Содержание тренинга на развитие чувствительности к невербальной коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы включают в себя: определение понятий и значимости невербальной коммуникации, их классификация, выявление специфики кодификации и декодификации невербального общения, определение условий, необходимых для эффективного построения тренинга, разработка занятий для тренинга, в которую входит общие организационные требования и подбор специальных упражнений с их анализом.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3 стр.
Глава 1. Невербальная коммуникация как предмет исследования………….4 стр.
1.1. Понятие о невербальных коммуникациях, классификация……………..4 стр.
1.2. Проблема кодирования и интерпретации невербального поведения…..8 стр.
Глава 2. Разработка программы тренинга на развитие чувствительности к невербальным коммуникациям………………………………………………15 стр.
2.1. Практическая значимость тренинга……………………………………..15 стр.
2.2. Общие требования к построению тренинга………………………...…..18 стр.
2.3. Программа тренинговых занятий. Анализ……………………………...24 стр.
Заключение…………………………………………………………………….34 стр.
Литература……………………………………………………………………..35 стр.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

     К. Рудестам выделяет  следующие цели и задачи тренинговых  групп: 

  • обучение участников межличностному поведению;
  • подтверждение на практике теории групповой динамики;
  • проработка проблем, с которыми участники сталкивались в реальной жизни;
  • помощь участникам в развитии умения руководить;
  • применение полученных знаний вне группы.

     В тренинге на развитие чувствительности к невербальным компонентам коммуникации следует добавить следующие цели и задачи:

  • способность адекватно воспринимать и передавать невербальные сообщения;
  • овладение собственным невербальным поведением;
  • развитие чувствительности участников к групповому процессу, связанной с восприятием более полного ряда коммуникативных стимулов, получаемых от других;
  • развитие способности в установлении и поддержании психологического контакта в общении;
  • успешное применение невербальных компонентов коммуникации в практической  жизни.

     Таким образом, можно  предположить, что в группе  повышение  компетентности к невербальным  коммуникациям будет проходить   наиболее эффективно. В следующем  параграфе будет составлена программа  тренинга на развитие чувствительности к невербальным коммуникациям с учетом вышеперечисленной информации.

2.2. Общие требования  к построению социально-психологического  тренинга

     При построении  программы тренинга необходимо  учитывать следующие организационные условия: место, время, частота встреч,   состав группы, групповые правила и нормы, личностные качества ведущего тренинговой группы, структура занятий.  

     Место работы  оказывает влияние на атмосферу  в группе, поэтому оно должно  быть уютным и удобным. Комната, в которой происходят встречи группы, не должна быть очень большой, но в ней должно быть место для движения и выполнения каких-нибудь групповых упражнений. В ней не должно быть ничего отвлекающего внимание, например, экстравагантных картин на стенах. Пол комнаты может быть покрыт ковром, так как мягкое покрытие потощает звуки и увеличивает чувство близости в группе. Ковер обладает психологически успокаивающим воздействием. В рабочей комнате группы должна существовать возможность регулировать освещение по ситуативным потребностям, слушать музыку, поскольку ее использование в группе может быть особенно ценным. Помещение, в котором проходят занятия, должно быть звуконепроницаемым, чтобы участники могли быть уверены, что никто не сможет подслушать того, что происходит в группе.

     Важно, как  сидят участники группы. Желательно, чтобы группа сидела кругом, чтобы  участники могли хорошо видеть  друг друга. Если не придерживаться  принципа круга, когда некоторые  участники, сидя в одном ряду, не могут видеть друг друга, то нарушается сеть межличностных взаимодействий. Круг является символом полноты, завершенности, целостности, во многих культурах ему приписывается магическая сила. Это отражается и в употребляемых нами метафорах – "магический круг", "дружеский круг" и т.п. Сидение в круге в психотерапевтической группе предоставляет много возможностей – можно двигаться в сторону центра и наоборот, что отражает степень сплоченности группы, менять расстояние между стульями, которое отражает психологическое расстояние между участниками, можно свободно выбрать место в круге относительно других участников и терапевта (это также отражает межличностные установки).

     Сидеть  должно быть удобно, но не слишком.  Чем больше комфорт, тем меньше  внимательность у участников  группы. Поэтому лучше всего сидеть  на простых стульях, которые  легко переставлять, а не в  мягких креслах. 

     A.L.Kadis обсудил  вопрос об оптимальном времени групповых занятий, указав, какое время меньше всего подходит для работы: непосредственно перед обедом; непосредственно после обеда; вечер – из-за усталости участников. Поэтому данный тренинг предпочтительнее будет проводить в следующие временные отрезки – с утра до обеда (9:00 – 11:00) или за несколько часов до ужина (15:00 – 17:00).

     Частота  встреч группы может варьироваться  от 1 до 5 в неделю. Оптимальная продолжительность  встречи психотерапевтической группы  – 1,5-2 часа. Более продолжительная встреча вызывает усталость, как у участников, так и у терапевта, в результате чего снижается эффективность работы. Короткая встреча не позволяет развиться дискуссиям и обсуждению проблем, так как для "разогрева" группе требуется 20-30 мин., а для самой продуктивной работы остается 1-1,5 часа.  В тренинге, содержание которого раскроется в данной курсовой работе, группа будет встречаться 2 раза в неделю, занятия будут идти около 1,5  - 2 часов в зависимости от степени активности группы. Всего будет 8 занятий, тренинг рассчитан на месяц.

     Традиционно  считается, что оптимальная величина  психотерапевтической группы –  5-12 участников. В такой группе  возможно оптимальное общение,  трудно сохранять позицию наблюдателя,  меньше вероятность возникновения  подгрупп. G.F.Castore в 55 стационарных психотерапевтических группах, количество участников в которых колебалось от 5 до 20, исследовал количество межличностных взаимодействий (сколько раз участники обращаются друг к другу) в зависимости от величины группы. В группах, состоявших из 9 участников, резко снижается количество межличностных взаимодействий. Другое резкое уменьшение взаимодействий наблюдалось тогда, когда количество участников в группе превышало 17. Учитывая специфику тренинга на развитие чувствительности к невербальным коммуникациям, при составлении количественного состава группы наилучшим вариантом будет начинать работу с несколько большей группой (до 15 -16 участников), поскольку некоторые участники могут покинуть группу. Однако нижним пределом  именно для данного тренинга, целесообразнее взять 8 человек, т. к. количество участников будут во многом определять эффективность программы.

     Dies выразил  соотношение отбора участников  группы и ее составления: при  отборе участников больше внимания  следует уделять их мотивам, проблемам, целям, ожиданиям, начальному контакту с психотерапевтом, а при составлении группы – межличностным факторам: демографическому составу группы (по возрасту, полу), потенциальной совместимости участников, т.е. степени гомогенности и смешанности (гетерогенности) группы.

     Основной  вопрос при составлении психотерапевтической  группы – в какой степени  и по каким признакам она  будет гомогенной или смешанной.  Считается, что группы с гомогенным  составом участников больше подходят  для решения конкретных, специфических проблем, а смешанные группы - для решения межличностных проблем, роста личности. Краткосрочные группы бывают продуктивнее, если составлены по гомогенному признаку, так как сходство проблем способствует более быстрому возникновению групповой сплоченности. Но в группах, предназначенных для более глубокого понимания себя и своих отношений, должны участвовать разные люди. Различия между участниками увеличивают психотерапевтический потенциал группы.

     Клинические  исследования показывают, что в психотерапии, опирающейся на межличностную динамику, более эффективными являются смешанные группы. По словам S.H.Foulkes и E.J.Anthony "чем больше разница между крайними типами, тем больше терапевтический потенциал группы"[32]. Но не следует забывать, что "группа может двигаться вперед на скорости, которую диктует самый нездоровый ее участник"[32]. Смешанная группа больше соответствует обычной жизненной среде участников, поэтому приобретенные в ней навыки межличностного поведения легче переносить в реальную жизнь. Чем разнообразнее индивидуальные стили поведения, мышления, переживания в психотерапевтической группе, тем эффективнее используются возможности личностного изменения, поэтому группа, которая будет участвовать в тренинге на развитие чувствительности к невербальному общению  должна быть гетерогенной. Чем более гетерогенный будет по составу группа, тем больше вероятности, что тренинг будет эффективнее: чем разнообразнее участники будут демонстрировать свое невербальное поведение, тем больше шансов, что в реальной жизни они не испытают глубоких затруднений при интерпретации невербальной коммуникации.

     Любая группа  имеет определенные нормы и  правила существования. Тренинговая  группа не является исключением.  Начиная с процедуры знакомства, которое будет на предварительной встрече, в группе задаются правила работы и формируются внутри групповые нормы. Правила в группе оглашаются ведущим, но организовывается процедура обсуждения, где предлагается высказаться каждому участнику. Нормы – это то, что принимается участниками, и возможно, не оговаривается. В данном смысле нормы задаются самой работой, хотя отчасти являются  и отражением существующих правил. Ниже перечислены наиболее часто используемые в практике правила:

  1. Постоянство. Каждый участник работает от начала до конца взаимодействия группы и не опаздывает.
  2. Конфиденциальность. Информация о происходящем в группе не должна выносится за ее пределы – это облегчает включение в групповые процессы, способствует их самораскрытию.
  3. Активность. Каждый член группы постарается быть активным участником происходящего, и будет стремиться участвовать во всех событиях и процедурах.
  4. Искренность в общении и право сказать «нет». Данное правило определяет открыто выражать свои мысли и чувства, по мере возможности, при этом каждый может сказать «нет», если он не готов  говорить или действовать.
  5. Обращение по имени.
  6. Доверительный стиль общения и обращение на «ты».
  7. Персонификация высказываний. Участникам предлагается больше говорить от себя лично: «Я считаю, что…», «Я думаю…» и т. п.
  8. Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а их действия.
  9. Обсуждение процедур по принципу «здесь и теперь».

     Важнейшая  задача терапевта группы –  создание условий для максимального раскрытия психотерапевтической силы группы. Он не должен забывать, что основа эффективности психотерапевтической группы – это работа самих участников, поэтому терапевт и должен создавать такую атмосферу, в которой взаимодействие участников было бы наиболее эффективным.

     К основным  личностным чертам, профессионально  важным для руководителя группы  следует отнести следующие: способность  позволять себе ошибаться; признание  своего несовершенства; концентрация  на клиенте, желание и способность ему помочь; способность быть прямым и честным   с

участниками группы, т.е. отказ от манипулирования ими, "игр" с ними, обмана во имя мнимых психотерапевтических целей; эмпатичность, способность создавать  атмосферу эмоционального комфорта; аутентичное поведение; вера в способность участников группы к изменениям и развитию; уравновешенность; высокий уровень саморегуляции; уверенность в себе, адекватная самооценка; большое воображение и интуиция; высокий уровень интеллекта.

     Руководствуясь  вышеперечисленными требованиями, можно подвести итог:

Тренинг на развитие чувствительности  к невербальным коммуникациям будет  проходить 2 раза в неделю по 1,5-2 часа  (всего будет 8 занятий) с гетерогенной группой по составу, численностью 8-15 человек, в тренинговой комнате, отвечающей всем требованиям (см. выше). Перед первым занятием будет проведена предварительная встреча  ведущего тренинга с участниками. Эта встреча называется предварительной потому, что главная ее задача – заранее ознакомить участников с групповой психотерапией и подготовить их к работе в группе, к роли участника группы. Это помогает формировать реалистичные ожидания участников, которые бы способствовали эффективной работе группы (T.J.Kaul, R.L.Bednar, 1994). Во время предварительной встречи терапевт знакомит участников с основными моментами работы группы, особенно подчеркивая ответственность самих участников за использование возможностей, предоставляемых группой. Этой встречей заканчивается организационный этап группы. Основными задачами предварительной встречи являются:

  • Объяснение основных принципов групповой психотерапии.
  • Объяснение целей группы и определение индивидуальных целей участников.
  • Знакомство участников с методами работы и способами поведения в группе, благодаря которым они могли бы получить максимальную пользу от занятий.

 

  • Знакомство участников с возможными неприятными сторонами работы в группе, а также со способами уменьшения или устранения психологического риска.
  • Знакомство участников с основными правилами работы группы.
  • Выяснение и обсуждение ожиданий, фантазий, надежд, страхов участников, связанных с участием в работе группы.

     На первом  занятии следует провести более  детальную процедуру знакомства  – участники по кругу говорят   о себе наиболее значимую информацию (на их взгляд), их личную цель и ожидания от тренинга. Далее еще раз повторяется ведущим основная цель проведения тренинга и групповые правила, для наилучшего их усвоения и закрепления. После этого можно приступать к занятиям.

     В структуру  занятий включено шесть  упражнений: упражнение на знакомство, включение группы в работу; обязательно  упражнение на кинесику в каждом занятии и на паралингвистику, проксемику; игра; упражнение для завершения; рефлексия – обратная связь за весь день, свои чувства, ощущения по упражнениям.   Кроме того, каждое занятие будет включать свои задачи. Они проговариваются ведущим  в начале. После каждого упражнения или техники необходима обратная связь – каждый участник говорит о проведенной технике и то, что он думал, чувствовал, насколько ему было комфортно и т. д.

2. 2.  Программа  тренинговых занятий. Анализ

     Подробное описание техник и упражнений находится в приложении №1.

Занятие № 1.

Задачи: знакомство, диагностика коммуникативной  компетентности в невербальном общении, обсуждение значимости кинесики.

  1. Упражнение «Имя – жест»
  2. «Выступление без подготовки»
  3. «Расстановка»
  4. «Сиамские близнецы»
  5. «Подарок» (вариант 1)
  6. Рефлексия

     Первое упражнение  направлено на знакомство участников, снимает напряжение, позволяет присоединиться к каждому члену группы через

Информация о работе Содержание тренинга на развитие чувствительности к невербальной коммуникации