Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 03:03, курсовая работа
Цель исследования – выявить связь между креативностью и социальной адаптивностью в юношеском возрасте.
Объектом исследования является социальная адаптивность.
Предметом исследования является соотношение показателей социальной адаптивности и креативности в юношеском возрасте
Гипотеза заключается в том, существует ли положительная корреляционная связь между социальной адаптивностью и креативностью в юношеском возрасте.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3
АДАПТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В СОЦИУМЕ…...…………..….6
Подходы к изучению адаптации личности в социуме…………….6
1.1.1 Необихевиористская характеристика адаптации…………………6
1.1.2. Психоаналитическая концепция адаптации личности…………..9
1.1.3. Интеракционистское определение адаптации…………………..13
1.2 Детерминанты, обуславливающие социальную адаптивность личности в юношеском возрасте………………………………………………..17
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ В НАУКЕ…………………………………………………...19
Понятие креативность………………………………………………...19
2.2 Генезис понятия креативность………………………………………...20
2.2.1 Концепция креативности Дж. Гилфорда………………………...21
2.2.2 Концепция М.Воллаха и Н.Когана……………………………….22
2.2.3 «Теория инвестирования» Р.Стернберга…………………………23
2.2.4 Подход В.Н.Дружинина и Н.В.Хазратовой……………………...23
3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТИВНОСТИ И КРЕАТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………………28
3.1 Организация и методы исследования………………………………...28
3.2 Описание методов и методик исследования…………………………28
3.3. Анализ и интерпретация результатов………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………...……………………….37
Список используемой литературы…………………
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.1.1 Необихевиористская характеристика адаптации…………………6
1.1.2. Психоаналитическая
концепция адаптации личности……
1.1.3. Интеракционистское
определение адаптации…………………..
1.2 Детерминанты, обуславливающие
социальную адаптивность
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ В НАУКЕ…………………………………………………...19
2.2 Генезис понятия креативность……
2.2.1 Концепция креативности Дж. Гилфорда………………………...21
2.2.2 Концепция М.Воллаха и Н.Когана……………………………….22
2.2.3 «Теория инвестирования» Р.Стернберга…………………………23
2.2.4 Подход В.Н.Дружинина и Н.В.Хазратовой……………………...23
3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
СООТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
3.1 Организация и методы исследования………………………………...28
3.2 Описание методов и методик исследования…………………………28
3.3. Анализ и интерпретация результатов………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………...……………
Список используемой литературы……………………………………..39
ВВЕДЕНИЕ
Проблема взаимоотношений творческой личности и общества существовала всегда, однако именно в современности этот вопрос приобретает особую остроту. Примерно полвека назад в США и странах Европы, а в России с середины 1990-х гг. психосоциальные характеристики креативных и творчески одаренных детей и трудности, с которыми они сталкиваются в процессе адаптации, стали рассматриваться как серьезная социальная проблема. Во-первых, это связано с осознанием того, что творческие способности являются существенным резервом человечества, актуализация которых может значительно повысить качество деятельности. В настоящее время не вызывает сомнения, что творчество — ведущая сила прогресса и развития каждого человека. Во-вторых, творческая деятельность, будучи неотъемлемой стороной человеческой духовности и условием личной свободы людей, выступает тем самым в качестве социального механизма, противостоящего регрессивным линиям в развитии общества.
Понимание значимости творческой
деятельности для общества подчеркивает
необходимость всестороннего
Несмотря на понимание важности феномена креативной личности, современные отечественные исследователи сравнительно мало внимания уделяют особенностям социализации креативных юношей. В этой связи исследование особенностей социальной адаптивности креативных юношей приобретает особую актуальность.
Проблематика работы заключается в том что, креативные личности определяют прогноз развития в обществе с одной стороны, а с другой стороны, существует мнение о том, что креативные личности менее адаптивны и испытывают определенные сложности в социализации. Вместе с тем нет специальных исследований, посвященных проблеме социализации креативных личностей.
Исходя из актуальности проблемы исследования, мы определи тему: «Соотношение социальной адаптивности и креативности личности в юношеском возрасте»
Цель исследования – выявить связь между креативностью и социальной адаптивностью в юношеском возрасте.
Объектом исследования является социальная адаптивность.
Предметом исследования является соотношение показателей социальной адаптивности и креативности в юношеском возрасте
Гипотеза заключается в том, существует ли положительная корреляционная связь между социальной адаптивностью и креативностью в юношеском возрасте.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования были выдвинуты следующие задачи:
Степень разработанности проблемы.
Проблема социальной адаптации творчески одаренной личности является центральной темой исследования во многих областях знания и пока еще далека от разрешения. Данный вопрос изучался в рамках анализа взаимозависимости тврческой личности, творческой деятельности и общества философами (К.А.Гельвеций, Ш.Л.Монтескье, Ф.Шиллер, С.Е.Ячин), психологами (М.Ксикзентмихалий, Э.Крис, А.Маслоу, И.Малтзман, О.Ранк, К.Роджерс, М.Родес, Д.К.Симонтон, З.Фрейд), социологами (А.Зильберман, Р.Кениг, Л.Мемфорд, А.Хаузер).
В настоящее время вопрос о социальной адаптации человека хорошо изучен на теоретическом уровне (М.И.Бобнева, В.Ю.Верещагин, Л.В.Корель, Р.К.Мертон, А.А.Налчаджян, Т.Парсонс, А.А.Реан, Л.Л.Шпак). Однако лишь в некоторых работах исследуется адаптация творчески одаренных личностей, в своей совокупности акцентирующих внимание на преобразующем характере творческой активности (Д.Амброус, Я.И.Гилински, И.Б.Дерманова, Л.М.Коэн, М.Киртон).
Методы и методики эмпирического исследования:
Практическая значимость
Данные эмпирического
исследования взаимосвязи социальной
адаптивности и креативности личности
могут быть использованы в дальнейших
исследованиях при разработке тренингов
или опросников.
Проблема психологической адаптации
Используемый в современной психологии термин «адаптация» восходит к общеупотребительному латинскому слову adapto — приспособлять, прилаживать, устраивать. В науке, конечно, требуется четкое и по возможности однозначное определение этого центрального термина. Хотя однозначности пока нет, но представителями известных научных школ психологии предложены различные определения, которые мы рассмотрим ниже. Это позволит далее сформулировать собственное определение адаптации и адаптированности, в свете которого и будут рассмотрены все конкретные вопросы психологической адаптации личности (и отчасти также социальных групп) к тем ситуациям, в которых ей приходится развернуть свою жизнедеятельность.
1.1.1. Необихевиористская характеристика адаптации
В психологии значительное
распространение получил
Адаптацию (adjustment) они определяют двояко:
Представителями бихевиоризма справедливо отмечается также, что состояние адаптации, можно описать только в общих теоретических понятиях, поскольку на практике достижима только относительная адаптация в смысле оптимального удовлетворения индивидуальных потребностей и ненарушенных отношений со средой.
Адаптация как процесс, согласно
Р. Хэнки, автору рассматриваемого определения,
принимает форму изменения
Социальную адаптацию бихевиористы понимают как процесс (или состояние, достигающееся в результате этого процесса) физических, социально-экономических или организационных изменений в специфически-групповом поведении, социальных отношениях или в культуре. В функциональном отношении смысл или цель такого процесса зависит от перспектив улучшения способности выживания групп или индивидов или же от способа достижения значимых целей. Определяемый термин имеет биологические оттенки, что показывает его отношение к теории эволюции, хотя, как мы уже отметили, современных достижений теории эволюции, социобиологии и эволюционной психологии при рассмотрении проблемы адаптации бихевиористы не используют.
Следует также иметь в виду, что в бихевиористском определении социальной адаптации речь идет преимущественно об адаптации групп, а не индивидов. [1. С. 25] К тому же здесь не рассматривается вопрос о личностных изменениях, происходящих в процессе адаптации индивида. Однако бихевиористы справедливо отмечают адаптивный характер модификации поведения через процесс учения. Нельзя не согласиться с тем, что вопросы изменения поведения через учение составляют обширную подобласть проблемы социально-психической адаптации личностей и групп.1
Эту проблему впервые обсуждал английский философ XIX века Герберт Спенсер, последователь Ч. Дарвина. Механизмы учения (научения, заучивания, обучения) являются одним из важнейших условий приобретения адаптивных (в том числе защитных) возможностей личности в процессе ее онтогенетического развития и социализации.
Следует отметить, что как в приведенных характеристиках, так и в дополнительных замечаниях Р. Хэнки есть элементы, прямо относящиеся к проблеме социально-психологической адаптации личности. Отмечается, что термин «социальная адаптация» используется также с целью обозначения процесса, посредством которого индивид или группа достигают состояния социального равновесия в смысле отсутствия переживания конфликтных отношений со средой. Как мы покажем в дальнейшем, конфликт является разновидностью проблемной ситуации, поэтому данное определение в целом адекватно, хотя и имеет некоторые ограничения. Это ясно из того, что в нем речь идет лишь о конфликтах с внешней средой и игнорируются внутренние конфликты личности.
Таким образом, в бихевиористских
определениях социальной адаптации, несмотря
на ряд упущений, имеются конструктивные
элементы, которые можно использовать
для выработки адекватного
В адаптированных группах могут быть такие члены, положение которых внутри группы следует считать состоянием дезадаптированности. Таковы, например, социометрически изолированные и отвергаемые члены групп, которых обнаруживают с помощью социометрических исследований. Механизмы групповой адаптации не являются идентичными с механизмами внутригрупповой индивидуальной адаптации. Даже одноименные ответные реакции и механизмы (например, индивидуальная и групповая агрессия, конформистские действия и т. п.) имеют не только количественные, но и качественные различия. В силу перечисленных обстоятельств, проблему социальной адаптации групп мы склонны считать специфической проблемой другого, более высокого уровня. Эти идеи следует развернуто обсуждать в социальной психологии.
1.1.2. Психоаналитическая концепция адаптации личности
Информация о работе Соотношение социальной адаптивности и креативности личности в юношеском возрасте