь привязку к темам, которые и в дальнейшем будут интересовать новостные масс-медиа.
Новости также разделяют по нескольким второстепенным признакам. Обычно это отсутствие оскорбительного тона, восприятие новостей как заслуживающих доверия, компактность и ориентирование на интересы местной аудитории. Важной разновидностью главных новостей являются чрезвычайные или кризисные новости, которые можно определить как природное событие, представляющее собой непосредственную серьезную угрозу жизням и имуществу или душевному спокойствию многих людей. Такие чрезвычайные события отличаются "внезапным началом, неопределенностью и слабым контролем, выраженной эмоциональной реакцией и угрозой человеческим жизням и имуществу".
Во время чрезвычайных событий роль масс-медиа в обществе становится особенно важной. Как пример роль СМИ во время обрушения башен-близнецов в США 11 сентября, или война на Кавказе между Россией и Грузией. Исследователи установили и изучили несколько различных видов воздействия чрезвычайных событий. Исследования распространения новостей концентрируются на сообщении новостей и их распространении среди аудитории посредством печатных и вещательных медиа или межличностных каналов. В других работах исследуется воздействие того или иного чрезвычайного события на сами информационные организации — в фокусе внимания оказывается их особое значение для общества и их деятельность в ответ на кризис. Другим типом воздействия чрезвычайного события является эффект сплочения, проявляющийся в объединении людей в неспокойное время вокруг лидера, например президента. Легкие новости включают в себя сюжеты, представляющие интерес для людей, и новости, которые нельзя рассматривать, как только что случившиеся или безотлагательные по своей природе. Исследователи установили, что за последние годы печатные и вещательные новостные медиа стали предлагать большее количество легких новостей, пытаясь таким образом конкурировать с Internet. Исследователи воздействия новостей пытаются определить объем информации, которую люди узнают из увиденных или услышанных ими новостей; факторы, способствующие или препятствующие им в этом процессе; виды эффектов, возникающих в результате понимания или непонимания новостей. Другие исследования изучают воздействие новостей на национальном и международном уровне, в том числе воздействие новостей на международную политику или отношения с иностранными государствами. Последние научные работы на тему воздействия новостей проанализировали несколько различных сфер исследования. Они включали в себя детскую реакцию страха на сюжеты новостей, исследования разрыва в знаниях, дополнительные исследования памяти на новости и восприятия тем, которые освещаются в них. Вероятно, будущие исследования будут продолжать исследования всех вышеперечисленных проблем.
Информация о работе Социолого-психологический анализ воздействия средств массовой информации