Социолого-психологический анализ воздействия средств массовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 11:17, дипломная работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение влияния средств массовой информации на проявление агрессии у детей.
Задачами нашего исследования являются:
изучение направлений воздействия средств массовой информации и видов воздействия;
изучение воздействия СМИ непосредственно на детей;
изучение влияния СМИ на проявление агрессивности у детей;
подготовка программы экспериментального исследования, подборка анкет и тестов;
составление рекомендации для родителей и педагогов по контролю и регуляции процесса воздействия современных СМИ.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………....3
1 Воздействие средств массовой информации…………………………………...6
1.1 Направления воздействия средств массовой информации……….……….6
1.2 Виды воздействия средств массовой информации…………………….…12
2 Теоретическое исследование воздействие средств массовой информации на детей…………………………………………22
2.1 Особенности воздействия средств массовой информации на детей………………………………………………………………………………..22
2.2 Агрессия как форма проявления влияния средств массовой информации…………………………………………………………………….....30
3 Экспериментальное исследование воздействия средств массовой информации на проявление агрессии у детей………………………………......37
Заключение…………………………………………………………………….…..51
Глоссарий………………………………………………………………………….55
Список использованных источников………………………………………….…58
Приложение А. Анкета для родителей…………………………………………. 61
Приложение Б. Беседа с детьми на тему: "Я и телевизор" ……………….…....62
Приложение В. Наблюдение, проводимое воспитателем ……………....…..… 63
Приложение Г. Учебный эксперимент: "Телевидение. Опасности. Дети" .…..64

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 592.50 Кб (Скачать файл)

 

Рисунок 4. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П.

 

Как видно из результатов этого наблюдения после просмотра мультфильмов с элементами агрессии больше половины детей проявили повышенный уровень агрессивности, при этом одной из главных своих задач они видели доминирование над сверстниками, превосходство над ними любыми способами и не умение идти на компромиссы.

 

5) По результатам первых 3 методик были получены следующие результаты: 0% детей имеют слабый уровень агрессивности, 60% средний, 30% высокий и 10% повышенный уровень агрессивности (рисунок 5 и таблица 7):

Проанализировав результаты эксперимента  можно сделать вывод, что из 10 детей, в особом внимании  нуждаются 4 ребёнка, у которых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности, этим детям присуще агрессивное поведение; рассказывание историй, с актами насилия; на приветствие отвечают агрессивно; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; часто дерутся. Как было выяснено из наблюдения родителями именно эти дети неконтролируемо смотрят телевизор дома, а мальчик у которого повышенный уровень агрессивности имеет телевизор в собственной комнате.  

Средний уровень агрессивности наблюдается у 6 детей, они отличаются тем, что негативно относятся к замечаниям, не дисциплинированны, не послушны и пристают к более слабым.

 Слабый уровень агрессивности по результатам четырёх методик не был выявлен ни у кого из детей экспериментальной группы.

 

Таблица 7 – Оценка уровня агрессивности детей по трем  методикам

 

 

Ф.И.Ребёнка

Результаты  по методикам

Выводы об уровне агрессивности

1

2

3

 

1

Мальчик 1

СЛ

СР

СР

СР

2

Девочка 1

В

СР

В

В

3

Мальчик 2

В

СР

В

В

4

Мальчик 3

В

В

В

В

5

Мальчик 4

П

СР

СР

СР

6

Девочка 2

СР

СЛ

В

СР

7

Мальчик 5

СР

СЛ

СР

СР

8

Мальчик 6

П

П

П

П

9

Девочка 3

СР

СР

В

СР

10

Девочка 4                              

В

СР

СР

СР


 

П – повышенный уровень агрессии

В – Высокий уровень агрессии

СР – Средний уровень агрессии

СЛ – Слабый уровень агрессии

 

      Рисунок 5 . Оценка уровня агрессивности детей по  трем методикам

 

  6) После проведенного исследования было проведено родительское собрание, в ходе которого провели следующий эксперимент. Проведение учебного эксперимента для родителей состоит из 5 этапов. На каждом этапе родители выполняли определённое задание, стимулирующее их к постоянному осознанию необходимости систематического контроля и регулирования влияния СМИ на их детей (приложение Г).

Большинство родителей, работающих на двух работах, или малообеспеченные, или отсутствует один из супругов, или относящиеся к рабочему классу (но всё-таки некоторые остались равнодушными к данной проблеме), стали задумываться над возникшей проблемой, что позволило им включиться в процесс нахождения путей решения по контролю и регулированию влияния современных СМИ на социальное развитие их ребёнка.

 Родители, работающие в сфере образования и медицины, или имеющие высокий социальный статус, стали активно предлагать и находить пути решения по контролю и регулированию влияния современных СМИ на социальное развитие их ребёнка. Подведя итоги нашего эксперимента, мы считаем, что целесообразным будет составить рекомендации для родителей и воспитателей по осуществлению контроля и регуляции ими влияния СМИ на социальное развитие ребёнка.

 

Заключение

После проведения исследования наше предположение о том, что в современных условиях, создаваемых обществом, проявление уровня агрессивности ребёнка во многом зависит от воспринимаемой им  массовой информации, получила своё экспериментальное подтверждение.

Какой бы негативный эффект ни производило на детей телевидение, этот эффект можно уменьшить и перенаправить в нужную сторону, если поговорить на эту тему в семье. Такие диалоги развивают навыки зрительского восприятия. Хотя очевидна невозможность того, чтобы родители всегда находились рядом со своими детьми, когда они смотрят телевизор, но даже если родители сделают над собой усилие и хотя бы немного посидят вместе с детьми у экрана, это даст положительные результаты. Когда семья смотрит телевизор вместе, разговор может идти об обмане в рекламных клипах, о стереотипном изображении отдельных групп, об аморальных ценностях, о переизбытке сцен секса и насилия. Родители могут спросить у ребенка, нравится ли ему передача или нет и почему, – таким образом, они лучше поймут, какие представления складываются у их детей. Будет полезно, если родители сами отреагируют на ту или иную телепередачу и таким образом сбалансируют искаженную реальность телевидения. Например, родители могут высказать свои опасения, увидев сцену насилия, и поделиться с ребенком воспоминаниями о своем детстве, когда они сами чувствовали страх, наблюдая по телевизору что-то подобное.

Семейные обсуждения могут помочь детям освоиться  с информацией, которая их тревожит. Дискуссии во время просмотра  новостей помогают детям узнавать о  событиях в мире. Хотя для ребенка и родителей может быть трудно рассуждать о сексе или наркотиках, их дискуссию значительно облегчит программа телевидения на эту же тему. Даже если программа не слишком хорошо сделана и не соответствует ценностям, принятым в семье, она может служить относительно безопасным поводом для начала такой дискуссии. Такой подход может помочь членам семьи узнать реакцию друг друга на те, или иные темы и ситуации, а завязавшаяся дискуссия – стать стимулом для когнитивного, эмоционального и личностного роста.

Все эти примеры я привел вовсе не для того, чтобы сказать, что телевидение всегда оказывает такое позитивное воздействие, – оно может его оказывать. Чем тщательнее отбираются программы, и чем настойчивее отец или мать ребенка стремится обсудить с ним содержание просмотренной передачи, тем лучше будет результат. Такие переменные, как социальные и культурные факторы и структура семьи, порой также играют роль в определении воздействия общения в семье на влияние телевидения на детей.

Проанализировав результаты исследования, которое отражает только в некоторой степени реальную картину воздействия средств массовой информации на проявление агрессивности, провоцируя тем самым, реальное её проявление через поступки, поведение и образ мыслей, мы можем дать соответствующие рекомендации для родителей:

В отсутствии цензуры каждый человек, а в особенности родители,  должен руководствоваться адекватными нормами в отношении воспитания ребёнка и формирования его как личности.

Согласно социальным нормам любые социальные явления, воздействующие на личность  как элемент общества, должны отвечать прежде всего идеалам справедливости, долгу, чести, и пр.

К сожалению, ни на государственном, ни на семейном уровне не регламентировано, что смотреть ребёнку по телевизору. В связи с этим вступают в силу нормы моральные (одна из наиболее простых форм нравственного требования; выступает в двусмысленном виде – как элемент моральных отношений и как форма морального сознания), которые составляют основу педагогической культуры родителя, систему его воспитательных ценностей.

Продолжительность пребывания ребёнка у телевизора должна находиться в чёткой взаимосвязи с его  эмоциональным складом, интеллектуальными  возможностями, физическими данными  и т.п. Большинство учёных (медики, педагоги, психологи) определяют верхний порог утомляемости дошкольника как 2 часа. В случае перегрузки психическое и даже физическое здоровье ребёнка находится под прямой угрозой к негативному (а порой и необратимому) развитию. Поэтому нужно ограничивать просмотр телепередач под разными предлогами.

В качестве профилактики просмотра телепередач можно  проводить беседы  с воспитателями и детскими психологами (о пользе и вреде тех или иных передач, подражания тем или иным героям и). Также нужно показывать личные и общественные примеры  (показом позитивных и негативных моментов, а также доброго и злого).

Играть в различные игры (желательно дидактические, т.е. одновременно развивающего и воспитывающего характера). Просматривать различные образовательные программы.

Постепенно ребёнок  должен овладевать необходимыми знаниями, связанными с телевидением на уровне привычек (причем, привычек хороших, сообразных адекватному восприятию действительности и виртуального мира, познаваемого через экран телевизора или монитора компьютера, что иногда равнозначно). Поэтому необходимо повышать свой культурный уровень, целесообразно самим тщательным образом просматривать телепрограммы и выбирать из них те, которые доступны детям как в плане интеллектуальном, так и эмоциональном, но с тем расчётом, что после просмотра каждой конкретной телепередачи сознание и психика ребёнка подвергается некоторой трансформации. Вопрос лишь в том, в какую сторону будет направлена эта информация. Например, в случае переизбытка программ, связанных со сценами насилия, жестокости и агрессивности, эта трансформация будет носить явно негативный характер. Необходимо постоянно помнить, что в неокрепшей личности ребёнка некоторые процессы необратимы.

Нужно добиться взаимопонимания  с ребенком (какие передачи смотреть, когда их смотреть и сколько), ребёнку очень важно видеть процесс воспитания через поведение самих взрослых и в первую очередь его родителей.

В любом случае ребёнок  сравнивает свои наблюдения, мнения, идеи с поведением взрослых это называется подражанием. Таким образом, через подражание развивается и самостоятельные элементы в личности и психике ребёнка, что ведёт, в конечном счёте, к его собственной деятельности, к положительным эмоциям и образам, а в итоге -  и смыслу жизни.

Родителям необходимо постоянно знакомиться не только с литературными изданиями бытового уровня по проблеме агрессивного воздействия СМИ на самосознание ребёнка, но и следить за различными новинками научной литературы. Для этого нужно чаще общаться с воспитателем, достаточно эрудированным в данной области (консультации, родительские собрания и пр.), а также через постоянное посещение специальных занятий и консультаций, проводимых в детском саду.

Исследования  современных психологов и социологов по данной проблеме не должны оставаться без внимания не только родителей, но и средствами массовой информации.

Современные исследования показывают, что ни журналисты, ни ученые не верили в то, что масс-медиа  оказывают полезную услугу науке, рассказывая  об исследованиях широкой общественности.

В заключении мы приходим к выводу, что очень важно не только проводить регулярные исследования влияния СМИ на общество, но и доносить результаты этих научных изысканий до людей. 
Глоссарий

п/п

Новое понятие

Содержание

1

А. Бандура

канадский психолог (украинец по происхождению), известный своими работами по теории социального обучения (или социального когнитивизма), а также экспериментом с куклой Бобо. Суть этого эксперимента заключалась в том, что дети копировали увиденные ими на экране телевозора агрессивные действия, следуя не командам, а лишь копируя эти действия.

2

Агрессия

поведение, ориентированное  на нанесение вреда объектам, в  качестве которых могут выступать  живые существа или неодушевленные предметы. Агрессивное поведение  служит формой отреагирования физического  и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того, оно может выступать в качестве средства достижения какой-либо значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.

3

Альфа - ритмы

Считается, что  усиление альфа-ритмов (в диапазоне 8-12Гц) (возникающее в трансовых и медитативных состояниях) ведёт к состоянию релаксации, что, в свою очередь, улучшает восприимчивость, а также приводит к ощущению безмятежности и возникновению особого т. н. "расширенного состояния сознания".

4

Анорексия

снижение или  потеря аппетита. Этот симптом очень  распространён: он встречается не только при психических заболеваниях, но и при многих соматических заболеваниях.

5

Беседа

метод психолого-педагогического  исследования. Организуется с целью  выяснения индивидуальных особенностей личности (мотивационной и эмоциональной сфер), знаний, убеждений, интересов, предпочтений, установок, отношения к среде, коллективу и др.

6

Бренд

термин в маркетинге, символизирующий комплекс информации о компании, продукте или услуге. Существует два подхода к определению бренда:

  1. миссия и также индивидуальные атрибуты: название, логотип и другие визуальные элементы (шрифты, дизайны, цветовые схемы и символы), позволяющие выделить компанию или продукт по сравнению с конкурентами;
  2. образ, имидж, репутация компании, продукта или услуги в глазах клиентов, партнеров, общественности.

7

Гиперактивность

состояние, при  котором активность и возбудимость человека превышает норму. В случае, если подобное поведение является проблемой для других, гиперактивность трактуется как психическое расстройство. Гиперактивность чаще встречается у детей и подростков, чем у взрослых людей, так как вызывается эмоциями.

8

Интернет

глобальная  телекоммуникационная сеть информационных и вычислительных ресурсов

9

Катарсис

В современной  психологии (в частности, в психоанализе, телесно-ориентированной терапии) катарсис понимают как индивидуальный или  групповой процесс высвобождения  психической энергии, эмоциональной  разрядки, способствующей уменьшению или снятию тревоги, конфликта, фрустрации посредством их вербализации или телесной экспрессии, ведущих к лечебному эффекту и лучшему пониманию себя

10

Контент - анализ

стандартная методика исследования в области общественных наук, предметом анализа которой  является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции. В отечественной исследовательской традиции контент-анализ определяется как количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Контент-анализ применяется при изучении источников, инвариантных по структуре или существу содержания, но внешне бытующих, как не систематизированный, беспорядочно организованный текстовой материал

11

Лонгитюдное исследование

называется  исследование, в котором изучается  одна и та же группа объектов (в психологии - людей) в течение времени, за которое  эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки.

12

Проективный метод

Проективный метод — один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией. Понятие проекции для обозначения метода исследования ввел Л. Франк. Проективный метод характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная система личностных смыслов и особенностей когнитивного стиля субъекта.Проективные методики обладают значительными возможностями в исследовании индивидуальности личности.

13

Цветотерапия

В середине 50-х. гг., швейцарский ученый [Макс Люшер] составил оригинальный цветовой текст. После многих экспериментов из 4500 тонов и оттенков были выбраны цвета, наиболее ярко влияющие на физиологию и психологию человека. Исследования проведенные Люшером показали, что цвет может изменить функции некоторых систем человеческого организма. Например, оранжево-красный меняет частоту пульса, дыхания, давления крови и в общем оказывает возбуждающее действие. Темно-синий цвет, напротив, приносит успокоение. По мнению психологов язык цветов универсален, он действует независимо от религии и национальности.

14

Эмпатия

способность поставить  себя на место другого человека или  животного, способность к сопереживанию. Эмпатия также включает способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т. д. Так же, под эмпатией подразумевается способность очень точно чувствовать и ощущать эмоциональное состояние человека, не видя его

15

Этика

философское исследование сущности, целей и причин морали и нравственности.

Информация о работе Социолого-психологический анализ воздействия средств массовой информации