Соотношение социальной адаптивности и креативности личности в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 03:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить связь между креативностью и социальной адаптивностью в юношеском возрасте.
Объектом исследования является социальная адаптивность.
Предметом исследования является соотношение показателей социальной адаптивности и креативности в юношеском возрасте
Гипотеза заключается в том, существует ли положительная корреляционная связь между социальной адаптивностью и креативностью в юношеском возрасте.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3
АДАПТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В СОЦИУМЕ…...…………..….6
Подходы к изучению адаптации личности в социуме…………….6
1.1.1 Необихевиористская характеристика адаптации…………………6
1.1.2. Психоаналитическая концепция адаптации личности…………..9
1.1.3. Интеракционистское определение адаптации…………………..13
1.2 Детерминанты, обуславливающие социальную адаптивность личности в юношеском возрасте………………………………………………..17
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ В НАУКЕ…………………………………………………...19
Понятие креативность………………………………………………...19
2.2 Генезис понятия креативность………………………………………...20
2.2.1 Концепция креативности Дж. Гилфорда………………………...21
2.2.2 Концепция М.Воллаха и Н.Когана……………………………….22
2.2.3 «Теория инвестирования» Р.Стернберга…………………………23
2.2.4 Подход В.Н.Дружинина и Н.В.Хазратовой……………………...23
3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТИВНОСТИ И КРЕАТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………………28
3.1 Организация и методы исследования………………………………...28
3.2 Описание методов и методик исследования…………………………28
3.3. Анализ и интерпретация результатов………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………...……………………….37
Список используемой литературы…………………

Файлы: 1 файл

введение.docx

— 175.04 Кб (Скачать файл)

Юношеский возраст, как и  любой другой имеет свои временные  рамки, особенности и новообразования, которые, несомненно, являются для личности жизненно важными.

Период юношества, переход  от детства к взрослости обычно подразделяется на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (раннюю и позднюю). Однако хронологические границы  этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Например, в  отечественной психиатрии возраст  от 14 до 18 лет называется подростковым, в психологии же 16—18-летних считают юношами. [7. С. 43]

Мухина В.С. определяет юность как период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы  условны - от 15-16 до 21-25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного  отрока, притязающего на взрослость, до действительного повзросления. [8. C. 74]

С юношеством общество связывает  надежды на возрождение и развитие, на прогресс науки и технологии,  так как в юношеском возрасте и молодости человек наиболее способен к творческой деятельности, к формулировке эвристических идей и максимально работоспособен. На данном возрастном этапе личностного, профессионального и духовного самоопределения,  формирования жизненных планов личность переживает высокодинамичные психологические и социальные изменения по ряду направлений. Все это содействует тому,  что молодые люди стремятся найти свое место в жизни и для этого им необходимо социально адаптироваться. [9]

В качестве характеристик  успешной социальной адаптации исследователями  выделяются:

- сформированность и системная взаимосвязанность таких основных структур Я-концепции, как позитивное самоотношение, дифференцированный образ себя, адекватная система самооценок;

- восприятие текущих личностных  проблем как временных и поддающихся  изменениям;

- активный поиск и освоение  новых для субъекта форм социального  поведения, новых социальных ролей. [10]

В юности подвергается сомнению обретенная ранее идентичность. Осознание  необходимости решать взрослые задачи вызывает переживание того, как индивид  выглядит в глазах других в сравнении  с его собственным представлением о себе. В поисках нового чувства  тождественности и преемственности, молодым людям приходится вновь  вести многие из сражений прошлых  лет, привлекая к этому свои внутренние силы, а также реальных значимых «других». Эта новая, финальная на этапе перед взрослостью идентичность, есть нечто большее, чем сумма детских идентификаций. Новая идентичность есть чувство уверенности в том, что внутренняя тождественность и непрерывность сочетается с тождественностью и непрерывностью значения индивидуума для «других». Эта идентичность подтверждает готовность индивида интегрировать все свои прежние идентификации (индивидные и личностные) с возможностью выполнять социальные роли взрослого человека. [11. С. 156]

 

  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ В НАУКЕ

 

    1. Понятие креативность

 

Креативность - способность к умственным преобразованиям и творчеству; очень близко по смыслу к понятию «творческое мышление». Креативность включает в себя прошлые, сопутствующие и последующие характеристики процесса, в результате которого человек или группа людей создает что-либо, не существовавшее прежде. Понимание Креативности характеризуется необычайно широким диапазоном точек зрения: это и созидание нового в ситуации, когда проблема вызывает доминанту, отражающую прошлый опыт; это и выход за пределы уже имеющихся знаний; это и взаимодействие, ведущее к развитию.

В психологии выделены два основных направления изучения креативности:

- Во-первых, по результатам (продуктам), их количеству, качеству и значимости.

- Во-вторых, креативность рассматривается как способность человека отказываться от стереотипных способов мышления.

Ученые Ф. Баррон и Д. Харрингтон, подводя итоги исследований в  области креативности с 1970 по 1980 г., сделали следующие обобщения  того, что известно о креативности:

1. Креативность - это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах. Данная способность позволяет также осознавать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер.

2. Создание нового творческого  продукта во многом зависит  от личности творца и силы  его внутренней мотивации.

3. Специфическими свойствами креативного  процесса, продукта и личности  являются их оригинальность, состоятельность,  адекватность задаче и еще  одно свойство, которое может  быть названо пригодностью -- эстетической, экологической, оптимальной формой, правильной и оригинальной на  данный момент.

4. Креативные продукты могут  быть очень различны по природе:  новое решение проблемы в математике, открытие химического процесса, создание музыки, картины или  поэмы, новой философской или  религиозной системы, инновация  в юриспруденции, экономике, свежее  решение социальных проблем и  др. [12. С. 124]

Универсальную трактовку креативности как первоосновы творчества дал  Э.П. Торренс. «Креативность ‒ это  способность к порождению оригинальных идей и использование нестандартных  способов интеллектуальной деятельности (в широком смысле); дивергентные способности (в узком смысле). Креативность ‒ процесс обнаружения идей и  гипотез, их проверка, модификации и  опосредования другими».  [13. С. 10]

В контексте нашей работы термин креативность определен как - Способность осознавать проблемы и противоречия и порождать оригинальные идеи в условиях постановки новых проблем.

    1. Генезис понятия креативность

Первоначально креативность рассматривалась  как функция интеллекта, и уровень  развития интеллекта отождествлялся с  уровнем развития креативности. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с креативностью лишь до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует креативности. В настоящее время креативность рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависящая от целого комплекса ее психологических характеристик. Соответственно, центральное направление в изучении креативности - выявление личностных качеств, с которыми она связана.

Понятие «креативность» стало психологической  категорией только к началу 50-х годов 20 в. Пионером в области креативности является Дж.Гилфорд. С этого времени под креативностью понимается общая способность человека к творчеству, проявляясь в различных сферах его активности. Она рассматривается как относительно независимый фактор одаренности и характеризует личность в целом.

2.2.1 Концепция креативности Дж. Гилфорда.

За основу в создании концепции  креативности, как универсальной  познавательной творческой способности, Дж.Гилфорд взял свою кубообразную модель структуры интеллекта и выявленные им различия между конвергентным  и дивергентным мышлением. Именно дивергентное мышление он связал с творческими  способностями.

В своих последних работах  выделяет шесть параметров креативности: 1) способность к обнаружению и  постановке проблем;

2) способность к генерированию большого числа идей;

3) способность продуцировать  разнообразные идеи (гибкость); 

4) способность отвечать  на раздражители нестандартно (оригинальность);

5) способность усовершенствовать  объект, добавляя детали; 6)

 способность решать  проблемы (способность к анализу  и синтезу).

Дж.Гилфорд, как и его последователь  Э.П.Торренс, являются главными идеологами «психометрического» подхода к  исследованию креативности, то есть ими  были разработаны тесты креативности; процедура исследования креативности подобна процедуре тестирования интеллекта. [14. С. 260]

 

2.2.2 Концепция М.Воллаха и Н.Когана.

 

М.Воллах и Н.Коган считают, что для получения достоверных  данных о креативности нужно кардинально  изменить процедуру исследования. Они  выказываются против жестких лимитов  времени, атмосферы соревновательности и единственного критерия «правильного ответа», в противном случае все  тесты креативности по сути своей  вновь окажутся тестами диагностики IQ.

Многие исследования показали, что наличие у испытуемого  мотивации достижений, соревновательной мотивации, а также мотивации  социального одобрения затрудняют проявления творческих способностей личности, в целом блокируют ее самоактуализацию. Учитывая это, М.Воллах и Н.Коган  проводили свое тестирование детей  и подростков в виде игры, при  этом соревнование между участниками  сводилось к минимуму, а экспериментатор  принимал любой ответ испытуемого.

Очень часто с высоким  уровнем креативности связывают  слабую приспособляемость человека к социальному окружению. М.Воллах и Н.Коган, изучая связь между  креативностью и интеллектом, пытались проверит это. Они выявили четыре группы детей, которые отличались способами  адаптации к внешним условиям и решения жизненных проблем.

Наиболее адаптивными  являются дети с высоким уровнем  интеллекта и креативности, далее  идут дети также с высоким уровнем  интеллекта, но с низкой креативностью. Наименее социально адаптивными  становятся дети с высокой креативностью, но при низком уровне интеллекта. Демонстрируют хорошую адаптацию (по крайней мере, внешне) дети с низким уровнем, как интеллекта, так и креативности.

 

2.2.3 «Теория инвестирования» Р.Стернберга.

 

Теория, предложенная Р.Стернбергом  и Д.Лавертом, является одной из последних  по времени возникновения. Авторы дают свое определение креативного человека. Он умеет заниматься неизвестными или мало популярными идеями; вопреки сопротивлению среды, непониманию и неприятию, настаивает на определенных идеях и «продает их по высокой цене». Главное – верно оценить потенциал развития первоначальных идей и возможный спрос. Креативность предполагает, с точки зрения Стернберга, способность идти на разумный риск, готовность преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, наличие толерантности к неопределенности, готовность противостоять мнению окружающих. Обязательным фактором проявления креативности является наличие творческой среды.

 

2.2.4 Подход В.Н.Дружинина и Н.В.Хазратовой.

 

Довольно часто при  исследовании креативности авторы различных  концепций необоснованно смещают  понятия: креативность отождествляют  с нестандартность, нестандартность  – с оригинальность, а оригинальность, в свою очередь, - с редко встречающимся  ответом в данной выборке испытуемых. Возникает проблема: всегда ли редко  встречающийся в данной выборке  ответ является креативным? При положительном  ответе мы вправе отнести к проявлениям  креативности любое отклонения (девиацию): от акцентуации характера до аутичного  мышления.

Существует мнение, что  критерием креативности может стать наличие осмысленности, которая воспринимается окружающими. Смысловой критерий, в отличие от частотного, позволяет разграничивать продуктивные (творческие) и непродуктивные (девиантные) проявления человеческой активности. В.Н.Дружинин подчеркивает, что «смысловой критерий позволяет при тестировании разделить поведенческие проявления испытуемого при тестировании на воспроизводящие (стереотипные), оригинальные (творческие) и неосмысленные (девиантные). [15. С. 200]

Оригинальные ответы человек  дает при выделении одних свойств  предметов и отвлечении от других свойств. Выделение неочевидных, скрытых  признаков изменяет смысловую иерархию их значимости, и предмет предстает  в новом свете, что порождает  эффект неожиданности, оригинальности. Однако, оригинальными являются те ассоциации, которые не слишком удалены  от очевидных признаков. Таким образом, оригинальные ответы занимают промежуточное  положение между воспроизводящими (стереотипными) и неосмысленными ответами. Именно оригинальные ответы являются признаком креативности, однако, по мнению В.Д.Дружинина, современные тесты  креативности скорее позволяют выявить  креативов, но не позволяют точно  определить некреативов. Причину он видит в том, что проявление креативности спонтанно и не подвластно внешней  и внутренней регуляции. [15]

Подход Д.Дружинина более  близок к тематике нашей работы так как он рассматривает креативность с точки зрения принципа взаимодействия.

Основой творческого процесса является интуитивный механизм, который, по Я. А. Пономареву, определяется двойственностью  результата деятельности. Одна часть  результата деятельности, соответствуя сознательно поставленной цели, называется прямым продуктом, а другая, не соответствующая  цели и полученная помимо сознательного  намерения, называется побочным продуктом. Неосознаваемый, побочный продукт деятельности может приводить к неожиданному решению, способ которого не осознается. Это решение называется интуитивным. Основными особенностями интуитивного решения являются наличие чувственного образа, целостность восприятия и неосознанность способа получения результата.

В современных трактовках творческого процесса большое внимание уделяется не столько принципу деятельности, сколько принципу взаимодействия, поскольку  деятельностный подход основан на соответствии цели и результата, а творчество, наоборот, возникает в условиях рассогласования  цели и результата.

Творчество понимается как  развивающее взаимодействие, механизм движения которого имеет определенные фазы функционирования. Я, А, Пономарев (1976) сопоставил фазы решения творческой задачи взрослым, умственно развитым человеком с формированием способности  действовать в уме у детей. Оказалось, что формы поведения  детей на этапах развития способности  действовать в уме аналогичны формам поведения взрослых на соответствующих  стадиях решения творческой задачи.

Информация о работе Соотношение социальной адаптивности и креативности личности в юношеском возрасте