Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 11:17, дипломная работа
Целью нашей работы является изучение влияния средств массовой информации на проявление агрессии у детей.
Задачами нашего исследования являются:
изучение направлений воздействия средств массовой информации и видов воздействия;
изучение воздействия СМИ непосредственно на детей;
изучение влияния СМИ на проявление агрессивности у детей;
подготовка программы экспериментального исследования, подборка анкет и тестов;
составление рекомендации для родителей и педагогов по контролю и регуляции процесса воздействия современных СМИ.
Введение………………………………………………………………….………....3
1 Воздействие средств массовой информации…………………………………...6
1.1 Направления воздействия средств массовой информации……….……….6
1.2 Виды воздействия средств массовой информации…………………….…12
2 Теоретическое исследование воздействие средств массовой информации на детей…………………………………………22
2.1 Особенности воздействия средств массовой информации на детей………………………………………………………………………………..22
2.2 Агрессия как форма проявления влияния средств массовой информации…………………………………………………………………….....30
3 Экспериментальное исследование воздействия средств массовой информации на проявление агрессии у детей………………………………......37
Заключение…………………………………………………………………….…..51
Глоссарий………………………………………………………………………….55
Список использованных источников………………………………………….…58
Приложение А. Анкета для родителей…………………………………………. 61
Приложение Б. Беседа с детьми на тему: "Я и телевизор" ……………….…....62
Приложение В. Наблюдение, проводимое воспитателем ……………....…..… 63
Приложение Г. Учебный эксперимент: "Телевидение. Опасности. Дети" .…..64
В течении следующей недели, каждое утро детям показывали их любимые мультфильмы, просмотр длился 20 минут. Во время просмотра дети находились одни у телевизора. После чего детям предоставлялось свободное время для игры.
В качестве оборудования используются: телевизор с проигрывателем, карта наблюдений, включающая 18 фрагментов – фиксированных форм поведения, в данном случае агрессивного (испытатель в течении учебного занятия наблюдает за ребёнком и фиксирует результаты по его окончании).
В ответах следует лишь проставить «+» (что означает присутствие данного утверждения); или «-» (что означает его отсутствие).
Каждый «+» соответствует 1 баллу («-» соответствует 0 баллов). Затем подсчитывается сумма балов, после чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (соответственно, чем больше полученная сумма, тем выше будет уровень агрессивности ребёнка).
15-18 баллов – повышенный уровень агрессии
10-14 баллов – высокий уровень агрессии
6-9 баллов – средний уровень агрессии
0-5 баллов – слабый уровень агрессии
5. Учебный эксперимент с родителями: «Телевидение. Опасности. Дети.»
После проведения исследования был произведен учебный эксперимент для родителей, который состоит из 5 этапов. На каждом этапе родители выполняли определённое задание, стимулирующее их к постоянному осознанию необходимости систематического контроля и регулирования влияния СМИ на их детей.
Результаты исследования.
Все дети регулярно смотрят телевизор. Кроме того, 6 детей регулярно читают журналы, героями которых являются персонажи мультфильмов ("Человек паук", "Черепашки ниндзя"). Родители четырех детей не ограничивают просмотр телевизора вообще, остальные пытаются ограничиваться 2-3 часами в день. Также было выяснено, что один ребенок имеет телевизор в своей комнате.
Только двое родителей смотрели телевизор вместе с детьми, остальные же занимались в это время своими делами. Чаще всего дети смотрели по телевизору иностранные мультфильмы, также их внимание привлекала реклама и музыкальные клипы.
Почти всеми родителями было также отмечено, что дети периодически интересуются теми передачами, которые смотрят они сами.
2) По результатам первой анкеты (Лаврентьева Г.П. и Титаренко Т.М.) была произведена оценка уровня агрессивности детей, в результате которой было выяснено, что 10% детей имеют слабый уровень агрессивности, 30% средний, 40% высокий и 20% повышенный уровень агрессивности (таблица 3 и Рисунок 1):
По результатам второй анкеты было выяснено, что родители, работающие на двух работах, или малообеспеченные, или отсутствует один из супругов, или не имеющие образования, или относящиеся к рабочему классу, совершенно не контролируют своих детей, не регулируют процесс влияния СМИ на ребёнка, тем самым ребёнок абсолютно самостоятелен в выборе теле – и видеопросмотра, в большинстве случаев не знают предпочтений своих детей следовательно не осознают того, что телевидение и радио наносят вред.
Родители, работающие в сфере образования и медицины, или имеющие высокий социальный статус, осознают всю глубину проблемы влияния СМИ на их ребёнка и действуют традиционными методами воспитания – запрещают смотреть телевизор слишком долго, либо избирательно разрешают смотреть некоторые программы.
№ |
Ф.И.О. родителей |
Ф.И. ребёнка |
Кол-во баллов |
Уровень агрессивности | |||
Слабый |
Средний |
Высокий |
Повышенный | ||||
1. |
Родители |
Мальчик 1 |
5 |
||||
2. |
Родители |
Девочка 1 |
11 |
||||
3. |
Родители |
Мальчик 2 |
13 |
||||
4. |
Родители |
Мальчик 3 |
13 |
||||
5. |
Родители |
Мальчик 4 |
16 |
||||
6. |
Родители |
Девочка 2 |
7 |
||||
7. |
Родители |
Мальчик 5 |
10 |
||||
8. |
Родители |
Мальчик 6 |
17 |
||||
9. |
Родители |
Девочка 3 |
10 |
||||
10. |
Родители |
Девочка 4 |
11 |
||||
ИТОГО: |
1 ребёнок 10% |
3 ребёнка 30% |
4 ребёнка 40% |
2 ребёнка 20% |
3) Следующим этапом работы была беседа с детьми на тему: "Я и телевизор". В результате этой беседы были выяснены предпочтения детей в просмотре телевизионных передачах, и бли получены следующие данные говорящие об уровне агрессивности дошкольников: 20% детей имеют слабый уровень агрессивности, 60% средний, 10% высокий и 10% повышенный уровень агрессивности (таблица 4 и рисунок 2):
Таблица 4 - Оценка уровня агрессивности детей по методике «Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»
№ |
Ф.И. ребёнка |
Кол-во баллов |
Уровень агрессивности | |||
Слабый |
Средний |
Высокий |
Повышенный | |||
1. |
Мальчик 1 |
4 б. |
||||
2. |
Девочка 1 |
4 б. |
||||
3. |
Мальчик 2 |
3 б. |
||||
4. |
Мальчик 3 |
6 б. |
||||
5. |
Мальчик 4 |
3 б. |
||||
6. |
Девочка 2 |
2 б. |
||||
7. |
Мальчик 5 |
2 б. |
||||
8. |
Мальчик 6 |
8 б. |
||||
9. |
Девочка 3 |
4 б. |
||||
10. |
Девочка 4 |
3 б. |
||||
ИТОГО: |
2 ребёнка 20% |
6 детей 60% |
1 ребёнок 10% |
1 реб. 10% |
Рисунок 2 . Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике
«Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»
Из результатов беседы было выяснено, что дети практически не выбирают передачи показывающие насилие над людьми. При этом им очень интересен образ героя (как мультипликационного, так и телевизионного). Но на телевидение в основном присутствует образ «добра с кулаками», что и определяет последующее подражание и игры детей.
4) При проведении наблюдения воспитателем (методика Лаврентьевой Г.П.) были получены следующие результаты.
В течении первой недели понаблюдав за поведением детей, была произведена следующая оценка уровня агрессивности детей по методике Лаврентьевой Г.П.: 20% детей имеют слабый уровень агрессивности, 40% средний, 30% высокий и 10% повышенный уровень агрессивности (таблица 5 и рисунок 3):
Таблица 5 – Оценка уровня агрессивности детей по методике Лаврентьевой Г.П.
Ф.И. |
Компоненты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
И т о г |
Мальчик 1 |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
5 | |
Девочка 1 |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
8 | |
Мальчик 2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
10 | |
Мальчик 3 |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
9 | |
Мальчик 4 |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
8 | |
Девочка 2 |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
12 | |
Мальчик 5 |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 | |
Мальчик 6 |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
15 | |
Девочка 3 |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
10 | |
Девочка 4 |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
9 |
Как видно из результатов этого наблюдения чуть меньше половины детей имеют повышенный уровень агрессивности, игры таких детей направлены в основном на противоборство со сверстниками, при этом предпочтение делается в выборе более слабого.
В течении второй недели после просмотра мультфильмов была отмечена общая повышенная возбудимость детей. Некоторые дети начинали играть игрушками, изображающими героев мультфильмов (при этом игры всегда носили агрессивный характер), другие же сами представляли себя героями мультфильмов, причем каждый хотел быть самым главным героем, что сразу же порождало конфликты. Понаблюдав за поведением детей, была произведена следующая оценка уровня агрессивности детей по методике Лаврентьевой Г.П.: 10% детей имеют слабый уровень агрессивности, 30% средний, 50% высокий и 10% повышенный уровень агрессивности (таблица 6 и рисунок 4):
Таблица 6 – Оценка уровня агрессивности детей по методике Лаврентьевой Г.П.
Ф.И. |
Компоненты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
И т о г |
Мальчик 1 |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
7 | |
Девочка 1 |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
11 | |
Мальчик 2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
10 | |
Мальчик 3 |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
11 | |
Мальчик 4 |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
8 | |
Девочка 2 |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
12 | |
Мальчик 5 |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 | |
Мальчик 6 |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
15 | |
Девочка 3 |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
10 | |
Девочка 4 |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
9 |
Информация о работе Социолого-психологический анализ воздействия средств массовой информации