Содержание тренинга на развитие чувствительности к невербальной коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы включают в себя: определение понятий и значимости невербальной коммуникации, их классификация, выявление специфики кодификации и декодификации невербального общения, определение условий, необходимых для эффективного построения тренинга, разработка занятий для тренинга, в которую входит общие организационные требования и подбор специальных упражнений с их анализом.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3 стр.
Глава 1. Невербальная коммуникация как предмет исследования………….4 стр.
1.1. Понятие о невербальных коммуникациях, классификация……………..4 стр.
1.2. Проблема кодирования и интерпретации невербального поведения…..8 стр.
Глава 2. Разработка программы тренинга на развитие чувствительности к невербальным коммуникациям………………………………………………15 стр.
2.1. Практическая значимость тренинга……………………………………..15 стр.
2.2. Общие требования к построению тренинга………………………...…..18 стр.
2.3. Программа тренинговых занятий. Анализ……………………………...24 стр.
Заключение…………………………………………………………………….34 стр.
Литература……………………………………………………………………..35 стр.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

     Первое  упражнение усложнено тем, что  необходимо понять, какими личностными  чертами обладает «владелец руки».  Можно обсудить на основании каких признаков делались те или иные выводы, что облегчало (затрудняло) процесс опознания. В каких жизненных ситуациях умение делать определенные выводы, основываясь на аудиальный и кинестетический канал, могло бы пригодиться? 

    Следующее упражнение позволяет оценить значимость визуального контакта в общении:  в какой позиции было  комфортнее общаться? какую роль играет визуальный контакт? всегда ли в общении нужно стремиться смотреть в глаза? почему и в каких конкретно ситуациях?

     Упражнение  «Говорящий взгляд» позволяет  участникам потренироваться в  умении подавать определенные  сигналы глазами. Следует обсудить: легко ли было общаться только  глазами, какие возникали сложности  при этом, как в реальной жизни  это может пригодится.

     В упражнении «Этюды»  следует   стремиться  с помощью  жестов и мимики точнее выражать  свои мысли и понимать реплики  партнера, вступать в контакт,  поддерживать и усиливать его,  завершать общение. Результаты  выполнения упражнения следует  обсудить.

     Последнее упражнение поднимает настроение участников и хорошо завершает занятие на эмоциональном уровне.

Занятие №8.

Задачи: подвести итоги, выявить новые умения и навыки у участников, дать рекомендации  для усовершенствования коммуникативной  компетентности.

  1. «Приветствие»
  2. Выступление без подготовки
  3. «Пауза»
  4. «Шериф и убийца»
  5. Первая встреча.
  6. Рефлексия. Подведение итогов.

     Приветствие  – настраивает на работу, активизирует  групповую динамику.

     Следует  отметить, что сегодня последнее  занятие тренинга, и оно будет посвящено подведению итогов.

     «Выступление  без подготовки»  будет являться  индикатором эффективности проведения  тренинга. Участникам снова раздаются  карточки с заданием и чистые  бланки, в которых проводится  анализ выступлений. Затем сравнивается бланк выступлений на первом занятии. Обратная связь не дается.

     Внимание в третьем  упражнении обращается на то, что интонация и пауза, являясь  средствами невербального общения,  не могут использоваться без  вербального общения, что говорит  о взаимосвязи этих двух видов общения.

     Техника  «Первая встреча» разработана  специально для данного тренинга  и является в дополнение к  первому упражнению индикатором  приобретенных знаний и умений  участников. Следует обратить внимание  на то, какие невербальные приемы использует участник при расположении к себе партнера. Что ему хорошо удается применить, а что нет?

     Подведение  итогов происходит на основании  бланка «Выступление без подготовки».  

  • Что конкретно изменилось  в невербальном поведении  у каждого участника? В мимике? В пантомимики? Паралингвистические характеристики?
  • Отслеживались ли эти изменения на протяжении всего тренинга?
  • Как чувствует себя участник тренинга с «багажом» имеющихся знаний и умений?

     После подведения  итогов ведущий тренер дает каждому участнику рекомендации на будущее в повышении коммуникативной компетентности.

 

 

Заключение

  Результаты проведенной работы позволяют нам сделать следующие выводы:

Невербальная коммуникация  представляет сложность в изучении, классификации. Невербальная коммуникация играет большую роль при восприятии человека в различных сферах общества: как уже было отмечено, лишь 7 % информации о человеке остается словам. Поэтому для людей, которым часто приходится взаимодействовать с другими людьми, важно обладать компетентностью в сфере невербальных коммуникаций. Это означает, что необходимо не только адекватно воспринимать чужие невербальные сигналы, но и  владеть собственным невербальным поведением.

      Программа тренинга  направлена на овладение собственным невербальным поведением; развитие чувствительности к групповому процессу, связанной с восприятием более полного ряда коммуникативных стимулов, получаемых от других; развитие способности в установлении и поддержании психологического контакта в общении; успешное применение невербальных компонентов коммуникации в практической  жизни. При построении тренинга учитывались организационные условия: место, время проведения, отбор участников, личные качества ведущего тренера. В тренинге восемь занятий, в каждое из которых включено по шесть упражнений, способствующих развитию кинетических, паралингвистических характеристик, визуального контакта и на знание проксемики. Для определения эффективности тренинга предлагается на первом и на последнем занятии выполнить упражнение «Выступление без подготовки», которое будет являться индикатором по всем вышеперечисленным данным.

    Таким образом,  в современном  мире постоянной динамики и  развития необходимо быть компетентным  как субъект невербальных коммуникаций, чему способствует посещение тренинга на развитие чувствительности к невербальным коммуникациям.

 

Список используемой литературы:

  1. Аленикова С. И. О жесте // Человек. 1991. №3.
  2. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: Питер, 1997.
  3. Бодалев А. Л. Восприятие и понимание человека человеком. М. 1982.
  4. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М.: Деловая книга, 1998. 
  5. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1991.
  6. Горелов Н. И. Невербальные коммуникации. М., 1980.
  7. Григорьева Т. Г., Линская Л. В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения: Метод. Пособие для преподавателей. – Новосибирск, М., 1997.
  8. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М.: ПРИОР, 1998.
  9. Кнапп М.Л./Невербальные коммуникации/1978.
  10. Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург, 1998.
  11. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.
  12. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.
  13. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М.: МУБУ, 1997. С.164 сл.
  14. Лабунская В.А. Проблема обучения кодированию и интерпретации невербального поведения // Психол. журнал. 1997. №5. Т. 18. С. 46-58.
  15. Лабунская В. А. Факторы успешности опознания эмоциональных состояний по выражению лица / психология межличностного познания. М. 1981.
  16. Лабунская В.А/Экспрессия человека: общение и межличностное познание. “Феникс”. Ростов-на-Дону.1999.
  17. Лидерс А. Г. психологический тренинг с подростками. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  18. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения.  – С.-Петербург, 2000;
  19. Любимов А. Ю. Мастерство коммуникации. М.: КСП+, 2000.
  20. Макшанов С.И. Принцип психологического тренинга // Журнал практического психолога. 1999. №3. С. 13-38.
  21. Митина Л. М., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. - М., 2001
  22. Немиринский О.В. Личностный рост в терапевтической группе. М., 1999.
  23. Николаева Т. М. Жест и мимика. М., 1972.
  24. Почепцов Г. Г. Фатическая метакоммуникация // Семантика и прагматика синтаксических единств, 1981. – С. 52
  25. Роджерс Э., Аргвала-Роджерс Р. Коммуникация в организации. М., 1980.
  26. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1993.
  27. Социально-психологический тренинг: Методические указания.  СПб., 1997.
  28. Степанов Ю. С. Семиотика. М., 1971.
  29. Стимсон Н. Подготовка и представление тренинговых материалов. – СПб.: Питер, 2002.
  30. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов н/Д., 1997.
  31. Фетисова Е. В. К вопросу о восприятии и определении эмоционального состояния по выразительным движениям / Психологический журнал. 1981. Т. 2. №2.
  32. Интернет: www. psylib. kiew. ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и л о ж  е н и я


Информация о работе Содержание тренинга на развитие чувствительности к невербальной коммуникации