Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 15:48, курсовая работа
Задачи курсовой работы включают в себя: определение понятий и значимости невербальной коммуникации, их классификация, выявление специфики кодификации и декодификации невербального общения, определение условий, необходимых для эффективного построения тренинга, разработка занятий для тренинга, в которую входит общие организационные требования и подбор специальных упражнений с их анализом.
Введение………………………………………………………………………...3 стр.
Глава 1. Невербальная коммуникация как предмет исследования………….4 стр.
1.1. Понятие о невербальных коммуникациях, классификация……………..4 стр.
1.2. Проблема кодирования и интерпретации невербального поведения…..8 стр.
Глава 2. Разработка программы тренинга на развитие чувствительности к невербальным коммуникациям………………………………………………15 стр.
2.1. Практическая значимость тренинга……………………………………..15 стр.
2.2. Общие требования к построению тренинга………………………...…..18 стр.
2.3. Программа тренинговых занятий. Анализ……………………………...24 стр.
Заключение…………………………………………………………………….34 стр.
Литература……………………………………………………………………..35 стр.
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОСИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО
(ФИЛИАЛ в г. САРАТОВЕ)
курсовая работа
НА ТЕМУ: содержание тренинга на развитие чувствительности к невербальной коммуникации
Саратов 2007
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Невербальная коммуникация как предмет исследования………….4 стр.
1.1. Понятие о невербальных
коммуникациях, классификация……
1.2. Проблема кодирования и
Глава 2. Разработка программы
тренинга на развитие чувствительности
к невербальным коммуникациям……………………………………………
2.1. Практическая значимость тренинга……………………………………..15 стр.
2.2. Общие требования
к построению тренинга………………………
2.3. Программа тренинговых
занятий. Анализ……………………………...
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Актуальность данной
проблемы обусловливается, в
Поэтому целью моей
курсовой работы является
Задачи курсовой работы
включают в себя: определение
понятий и значимости
Практическая значимость моей курсовой работы заключается в том, что разработанную программу тренинга можно будет использовать в различных организациях, фирмах, школах с целью повышения профессионального мастерства их сотрудников, а так же для лиц, желающих повысить свою коммуникативную компетентность.
Глава I. Невербальная коммуникация как предмет исследования
1.1. Понятие о невербальных коммуникациях, классификация
Единого
взгляда на определение таких
понятий как невербальное
Изучение
невербального поведения
Невербальное поведение является феноменом, который довольно трудоемкий в экспериментальном изучении, обусловлен многокомпонентностью, разноуровневостью связей, процессами формирования невербального поведения личности.
Традиционно
считается, что собственно
Невербальное поведение считается многими исследователями той частью невербального общения, которая трудно поддается формализации и за которую человек не несет ответственности. Психологическую суть невербального поведения как сложно опровергнуть, так и нелегко подтвердить. Поэтому в культуре складываются главным образом требования, касающиеся речевого поведения. Невербальное поведение не имеет формальных характеристик и остается как бы «невидимым» как для субъекта, так и для партнера, но оказывает заметное влияние на все стороны общения.
Согласно исследованиям, значительная часть речевой информации при обмене воспринимается через язык поз и жестов и звучание голоса. 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% — через интонации и модуляции голоса. Отсюда следует, что всего 7% остается словам, воспринимаемым получателем, когда мы говорим. Так же было установлено, что степень доверия человека словам составляет всего лишь 20%, тогда как степень доверия к невербальному общению (позе, жестам, взаиморасположению собеседников) – 30%. Так же больше мы доверяем интонации собеседника и другим паралингвистическим компонентам невербального общения (темп речи, пауза, смешки и т.д.).
Несмотря
на многообразия компонентов
невербального общения, его
сугубо коммуникативную функцию. Центральное место в кинесике занимает экспрессивная подструктура, которая подразделяется на выразительные движения (поза, жест, мимика, походка, интонация) и физиогномику (строение лица/черепа, строение туловища/конечностей). По мнению С. Г. Геллерштейна и П. М. Якобсона, выразительные движения могут служить внешним выражением различных психических состояний, а так же отношений к определенным лицам, предмета или явлениям действительности. Стоит отметить открытые и закрытые позиции участников как показатель их эмоциональной вовлеченности. Открытые позиции проявляются в не скрещенных и незамкнутых позициях рук и ног, открытых ладонях, наклоне корпуса тела к собеседнику. Они свидетельствуют о психологической открытости, искренности и желании продолжать общение дальше. Закрытые позиции – проявляются в «барьерах» в виде скрещенных рук и ног, отстранении или отвороте корпуса от собеседника. Они говорят о психологической закрытости, стремлении отгородиться от ситуации. Сжатые в кулаки ладони усиливают позицию. Жесты наиболее уместны, когда они служат подкреплением и усилением слов. Достаточно сложно объяснить дорогу человеку, не используя жестов, показывающих направление. Процесс подкрепления и усиления слов жестами добавляет наглядности рассказу и может быть своеобразной формой визуальной поддержки.
Движения глаз или «контакт глаз» - еще одна подструктура кинесики, где изучаются способы обмена взглядом во время беседы, длительность и частота фиксации взгляда на партнере, направление движения глаз. Визуальный контакт выполняет серьезную регулятивную функцию. Взглядом, направленным на собеседника, можно привлечь внимание к себе или предмету разговора, продемонстрировать расположение или отчуждение, выразить недоумение, иронию, осуждение, поддержать психологический контакт. Пристальный взгляд усиливает внушающий эффект слова, однако взгляд, длящийся более десяти секунд, может вызвать у собеседника чувство дискомфорта.
Следующие
две тесно взаимосвязанных
Следующая
система отражения
В этой структуре классификации (по Лабунской) нет места для такой системы как проксемика, которая включает в себя пространную ориентацию.
Средства
проксемики выполняют
1.2. Проблема кодификации и интерпретации невербальной коммуникации
Для всех этих систем невербальной коммуникации встаёт один общий вопрос методологического характера. Каждая из них использует свою собственную знаковую систему, которую можно рассмотреть как определённый код. Всякая информация должна кодироваться, причём так, чтобы система кодификации и декодификации была известна всем участникам коммуникативного процесса. Но если в случае с речью эта система кодификации более или менее общеизвестна, то при невербальной коммуникации важно в каждом случае определить, что же можно здесь считать кодом, и, главное, как обеспечить, чтобы и другой партнёр по общению владел этим же самым кодом. В противном случае никакой смысловой прибавки к вербальной коммуникации описанные системы не дадут.
В общей теории информации вводится понятие «семантически значимой информации». Это то количество информации, которое дано не на входе, а на выходе системы. В процессе человеческой коммуникации это понятие можно интерпретировать так, что семантически значимая информация – это та, которая и влияет на изменение поведения, то есть, которая имеет смысл. Все невербальные знаковые системы умножают этот смысл, помогают раскрыть полностью смысловую сторону информации. Но такое дополнительное
раскрытие смысла возможно лишь при условии полного понимания участниками коммуникативного процесса значения используемых знаков, кода. Для построения понятного всем кода необходимо выделение каких-то единиц внутри каждой системы знаков, по аналогии с единицами в системе речи, но именно выделение таких единиц в невербальных системах оказывается главной трудностью.
Разрабатывая методологические
проблемы в области кинесики,
К.Бердвистл предложил
Информация о работе Содержание тренинга на развитие чувствительности к невербальной коммуникации