Содержание тренинга на развитие чувствительности к невербальной коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы включают в себя: определение понятий и значимости невербальной коммуникации, их классификация, выявление специфики кодификации и декодификации невербального общения, определение условий, необходимых для эффективного построения тренинга, разработка занятий для тренинга, в которую входит общие организационные требования и подбор специальных упражнений с их анализом.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3 стр.
Глава 1. Невербальная коммуникация как предмет исследования………….4 стр.
1.1. Понятие о невербальных коммуникациях, классификация……………..4 стр.
1.2. Проблема кодирования и интерпретации невербального поведения…..8 стр.
Глава 2. Разработка программы тренинга на развитие чувствительности к невербальным коммуникациям………………………………………………15 стр.
2.1. Практическая значимость тренинга……………………………………..15 стр.
2.2. Общие требования к построению тренинга………………………...…..18 стр.
2.3. Программа тренинговых занятий. Анализ……………………………...24 стр.
Заключение…………………………………………………………………….34 стр.
Литература……………………………………………………………………..35 стр.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

повторение его имени и жеста. Второе упражнение является экспресс диагностикой невербального компонента выступлений.

Вопросы для обсуждения:

  • Удалось ли вам установить контакт с аудиторией? Если нет, то почему?
  • Куда вы смотрели во время выступления? Почему?
  • Было ли ваше выступление ярким, выразительным?

Во время выступления остальные  участники фиксируют характерные  позы и жесты выступающего, выразительность  интонации, характерный темп речи. Затем  все наблюдения сообщаются и обсуждаются. Далее каждому участнику выдается бланк (приложение № 2), где оценивается уровень коммуникативной компетентности в невербальном общении.

     После выполнения  третьего упражнения даются вопросы: 

  • играют ли роль тепловые факторы в общении, в каких сферах и при каких обстоятельствах;
  • возникали ли трудности при выполнении упражнения, если да, то какие;
  • легко ли было контролировать ощущения своих рук?

     Во время  обсуждения четвертой техники  необходимо дать каждому участнику  возможность высказаться, рассказать о стратегиях синхронизации с партнером и обменяться впечатлениями. Можно обобщить наиболее успешные способы синхронизации с партнером.

     Пятое упражнение  позволяет завершить занятие  на эмоциональном уровне. Следует  обратить внимание: легко ли было угадать посланный «подарок», умеем ли мы адекватно посылать  и воспринимать невербальные сигналы.

Занятие № 2.

Задачи: выработать навыки выразительности  речи, определить важность визуального  контакта, выработать умение подстраиваться под невербальное поведение партнера.

  1. «Приветствие»
  2. «Интонации»
  3. «Выбор глазами члена группы»
  4. «Зеркало»
  5. «Сообщение»
  6. Рефлексия.

     Упражнение  «Приветствие» настраивает на  работу, можно отметить наиболее  интересные способы знакомства.

     При анализе  второй техники ведущий определяет, с какой именно интонацией была произнесена фраза (например, вопросительная). Если интонация трудно определима,  тогда группа совместно находит ей название  или описывает эмоциональное состояние (ситуацию), в которой могла быть произнесена данная фраза. Вопросы: какую роль играют паралингвистические компоненты невербального общения в повседневной жизни (с приведением примеров);  насколько важно  обладать этим умением, почему? 

     Вопросы  для обсуждения третьего упражнения:

  • Легко ли было договориться с помощью только визуального контакта?
  • В каких жизненных ситуациях это умение может пригодиться?

     В ходе  игры участники «зеркала» ведущему  следует отмечать, насколько   быстро они  обучаются  чувствовать  тело партнера и схватывать  логику движений. От раза к разу следить за «оригиналом» легче, и могут возникнуть ситуации не только предвосхищения, но и опережения его движений. Освоив навыки двигательного подражания, участники могут попробовать свои силы и в более сложной игре: задача прежняя, но роли «оригинала» и «зеркала», ведущего и ведомого, не определены. Гибко подстраиваясь друг под друга, играющие стремятся двигаться в унисон.

     «Сообщение»  - завершающее упражнение: какие  элементы невербальной коммуникации  помогали при передачи сообщения; в каких жизненных ситуациях это можно встретить?

Занятие № 3.

Задачи: сплочение группы, обсуждение соответствия мимики, пантомимики, позы конкретному эмоциональному состоянию, тренировка невербального поведения.

  1. «Эмоциональное состояние»
  2. «Счет до 10»
  3. «Анабиоз»
  4. «Наводка»
  5. «Аплодисменты»
  6. Рефлексия

     Какие невербальные  выражения мимики, жестов, пантомимики,  позы присущи той или иной  эмоции? Какие легче было  изобразить? Угадать?  Какие эмоции легче  спутать? 

     Основная  цель упражнения «счет до 10» -  сплочение группы. Оценивается умение подстроится друг под друга, внимательно отследить и оценить состояние члена группы.

     Признаками успешной  работы «реаниматора» можно считать  непроизвольные реплики «замороженного»,  его смех, улыбку и другие эмоциональные проявления.

     Критерии  «выхода из анабиоза» устанавливаются  самими участниками в зависимости  от уровня их квалификации: они  могут варьировать – от явных  нарушений молчания до едва  заметных изменений в выражении  лица. 

     При анализе  игры «Наводка» анализируются способы передачи и приема невербальных сообщений, что помогало, что мешало их адекватному восприятию.

     Комментарии  к упражнению «Аплодисменты»: можно  пронаблюдать реакции участников, которым аплодируют. Кто-то при  этом входит в кураж и раскланивается, кто-то смущается, говорит спасибо, но группа нередко не отпускает его, продолжая награждать аплодисментами. Упражнение поднимает

 

настроение участников порой до уровня восторга и хорошо завершает занятие на эмоциональном  уровне.

Занятие № 4.

Задачи:  классификацировать эмоций по невербальным характеристикам, развить кинестетический и аудиальный канал восприятия.

  1. «Узнай по рукам» (вариант 1)
  2. « Мотор»
  3. «Дистанции в общении»
  4. «Актеры и зрители»
  5. «Подарок» (вариант 2)
  6. Рефлексия

     Упражнение «узнай по рукам» позволяет оценить индивидуальные характеристики человека только с помощью осязания и слуха. Какие невербальные признаки позволяли утверждать, что перед нами стоит тот или иной человек. Что помогало при определении этого? Что препятствовало? Насколько быстро и верно  смогли определить имя человека? Комфортно ли было ориентироваться без зрительного канала восприятия?

     «Мотор»  разогревает участников группы, настраивает на рабочий лад.

При обсуждении третьего упражнения  предлагается высказать свои предположения по поводу закономерностей  возникновения чувств и влияния на процесс взаимодействия при нарушении дистанции субъективно осознаваемой безопасности.

     Вопросы для обсуждения  четвертого упражнения.

  • Что помогает осознать, выразить чувство?
  • Что помогает нам понять, что чувствует другой человек?

     После обсуждения  предлагается систематизировать  невербальные реакции, которые  помогают узнавать эмоцию, и классифицировать  типичные  жесты, мимику, пантомиму.

     «Подарок» (вариант  2) усложняется тем, что в течение очень короткого времени нужно быстро оценить и адекватно передать невербальный сигнал. Сравнивается успешность выполнения каждой команды, а так же выполнение данного упражнения в первом, упрощенном варианте. Можно ли сказать, что второй вариант прошел успешнее, несмотря на степень сложности, так как первый был на занятии №1? Хорошо   завершает занятие на эмоциональном уровне. 

Занятие № 5.

Задачи: развить адекватное восприятие к невербальным сигналам, умение подстраиваться под невербальное поведение партнера.

  1. «Жесты»
  2. «Теневой вождь»
  3. «Общее дыхание»
  4. «Танец с листом»
  5. «Передача чувств»
  6. Рефлексия

Вопросы для обсуждения:

  • поняли ли участники разговора друг друга?
  • что помогало понять друг друга?
  • как они оценивали степень понимания?
  • как они выражали то, что они не понимают о чем речь?

При анализе второй техники следует  обсудить, что получилось, а что  нет: 

  • смогли ли договориться участники между собой, какое действие они будут совершать?
  • какие возникали трудности?
  • к кому чаще прислушивались?
  • по каким признакам участник догадывался, кто был инициатором действия?
  • какие невербальные сигналы помогали при выполнении упражнения?

     Комментарии к технике  «Общее дыхание»: в процессе обсуждения  можно предложить участникам  описать их ощущения (кто что чувствовал) и возникавшие при упражнении затруднения. Так же можно обсудить стратегии наблюдения  участников. Например, кто-то обращает  внимание на то, как поднимается и опускается в такт дыханию грудь товарища справа, другие стараются уловить ритм дыхания партнера на слух.

     При выполнении  упражнения «Танец с листом»  в небольших комнатах усложняется,  так как участникам необходимо  делать много виражей, чтобы  не столкнутся с другими участниками  или со стенкой. При этом  участникам необходимо постоянно «чувствовать друг друга», понимать, кто первым «входит в поворот». В больших помещениях можно усложнить упражнение, беспорядочно расставив стулья по комнате.

     В задании  есть нюанс, который не сразу   замечают участники. Замереть  нужно только в тот момент, когда листок коснется пола. А пока он падает, можно успеть принять более удобную позу, хотя бы выпрямиться. Можно даже успеть сесть на стул. Но некоторые участники могут так и стоят, лоб в лоб. На эти моменты стоит обратить  внимание в процессе обсуждения.

     «Передача  чувств» заключительное упражнение, позволяет потренироваться в  определении и передаче чувств  с имеющимися знаниями участников.

Занятие № 6.

Задачи: выявить «маски», определить их значение в общении, установить соответствие темпа речи с контекстом ситуации, потренироваться в навыках передачи и интерпретации  невербальных компонентов коммуникации.

  1. «Прикосновение»
  2. «Фраза»
  3. «Мимика»
  4. Рассказ сказки.
  5. «Кошки-мышки»
  6. Рефлексия.

       Первое  упражнение можно анализировать,  но очень деликатно. Свои ощущения в доброжелательной форме высказывают только желающие:

  • Как прикосновение  влияет на процесс общения?
  • Насколько приятны были прикосновения при столкновении?

     Во втором  упражнении следует рассмотреть:  Какой темп разговора в общении является самым выгодным? Как это связано с конкретной ситуацией? Какие чувства возникают при изменении темпа речи?

     Вопросы  для обсуждения упражнения «Мимика»: «Достаточны ли ваши возможности  для выражения чувств? Какие чувства,  возникающие в контакте, мы часто пытаемся скрыть от партнера по общению?». В результате обсуждения проявляются причины несоответствия чувств подлинных (переживаемых) тем, что человек выражает в общении (проявление феномена безличной коммуникации или коммуникации посредством масок). Обговорить  «маски», соответствующие  и несоответствующие  ситуации (дома, на работе и т. п.), их значение.

     Рассказ  сказки позволяет «потренироваться»  участникам в адекватности воспроизведения  и понимания невербального поведения.  Следует обсудить возникающие трудности при составлении и угадывании сюжета сказки. Можно сравнить с упражнением «Наводка» по следующим характеристикам: динамика/статика, индивидуальное/групповое выполнение, предсказуемость/непредсказуемость сюжета, загаданного слова.

     Упражнение «кошки-мышки» можно не только помогать быть спасенным, но и обманывать, чтобы ход перешел к кошкам. Вопросы:

  • Как королева кошек ловила мышек?
  • Как королева мышек понимала, что её мышки подают ей сигнал о спасении?
  • Легко ли было кошкам обмануть королеву мышек?
  • Как себя чувствовали мышки и кошки, каким образом мышки подавали сигналы о спасении, а кошки пытались обмануть, притворившись мышками?  

Занятие № 7

Задачи: развить навыков  визуального контакта, потренироваться  в передачи и интерпретации  невербальных компонентов коммуникации.

  1. Узнай по рукам (вариант 2)
  2. «Общение в парах»
  3. Говорящий взгляд.
  4. Этюды.
  5. Аплодисменты.
  6. Рефлексия.

Информация о работе Содержание тренинга на развитие чувствительности к невербальной коммуникации