Первое
упражнение усложнено тем, что
необходимо понять, какими личностными
чертами обладает «владелец руки».
Можно обсудить на основании каких признаков
делались те или иные выводы, что облегчало
(затрудняло) процесс опознания. В каких
жизненных ситуациях умение делать определенные
выводы, основываясь на аудиальный и кинестетический
канал, могло бы пригодиться?
Следующее упражнение
позволяет оценить значимость визуального
контакта в общении: в какой позиции
было комфортнее общаться? какую роль
играет визуальный контакт? всегда ли
в общении нужно стремиться смотреть в
глаза? почему и в каких конкретно ситуациях?
Упражнение
«Говорящий взгляд» позволяет
участникам потренироваться в
умении подавать определенные
сигналы глазами. Следует обсудить:
легко ли было общаться только
глазами, какие возникали сложности
при этом, как в реальной жизни
это может пригодится.
В упражнении «Этюды»
следует стремиться с помощью
жестов и мимики точнее выражать
свои мысли и понимать реплики
партнера, вступать в контакт,
поддерживать и усиливать его,
завершать общение. Результаты
выполнения упражнения следует
обсудить.
Последнее упражнение поднимает
настроение участников и хорошо завершает
занятие на эмоциональном уровне.
Занятие №8.
Задачи: подвести итоги,
выявить новые умения и навыки
у участников, дать рекомендации
для усовершенствования коммуникативной
компетентности.
- «Приветствие»
- Выступление без подготовки
- «Пауза»
- «Шериф и убийца»
- Первая встреча.
- Рефлексия. Подведение итогов.
Приветствие
– настраивает на работу, активизирует
групповую динамику.
Следует
отметить, что сегодня последнее
занятие тренинга, и оно будет посвящено подведению итогов.
«Выступление
без подготовки» будет являться
индикатором эффективности проведения
тренинга. Участникам снова раздаются
карточки с заданием и чистые
бланки, в которых проводится
анализ выступлений. Затем сравнивается бланк выступлений на первом занятии.
Обратная связь не дается.
Внимание в третьем
упражнении обращается на то,
что интонация и пауза, являясь
средствами невербального общения,
не могут использоваться без
вербального общения, что говорит
о взаимосвязи этих двух видов общения.
Техника
«Первая встреча» разработана
специально для данного тренинга
и является в дополнение к
первому упражнению индикатором
приобретенных знаний и умений
участников. Следует обратить внимание
на то, какие невербальные приемы использует участник при расположении
к себе партнера. Что ему хорошо удается
применить, а что нет?
Подведение
итогов происходит на основании
бланка «Выступление без подготовки».
- Что конкретно изменилось в невербальном поведении у каждого участника? В мимике? В пантомимики? Паралингвистические характеристики?
- Отслеживались ли эти изменения на протяжении всего тренинга?
- Как чувствует себя участник тренинга с «багажом» имеющихся знаний и умений?
После подведения
итогов ведущий тренер дает
каждому участнику рекомендации на будущее
в повышении коммуникативной компетентности.
Заключение
Результаты проведенной работы позволяют
нам сделать следующие выводы:
Невербальная коммуникация
представляет сложность в изучении,
классификации. Невербальная коммуникация играет большую
роль при восприятии человека в различных
сферах общества: как уже было отмечено,
лишь 7 % информации о человеке остается
словам. Поэтому для людей, которым часто
приходится взаимодействовать с другими
людьми, важно обладать компетентностью
в сфере невербальных коммуникаций. Это
означает, что необходимо не только адекватно
воспринимать чужие невербальные сигналы,
но и владеть собственным невербальным
поведением.
Программа тренинга
направлена на овладение собственным
невербальным поведением; развитие чувствительности
к групповому процессу, связанной с восприятием
более полного ряда коммуникативных стимулов,
получаемых от других; развитие способности
в установлении и поддержании психологического
контакта в общении; успешное применение
невербальных компонентов коммуникации
в практической жизни. При построении
тренинга учитывались организационные
условия: место, время проведения, отбор
участников, личные качества ведущего
тренера. В тренинге восемь занятий, в
каждое из которых включено по шесть упражнений,
способствующих развитию кинетических,
паралингвистических характеристик, визуального
контакта и на знание проксемики. Для определения
эффективности тренинга предлагается
на первом и на последнем занятии выполнить
упражнение «Выступление без подготовки»,
которое будет являться индикатором по
всем вышеперечисленным данным.
Таким образом, в современном
мире постоянной динамики и
развития необходимо быть компетентным
как субъект невербальных коммуникаций,
чему способствует посещение тренинга
на развитие чувствительности к невербальным
коммуникациям.
Список используемой
литературы:
- Аленикова С. И. О жесте // Человек. 1991. №3.
- Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: Питер, 1997.
- Бодалев А. Л. Восприятие и понимание человека человеком. М.
1982.
- Бороздина Г.В. Психология делового общения. М.: Деловая книга, 1998.
- Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1991.
- Горелов Н. И. Невербальные коммуникации. М., 1980.
- Григорьева Т. Г., Линская Л. В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного
общения: Метод. Пособие для преподавателей.
– Новосибирск, М., 1997.
- Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М.: ПРИОР, 1998.
- Кнапп М.Л./Невербальные коммуникации/1978.
- Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург, 1998.
- Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.
- Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.
- Конецкая В.П. Социология коммуникации. М.: МУБУ, 1997. С.164 сл.
- Лабунская В.А. Проблема обучения кодированию и интерпретации невербального
поведения // Психол. журнал. 1997. №5. Т. 18.
С. 46-58.
- Лабунская В. А. Факторы успешности опознания эмоциональных состояний по выражению лица / психология межличностного познания. М. 1981.
- Лабунская В.А/Экспрессия человека: общение и межличностное
познание. “Феникс”. Ростов-на-Дону.1999.
- Лидерс А. Г. психологический тренинг с подростками. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. – С.-Петербург, 2000;
- Любимов А. Ю. Мастерство коммуникации.
М.: КСП+, 2000.
- Макшанов С.И. Принцип психологического тренинга // Журнал практического психолога. 1999. №3. С. 13-38.
- Митина Л. М., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. - М., 2001
- Немиринский О.В. Личностный рост в терапевтической группе. М., 1999.
- Николаева Т. М. Жест и мимика. М., 1972.
- Почепцов Г. Г. Фатическая метакоммуникация // Семантика и прагматика синтаксических
единств, 1981. – С. 52
- Роджерс Э., Аргвала-Роджерс Р. Коммуникация в организации.
М., 1980.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1993.
- Социально-психологический тренинг: Методические указания. СПб., 1997.
- Степанов Ю. С. Семиотика. М., 1971.
- Стимсон Н. Подготовка и представление тренинговых материалов. – СПб.: Питер, 2002.
- Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов н/Д., 1997.
- Фетисова Е. В. К вопросу о восприятии и определении эмоционального состояния по выразительным движениям / Психологический журнал. 1981. Т. 2. №2.
- Интернет: www. psylib. kiew. ru
П р и л о ж
е н и я