Соотношение социальной адаптивности и креативности личности в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 03:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить связь между креативностью и социальной адаптивностью в юношеском возрасте.
Объектом исследования является социальная адаптивность.
Предметом исследования является соотношение показателей социальной адаптивности и креативности в юношеском возрасте
Гипотеза заключается в том, существует ли положительная корреляционная связь между социальной адаптивностью и креативностью в юношеском возрасте.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3
АДАПТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В СОЦИУМЕ…...…………..….6
Подходы к изучению адаптации личности в социуме…………….6
1.1.1 Необихевиористская характеристика адаптации…………………6
1.1.2. Психоаналитическая концепция адаптации личности…………..9
1.1.3. Интеракционистское определение адаптации…………………..13
1.2 Детерминанты, обуславливающие социальную адаптивность личности в юношеском возрасте………………………………………………..17
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ В НАУКЕ…………………………………………………...19
Понятие креативность………………………………………………...19
2.2 Генезис понятия креативность………………………………………...20
2.2.1 Концепция креативности Дж. Гилфорда………………………...21
2.2.2 Концепция М.Воллаха и Н.Когана……………………………….22
2.2.3 «Теория инвестирования» Р.Стернберга…………………………23
2.2.4 Подход В.Н.Дружинина и Н.В.Хазратовой……………………...23
3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТИВНОСТИ И КРЕАТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………………28
3.1 Организация и методы исследования………………………………...28
3.2 Описание методов и методик исследования…………………………28
3.3. Анализ и интерпретация результатов………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………...……………………….37
Список используемой литературы…………………

Файлы: 1 файл

введение.docx

— 175.04 Кб (Скачать файл)
  1. Фаза произвольного, логического поиска. На этой стадии актуализируются знания, необходимые для решения творческой задачи, решение которой не может быть получено непосредственно путем логического вывода из имеющихся посылок. Исследователь осознанно отбирает факты, способствующие эффективному решению, осуществляет обобщение и перенос ранее полученных знаний в новые условия; выдвигает гипотезы, применяет приемы анализа и синтеза исходных данных, На этой стадии преобладает осознанное представление о результате деятельности и способах его целенаправленного достижения.
  2. Фаза интуитивного решения. Для этой фазы характерен неосознанный поиск способа решения проблем, в основе которого лежит принцип двойственности результата действия человека, т. е. наличие прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. При определенных условиях побочный продукт может оказывать регулирующее влияние на действия человека. Такими условиями являются:
  • наличие побочного продукта в неосознаваемом опыте;
  • высокий уровень поисковой мотивации;
  • ясно и просто сформулированная задача;
  • отсутствие автоматизации способа действия,

Необходимость в интуитивном  решении задачи возникает в случае, если на предыдущей стадии выбранные  логические приемы были неадекватны  для решения поставленной задачи и требовались иные способы достижения цели. Уровень осознанности поведения  на стадии интуитивного решения снижен и найденное решение выглядит как неожиданное и самопроизвольное.

  1. Фаза вербализации интуитивного решения, Интуитивноерешение проблемы на предыдущей стадии творческого процесса осуществляется неосознанно. Осознан только результат(факт) решения. На стадии вербализации интуитивного решения осуществляется объяснение способа решения и его вербальное оформление. Основой осознания результата и способа решения проблемы является включение человека в процесс взаимодействия (коммуникации) с любым другим человеком, например экспериментатором, которому и описывается процесс решения задачи.
  2. Фаза формализации вербализованного решения. На этой стадии формулируется задача логического оформления способа решения новой задачи, Процесс формализации решения происходит на сознательном уровне.

Фазы творческого процесса рассматриваются как структурные  уровни организации психологического механизма поведения, сменяющие  друг друга в ходе его осуществления. Решение творческих задач осуществляется посредством разнообразных сочетаний  уровней организации психологического механизма творчества. Общим психологическим  критерием творчества является смена  доминирующих уровней организации  психологического механизма творчества, т. е. тех уровней, которые вовлекаются  в процесс решения творческой задачи (постановка проблемы, выбор  средств решения и др.).

Творческая активность возникает  в условиях решения творческих задач, и любой человек на какое-то время  может почувствовать себя творцом, Тем не менее, дифференциально-психологический  анализ поведения людей в разнообразных  жизненных ситуациях показывает, что существует такой тип личности, который использует оригинальные способы  решения любых жизненных задач, – это тип творческой личности. Основной особенностью творческой личности является креативность. [15]

 

 

  1. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТИВНОСТИ И КРЕАТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

3.1 Организация  и методы исследования

 

В соответствии с поставленными  целью, задачами, гипотезой было проведено  эмпирическое исследование, в качестве испытуемых выступали юноши и  девушки, в возрасте от 17 до 20 лет. Исследование проводилось на базе уральского государственного педагогического университета количество испытуемых составило 45 человек: 15 юношей и 30 девушек.

Проведение эмпирического  исследования осуществлялось в следующей  последовательности:

    1. Диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс и Р. Даймонд)
    2. Диагностика креативности (Торренс). Фигурная форма.
    3. Математико-статистическая обработка данных (коэффициент корреляции Спирмана).

 

3.2 Описание методов  и методик исследования

Диагностика социально-психологической  адаптации (К.Роджерс, Р.Даймонд)

Для диагностики социально-психологической  адаптации использовалась методика К. Роджерса и Р. Даймонда (1954г.). Личностный опросник предназначен для изучения особенностей социально-психологической  адаптации и связанных с этим черт личности. Стимульный материал представлен 101 утверждением, которые сформулированы в третьем лице единственного числа, без использования каких-либо местоимений. По всей вероятности, такая форма была использована авторами для того, чтобы избежать влияния «прямого отождествления». То есть ситуации, когда испытуемые сознательно, напрямую соотносят утверждения со своими особенностями. Данный методический прием является одной из форм «нейтрализации» установки тестируемых на социально-желательные ответы. В методике предусмотрена достаточно дифференцированная, 7- бальная шкала ответов.

Авторами выделяются следующие 7 интегральных показателей: 1 - «Адаптация»; 2 - «Приятие других»; 3 - «Интернальность»; 4 - «Самовосприятие»; 5 - «Эмоциональная комфортность»; 6 - «Стремление  к доминированию», 7 - «Эскапизм». Каждый из них рассчитывается по индивидуальной формуле, найденной, по всей вероятности, эмпирическим путем. Интерпретация  осуществляется в соответствии нормативными данными, рассчитанными отдельно для  подростков и взрослой выборки.

Методика может быть использована для изучения особенностей формирования самосознания подростков в процессе адаптации к новым условиям, измерения  школьной адаптации-дезадаптации, диагностика  и изучение структуры эмоционально-поведенческих  нарушений у трудных детей  в условиях массовой школы.

Инструкция: В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его  образе жизни - переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно  соотнести с нашим собственным  образом жизни.

Прочитав или прослушав очередное  высказывание опросника, примерьте  его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой  мере это высказывание может быть отнесено к вам. Для того чтобы  обозначить ваш ответ в бланке (см.приложение) , выберите, подходящий, по вашему мнению, один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «О» до «6»:

«0» - это ко мне совершенно не относится;

«1» - мне это не свойственно в  большинстве случаев;

«2» - сомневаюсь, что это можно  отнести ко мне;

«3» - не решаюсь отнести это к  себе;

«4» - это похоже на меня, но нет уверенности;

«5» - это на меня похоже;

«6» - это точно про меня.

Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.

Диагностика креативности (Торренс). Фигурная форма.

 

Сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торренса представляет собой задание  «Закончи рисунок».

Задание «Закончи рисунок» представляет собой второй субтест  фигурной батареи тестов творческого  мышления П. Торранса.

Тест может быть использован  для исследования творческой одаренности  детей,подростков и юношей. Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним.

Подготовка к тестированию. Перед предъявлением теста экспериментатор  должен полностью прочитать инструкцию и тщательно продумать все  аспекты работы. Тесты не допускают  никаких изменений и дополнений, так как это меняет надежность и валидность тестовых показателей.

Время выполнения теста–10 минут. Вместе с подготовкой, чтением инструкций, раздачей листов и т. д. для тестирования необходимо отвести 15–20 минут.

Задание теста формулируется  следующим образом:

«На этих двух страницах  нарисованы незаконченные фигуры. Если вы добавите к ним дополнительные линии, у вас получатся интересные предметы или сюжетные картинки. На выполнение этого задания отводится 10 минут.

Постарайтесь придумать  такую картинку или историю, которую  никто другой не сможет придумать. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу под картинкой» (Эту инструкцию необходимо предъявлять строго по тексту, не допуская никаких изменений. Даже небольшие модификации инструкции требуют повторной стандартизации и валидизации текста . [16]

Диагностические возможности  адаптированного варианта методики позволяют оценивать такие 2 показателя креативности как:

  1. оригинальность,
  2. уникальность.

Показатели «беглости» выполнения, «гибкости», «сложности» изображения, имеющиеся в полной версии теста  «Завершения картинок» Торренса, в данной модификации не используются.

Для оценки креативности нас  интересует показатель оригинальности. Этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных. Тот, кто получает высокие значения этого показателя, обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Оригинальность решений предполагает способность избегать легких, очевидных и неинтересных ответов. Как и гибкость, оригинальность можно анализировать в соотношении с беглостью с помощью индекса, вычисляемого описанным выше способом.

 

3.3 Анализ и интерпретация данных

В ходе проведения эмпирического  исследования, на выявление связи  социальной адаптивности и креативности личности в юношеском возрасте,.были получены следующие эмпирические данные.

    1. По методике К.Роджерса и Д. Даймонда «Диагностика социальной адаптивности» 38 % испытуемых уровень адаптивности чуть ниже среднего, 55% среднийи 7% высокий уровень адаптивности.(Рисунок 1)

По полученным данным можно  сказать, что все испытуемые являются социально адаптированными личностями, скорее всего, это связано с тем, что во время учебной деятельности личность приспосабливается к взаимоотношениям в группе и способна к выработке  собственного стиля поведения.

 

Рисунок 1.Процентное соотношение  данных по методике «Диагностика социальной адаптивности» К.Роджерса и Д. Даймонда.

2)По методике «Диагностика креативности» П. Торренса 44 % испытуемых имеют средний уровень креативности, 33 % низкий уровень и 23 % высокий уровень креативности.(Рисунок 2)

То есть почти для половины испытуемых характерна способность выдвигать идеи, отличных от общепринятых или твердо установленных. Чуть меньше половины испытуемых имеют низкий уровень креативности, что может говорить о конформности мышления. И только 23 процента  имеет высокий уровень кративности – для таких людей характерна оригинальность мышления и нестандартный подход к обычным ситуациям .

Рисунок 2. Процентное соотношение  данных по методике «Диагностика креативности»  П. Торренса.

 

 Далее эмпирические  данные были проверены на нормальность  распределения и выявлено, что  распределение не является нормальным, в связи с этим мы принимаем непараметрический критерий Спирмена.

Эмпирические данные по шкалам «оригинальность» и «адаптивность» использованных методик были разделены на две группы – 1. высокий и низкий уровень креативности и 2. средний уровень креативности и подвергнуты корреляционному анализу. По результатам корреляционного анализа было выявлено, что статистически достоверных отличий (связи) у испытуемых из второй группы с средним уровнем креативности не обнаружено (рис. 3), а между испытуемыми с высоким и низким уровнем креативности в соотношении с социальной адаптивностью связь есть – при низком и высоком уровне креативности – уровень социальной адаптивности чуть ниже среднего. Уровень значимости р=0,04, мила связи умеренная – r=0,4 (рис.4).

Рисунок 3. Процентное соотношение  данных по двум методикам у испытуемых с средним уровнем креативности и диаграмма рассеивания испытуемых по двум признакам.

Рис. 4. Процентное соотношение данных по двум методикам у испытуемых с  высоким и низким уровнем креативности и диаграмма рассеивания испытуемых по двум признакам.

 

Вывод: по полученным эмпирическим данным – гипотеза подтвердилась. У испытуемых с низким и высоким уровнем креативности уровень социальной адаптивности ниже среднего, средние же показатели не имеют связи с адаптивностью. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблематикой работы было выделено то, что, креативные личности определяют прогноз развития в обществе с одной стороны, а с другой стороны, существует мнение о том, что  креативные личности менее адаптивны  и испытывают определенные сложности  в социализации. Вместе с тем нет  специальных исследований, посвященных  проблеме социализации креативных личностей.

Информация о работе Соотношение социальной адаптивности и креативности личности в юношеском возрасте