Социолого-психологический анализ воздействия средств массовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 11:17, дипломная работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение влияния средств массовой информации на проявление агрессии у детей.
Задачами нашего исследования являются:
изучение направлений воздействия средств массовой информации и видов воздействия;
изучение воздействия СМИ непосредственно на детей;
изучение влияния СМИ на проявление агрессивности у детей;
подготовка программы экспериментального исследования, подборка анкет и тестов;
составление рекомендации для родителей и педагогов по контролю и регуляции процесса воздействия современных СМИ.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………....3
1 Воздействие средств массовой информации…………………………………...6
1.1 Направления воздействия средств массовой информации……….……….6
1.2 Виды воздействия средств массовой информации…………………….…12
2 Теоретическое исследование воздействие средств массовой информации на детей…………………………………………22
2.1 Особенности воздействия средств массовой информации на детей………………………………………………………………………………..22
2.2 Агрессия как форма проявления влияния средств массовой информации…………………………………………………………………….....30
3 Экспериментальное исследование воздействия средств массовой информации на проявление агрессии у детей………………………………......37
Заключение…………………………………………………………………….…..51
Глоссарий………………………………………………………………………….55
Список использованных источников………………………………………….…58
Приложение А. Анкета для родителей…………………………………………. 61
Приложение Б. Беседа с детьми на тему: "Я и телевизор" ……………….…....62
Приложение В. Наблюдение, проводимое воспитателем ……………....…..… 63
Приложение Г. Учебный эксперимент: "Телевидение. Опасности. Дети" .…..64

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 592.50 Кб (Скачать файл)

 

Список использованных источников

 

  1. Абраменкова В.  Дети и телевизионный экран / В. Абраменкова, А. Богатырев// Воспитание школьников. - 2006.
  2. Авдеева, Н. Н. Влияние телевизионной рекламы на детей и подростков / Человек. - 2003.
  3. Аверин В.А.  Психология детей и подростков. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.
  4. Бабурова, И.  Воспитательный потенциал СМИ : взгляд педагога // Народное образование. - 2008.
  5. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния и семейных отношений. – М.: 1999.
  6. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. — М.: Владос, 2001.
  7. Бондаренко Е.А. Экскурсия в мир экрана. Учебное пособие для старшего школьного возраста. - М.:  SVR-Аргус, 1994.
  8. Брайант, Дженнингз , Томпсон, Сузан. Основы воздействия СМИ. : Пер. с англ. — М. : Издательский дом "Вильяме" , 2004.
  9. Буданцев Ю.П. Социология массовой коммуникации.- М., 1995.
  10. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, 1997.
  11. Воспитательные функции средств массовой коммуникации: Сб.научн.тр./Отв.ред. В.С. Хелемендик,– М.:изд. АПНСССР, 1990.
  12. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Проф.Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2004.
  13. Дроздов О. Ю. Агрессивное телевидение: социально – психологический анализ феномена // СоцИс. - 2001.-№8.
  14. Интернет в гуманитарном образовании/ Под. ред. Е.С.Полат. – М.: Владос, 2001.
  15. Киященко Н.И. Современные концепции эстетического воспитания. – М.: ИФРАН, 1998.
  16. Колосова С.Л. Детская агрессия. – СПб.: Питер, 2004.
  17. Короткова Т. Негативное воздействие СМИ и методы защиты от него / Т. Короткова// ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2006.
  18. Кутлалиев А., Попов А. Эффективность рекламы. – М.: Издательство Эксмо, 2005.
  19. Левитов Н.Д. Психические состояния агрессии // Вопросы психологии - 1967.-№6.
  20. Лешли Дж. Как работать с маленькими детьми. – М.:Педагогика., 1991.
  21. Лоренц К. Агрессия (так называемое “зло”). — М.: Арко, 1994.
  22. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997.
  23. Медиаобразование/Под ред. Л.С. Зазнобиной.- М.: МИПКРО, 1996.
  24. Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. - СПб, 1996.
  25. Методологические проблемы и практика изучения Интернета / Под ред. А.В. Шарикова. - М.: ВГТРК, 1999.
  26. Можгинский Ю.Б. Агрессия: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб.: Питер, 1999.
  27. Мудрик А.В. Социальная педагогика:Учеб.для студ.пед.вузов / Под ред.В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  28. Музрукова Т.Г., Нечаева И.В. Краткий словарь иностранных слов.-М.: Рус.яз., 1995.
  29. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. - М.: УРСС, 1999.
  30. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. – М.: Аванти плюс, 2004.
  31. Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации. – СПб.: Питер, 2005.
  32. Новикова А.А. Медиаобразование в России и Европе в контексте глобализации. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2004.
  33. Паренс Г. Агрессия наших детей. — М.: Юнити, 1997.
  34. Паренти М.  Media. – М.:Юнити, 1992.
  35. Проблемы медиапсихологии/Сост. Е.Е.Пронина. – М., 2002.
  36. Психология человеческой агрессивности./ Под ред.К.В. Сельченок. — М., 1999.
  37. Пунанс, Т.  Цветной наркотик. Современное телевидение – несомненный наркотик не менее сильный, чем алкоголь или табак / Т. Пунанс// Управление школой. - 2003.
  38. Румянцева Т.Г.  Агрессия и контроль.// Вопросы психологии. —1992.-№5.
  39. Сила телевидения. Обзор семинара // ПОЛИС.-  1994.-№6. 
  40. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. — М.: Академия, 2001.
  41. Усов Ю.Н. Рекомендации по использованию киноискусства в учебно-воспитательном процессе. – SvR – Аргус, 1995.
  42. Федоров, А. В.  Насилие на экране / А. В. Федоров   // Человек. - 2004.
  43. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. – М.: Аспект Пресс, 2002.
  44. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. – СПб.: Питер. 2004.
  45. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1990.
  46. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск.:Литера., 1996.
  47. Цехместренко Т. А. У теленяньки дитя без друга // Психология. -2006.-№2.
  48. Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. - М.: Изд-во Академии педагогических наук СССР, 1990.
  49. Шарков Ф.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации. – М.: Социальные отношения, 2003.
  50. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. – М.: Мысль, 1973.  
  51. Школа насилия. От киноужастиков - до реального ужаса ОБЖ. - 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  А

 

Анкета для  родителей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко 

Положительный ответ  на каждое утверждение оценивается в 1 балл 

 

Признаки

Баллы

1.

Временами кажется, что  в него вселился злой дух

 

2.

Он не может промолчать, когда чем-то не доволен

 

3.

Когда кто-то причиняет  ему зло, он обязательно старается  отплатить тем же

 

4.

Иногда ему без всякой причины хочется выругаться

 

5.

Бывает. Что он с удовольствием  ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит

 

6.

Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение

 

7.

Он не прочь подразнить животных

 

8.

Переспорить его трудно

 

9.

Очень сердиться, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает

 

10.

Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее всех

 

11.

В ответ на обычные  распоряжения стремится сделать  все наоборот

 

12.

Часто не по возрасту ворчлив

 

13.

Воспринимает себя как самостоятельного и решительного

 

14.

Любит быть первым, командовать, подчинять себе других

 

15.

Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти  виноватых

 

16.

Легко ссориться, вступает в драку

 

17.

Старается общаться с  младшими и физически более слабыми

 

18.

У него не редки приступы мрачной раздражительности

 

19.

Не считается со сверстниками, не уступает, не делиться

 

20.

Уверен, что любое задание  выполнит лучше всех

 

 

Приложение Б

 

Беседа с  детьми на тему: «Я и телевизор» (В.Д. Пурина)

 

 

  1. Какой мультфильм ты выберешь:

а) «Вини Пух в гостях у кролика»;

б) «Человек – Паук»;

в) «Симпсоны»;

г) другой.

 

2) Какую передачу для взрослых ты выберешь:

а) «Вокруг света»;

б) «5 вечеров»;

в) «Криминальная Россия»;

г) другую.

 

3) В каком фильме ты бы хотел принять участие:

а) «Приключения Электроника»;

б) «Улицы разбитых фонарей»;

в) «Двойной удар»;

г) другой.

 

4) Про что ты бы хотел придумать передачу сам:

а) про дружбу;

б) про драки;

в) боевик;

г) другое.

 

 

 

Приложение В

 

Наблюдение, проводимое воспитателем (методика разработанная Лаврентьевой Г.П.)

  1. Часто выглядит рассерженным (впадает в бешенство).
  2. Держится в стороне от взрослых.
  3. Постоянно ведет себя настороженно.
  4. Очень часто нуждается в помощи педагога.
  5. Рассказывает придуманные истории с актами насилия.
  6. На приветствие отвечает злостью или подозрительностью.
  7. Портит общественную и личную собственность.
  8. Неадекватно относится к сделанным замечаниям.
  9. Не однократно был замечен в мелком воровстве.
  10. Смотрит исподлобья.
  11. Непослушен и не дисциплинирован.
  12. Кричит, угрожает, ругается.
  13. Постоянно ведет себя непристойно.
  14. Бахвалится, особенно когда ему делают замечание.
  15. Подражает проделкам других имеющих хулиганский характер.
  16. Прячет или ломает вещи, принадлежащие другим детям.
  17. Пристает к более слабым.

18. Агрессивно дерется.

 

 

 

 

 

 

Приложение Г

 

Учебный эксперимент: "Телевидение. Опасности. Дети"

 

Содержание учебного эксперимента:

 

 

Этап № 1. Представление (определение) темы

Напишите свои ассоциации, мнения:

Телевидение____________________________________________________________________________________________________________________________

Дети и телевидение (я и телевидение) ____________________________________________________________________________________________________________________________

Опасности, которые несет телевидение_____________________________________________________________________________________________________________________________

Сформулируйте тему проекта

Тема учебного проекта: ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задайте как можно  больше вопросов

Этап № 2. Формулировка проблемы

Проблема: _______________________________________________________________________________________________________________________________________

Этап № 3. Формулировка подтем и проблем.

Перечислите опасности, которые несет телевидение:

Распределитесь на группы, выберите подтему и сформулируйте  проблему исследования. Запишите

Тема: Телевидение. Опасности. Дети (дети записывают сами)

Методические комментарии:

Родители по заданию  модератор пишут ассоциации, проводят социализацию, формулируют варианты тем проекта, сначала самостоятельно, затем в группах.

Все варианты рассматриваются, делается выбор темы.

Из вопросов пункта 3 формулируется общая проблема.

Какие опасности несет  телевидение?

Родителя называют опасности, но выбирают для исследования 4 направления (насилие, реклама, современные мультфильмы, клипы)


 

 

Этап № 4. Планирование родителями своей деятельности по осуществлению контроля и регуляции влияния СМИ на детей.

 

 

Тема______________________________________

Проблема__________________________________

Подтема___________________________________

Проблема__________________________________

Что я лично могу сделать для решения проблемы?

Задайте еще вопросы  по своей подтеме

Личное осознание и  запись родителями темы, проблемы, подтем

Вопросы личного характера


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап 5. Совместное подведение итогов.

(организация дискуссии) 

 

 

Опасности

Основная опасность

Что делать?

(ваши предложения) 

Сцены насилия

Видеть положительного героя, превосходящего в силе всех, и ставит в воображении на его  место себя

Соревноваться с кем-то в спорте, игре и т.д.

Реклама

Мелькающие яркие картинки, приятная музыка, видимость счастья, богатства и благополучия

Зомбирование к знаку  фирмы ("Дирол", "Моющее средство", "Пиво" и др.)

Трудно выбирать

Смотреть КВН, где шутки  о рекламе

Говорить вслух о  раздражении рекламой

Осуждать

Современные мультфильмы

Герои-монстры и мутанты  с отсутствием мимики. Эти герои обедняют эмоциональный мир ребенка

Нет души в творениях: черные, красные силуэты, дерущиеся  герои.

Выход: смотреть хорошие  мультфильмы

Музыкальные клипы

Мир показан лучше, чем  он есть, угроза посещения таких  концертов детьми, дискотек. Карману родителей наносит урон, низкий музыкальный вкус детей

Развивать музыкальный  вкус


1 Музрукова Т.Г., Нечаева И.В. Краткий словарь иностранных слов.-М.: Рус.яз.,1995. С. 7

2 Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. – М.: Аванти плюс, 2004. С.38

3 Методологические проблемы и практика изучения Интернета / Под ред. А.В. Шарикова. - М.: ВГТРК, 1999. С.45

4 Брайант, Дженнингз , Томпсон, Сузан. Основы воздействия СМИ. : Пер. с англ. — М. : Издательский дом "Вильяме" , 2004. С.205

5 Брайант, Дженнингз , Томпсон, Сузан. Основы воздействия СМИ. : Пер. с англ. — М. : Издательский дом "Вильяме" , 2004. С.115

6 Кутлалиев А., Попов А. Эффективность рекламы. – М.: Издательство Эксмо, 2005.С. 145

7 Короткова Т. Негативное воздействие СМИ и методы защиты от него / Т. Короткова// ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2006. С.203

8 Паренс Г. Агрессия наших детей. — М.: Юнити, 1997. С.128

9Дроздов О. Ю. Агрессивное телевидение: социально – психологический анализ феномена // СоцИс. - 2001.-№8.- С.68

 

10 Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. – М.: Мысль, 1973. С.139

11 Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск.:Литера., 1996. С.96

12 Румянцева Т.Г.  Агрессия и контроль.// Вопросы психологии. —1992.-№5.- С.69

13 Брайант, Дженнингз , Томпсон, Сузан. Основы воздействия СМИ. : Пер. с англ. — М. : Издательский дом "Вильяме" , 2004. С. 237

14 Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, 1997. С. 336

15 Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. -1992. С.47

16 Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния и семейных отношений. – М.: Просвещение, 1999.С. 202

17 Паренс Г. Агрессия наших детей. — М.: Юнити, 1997. С. 125




Информация о работе Социолого-психологический анализ воздействия средств массовой информации