Социолого-психологический анализ воздействия средств массовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 11:17, дипломная работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение влияния средств массовой информации на проявление агрессии у детей.
Задачами нашего исследования являются:
изучение направлений воздействия средств массовой информации и видов воздействия;
изучение воздействия СМИ непосредственно на детей;
изучение влияния СМИ на проявление агрессивности у детей;
подготовка программы экспериментального исследования, подборка анкет и тестов;
составление рекомендации для родителей и педагогов по контролю и регуляции процесса воздействия современных СМИ.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………....3
1 Воздействие средств массовой информации…………………………………...6
1.1 Направления воздействия средств массовой информации……….……….6
1.2 Виды воздействия средств массовой информации…………………….…12
2 Теоретическое исследование воздействие средств массовой информации на детей…………………………………………22
2.1 Особенности воздействия средств массовой информации на детей………………………………………………………………………………..22
2.2 Агрессия как форма проявления влияния средств массовой информации…………………………………………………………………….....30
3 Экспериментальное исследование воздействия средств массовой информации на проявление агрессии у детей………………………………......37
Заключение…………………………………………………………………….…..51
Глоссарий………………………………………………………………………….55
Список использованных источников………………………………………….…58
Приложение А. Анкета для родителей…………………………………………. 61
Приложение Б. Беседа с детьми на тему: "Я и телевизор" ……………….…....62
Приложение В. Наблюдение, проводимое воспитателем ……………....…..… 63
Приложение Г. Учебный эксперимент: "Телевидение. Опасности. Дети" .…..64

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 592.50 Кб (Скачать файл)

Современный человек не мыслит уже  свое существование без телевидения. Особенно подвержены воздействию телевидения дети, с их еще не сформировавшейся психикой и организмом в целом. Сергей Образцов пытался внушить взрослым людям простую мысль, которой следовал всю свою долгую творческую жизнь: нельзя детям до семилетнего возраста показывать (даже в сказках) сцены насилия, жестокости, грубого обращения с животными и людьми. Великий мастер знал: детская душа, что губка, впитывает все происходящее вокруг нее и, особенно все, что происходит на сцене, на экране, в книге.

Что же нам показывает современное детское телевидение? Возьмем мультфильмы. Например, известный мультсериал про кота и мышь, где весь юмор сосредоточен в расплющивании кота или мышонка, таскании кота за хвост и различных падениях. В результате дети начинают  таскать своих домашних питомцев за хвост, загоняют друг друга под кровать и т.д. Эти истории постоянно рассказываются родителями и работниками детских садов.

А куда пропали добрые и поучительные, без сцен насилия отечественные мультфильмы, такие как мультфильмы 50-70-х годов? Возможно, они были в чем-то наивны, может быть, художники слишком следовали требованиям соцреализма, но эти фильмы воспитывали детей в духе общепринятых моральных принципов: будь терпим к окружающим, будь послушен, будь вежлив, будь аккуратен, цени дружбу, трудись и так далее. Таких мультфильмов осталось очень мало на телеэкране. Посмотрите современные детские телевизионные передачи с куклами. Как часто эти куклы изображают нечто, рожденное больным воображением художника. Какие-то монстры, животные непонятной породы. Задумывались ли их создатели о восприятии мира ребенком? Как уродуют они еще слабое эстетическое чувство ребенка, искажают чувство прекрасного, в конце концов, уводят в мир нереального.

Еще один, не менее, а, может быть, даже более важный аспект проблемы "дети и телевидение". Это влияние телевидения на физическое здоровье ребенка. Как показывают исследования, на еще не окрепший организм ребенка действуют следующие факторы: излучение от экрана телевизора, мелькание яркостных и цветовых пятен на его экране, частая смена изображений. Излучение, хотя оно и не превышает санитарных норм, имеет накопительный эффект и при неумеренных дозах сидения у телевизора оказывает негативное воздействие на иммунную систему, систему кроветворения и т.д. Мелькания яркостных и цветовых пятен оказывают вредное влияние на зрительный аппарат ребенка в целом (не только на глаза), на функционирование сердца и мозга, так как частоты мельканий (или правильнее сказать некоторые составляющие пространственно-временного спектра этих колебаний) могут и совпадают с частотами колебаний сердца, частотами электрических колебаний, сопровождающих деятельность сердца и мозга человека. Особенно опасно, когда наступает резонанс этих колебаний.

Из сказанного следует вывод о  необходимости ограничивать время, в течение которого ребенок сидит  у телевизора, не разрешать ему  смотреть передачи с частыми мельканиями  световых и цветовых пятен. Таким приемом часто пользуется реклама.

Как и каждое сильнодействующее  средство, в зависимости от дозы, от правильности приема телевидение  может быть и злом и добром. Правильно организованное, построенное с учетом влияния на человека, телевидение может стать большим добром и для психического, и для физического здоровья. Так, уже в Древнем Египте лечили цветом. Цветотерапия широко применялась на Востоке, да и сейчас лечение цветом обретает вторую жизнь. Построенное с учетом воздействия цвета на человека цветовая гамма телевизионных передач может благотворно воздействовать на зрителей, в том числе детей. Известно так же, что на человека сильно влияет пространственный спектр наблюдаемого изображения (изображение можно составить из горизонтальных и вертикальных "решеток", построенных из "палочек" разной толщины). Так, например, наблюдение однообразных, построенных из небольшого числа "решеток", изображений зданий современной архитектуры, подавляет психику человека и наоборот, здания с большим количеством декоративных элементов, как правило, создают наблюдателю комфортное состояние души. Так и телевизионные изображения, обладая различными спектрами пространственных частот, могут создавать хорошее настроение, повышать иммунитет организма, в значительной степени независимо даже от содержания сцены.10

Само содержание также является мощнейшим средством воздействия на людей, особенно, конечно, детей. Добрые, красочные мультфильмы с узнаваемыми героями, художественные телефильмы, фильмы-сказки, сделанные с душой, с учетом санитарных требований, показанные на экранах телевизоров, становятся мощным положительным средством и весьма благоприятны для здоровья детей.

Негативное влияние СМИ на развитие детей подтверждают многие специалисты. Современное искусство деформирует и меняет психику ребенка, воздействуя в основном на воображение, давая новые установки и модели поведения. Из виртуального мира в детское сознание врываются ложные и опасные ценности: "культура" силы, агрессии, грубого и пошлого поведения, что приводит к гипервозбудимости детей.11

В западных мультфильмах (которые заняли практически весь рынок этой продукции) происходит фиксация на агрессии. Многократное повторение сцен садизма,  где герой мультфильма причиняет боль друг другу, вызывает у детей выработку соответствующих моделей поведения.

Дети часто пытаются повторять то, что видят на экранах, что является следствием идентификации.  Идентифицируя себя с персонажем, поведение, которого никак на экране не наказывается, а наоборот поощряется,  дети ему  подражают и усваивают его агрессивные модели поведения. Еще в 1970 году А. Бандура еще говорил о том, что одна телевизионная модель может стать предметом подражания для миллионов.

Агрессия в мультфильмах сопровождается красивыми, яркими картинками. Герои красиво одеты, или  находятся в красивом помещении или просто  рисуется красивая сцена,  которая сопровождается убийством, дракой, и другими агрессивными моделями поведения, это делается для того чтобы мультфильм притягивал. Т.к. если на основе уже имеющихся представлений о  красоте вливать картинки садизма, то этим самым размываются уже сложившиеся представления.

Совершая убийства, в компьютерных играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая все моральные нормы и законы. В виртуальной действительности отсутствуют человеческие чувства: убивая и совершая акты насилия ребенок не переживает обычных человеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. Наоборот, привычные чувства здесь искажены, вместо них ребенок получает удовольствие от удара и оскорбления и собственной вседозволенности.12

Таким образом, формируется  эстетическое восприятие, новая культура человека. И эти мультфильмы, и  фильмы детям уже хочется смотреть, и они уже  ими воспринимаются как норма. Дети к ним тянутся, и не понимают, почему взрослые с традиционными представлениями о  красоте, о норме не хотят их им показывать.

Часто персонажи западных мультфильмов уродливы  и внешне отвратительны. Дело в том, что ребенок идентифицирует себя не только с поведением персонажа. Механизмы имитации у детей рефлекторные и такие тонкие, что позволяют улавливать малейшие эмоциональные изменения, мельчайшие мимические гримасы. Чудища злобные, тупые, безумные. Идентифицируя себя с таким персонажами, дети соотносят свои ощущения  с выражением их лиц. И  начинают вести соответствующим образом: невозможно перенять злобную мимику и оставаться в душе добрым, перенять оскал и стремиться хорошо учиться.

Атмосфера телерынка наполнена насильниками, убийцами, и другими персонажами, общение с которыми  никогда не выбрали бы в реальной жизни. А дети все это видят на экранах телевизора.  У детей   подсознание еще не защищено здравым смыслом и жизненным опытом, позволяющим отграничить  реальное и условное. У ребенка все увиденное – реальность, запечатлевающая на всю жизнь. Экран телевизора c  насилием  мира взрослых заменил бабушек и мам, чтение, приобщение к подлинной культуре. Отсюда рост эмоциональных и психических расстройств, депрессий, подростковых самоубийств, немотивированной жестокости у детей.

Главная опасность телевизора связана с подавлением воли и сознания, аналогично тем, что достигается наркотиками. С. Томпсон пишет, что продолжительное просмотра материала, утомляя зрение, производит гипнотическое действие, что сопровождается ослаблением воли и внимания. При определенной длительности воздействия световые вспышки, мерцание и определенный ритм начинают  взаимодействовать с мозговыми альфа-ритмами, от которых зависит способность  концентрации внимания, и дезорганизуют мозговую ритмику и развивается синдром нарушения внимания с гиперактивностью.13

Поток зрительной и слуховой информации, не требующий сосредоточенности и умственных усилий, воспринимается пассивно. Со временем это переносится на реальную жизнь, и ребенок начинает ее воспринимать так же.  И уже сосредоточиться над выполнением задания, сделать умственное или волевое усилие становится все труднее.  Ребенок привыкает делать только  то, что не требует от него усилия. Он с трудом включается на уроках и с трудом воспринимает учебную информацию. А, между прочим, без активной умственной деятельности не происходит развитие нервных связей, памяти, ассоциаций.

Телевизор и компьютер забирают у детей детство. Вместо активных игр и переживаний настоящих эмоций, чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, дети днями и ночами просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что дается человеку только в детстве.

 Телевидение не только дает определенную информацию, но и показывает варианты действий, ребенок может их либо отвергать, основываясь на своих моральных убеждения, а может и принимать как легитимные с точки зрения морали. Представляется широкий выбор действий, нужно только научиться выбирать правильный.  Телевидение такое, какое оно есть и не в педагогической компетенции его изменить, но зная все особенности восприятия, возрастные особенности формирования духовно-нравственных ценностей и дидактические приемы воздейстивя на детей, воспитатели и родители должны использовать возможности масс медиа в своих воспитательных целях.

 

 

2.2 Агрессия  как форма проявления влияния  средств массовой информации

В последнее время  на экране стало появляться все больше видео и телепрограмм с сюжетами насилия это вызывает острую критику педагогов и социальных работников, которые считают, что сцены насилия на экране делают ребенка более агрессивными и жестокими.

Спор о том, оказывают ли на самом деле военные действия и сцены насилия, показываемые на экране, отрицательное воздействие на детей идет до сих пор.

По статистике в наиболее популярных телевизионных программах на каждый час показа приходится в среднем около восьми актов физической и девяти актов вербальной агрессии, поэтому даже ребенок, проводящий у телевизора всего лишь два часа, видит за день свыше 17 актов агрессии. Поэтому данная тема представляет собой большой интерес для психологии и обладает высокой социальной значимостью для общества 14.

Некоторые ученые считают, что в фильмах ребенок бессознательно реализует определенные свои потребности, чему во многом способствуют образы героев. Поэтому чрезмерное увлечение видео и телевидением возникает только у тех детей, которые испытывают затруднения в адаптации к действительности, и не могут решить их в реальной жизни.15

В теории социального научения, существуют противоположные данные, которые говорят о том, что переживания, вызываемые пассивным наблюдением агрессии и насилия, происходящих как на экране, так и в реальной жизни, ведут не к катарсическому эффекту, а, наоборот, к возбуждению агрессии.

Это мнение основывается на том, что зритель очень часто совершает те же самые действия, что и лицо, за которым он наблюдает. В частности говорится , что простое ожидание или сам просмотр сцен насилия по телевидению и в фильмах может увеличивать степень агрессивности. Было установлено, что зрители с высоким уровнем агрессивности больше интересуются видео насилием, а мало агрессивные, просматривают такие фильмы и не обращают на них пристального внимания.

Помимо того, дети из семей, использующих различные способы социального подкрепления, по-разному воспринимают телепередачи агрессивного содержания. Как правило, дети, которые чаще подвергаются наказаниям, больше смотрят телевизионные передачи, а в качестве любимых передач они отмечают большое количество программ, в которых присутствует насилие и в качестве любимых героев – телегероев, проявляющих враждебность и агрессию.

В этой области психологи  проводили различные исследования. А.Бандурой  были проведены первые исследования, посвященные влиянию телевизионных  образов насилия на человеческое поведение. 16

В этих экспериментах  принимали участие дети дошкольного  возраста. Им демонстрировались короткометражные фильмы, в которых взрослый весьма враждебным способом обращался с  большой куклой. После просмотра сцен детям предлагалось поиграть, кто во что хочет, в течение определенного времени  (10–20 мин.), а экспериментатор в это время внимательно следил за детьми, фиксируя их поведение. Как оказалось - часть детей копировали поведение актера, т.е. воспроизводили акты насилия.      Эти эксперименты вскоре после их проведения были подвергнуты критике со стороны ученых–социологов и представителей телеиндустрии, подставивших под сомнение их целесообразность и верность интерпретации их результатов. Было отмечено, во-первых, дети в данных экспериментах вели себя агрессивно по отношению к надувной кукле, а не по отношению к человеку. Поэтому не ясно, можно ли продемонстрированное поведение однозначно считать агрессией – потому что никому не было причинено реального вреда. Во-вторых,  материал, по нескольким существенным параметрам отличался от обычного кино - и телепродукции. По этим причинам, утверждалось, что результаты экспериментов, поставленных  А.Бандурой, не подводят прочной базы под предположение о том, что сцены насилия, показываемые в теле– и кинофильмах, способны приводить к возникновению агрессии .

Информация о работе Социолого-психологический анализ воздействия средств массовой информации