Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 15:48, курсовая работа
Задачи курсовой работы включают в себя: определение понятий и значимости невербальной коммуникации, их классификация, выявление специфики кодификации и декодификации невербального общения, определение условий, необходимых для эффективного построения тренинга, разработка занятий для тренинга, в которую входит общие организационные требования и подбор специальных упражнений с их анализом.
Введение………………………………………………………………………...3 стр.
Глава 1. Невербальная коммуникация как предмет исследования………….4 стр.
1.1. Понятие о невербальных коммуникациях, классификация……………..4 стр.
1.2. Проблема кодирования и интерпретации невербального поведения…..8 стр.
Глава 2. Разработка программы тренинга на развитие чувствительности к невербальным коммуникациям………………………………………………15 стр.
2.1. Практическая значимость тренинга……………………………………..15 стр.
2.2. Общие требования к построению тренинга………………………...…..18 стр.
2.3. Программа тренинговых занятий. Анализ……………………………...24 стр.
Заключение…………………………………………………………………….34 стр.
Литература……………………………………………………………………..35 стр.
На основании предложения
Бёрдвистла были построены
понятие кина оказалось достаточно неопределённым и спорным. Более локальный характер носят предложения по построению словаря жестов. Существующие попытки не являются слишком строгими, но, тем не менее, определённый каталог жестов в различных национальных культурах удаётся описать.
Кроме выбора единицы,
существует ещё и вопрос о
«локализации» различных
Вообще в литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Для их классификации была предложена методика, введённая П. Экманом и получившая название FAST – Facial Affect Scoring Technique. Принцип: лицо делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб, нос и область носа, рот и подбородок). Затем выделяют шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх, грусть. Фиксации эмоций по зоне позволяет регистрировать более или менее определённо мимические движения. Эта методика получила распространение в медицинской практике, в настоящее время есть ряд попыток применения её в нормальных ситуациях общения.
Несмотря на большое
количество исследований в
Существует
два направления исследований
интерпретации невербального
Большинство
исследований, направленных на определение
факторов интерпретации
какие условия построения тренинга на чувствительность к невербальным коммуникациям придется учитывать во второй главе курсовой работы.
Итак, к наиболее известным тестам, измеряющих способность к распознаванию, интерпретации экспрессивного поведения относятся: методика ВАКТ (Экман и Фризен), состоящая из слайдов с изображением 7 видов эмоциональных экспрессий лица, которую в течение короткого промежутка времени должен опознать участник; CARAT (R. Buc), строящаяся на предъявлении слайдов, на которых запечатлена реакция человека, рассматривающего различные по эмоциональному содержанию сцены из окружающей жизни; тест POST – «Профиль невербальной чувствительности» (Rosenthal), который включает 220 фрагментов поведения, представленного в различных элементах экспрессии (только поза, только выражение лица и т. д.) – здесь необходимо оперировать широкими категориями интерпретации, что существенно отличает от других разработок по этому вопросу, однако критерии оценки весьма неопределенные; тест SIT (Archer) – ситуативно-интерактивные задачи – отличается от предыдущих методик качеством демонстрационного материала (видеозаписи бытовых сцен) и четким критерием их понимания; тест IPT (Interpersonal Perception Task – задачи по межличностному восприятию) сходен с SIT, но более усовершенствован - целостно предъявляется динамичное, спонтанное экспрессивное поведение.
Если саму организацию
стимульного материала
Из ряда исследований известно, что представленное невербальное поведение точнее понимается, чем естественное, спонтанное. Невербальное поведение, экспрессия лица, наигранные актером, распознаются точнее и быстрее, чем мимика, изображенная испытуемым непрофессионалом. Возможно, это связано с шаблонностью-разнообразием изображения: наигранное невербальное
поведение менее разнообразно и более просто по своей структуре, чем естественное, поэтому выделение шаблонных элементов происходит быстрее и точнее. Динамическое изображение невербального поведения (кино-видеофильмы) успешнее интерпретируются, чем статические (фото, схема). Адекватность понимания по целостному невербальному знаку, экспрессии лица значительно выше, чем по отдельным его частям, фракциям, элементам. Каждый элемент невербального поведения имеет информативную ценность, благодаря его связям с другими элементами структуры, что хорошо подтверждено в результатах экспериментов П. Экмана. В распознании эмоций являются более важными «конфигурации экспрессии», чем ее отдельные элементы. Так же если выражение лицевой экспрессии включает специфические элементы, то оно будет успешно интерпретироваться независимо от степени аналитичности – синтетичности самого субъекта общения.
Целостное восприятие позы, как и восприятие всех мимических движений, способствуют более точному пониманию психических состояний партнера по общению. В то же время Е. И. Фетисова приводит данные, свидетельствующие о тенденции выделять отдельные элементы позы в процессе её восприятия. В эксперименте она предъявляла испытуемым позу ужаса, внезапного душевного потрясения (человек, отшатнувшийся назад, с выставленной вперед как будто для защиты рукой), но некоторые испытуемые восприняли её как агрессивную, а некоторые останавливались на каком-то одном элементе и предлагали несколько интерпретаций позы. «Такое простое суммирование признаков, - заключает Е. И. Фетисова, - не могло привести к созданию целостного образа»[31]
Модальность, знак, интенсивность
невербального поведения так
же определяет точность пониман
К примеру, отличить страх от ужаса более сложно, чем
радость от отвращения. Интенсивные формы невербальной интеракции, вызванные сильными эмоциональными переживаниями, имеют высокий коэффициент согласия в их интерпретации и понимаются точнее, чем неинтенсивные выражения.
Таким образом,
успешность невербальной
Глава II. Разработка программы тренинга на развитие чувствительности к невербальным коммуникациям
2.1. Практическая значимость тренинга
Адекватность познания людей, их свойств, состояний, прогнозирование их отношений и взаимоотношений не существуют вне контекста определенной деятельности и являются залогом успешности многих видов профессий. В современном мире с развитием рекламной и предпринимательской деятельности актуален вопрос конкурентной способности, которая во многом зависит от представителей той или иной организации. Это означает, что успешность заключения договоров, ведения переговоров, привлечения спонсоров и другой внешней деятельности будет определяться насколько презентабельный и внимательный представитель организации или фирмы. Как уже было сказано выше, это во многом зависит от невербальных компонентов общения – лишь только 7 % информации о человеке остается словам. Подсознание человека, как правило, безошибочно считывает невербальные сообщения собеседника. Понимать так называемый body language (язык тела) совершенно необходимо тому, кто по роду своей деятельности должен убеждать в чем-либо своих собеседников, склонять их к совершению определенных поступков, а так же устанавливать в довольно короткое время раппорт. Таким образом, можно сделать вывод, что представитель определенных видов профессиональной деятельности (например, менеджер, администратор, торговый представитель, психолог, педагог и т. п.) должен быть компетентен как субъект невербальных коммуникаций.
Достичь
этой компетентности можно
Тренинг
подразумевает использование
"...Термин
"тренинг", по нашему мнению,
в структуре русской психологич
Группа
дает возможность глазами
Группа значительно лучше соответствует повседневной реальности индивида, чем контакт психотерапевта – клиента. В группе без усилий "воссоздается" повседневная жизнь каждого участника – здесь они бывают такими, какими обычно бывают в отношениях с другими людьми. Это позволяет более "пространственно" увидеть их жизнь и в особенности проблемы и трудности отношений. Взаимосвязь межличностных процессов в
группе и межличностных
Группа предоставляет
участникам возможность
Тренинговую группу
можно назвать учебной
Информация о работе Содержание тренинга на развитие чувствительности к невербальной коммуникации