Содержание тренинга на развитие чувствительности к невербальной коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы включают в себя: определение понятий и значимости невербальной коммуникации, их классификация, выявление специфики кодификации и декодификации невербального общения, определение условий, необходимых для эффективного построения тренинга, разработка занятий для тренинга, в которую входит общие организационные требования и подбор специальных упражнений с их анализом.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3 стр.
Глава 1. Невербальная коммуникация как предмет исследования………….4 стр.
1.1. Понятие о невербальных коммуникациях, классификация……………..4 стр.
1.2. Проблема кодирования и интерпретации невербального поведения…..8 стр.
Глава 2. Разработка программы тренинга на развитие чувствительности к невербальным коммуникациям………………………………………………15 стр.
2.1. Практическая значимость тренинга……………………………………..15 стр.
2.2. Общие требования к построению тренинга………………………...…..18 стр.
2.3. Программа тренинговых занятий. Анализ……………………………...24 стр.
Заключение…………………………………………………………………….34 стр.
Литература……………………………………………………………………..35 стр.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО  РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОСИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ФИЛИАЛ  в г. САРАТОВЕ)

 

 

Кафедра социальной психологии

 

 

курсовая работа

По специальности 020400 «Психология»

Специализация «Социальная психология»

 

НА ТЕМУ: содержание тренинга на развитие чувствительности к невербальной коммуникации

 

 

 

 

                                                                        Выполнила: студентка 5 курса                                                          

                                                                        очного отделения 

                                                                Дзюбенко Анастасия Николаевна

                                                                       Научный руководитель:  Бескова Т. В.

Саратов 2007

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………...3 стр.

Глава 1. Невербальная коммуникация как предмет исследования………….4 стр.

1.1. Понятие о невербальных  коммуникациях, классификация……………..4 стр.

1.2. Проблема кодирования и интерпретации  невербального поведения…..8 стр.

Глава 2. Разработка программы  тренинга на развитие чувствительности к невербальным коммуникациям………………………………………………15 стр.

2.1. Практическая значимость  тренинга……………………………………..15 стр.

2.2. Общие требования  к построению тренинга………………………...…..18 стр.

2.3. Программа тренинговых  занятий. Анализ……………………………...24 стр.

Заключение…………………………………………………………………….34 стр.

Литература……………………………………………………………………..35 стр.

Приложения……………………………………………………………………37 стр.

 

 

 

Введение

     Актуальность данной  проблемы обусловливается, в частности, теми особенностями, которые характерны для современного общества: активное развитие рыночной экономики и маркетинга,  повышение требований  к профессионализму, значимость таких личностных качеств как коммуникабельность, мобильность, самопрезентабельность, уверенность в себе, умение расположить собеседника, активность и др. Далеко не каждый человек с рождения обладает такими качествами, однако это необходимо тем, кто желает связать свою специальность с профессией категории «Человек-человек». В данной курсовой работе будет затронут очень важный аспект, играющий большую роль в развитии некоторых вышеперечисленных качеств – чувствительность к невербальным коммуникациям. Важным он является потому, при восприятии человека подсознание точно считывает невербальные сообщения, и это играет большую роль в конструировании целостного образа.

     Поэтому целью моей  курсовой работы является построение  программы тренинга на развитие чувствительности к невербальным коммуникациям.

     Задачи курсовой работы  включают в себя: определение  понятий и значимости невербальной  коммуникации, их классификация,  выявление специфики кодификации  и декодификации невербального общения, определение условий, необходимых для  эффективного построения тренинга, разработка занятий для тренинга, в которую входит  общие организационные требования и подбор специальных упражнений с их анализом.

     Практическая значимость  моей курсовой работы заключается в том, что разработанную программу тренинга можно будет использовать в различных организациях, фирмах, школах с целью повышения профессионального мастерства их сотрудников, а так же для лиц, желающих повысить свою коммуникативную компетентность.

    

 

 

Глава I. Невербальная коммуникация как предмет исследования

1.1. Понятие  о невербальных коммуникациях,  классификация

     Единого  взгляда на определение таких  понятий как невербальное общение,  невербальное поведение и невербальная  коммуникация на современном уровне развития социальной психологии не существует: так, по В. А. Лабунской средством передачи информации, организации взаимодействия, формирования собственного образа, представления о партнере является невербальное общение, а по В. П. Морозову – невербальная коммуникация. Поэтому в данной курсовой работе я буду оперировать всеми тремя понятиями.

     Изучение  невербального поведения отмечается  с древних времен. Первое упоминание  начинается в трактатах по ораторскому мастерству. Многие ученые и философы занимались проблемой невербальных коммуникаций, такие как Аристотель, Леонардо да Винчи, Ф. Бекон, Иоган Гаспар Лафатер, Ф. Галь, Ч. Дарвин и другие.   Однако только к концу XX столетия появился новый тип ученого-социолога - специалиста в области невербалики, и только с начала шестидесятых годов начали серьезно изучаться невербальные коммуникации, а общественности стало известно об их существовании только после того, как Юлий Фаст опубликовал свою книгу в 1970 году. Эта книга обобщала исследования о невербальных аспектах коммуникации, проделанные учеными - бихевиористами до 1970 года, но даже сегодня большинство людей все еще не знают о существовании языка телодвижений, несмотря на его важность в их жизни.

     Невербальное  поведение является феноменом, который довольно трудоемкий в экспериментальном изучении, обусловлен многокомпонентностью, разноуровневостью связей, процессами формирования невербального поведения личности.

     Традиционно  считается, что собственно невербальное  поведение – это явление, в структуре которого преобладают непроизвольные, неосознаваемые, неинтенциональные, но сопряженные с психологическими особенностями  личности комплексы движений, которые представляют перед собой целостность, трудноразложимую на отдельные единицы. Поэтому невербальное поведение «верно передаёт душу во всем её  бессознательном и сознательном составе… - передает… гораздо больше, чем сами сознают и чем могут выразить словами люди»[30]

     Невербальное  поведение считается многими  исследователями  той частью невербального общения, которая трудно поддается формализации и за которую человек не несет ответственности. Психологическую суть  невербального поведения как сложно опровергнуть, так и нелегко подтвердить. Поэтому в культуре складываются главным образом требования, касающиеся речевого поведения. Невербальное поведение не имеет формальных характеристик и остается как бы «невидимым» как для субъекта, так и   для партнера, но оказывает заметное влияние на все стороны общения.

     Согласно исследованиям, значительная часть речевой информации при обмене воспринимается через язык поз и жестов и звучание голоса. 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% — через интонации и модуляции голоса. Отсюда следует, что всего 7% остается словам, воспринимаемым получателем, когда мы говорим. Так же было установлено, что степень доверия человека словам составляет всего лишь 20%, тогда как степень доверия к невербальному общению (позе, жестам, взаиморасположению собеседников) – 30%. Так же больше мы доверяем интонации собеседника и другим паралингвистическим компонентам невербального общения (темп речи, пауза, смешки и т.д.).

     Несмотря  на  многообразия компонентов  невербального общения, его можно  представить в структуре. Главная из неё выделяется оптическая система: диапазон движений тела, жесты рук, движения глаз и лица, называемое кинесикой. Эти невербальные компоненты несут большую информационную нагрузку. Наиболее показательными являются случаи, когда к помощи кинесики прибегают люди, говорящие на разных языках. Жестикуляция при этом становится единственно   возможным   средством общения   и   выполняет

сугубо коммуникативную  функцию. Центральное место в  кинесике занимает экспрессивная подструктура, которая подразделяется на выразительные движения (поза, жест, мимика, походка, интонация) и физиогномику (строение лица/черепа, строение туловища/конечностей). По мнению С. Г. Геллерштейна и П. М. Якобсона, выразительные движения могут служить внешним выражением различных психических состояний, а так же отношений к определенным лицам, предмета или явлениям действительности. Стоит отметить открытые и закрытые позиции участников как показатель их эмоциональной вовлеченности. Открытые позиции проявляются в не скрещенных и незамкнутых позициях рук и ног, открытых ладонях, наклоне корпуса тела к собеседнику. Они свидетельствуют о психологической открытости, искренности и желании продолжать общение дальше. Закрытые позиции – проявляются в «барьерах» в виде скрещенных рук и ног, отстранении или отвороте корпуса от собеседника. Они говорят о психологической закрытости, стремлении отгородиться от  ситуации. Сжатые в кулаки ладони усиливают позицию. Жесты наиболее уместны, когда они служат подкреплением и усилением слов. Достаточно сложно объяснить дорогу человеку, не используя жестов, показывающих направление. Процесс  подкрепления и усиления слов жестами добавляет наглядности рассказу и может быть своеобразной формой визуальной поддержки.

     Движения  глаз или «контакт глаз» -  еще одна подструктура кинесики, где изучаются способы обмена взглядом во время беседы, длительность и частота фиксации взгляда на партнере, направление движения глаз. Визуальный контакт выполняет серьезную регулятивную функцию. Взглядом, направленным на собеседника, можно привлечь внимание к себе или предмету разговора, продемонстрировать расположение или отчуждение, выразить недоумение, иронию, осуждение, поддержать психологический контакт. Пристальный взгляд усиливает внушающий эффект слова, однако взгляд, длящийся более десяти секунд, может вызвать у собеседника чувство дискомфорта.  

     Следующие  две тесно взаимосвязанных структуры  невербального поведения – паралингвистическая  (тембр, высота, громкость, темп  и ритм голоса) и экстралингвистическая  (речевые паузы, плач, кашель, смех, вздох и т. д.). Паралингвистика определяет интонационное богатство и своеобразие устной речи. Изменяя темп высказываний, можно выразить тончайшие нюансы эмоционального отношения к предмету разговора, собеседнику, расширить смысловую емкость слова, при желании придать ему обратное значение. Интонация играет первостепенную роль в управлении поведением собеседника, эмоционально заряжает его и внушает определенный настрой мыслей. Интонации – наиболее важный элемент речи. Они создают общий мелодичный рисунок речи и придают ей особенный колорит. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному, передав тем самым различный смысл. Поэтому владение искусством использования различных интонаций в речи является полезным навыком эффективного коммуникатора.

     Следующая  система отражения невербального  поведения – тактильно-кинестезическая.  Тактильно-кинестезические данные  поступают от рецепторов, находящихся  в коже, мышцах, сухожилиях, суставах. Именно мышечные рецепторы сообщают  о том, какова сила рукопожатия, поцелую, насколько близко находится другой человек. С помощью прикосновений можно привлечь внимание, установить контакт, выразить свое отношение к собеседнику. Начиная с раннего возраста физический контакт в виде прикосновений, поглаживаний, поцелуев, похлопываний является важным средством развития личности. По этой причине они выделены в отдельную область изучения и представляют еще одну структуру невербального поведения – такесику. Такесическая структура находится под контролем не только тактильно-кинестезической системы отражения, но и воспринимается с помощью зрения (например, амплитуда движения при рукопожатии), слухового анализатора, что способствует оценке всех нюансов физического контакта.

     В этой структуре  классификации (по Лабунской) нет места для такой системы как проксемика, которая включает в себя  пространную ориентацию.

     Средства  проксемики выполняют регулирующую  функцию при общении. Так, расстояния  между коммуникантами во время  речевого общения определяются характером их отношений. Проксемикой выделено несколько видов возможной дистанции между партнерами: интимная (15-46 см), личная (45-75 см), социальная (75-200 см) и публичная (от 3 м до предела видимости). Кинесические и проксемические средства могут выполнять роль метакоммуникативных маркеров отдельных фаз речевого общения.[24] Например, снятие головного убора, рукопожатие, приветственный или прощальный поцелуй и т. п.

    

 1.2. Проблема кодификации и интерпретации невербальной коммуникации

     Для всех  этих систем невербальной коммуникации встаёт один общий вопрос методологического характера. Каждая из них использует свою собственную знаковую систему, которую можно рассмотреть как определённый код. Всякая информация должна кодироваться, причём так, чтобы система кодификации и декодификации была известна всем участникам коммуникативного процесса. Но если в случае с речью эта система кодификации более или менее общеизвестна, то при невербальной коммуникации важно в каждом случае определить, что же можно здесь считать кодом, и, главное, как обеспечить, чтобы и другой партнёр по общению владел этим же самым кодом. В противном случае никакой смысловой прибавки к вербальной коммуникации описанные системы не дадут.

     В общей теории  информации вводится понятие  «семантически значимой     информации». Это то количество информации, которое дано не на входе, а на выходе системы. В процессе человеческой коммуникации это понятие можно интерпретировать так, что семантически значимая информация – это та, которая и влияет на изменение поведения, то есть, которая имеет смысл. Все невербальные знаковые системы умножают этот смысл, помогают раскрыть полностью   смысловую  сторону   информации. Но  такое  дополнительное

 

раскрытие смысла возможно лишь при  условии полного понимания  участниками коммуникативного процесса значения используемых знаков, кода. Для построения понятного всем кода необходимо выделение каких-то единиц внутри каждой системы знаков, по аналогии с единицами в системе речи, но именно выделение таких единиц в невербальных системах оказывается главной трудностью.

     Разрабатывая методологические  проблемы в области кинесики, К.Бердвистл предложил выделить  единицу телодвижений человека. Основное рассуждение строится  на основе опыта структурной  лингвистики: телодвижения разделяются на единицы, а затем из этих единиц образуются более сложные конструкции. Совокупность единиц представляет собой своеобразный алфавит телодвижений. Исследователи поз выделяют простейшую, наиболее мелкую семантическую единицу позы, далее неразложимую без потери смысла – кин, или кинему. Из них образуются кинеморфы, которые и воспринимаются в ситуации общения.  Хотя отдельный кин самостоятельного значения не имеет, при его изменении изменяется вся структура. Е. Ю. Степанов приводит пример, который свидетельствует о потере смысла позы в случае её деления на отдельные единицы.[28] Например, если мы видим человека,  сидящего за столом, ведущего официальный разговор, то окончание беседы, как правило, сопровождается короткой паузой, затем собеседник встает и ровно держит руки вдоль тела. Если же выделить такие единицы позы, как человек сидит; человек встает; руки вдоль тела, то эти единицы (кины) сами по себе ничего не значат. То есть целостное восприятие позы и всех мимических движений способствует более точному восприятию состояний партнера по общению.  

Информация о работе Содержание тренинга на развитие чувствительности к невербальной коммуникации