Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 03:03, курсовая работа
Цель исследования – выявить связь между креативностью и социальной адаптивностью в юношеском возрасте.
Объектом исследования является социальная адаптивность.
Предметом исследования является соотношение показателей социальной адаптивности и креативности в юношеском возрасте
Гипотеза заключается в том, существует ли положительная корреляционная связь между социальной адаптивностью и креативностью в юношеском возрасте.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3
АДАПТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В СОЦИУМЕ…...…………..….6
Подходы к изучению адаптации личности в социуме…………….6
1.1.1 Необихевиористская характеристика адаптации…………………6
1.1.2. Психоаналитическая концепция адаптации личности…………..9
1.1.3. Интеракционистское определение адаптации…………………..13
1.2 Детерминанты, обуславливающие социальную адаптивность личности в юношеском возрасте………………………………………………..17
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ В НАУКЕ…………………………………………………...19
Понятие креативность………………………………………………...19
2.2 Генезис понятия креативность………………………………………...20
2.2.1 Концепция креативности Дж. Гилфорда………………………...21
2.2.2 Концепция М.Воллаха и Н.Когана……………………………….22
2.2.3 «Теория инвестирования» Р.Стернберга…………………………23
2.2.4 Подход В.Н.Дружинина и Н.В.Хазратовой……………………...23
3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТИВНОСТИ И КРЕАТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………………28
3.1 Организация и методы исследования………………………………...28
3.2 Описание методов и методик исследования…………………………28
3.3. Анализ и интерпретация результатов………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………...……………………….37
Список используемой литературы…………………
Психоаналитическая концепция адаптации специально разработана немецким психоаналитиком Г. Гартманном, хотя вопросы адаптации широко обсуждаются и в трудах 3. Фрейда, а механизмы и процессы защитной адаптации рассмотрены в ставшей уже классической для психоаналитиков книге Анны Фрейд.
Психоаналитическое понимание адаптации опирается на представления Зигмунда Фрейда о структуре психической сферы личности, в которой выделяются три инстанции: Id (Оно), Ego (Я) и Super-Ego (Сверх-Я). Эти структурные психоаналитические представления широко известны, и мы здесь их подробно излагать не будем. Отметим лишь, что Id включает инстинкты, Super-Ego представляет собой систему интернализованной морали, а в Ego включаются в основном рациональные познавательные процессы личности. Id руководствуется принципом удовольствия, Ego — принципом реальности. Ego «ведет войну» против Id, против Super-Ego и внешней реальности.
Г. Гартманн считает, что только психоанализ не может разрешить проблему адаптации, так как последняя является также предметом биологии и социологии. Однако без открытий психоанализа эта проблема, но его мнению, не может быть решена.
Интерес к проблеме адаптации возрос, согласно Г. Гартманну, в результате повышения общего интереса к личности и ее приспособлению к условиям внешней реальности. Одним из важнейших шагов на пути к превращению психоанализа в общую теорию психологии он считает создание «психологии Я» (Ego-psychology), вовлечение в область психоанализа многих результатов, полученных в других школах психологии.
Как психоаналитик, Г. Гартманн признает большое значение конфликтов в развитии личности. Но он отмечает, что не всякая адаптация к среде, не всякий процесс научения и созревания являются конфликтными. Процессы восприятия, мышления, речи, памяти, творчества, моторное развитие ребенка и многое другое может быть свободно от конфликтов. Эти процессы могут привести к конфликтам, нарушения упомянутых процессов развития могут порождать конфликты, в частности в сфере инстинктивных явлений. Однако Г. Гартманн считает возможным ввести термин «свободная от конфликтов сфера Я» (conflict-free Ego sphere) для обозначения той совокупности функций, которая в каждую данную минуту оказывает воздействие на сферу психических конфликтов. Отмечая недостаточность знаний об этой сфере, Гартманн включает сюда:
Адаптация, согласно Г. Гартманну, включает как процессы, связанные с конфликтными ситуациями, так и те процессы, которые входят в «свободную от конфликтов сферу Я». Интересно было бы проследить те процессы, которые ассимилируют внешние и внутренние стимулы и приводят к средней адаптивности и нормальной адаптации, и их связи и взаимодействия с теми механизмами, которые приводят к нарушениям развития личности. Этот ученый отмечает, что многие проблемы, связанные с развитием характера, таланта, «интересов Я», выбора методов защиты в определенных ситуациях и т. п., не могут быть решены лишь в терминах инстинктов и конфликтов.
В области психоанализа изучение «Я» началось с раскрытия и описания защитных механизмов. Однако в рамках психоанализа возникла необходимость изучения других функций и других аспектов «Я-активности».
Согласно Г. Гартманну, если определенный интеллектуальный процесс (например, интеллектуализация, которая в подростковом возрасте, согласно А. Фрейд, выступает в качестве защитного механизма против собственных инстинктивных влечений личности) играет защитную роль, то это не значит, что данная функция исчерпывает его определение. Этот же процесс может быть направлен на внешнюю реальность, способствуя адаптации в ней личности. Многие функции «Я» не вовлечены непосредственно в конфликты личности, но оказывают косвенное влияние на защитные процессы. Развитие интеллекта в онтогенезе Г. Гартманн считает независимым от конфликтов и той борьбы, которую ведет «Я» «на три фронта».
Г. Гартманн и другие психоаналитики проводят различие между адаптацией как процессом и адаптированностью как результатом этого процесса.
Хорошо адаптированным психоаналитики считают того человека, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены. В процессе адаптации активно изменяются как личность, так и среда, в результате чего между ними устанавливаются отношения адаптированности. Явно под влиянием эволюционной биологии Г. Гартманн считает, что человек обладает преформированными средствами адаптации, которые развиваются, созревают и затем используются в процессах адаптации. Адаптивный процесс регулируется со стороны «Я».
Современные психоаналитики
широко используют введенные еще 3.
Фрейдом понятия «
а) аллопластическая адаптация осуществляется теми изменениями во внешнем мире, которые человек совершает для приведения его в соответствие со своими потребностями;
б) аутопластическая адаптация обеспечивается изменениями личности (ее структуры, умений, навыков и т. п.), с помощью которых она приспосабливается к среде. [5. С. 24]
К этим двум собственно психическим разновидностям адаптации он добавляет еще один: поиск индивидом такой среды, которая благоприятна для функционирования организма.
Задача адаптации к другим людям встает перед человеком со дня его рождения. Он адаптируется также к той социальной среде, которая частично является результатом активности предыдущих поколений и его самого. Человек не только участвует в жизни общества, но и активно создает те условия, к которым должен адаптироваться. Все в большей степени свою среду обитания человек создает сам. Структура общества, процесс разделения труда и место человека в обществе в совокупности определяют возможности адаптации, а также (частично) и развитие «Я». Той же структурой общества, частично с помощью обучения и воспитания, определяется, какие формы поведения с большей вероятностью обеспечат адаптацию.
Г. Гартманн вводит
понятие «социальная
Исходя из этого Г. Гартманн
считает процесс адаптации чело
1.1.3. Интеракционистское определение адаптации
Согласно интеракционистской концепции адаптации, которую развивал, в частности, Л. Филипс, все разновидности адаптации обусловлены как внутрипсихическими, так и средовыми факторами.1
Определение «эффективной адаптации личности», даваемое интеракционистами, содержит такие элементы, которые в бихевиористском понимании отсутствуют. Таким названием интеракционисты обозначают ту разновидность адаптации, при достижении которой личность удовлетворяет минимальным требованиям и ожиданиям общества. С возрастом все более сложными становятся те ожидания, которые предъявляются к социализируемой личности. Младенца и ребенка защищают от всех опасностей, удовлетворяют все их потребности, тотально опекают, но по мере роста и созревания личности окружающие все меньше и меньше помогают им с одновременным предъявлением все более сложных и ответственных требований. Ожидается, что личность должна перейти от состояния полной зависимости не только к независимости, но и к принятию ответственности за благополучие других.
Согласно Л. Филипсу, адаптированность выражается двумя типами ответов на воздействия среды:
1) принятие и эффективный
ответ на те социальные
2) в более специфическом смысле адаптация не сводится просто к принятию социальных норм: она означает гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя направление. В этом смысле адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей, ценностей и стремлений. Подобная адаптированность может наблюдаться в любой области деятельности. Адаптивное поведение характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего. [5]
Второе, более специфическое
понимание социально-психологич
Основными признаками эффективной адаптированной личности, согласно интеракционистам, являются следующие:
1) адаптированность в сфере «внеличностной»
социально-
экономической активности,
где индивид приобретает знания, умения
и навыки, добивается компетентности и
мастерства;
2) адаптированность в сфере личных отношений, где устанавливаются интимные, эмоционально насыщенные связи с другими людьми, а для успешной адаптации требуются чувствительность, знание мотивов человеческого поведения, способность тонкого и точного отражения изменений взаимоотношений.
Достижение, второй разновидности адаитированности, по нашему мнению, для многих является намного более трудной задачей, чем получение такого же результата в сфере «внеличностной» активности. Последнее является одним из условий достижения социальной ответственности и моральной зрелости личности и, в свою очередь, обусловлена успешной моральной социализацией индивида. В этой связи уместно сказать, что одними из наиболее характерных признаков моральной зрелости личности являются высокая степень преодоления ею собственного эгоизма и способность взять на себя ответственность за судьбы других.
Следует отметить
еще одну важную особенность интеракционистског
«Итак, каждая личность
характеризуется комбинацией
Такой подход, во-первых, выгодно отличается от бихевиористского тем, что в нем проводится различие между адаптацией и приспособлением. Представители поведенческой психологии для всех случаев используют термин «приспособление» (adjustment), что является выражением их биологизаторского подхода к психической активности человека. Это обедняет концептуальный аппарат психологии личности и социальной психологии, а также социально-психологической теории адаптации. Во-вторых, подход интеракционистов. как он представлен в книге Т. Шибутани, ясно указывает на то, что следует провести различие между ситуативной адаптацией и общей адаптацией к типичным проблемным ситуациям. Здесь просматривается также очень полезная идея, согласно которой общая адаптация (и адаптированность) является результатом последовательного ряда ситуативных адаптации к повторяющимся ситуациям, имеющим общие определяющие черты.
Интеракционистский подход более близок нам в данной работе, так как он отражает термин адаптации по средствам креативности.
В контексте нашей работы можно дать такое определение:
Социальная адаптация – это гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя направление.
В этом смысле адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей, ценностей и стремлений. Подобная адаптированность может наблюдаться в любой области деятельности, например в студенческой. Адаптивное поведение характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего
Информация о работе Соотношение социальной адаптивности и креативности личности в юношеском возрасте