К. Рудестам выделяет
следующие цели и задачи тренинговых
групп:
- обучение участников межличностному поведению;
- подтверждение на практике теории групповой динамики;
- проработка проблем, с которыми участники сталкивались в реальной жизни;
- помощь участникам в развитии умения руководить;
- применение полученных знаний вне группы.
В тренинге на развитие чувствительности
к невербальным компонентам коммуникации
следует добавить следующие цели и задачи:
- способность адекватно воспринимать и передавать невербальные сообщения;
- овладение собственным невербальным поведением;
- развитие чувствительности участников к групповому процессу, связанной с восприятием более полного ряда коммуникативных стимулов, получаемых от других;
- развитие способности в установлении и поддержании психологического контакта в общении;
- успешное применение невербальных компонентов коммуникации в практической жизни.
Таким образом, можно
предположить, что в группе повышение
компетентности к невербальным
коммуникациям будет проходить
наиболее эффективно. В следующем
параграфе будет составлена программа
тренинга на развитие чувствительности
к невербальным коммуникациям с учетом
вышеперечисленной информации.
2.2. Общие требования
к построению социально-психологического
тренинга
При построении
программы тренинга необходимо
учитывать следующие организационные условия: место,
время, частота встреч, состав группы,
групповые правила и нормы, личностные
качества ведущего тренинговой группы,
структура занятий.
Место работы
оказывает влияние на атмосферу
в группе, поэтому оно должно
быть уютным и удобным. Комната, в которой
происходят встречи группы, не должна
быть очень большой, но в ней должно быть
место для движения и выполнения каких-нибудь
групповых упражнений. В ней не должно
быть ничего отвлекающего внимание, например,
экстравагантных картин на стенах. Пол
комнаты может быть покрыт ковром, так
как мягкое покрытие потощает звуки и
увеличивает чувство близости в группе.
Ковер обладает психологически успокаивающим
воздействием. В рабочей комнате группы
должна существовать возможность регулировать
освещение по ситуативным потребностям,
слушать музыку, поскольку ее использование
в группе может быть особенно ценным. Помещение,
в котором проходят занятия, должно быть
звуконепроницаемым, чтобы участники
могли быть уверены, что никто не сможет
подслушать того, что происходит в группе.
Важно, как
сидят участники группы. Желательно,
чтобы группа сидела кругом, чтобы
участники могли хорошо видеть
друг друга. Если не придерживаться
принципа круга, когда некоторые
участники, сидя в одном ряду, не могут видеть друг друга, то нарушается
сеть межличностных взаимодействий. Круг
является символом полноты, завершенности,
целостности, во многих культурах ему
приписывается магическая сила. Это отражается
и в употребляемых нами метафорах – "магический
круг", "дружеский круг" и т.п. Сидение
в круге в психотерапевтической группе
предоставляет много возможностей – можно
двигаться в сторону центра и наоборот,
что отражает степень сплоченности группы,
менять расстояние между стульями, которое
отражает психологическое расстояние
между участниками, можно свободно выбрать
место в круге относительно других участников
и терапевта (это также отражает межличностные
установки).
Сидеть
должно быть удобно, но не слишком.
Чем больше комфорт, тем меньше
внимательность у участников
группы. Поэтому лучше всего сидеть
на простых стульях, которые
легко переставлять, а не в
мягких креслах.
A.L.Kadis обсудил
вопрос об оптимальном времени групповых занятий, указав,
какое время меньше всего подходит для
работы: непосредственно перед обедом;
непосредственно после обеда; вечер –
из-за усталости участников. Поэтому данный
тренинг предпочтительнее будет проводить
в следующие временные отрезки – с утра
до обеда (9:00 – 11:00) или за несколько часов
до ужина (15:00 – 17:00).
Частота
встреч группы может варьироваться
от 1 до 5 в неделю. Оптимальная продолжительность
встречи психотерапевтической группы
– 1,5-2 часа. Более продолжительная встреча вызывает усталость, как у
участников, так и у терапевта, в результате
чего снижается эффективность работы.
Короткая встреча не позволяет развиться
дискуссиям и обсуждению проблем, так
как для "разогрева" группе требуется
20-30 мин., а для самой продуктивной работы
остается 1-1,5 часа. В тренинге, содержание
которого раскроется в данной курсовой
работе, группа будет встречаться 2 раза
в неделю, занятия будут идти около 1,5
- 2 часов в зависимости от степени активности
группы. Всего будет 8 занятий, тренинг
рассчитан на месяц.
Традиционно
считается, что оптимальная величина
психотерапевтической группы –
5-12 участников. В такой группе
возможно оптимальное общение,
трудно сохранять позицию наблюдателя,
меньше вероятность возникновения
подгрупп. G.F.Castore в 55 стационарных психотерапевтических
группах, количество участников в которых
колебалось от 5 до 20, исследовал количество
межличностных взаимодействий (сколько
раз участники обращаются друг к другу)
в зависимости от величины группы. В группах,
состоявших из 9 участников, резко снижается
количество межличностных взаимодействий.
Другое резкое уменьшение взаимодействий
наблюдалось тогда, когда количество участников
в группе превышало 17. Учитывая специфику
тренинга на развитие чувствительности
к невербальным коммуникациям, при составлении
количественного состава группы наилучшим
вариантом будет начинать работу с несколько
большей группой (до 15 -16 участников), поскольку
некоторые участники могут покинуть группу.
Однако нижним пределом именно для
данного тренинга, целесообразнее взять
8 человек, т. к. количество участников
будут во многом определять эффективность
программы.
Dies выразил
соотношение отбора участников
группы и ее составления: при
отборе участников больше внимания
следует уделять их мотивам, проблемам, целям, ожиданиям,
начальному контакту с психотерапевтом,
а при составлении группы – межличностным
факторам: демографическому составу группы
(по возрасту, полу), потенциальной совместимости
участников, т.е. степени гомогенности
и смешанности (гетерогенности) группы.
Основной
вопрос при составлении психотерапевтической
группы – в какой степени
и по каким признакам она
будет гомогенной или смешанной.
Считается, что группы с гомогенным
составом участников больше подходят
для решения конкретных, специфических проблем,
а смешанные группы - для решения межличностных
проблем, роста личности. Краткосрочные
группы бывают продуктивнее, если составлены
по гомогенному признаку, так как сходство
проблем способствует более быстрому
возникновению групповой сплоченности.
Но в группах, предназначенных для более
глубокого понимания себя и своих отношений,
должны участвовать разные люди. Различия
между участниками увеличивают психотерапевтический
потенциал группы.
Клинические
исследования показывают, что в психотерапии, опирающейся
на межличностную динамику, более эффективными
являются смешанные группы. По словам
S.H.Foulkes и E.J.Anthony "чем больше разница
между крайними типами, тем больше терапевтический
потенциал группы"[32]. Но не следует забывать, что "группа
может двигаться вперед на скорости, которую
диктует самый нездоровый ее участник"[32]. Смешанная группа больше соответствует
обычной жизненной среде участников, поэтому
приобретенные в ней навыки межличностного
поведения легче переносить в реальную
жизнь. Чем разнообразнее индивидуальные
стили поведения, мышления, переживания
в психотерапевтической группе, тем эффективнее
используются возможности личностного
изменения, поэтому группа, которая будет
участвовать в тренинге на развитие чувствительности
к невербальному общению должна быть
гетерогенной. Чем более гетерогенный
будет по составу группа, тем больше вероятности,
что тренинг будет эффективнее: чем разнообразнее
участники будут демонстрировать свое
невербальное поведение, тем больше шансов,
что в реальной жизни они не испытают глубоких
затруднений при интерпретации невербальной
коммуникации.
Любая группа
имеет определенные нормы и
правила существования. Тренинговая
группа не является исключением.
Начиная с процедуры знакомства, которое будет на предварительной
встрече, в группе задаются правила работы
и формируются внутри групповые нормы.
Правила в группе оглашаются ведущим,
но организовывается процедура обсуждения,
где предлагается высказаться каждому
участнику. Нормы – это то, что принимается
участниками, и возможно, не оговаривается.
В данном смысле нормы задаются самой
работой, хотя отчасти являются и отражением
существующих правил. Ниже перечислены
наиболее часто используемые в практике
правила:
- Постоянство. Каждый участник работает от начала до конца взаимодействия группы и не опаздывает.
- Конфиденциальность. Информация о происходящем в группе не должна выносится за ее пределы – это облегчает включение в групповые процессы, способствует их самораскрытию.
- Активность. Каждый член группы постарается быть активным участником происходящего, и будет стремиться участвовать во всех событиях и процедурах.
- Искренность в общении и право сказать «нет». Данное правило определяет открыто выражать свои мысли и чувства, по мере возможности, при этом каждый может сказать «нет», если он не готов говорить или действовать.
- Обращение по имени.
- Доверительный стиль общения и обращение на «ты».
- Персонификация высказываний. Участникам предлагается больше говорить от себя лично: «Я считаю, что…», «Я думаю…» и т. п.
- Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а их действия.
- Обсуждение процедур по принципу «здесь и теперь».
Важнейшая
задача терапевта группы –
создание условий для максимального раскрытия
психотерапевтической силы группы. Он
не должен забывать, что основа эффективности
психотерапевтической группы – это работа
самих участников, поэтому терапевт и
должен создавать такую атмосферу, в которой
взаимодействие участников было бы наиболее
эффективным.
К основным
личностным чертам, профессионально
важным для руководителя группы
следует отнести следующие: способность
позволять себе ошибаться; признание
своего несовершенства; концентрация
на клиенте, желание и способность ему помочь; способность
быть прямым и честным с
участниками группы, т.е.
отказ от манипулирования ими, "игр"
с ними, обмана во имя мнимых психотерапевтических
целей; эмпатичность, способность создавать
атмосферу эмоционального комфорта;
аутентичное поведение; вера в способность
участников группы к изменениям и развитию;
уравновешенность; высокий уровень саморегуляции;
уверенность в себе, адекватная самооценка;
большое воображение и интуиция; высокий
уровень интеллекта.
Руководствуясь
вышеперечисленными требованиями, можно
подвести итог:
Тренинг на развитие чувствительности
к невербальным коммуникациям будет
проходить 2 раза в неделю по 1,5-2 часа
(всего будет 8 занятий) с гетерогенной
группой по составу, численностью 8-15
человек, в тренинговой комнате, отвечающей всем
требованиям (см. выше). Перед первым занятием
будет проведена предварительная встреча
ведущего тренинга с участниками. Эта
встреча называется предварительной потому,
что главная ее задача – заранее ознакомить
участников с групповой психотерапией
и подготовить их к работе в группе, к роли
участника группы. Это помогает формировать
реалистичные ожидания участников, которые
бы способствовали эффективной работе
группы (T.J.Kaul, R.L.Bednar, 1994). Во время предварительной
встречи терапевт знакомит участников
с основными моментами работы группы,
особенно подчеркивая ответственность
самих участников за использование возможностей,
предоставляемых группой. Этой встречей
заканчивается организационный этап группы.
Основными задачами предварительной встречи
являются:
- Объяснение основных принципов групповой психотерапии.
- Объяснение целей группы и определение индивидуальных целей участников.
- Знакомство участников с методами работы и способами поведения в группе, благодаря которым они могли бы получить максимальную пользу от занятий.
- Знакомство участников с возможными неприятными сторонами работы в группе, а также со способами уменьшения или устранения психологического риска.
- Знакомство участников с основными правилами работы группы.
- Выяснение и обсуждение ожиданий, фантазий, надежд, страхов участников, связанных с участием в работе группы.
На первом
занятии следует провести более
детальную процедуру знакомства
– участники по кругу говорят
о себе наиболее значимую информацию (на их взгляд), их личную цель и ожидания
от тренинга. Далее еще раз повторяется
ведущим основная цель проведения тренинга
и групповые правила, для наилучшего их
усвоения и закрепления. После этого можно
приступать к занятиям.
В структуру
занятий включено шесть упражнений: упражнение
на знакомство, включение группы в работу;
обязательно упражнение на кинесику
в каждом занятии и на паралингвистику,
проксемику; игра; упражнение для завершения;
рефлексия – обратная связь за весь день,
свои чувства, ощущения по упражнениям.
Кроме того, каждое занятие будет включать
свои задачи. Они проговариваются ведущим
в начале. После каждого упражнения или
техники необходима обратная связь –
каждый участник говорит о проведенной
технике и то, что он думал, чувствовал,
насколько ему было комфортно и т. д.
2. 2. Программа
тренинговых занятий. Анализ
Подробное описание техник и упражнений
находится в приложении №1.
Занятие № 1.
Задачи: знакомство, диагностика коммуникативной
компетентности в невербальном общении,
обсуждение значимости кинесики.
- Упражнение «Имя – жест»
- «Выступление без подготовки»
- «Расстановка»
- «Сиамские близнецы»
- «Подарок» (вариант 1)
- Рефлексия
Первое упражнение
направлено на знакомство участников,
снимает напряжение, позволяет присоединиться
к каждому члену группы через