Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 11:17, дипломная работа
Целью нашей работы является изучение влияния средств массовой информации на проявление агрессии у детей.
Задачами нашего исследования являются:
изучение направлений воздействия средств массовой информации и видов воздействия;
изучение воздействия СМИ непосредственно на детей;
изучение влияния СМИ на проявление агрессивности у детей;
подготовка программы экспериментального исследования, подборка анкет и тестов;
составление рекомендации для родителей и педагогов по контролю и регуляции процесса воздействия современных СМИ.
Введение………………………………………………………………….………....3
1 Воздействие средств массовой информации…………………………………...6
1.1 Направления воздействия средств массовой информации……….……….6
1.2 Виды воздействия средств массовой информации…………………….…12
2 Теоретическое исследование воздействие средств массовой информации на детей…………………………………………22
2.1 Особенности воздействия средств массовой информации на детей………………………………………………………………………………..22
2.2 Агрессия как форма проявления влияния средств массовой информации…………………………………………………………………….....30
3 Экспериментальное исследование воздействия средств массовой информации на проявление агрессии у детей………………………………......37
Заключение…………………………………………………………………….…..51
Глоссарий………………………………………………………………………….55
Список использованных источников………………………………………….…58
Приложение А. Анкета для родителей…………………………………………. 61
Приложение Б. Беседа с детьми на тему: "Я и телевизор" ……………….…....62
Приложение В. Наблюдение, проводимое воспитателем ……………....…..… 63
Приложение Г. Учебный эксперимент: "Телевидение. Опасности. Дети" .…..64
Список использованных источников
Приложение А
Анкета для родителей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко
Положительный ответ на каждое утверждение оценивается в 1 балл
№ |
Признаки |
Баллы |
1. |
Временами кажется, что в него вселился злой дух |
|
2. |
Он не может промолчать, когда чем-то не доволен |
|
3. |
Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же |
|
4. |
Иногда ему без всякой причины хочется выругаться |
|
5. |
Бывает. Что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит |
|
6. |
Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение |
|
7. |
Он не прочь подразнить животных |
|
8. |
Переспорить его трудно |
|
9. |
Очень сердиться, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает |
|
10. |
Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее всех |
|
11. |
В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот |
|
12. |
Часто не по возрасту ворчлив |
|
13. |
Воспринимает себя как самостоятельного и решительного |
|
14. |
Любит быть первым, командовать, подчинять себе других |
|
15. |
Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых |
|
16. |
Легко ссориться, вступает в драку |
|
17. |
Старается общаться с младшими и физически более слабыми |
|
18. |
У него не редки приступы мрачной раздражительности |
|
19. |
Не считается со сверстниками, не уступает, не делиться |
|
20. |
Уверен, что любое задание выполнит лучше всех |
Приложение Б
Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» (В.Д. Пурина)
а) «Вини Пух в гостях у кролика»;
б) «Человек – Паук»;
в) «Симпсоны»;
г) другой.
2) Какую передачу для взрослых ты выберешь:
а) «Вокруг света»;
б) «5 вечеров»;
в) «Криминальная Россия»;
г) другую.
3) В каком фильме ты бы хотел принять участие:
а) «Приключения Электроника»;
б) «Улицы разбитых фонарей»;
в) «Двойной удар»;
г) другой.
4) Про что ты бы хотел придумать передачу сам:
а) про дружбу;
б) про драки;
в) боевик;
г) другое.
Приложение В
Наблюдение, проводимое воспитателем (методика разработанная Лаврентьевой Г.П.)
18. Агрессивно дерется.
Приложение Г
Учебный эксперимент: "Телевидение. Опасности. Дети"
Содержание учебного эксперимента:
Этап № 1. Представление (определение) темы Напишите свои ассоциации, мнения: Телевидение___________________ Дети и телевидение
(я и телевидение) ______________________________ Опасности, которые несет телевидение___________________ Сформулируйте тему проекта Тема учебного проекта:
______________________________ Задайте как можно больше вопросов Этап № 2. Формулировка проблемы Проблема: ______________________________ Этап № 3. Формулировка подтем и проблем. Перечислите опасности, которые несет телевидение: Распределитесь на группы, выберите подтему и сформулируйте проблему исследования. Запишите Тема: Телевидение. Опасности. Дети (дети записывают сами) |
Методические комментарии: Родители по заданию модератор пишут ассоциации, проводят социализацию, формулируют варианты тем проекта, сначала самостоятельно, затем в группах. Все варианты рассматриваются, делается выбор темы. Из вопросов пункта 3 формулируется общая проблема. Какие опасности несет телевидение? Родителя называют опасности, но выбирают для исследования 4 направления (насилие, реклама, современные мультфильмы, клипы) |
Этап № 4. Планирование родителями своей деятельности по осуществлению контроля и регуляции влияния СМИ на детей.
Тема__________________________ Проблема______________________ Подтема_______________________ Проблема______________________ Что я лично могу сделать для решения проблемы? Задайте еще вопросы по своей подтеме |
Личное осознание и запись родителями темы, проблемы, подтем Вопросы личного характера |
Этап 5. Совместное подведение итогов.
(организация дискуссии)
Опасности |
Основная опасность |
Что делать? (ваши предложения) |
Сцены насилия |
Видеть положительного героя, превосходящего в силе всех, и ставит в воображении на его место себя |
Соревноваться с кем-то в спорте, игре и т.д. |
Реклама |
Мелькающие яркие картинки, приятная музыка, видимость счастья, богатства и благополучия Зомбирование к знаку фирмы ("Дирол", "Моющее средство", "Пиво" и др.) Трудно выбирать |
Смотреть КВН, где шутки о рекламе Говорить вслух о раздражении рекламой Осуждать |
Современные мультфильмы |
Герои-монстры и мутанты с отсутствием мимики. Эти герои обедняют эмоциональный мир ребенка |
Нет души в творениях: черные, красные силуэты, дерущиеся герои. Выход: смотреть хорошие мультфильмы |
Музыкальные клипы |
Мир показан лучше, чем он есть, угроза посещения таких концертов детьми, дискотек. Карману родителей наносит урон, низкий музыкальный вкус детей |
Развивать музыкальный вкус |
1 Музрукова Т.Г., Нечаева И.В. Краткий словарь иностранных слов.-М.: Рус.яз.,1995. С. 7
2 Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. – М.: Аванти плюс, 2004. С.38
3 Методологические проблемы и практика изучения Интернета / Под ред. А.В. Шарикова. - М.: ВГТРК, 1999. С.45
4 Брайант, Дженнингз , Томпсон, Сузан. Основы воздействия СМИ. : Пер. с англ. — М. : Издательский дом "Вильяме" , 2004. С.205
5 Брайант, Дженнингз , Томпсон, Сузан. Основы воздействия СМИ. : Пер. с англ. — М. : Издательский дом "Вильяме" , 2004. С.115
6 Кутлалиев А., Попов А. Эффективность рекламы. – М.: Издательство Эксмо, 2005.С. 145
7 Короткова Т. Негативное воздействие СМИ и методы защиты от него / Т. Короткова// ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2006. С.203
8 Паренс Г. Агрессия наших детей. — М.: Юнити, 1997. С.128
9Дроздов О. Ю. Агрессивное телевидение: социально – психологический анализ феномена // СоцИс. - 2001.-№8.- С.68
10 Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. – М.: Мысль, 1973. С.139
11 Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск.:Литера., 1996. С.96
12 Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль.// Вопросы психологии. —1992.-№5.- С.69
13 Брайант, Дженнингз , Томпсон, Сузан. Основы воздействия СМИ. : Пер. с англ. — М. : Издательский дом "Вильяме" , 2004. С. 237
14 Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, 1997. С. 336
16 Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния и семейных отношений. – М.: Просвещение, 1999.С. 202
17 Паренс Г. Агрессия наших детей. — М.: Юнити, 1997. С. 125
Информация о работе Социолого-психологический анализ воздействия средств массовой информации