Содержание тренинга на развитие чувствительности к невербальной коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы включают в себя: определение понятий и значимости невербальной коммуникации, их классификация, выявление специфики кодификации и декодификации невербального общения, определение условий, необходимых для эффективного построения тренинга, разработка занятий для тренинга, в которую входит общие организационные требования и подбор специальных упражнений с их анализом.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3 стр.
Глава 1. Невербальная коммуникация как предмет исследования………….4 стр.
1.1. Понятие о невербальных коммуникациях, классификация……………..4 стр.
1.2. Проблема кодирования и интерпретации невербального поведения…..8 стр.
Глава 2. Разработка программы тренинга на развитие чувствительности к невербальным коммуникациям………………………………………………15 стр.
2.1. Практическая значимость тренинга……………………………………..15 стр.
2.2. Общие требования к построению тренинга………………………...…..18 стр.
2.3. Программа тренинговых занятий. Анализ……………………………...24 стр.
Заключение…………………………………………………………………….34 стр.
Литература……………………………………………………………………..35 стр.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

     На основании предложения  Бёрдвистла были построены своего  рода словари телодвижений, даже  появились работы о количестве  кинов в разных национальных  культурах. Но сам Бёрдвистл  пришёл к выводу, что пока построить   удовлетворительный   словарь   телодвижений   не    удаётся:   само

 

понятие кина оказалось достаточно неопределённым и спорным. Более  локальный характер носят предложения  по построению словаря жестов. Существующие попытки не являются слишком строгими, но, тем не менее, определённый каталог жестов в различных национальных культурах удаётся описать.

     Кроме выбора единицы,  существует ещё и вопрос о  «локализации» различных мимических  движений, жестов или телодвижений. Нужна тоже более или менее однозначная сетка основных зон человеческого лица, тела, руки. В предложениях Бёрдвистла содержался и этот аспект; всё человеческое тело было поделено на 8 зон: лицо, голова, рука правая, рука левая, нога правая, нога левая, верхняя часть тела в целом, нижняя часть тела в целом. Смысл построения словаря сводится при этом к тому, чтобы единицы – кины – были привязаны к определённым, тогда и получится «запись» телодвижения, что придаст ей известную однозначность, то есть поможет выполнить функцию кода. Однако неопределённость единицы не позволяет считать эту методику записи достаточно надёжной.

     Вообще  в литературе отмечается более  20 000 описаний выражения лица. Для  их  классификации была     предложена методика, введённая  П. Экманом и получившая название FAST – Facial Affect Scoring Technique. Принцип: лицо делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб, нос и область носа, рот и подбородок). Затем выделяют шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх, грусть. Фиксации эмоций по зоне позволяет регистрировать более или менее определённо мимические движения. Эта методика получила распространение в медицинской практике, в настоящее время есть ряд попыток применения её в нормальных ситуациях общения.

     Несмотря на большое  количество исследований в области  определения и составления единого  словаря интерпретации невербального  поведения, до сих пор остается  много неизвестного. Так, допустим, не совсем понятно, как люди, не имея единого кодификатора и декодификатора невербальной коммуникации, в отличие от речи, все же в большинстве случаев могут адекватно интерпретировать невербальные компоненты. Изучение этого вопроса необходимо для построения программы тренинга – какие условия необходимо учитывать, чтобы процесс развития чувствительности к невербальным коммуникациям был наиболее эффективным.   

     Существует  два направления исследований  интерпретации невербального поведения,  одно из которых направлено  на выявление биологических детерминант, а другое на поиск социальных факторов успешности понимания невербального поведения. Однако стоит подчеркнуть относительность влияния как биологических, так и социальных факторов, и признать актуальность исследований, где подчеркивается роль социально-психологических и психологических факторов, объектных и субъектных детерминант интерпретационной деятельности субъектов общения. В них делается акцент   на том, что общение должно выступать  главным фактором формально-содержательных характеристик интерпретации и   адекватности понимания экспрессии человека. Личность развивается в процессе ее включенности в разнообразные виды отношений, совместной деятельности, формы общения,  поэтому его различные составляющие, стороны процесса  общения выступают в  качестве условий, опосредующих успешность интерпретации невербального поведения.

     Большинство  исследований, направленных на определение  факторов интерпретации понимания  невербального поведения строятся  на предъявлении стимула (выражения лица, позы, невербальной интеракции) и соотнесения его участниками эксперимента к определенной психологической категории. Вид стимульного материала во многом определяет результаты исследования. В данной курсовой работе я не буду останавливаться на описании и классификации стимульного материала, только приведу список методик, применяемых в определении  адекватности интерпретации невербального поведения, а так же  анализ полученных данных. Это поможет понять, при каких обстоятельствах происходит «расшифровка» невербальной интеракции, и

какие условия построения тренинга на чувствительность к невербальным коммуникациям придется учитывать  во второй главе курсовой работы.

     Итак, к  наиболее известным тестам, измеряющих  способность к распознаванию,  интерпретации экспрессивного поведения относятся: методика ВАКТ (Экман и Фризен), состоящая из слайдов с изображением 7 видов эмоциональных экспрессий лица, которую  в течение короткого промежутка времени должен  опознать участник; CARAT (R. Buc), строящаяся на предъявлении слайдов, на которых запечатлена реакция человека, рассматривающего различные по эмоциональному содержанию сцены из окружающей жизни; тест POST – «Профиль невербальной чувствительности» (Rosenthal), который включает 220 фрагментов поведения, представленного в различных элементах экспрессии (только поза, только выражение лица и т. д.) – здесь необходимо оперировать широкими категориями интерпретации, что существенно отличает от других разработок по этому вопросу, однако критерии оценки весьма неопределенные; тест SIT (Archer) – ситуативно-интерактивные задачи – отличается от предыдущих методик качеством демонстрационного материала (видеозаписи бытовых сцен) и четким критерием их понимания; тест IPT (Interpersonal Perception Task – задачи по межличностному восприятию) сходен с SIT, но более усовершенствован - целостно предъявляется динамичное, спонтанное экспрессивное поведение.

   Если саму организацию  стимульного материала рассмотреть  как форму объективизации психологических  характеристик личности в невербальном поведении, то в таком случае наигранное – естественное, статичное – динамичное, индивидуальное – групповое, невербальная интеракция становятся условиями актуализации определенных интерпретационных схем.

     Из ряда  исследований известно, что представленное невербальное поведение точнее понимается, чем естественное, спонтанное. Невербальное поведение, экспрессия лица, наигранные актером, распознаются точнее и быстрее, чем мимика, изображенная испытуемым непрофессионалом. Возможно, это связано с   шаблонностью-разнообразием     изображения:    наигранное     невербальное

поведение менее разнообразно и более просто по своей структуре, чем естественное, поэтому выделение  шаблонных элементов происходит быстрее и точнее. Динамическое изображение  невербального поведения (кино-видеофильмы) успешнее интерпретируются, чем статические (фото, схема). Адекватность понимания по целостному невербальному знаку, экспрессии лица значительно выше, чем по отдельным его частям, фракциям, элементам. Каждый элемент невербального поведения имеет информативную ценность, благодаря его связям с другими элементами структуры, что хорошо подтверждено в результатах экспериментов П. Экмана. В распознании эмоций являются более важными «конфигурации экспрессии», чем ее отдельные элементы. Так же если выражение лицевой экспрессии включает специфические элементы, то оно будет успешно интерпретироваться независимо от степени аналитичности – синтетичности самого субъекта общения.

     Целостное  восприятие позы, как и восприятие  всех мимических движений, способствуют более точному пониманию психических состояний партнера по общению. В то же время Е. И. Фетисова приводит данные, свидетельствующие о тенденции выделять отдельные элементы позы в процессе её восприятия. В эксперименте она предъявляла испытуемым позу ужаса, внезапного душевного потрясения (человек, отшатнувшийся назад, с выставленной вперед как будто для защиты рукой), но некоторые испытуемые восприняли её как агрессивную, а некоторые останавливались на каком-то одном элементе и предлагали несколько интерпретаций позы. «Такое простое суммирование признаков, - заключает Е. И. Фетисова, - не могло привести к созданию целостного образа»[31]

     Модальность, знак, интенсивность  невербального поведения так  же определяет точность понимания. Считается, выражение переходных эмоциональных   состояний   распознать   труднее,   чем    «чистых   аффектов».

 К    примеру,       отличить     страх     от     ужаса     более      сложно,      чем 

 

 

радость от отвращения. Интенсивные  формы невербальной интеракции, вызванные сильными эмоциональными переживаниями, имеют высокий коэффициент согласия в их интерпретации и понимаются точнее, чем неинтенсивные выражения.

     Таким образом,  успешность невербальной коммуникации  будет определяться диапазоном умений и навыков, сопряженных с экспрессией, различного уровня абстрактности, обобщенности, конкретности, модальности, интенсивности, знака, с разнообразием способов интерпретации, соответствующих как вербальному поведению, так и ситуации общения. Можно сказать, что при построении тренинга на развитие чувствительности к невербальному общению необходимо будет учитывать следующие показатели: динамичность/статичность, наигранность/естественность,   всю совокупность жестов и конгруэнтность вербальных и невербальных сигналов.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Разработка программы тренинга на развитие чувствительности к невербальным коммуникациям

2.1. Практическая  значимость тренинга

     Адекватность  познания людей, их свойств,  состояний, прогнозирование их отношений и взаимоотношений не существуют вне контекста определенной деятельности и являются залогом успешности многих видов профессий. В современном мире с развитием рекламной и предпринимательской деятельности актуален вопрос  конкурентной способности, которая во многом зависит от представителей той или иной организации. Это означает, что успешность заключения договоров, ведения переговоров, привлечения спонсоров и другой внешней деятельности будет определяться насколько презентабельный и внимательный представитель организации или фирмы. Как уже было сказано выше, это во многом зависит от невербальных компонентов общения – лишь только 7 % информации о человеке  остается словам. Подсознание человека, как правило, безошибочно считывает невербальные сообщения собеседника. Понимать так называемый body language (язык тела) совершенно необходимо тому, кто по роду своей деятельности должен убеждать в чем-либо своих собеседников, склонять их к совершению определенных поступков,  а так же  устанавливать в довольно короткое время раппорт. Таким образом, можно сделать вывод, что представитель определенных видов профессиональной деятельности (например, менеджер, администратор, торговый представитель, психолог, педагог и т. п.) должен быть компетентен как субъект невербальных коммуникаций.

     Достичь  этой компетентности можно различными  путями. Так, допустим, на прилавках  книжных магазинов вопросу изучения  невербальной коммуникации посвящено  много научно-популярной литературы, например, книга Алана Пиза «Язык  телодвижений», где описывается наиболее распространенная интерпретация невербальных компонентов коммуникации. Опираясь на подобную книгу, можно знать примерное значение той или иной позы, выражения мимики и т. д. Но этого далеко недостаточно для повышения чувствительности к невербальным компонентам общения. Как было уже сказано выше, для успешного овладения невербальным поведением необходимы следующие условия: динамичность, естественность, конгруэнтность вербальных и невербальных сигналов, учет контекста ситуации общения и индивидуальных различий между коммуникаторами. Все эти условия может обеспечить тренинговая группа. Доказательством этого предположения можно считать следующее:

     Тренинг  подразумевает использование активных  групповых методов практической  психологии для работы со здоровыми людьми с целью решения задач по развитию и совершенствованию качеств, необходимых для улучшения их социального бытия и профессиональной деятельности.

     "...Термин "тренинг", по нашему мнению, в структуре русской психологической речи должен использоваться не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности, общением"[32]

     Группа  дает возможность глазами других  посмотреть на себя и свои проблемы, моделировать свое поведение "здесь и теперь". В группе можно получить различные реакции других ее участников на свое поведение, увидеть с их помощью последствия своего поведения не только в группе, но и вне нее. Группа не только позволяет участникам всесторонне увидеть себя, но и оказывает поддержку при испробовании новых способов поведения. Только в группе можно полностью использовать возможность универсализации проблем и использования альтруизма.

     Группа значительно  лучше соответствует повседневной реальности индивида, чем контакт психотерапевта – клиента. В группе без усилий "воссоздается" повседневная жизнь каждого участника – здесь они бывают такими, какими обычно бывают в отношениях с другими людьми. Это позволяет более "пространственно" увидеть их жизнь и в особенности проблемы и трудности отношений. Взаимосвязь межличностных   процессов   в

группе и межличностных отношений  вне группы увеличивает вероятность  того, что усвоенные в группе новые  способы поведения, изменившееся понимание себя и своих отношений с другими будут перенесены в ситуации реальной жизни. Когда на  слова, чувства, действия реагируют несколько разных людей, это оказывает намного более сильное воздействие, чем реакция одного человека. Это помогает лучше понять себя и свои отношения с другими людьми, реальнее увидеть последствия общения с ними. Группа является зеркалом, в котором можно увидеть свои отношения с другими людьми в реальной жизни.  

     Группа предоставляет  участникам возможность обмениваться жизненным опытом, способами "создания" и решения проблем, учиться на опыте других участников. Это дополнительная возможность самосовершенствования.

     Тренинговую группу  можно назвать учебной лабораторией. Ее цель – помочь участникам  понять, могут ли изменения, происходящие в группе и в них самих, способствовать тому, чтобы они лучше себя чувствовали в общении с другими людьми. Группа создает миниатюрную модель общества, подчеркивает постоянное стремление искать новые способы поведения, помогает участникам понять, как учиться; создает безопасную атмосферу, благоприятную для обучения; ответственность за то, чему хочется научиться, перелагает на самих участников группы.

Информация о работе Содержание тренинга на развитие чувствительности к невербальной коммуникации