Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 03:03, курсовая работа
Цель исследования – выявить связь между креативностью и социальной адаптивностью в юношеском возрасте.
Объектом исследования является социальная адаптивность.
Предметом исследования является соотношение показателей социальной адаптивности и креативности в юношеском возрасте
Гипотеза заключается в том, существует ли положительная корреляционная связь между социальной адаптивностью и креативностью в юношеском возрасте.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3
АДАПТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В СОЦИУМЕ…...…………..….6
Подходы к изучению адаптации личности в социуме…………….6
1.1.1 Необихевиористская характеристика адаптации…………………6
1.1.2. Психоаналитическая концепция адаптации личности…………..9
1.1.3. Интеракционистское определение адаптации…………………..13
1.2 Детерминанты, обуславливающие социальную адаптивность личности в юношеском возрасте………………………………………………..17
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ В НАУКЕ…………………………………………………...19
Понятие креативность………………………………………………...19
2.2 Генезис понятия креативность………………………………………...20
2.2.1 Концепция креативности Дж. Гилфорда………………………...21
2.2.2 Концепция М.Воллаха и Н.Когана……………………………….22
2.2.3 «Теория инвестирования» Р.Стернберга…………………………23
2.2.4 Подход В.Н.Дружинина и Н.В.Хазратовой……………………...23
3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТИВНОСТИ И КРЕАТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………………28
3.1 Организация и методы исследования………………………………...28
3.2 Описание методов и методик исследования…………………………28
3.3. Анализ и интерпретация результатов………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………...……………………….37
Список используемой литературы…………………
Юношеский возраст, как и любой другой имеет свои временные рамки, особенности и новообразования, которые, несомненно, являются для личности жизненно важными.
Период юношества, переход от детства к взрослости обычно подразделяется на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (раннюю и позднюю). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Например, в отечественной психиатрии возраст от 14 до 18 лет называется подростковым, в психологии же 16—18-летних считают юношами. [7. С. 43]
Мухина В.С. определяет юность как период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны - от 15-16 до 21-25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного повзросления. [8. C. 74]
С юношеством общество связывает надежды на возрождение и развитие, на прогресс науки и технологии, так как в юношеском возрасте и молодости человек наиболее способен к творческой деятельности, к формулировке эвристических идей и максимально работоспособен. На данном возрастном этапе личностного, профессионального и духовного самоопределения, формирования жизненных планов личность переживает высокодинамичные психологические и социальные изменения по ряду направлений. Все это содействует тому, что молодые люди стремятся найти свое место в жизни и для этого им необходимо социально адаптироваться. [9]
В качестве характеристик успешной социальной адаптации исследователями выделяются:
- сформированность и системная взаимосвязанность таких основных структур Я-концепции, как позитивное самоотношение, дифференцированный образ себя, адекватная система самооценок;
- восприятие текущих личностных
проблем как временных и
- активный поиск и освоение
новых для субъекта форм
В юности подвергается сомнению
обретенная ранее идентичность. Осознание
необходимости решать взрослые задачи
вызывает переживание того, как индивид
выглядит в глазах других в сравнении
с его собственным
Креативность - способность к умственным преобразованиям и творчеству; очень близко по смыслу к понятию «творческое мышление». Креативность включает в себя прошлые, сопутствующие и последующие характеристики процесса, в результате которого человек или группа людей создает что-либо, не существовавшее прежде. Понимание Креативности характеризуется необычайно широким диапазоном точек зрения: это и созидание нового в ситуации, когда проблема вызывает доминанту, отражающую прошлый опыт; это и выход за пределы уже имеющихся знаний; это и взаимодействие, ведущее к развитию.
В психологии выделены два основных направления изучения креативности:
- Во-первых, по результатам (продуктам), их количеству, качеству и значимости.
- Во-вторых, креативность рассматривается как способность человека отказываться от стереотипных способов мышления.
Ученые Ф. Баррон и Д. Харрингтон, подводя итоги исследований в области креативности с 1970 по 1980 г., сделали следующие обобщения того, что известно о креативности:
1. Креативность - это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах. Данная способность позволяет также осознавать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер.
2. Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации.
3. Специфическими свойствами
4. Креативные продукты могут
быть очень различны по
Универсальную трактовку креативности как первоосновы творчества дал Э.П. Торренс. «Креативность ‒ это способность к порождению оригинальных идей и использование нестандартных способов интеллектуальной деятельности (в широком смысле); дивергентные способности (в узком смысле). Креативность ‒ процесс обнаружения идей и гипотез, их проверка, модификации и опосредования другими». [13. С. 10]
В контексте нашей работы термин креативность определен как - Способность осознавать проблемы и противоречия и порождать оригинальные идеи в условиях постановки новых проблем.
Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем развития креативности. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с креативностью лишь до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует креативности. В настоящее время креативность рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависящая от целого комплекса ее психологических характеристик. Соответственно, центральное направление в изучении креативности - выявление личностных качеств, с которыми она связана.
Понятие «креативность» стало психологической категорией только к началу 50-х годов 20 в. Пионером в области креативности является Дж.Гилфорд. С этого времени под креативностью понимается общая способность человека к творчеству, проявляясь в различных сферах его активности. Она рассматривается как относительно независимый фактор одаренности и характеризует личность в целом.
2.2.1 Концепция креативности Дж. Гилфорда.
За основу в создании концепции креативности, как универсальной познавательной творческой способности, Дж.Гилфорд взял свою кубообразную модель структуры интеллекта и выявленные им различия между конвергентным и дивергентным мышлением. Именно дивергентное мышление он связал с творческими способностями.
В своих последних работах выделяет шесть параметров креативности: 1) способность к обнаружению и постановке проблем;
2) способность к генерированию большого числа идей;
3) способность продуцировать разнообразные идеи (гибкость);
4) способность отвечать на раздражители нестандартно (оригинальность);
5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали; 6)
способность решать проблемы (способность к анализу и синтезу).
Дж.Гилфорд, как и его последователь
Э.П.Торренс, являются главными идеологами
«психометрического» подхода к
исследованию креативности, то есть ими
были разработаны тесты
2.2.2 Концепция М.Воллаха и Н.Когана.
М.Воллах и Н.Коган считают, что для получения достоверных данных о креативности нужно кардинально изменить процедуру исследования. Они выказываются против жестких лимитов времени, атмосферы соревновательности и единственного критерия «правильного ответа», в противном случае все тесты креативности по сути своей вновь окажутся тестами диагностики IQ.
Многие исследования показали,
что наличие у испытуемого
мотивации достижений, соревновательной
мотивации, а также мотивации
социального одобрения
Очень часто с высоким уровнем креативности связывают слабую приспособляемость человека к социальному окружению. М.Воллах и Н.Коган, изучая связь между креативностью и интеллектом, пытались проверит это. Они выявили четыре группы детей, которые отличались способами адаптации к внешним условиям и решения жизненных проблем.
Наиболее адаптивными являются дети с высоким уровнем интеллекта и креативности, далее идут дети также с высоким уровнем интеллекта, но с низкой креативностью. Наименее социально адаптивными становятся дети с высокой креативностью, но при низком уровне интеллекта. Демонстрируют хорошую адаптацию (по крайней мере, внешне) дети с низким уровнем, как интеллекта, так и креативности.
2.2.3 «Теория инвестирования» Р.Стернберга.
Теория, предложенная Р.Стернбергом и Д.Лавертом, является одной из последних по времени возникновения. Авторы дают свое определение креативного человека. Он умеет заниматься неизвестными или мало популярными идеями; вопреки сопротивлению среды, непониманию и неприятию, настаивает на определенных идеях и «продает их по высокой цене». Главное – верно оценить потенциал развития первоначальных идей и возможный спрос. Креативность предполагает, с точки зрения Стернберга, способность идти на разумный риск, готовность преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, наличие толерантности к неопределенности, готовность противостоять мнению окружающих. Обязательным фактором проявления креативности является наличие творческой среды.
2.2.4 Подход В.Н.Дружинина и Н.В.Хазратовой.
Довольно часто при
исследовании креативности авторы различных
концепций необоснованно
Существует мнение, что критерием креативности может стать наличие осмысленности, которая воспринимается окружающими. Смысловой критерий, в отличие от частотного, позволяет разграничивать продуктивные (творческие) и непродуктивные (девиантные) проявления человеческой активности. В.Н.Дружинин подчеркивает, что «смысловой критерий позволяет при тестировании разделить поведенческие проявления испытуемого при тестировании на воспроизводящие (стереотипные), оригинальные (творческие) и неосмысленные (девиантные). [15. С. 200]
Оригинальные ответы человек
дает при выделении одних свойств
предметов и отвлечении от других
свойств. Выделение неочевидных, скрытых
признаков изменяет смысловую иерархию
их значимости, и предмет предстает
в новом свете, что порождает
эффект неожиданности, оригинальности.
Однако, оригинальными являются те
ассоциации, которые не слишком удалены
от очевидных признаков. Таким образом,
оригинальные ответы занимают промежуточное
положение между
Подход Д.Дружинина более близок к тематике нашей работы так как он рассматривает креативность с точки зрения принципа взаимодействия.
Основой творческого процесса
является интуитивный механизм, который,
по Я. А. Пономареву, определяется двойственностью
результата деятельности. Одна часть
результата деятельности, соответствуя
сознательно поставленной цели, называется
прямым продуктом, а другая, не соответствующая
цели и полученная помимо сознательного
намерения, называется побочным продуктом.
Неосознаваемый, побочный продукт деятельности
может приводить к неожиданному
решению, способ которого не осознается.
Это решение называется интуитивным.
Основными особенностями
В современных трактовках творческого процесса большое внимание уделяется не столько принципу деятельности, сколько принципу взаимодействия, поскольку деятельностный подход основан на соответствии цели и результата, а творчество, наоборот, возникает в условиях рассогласования цели и результата.
Творчество понимается как
развивающее взаимодействие, механизм
движения которого имеет определенные
фазы функционирования. Я, А, Пономарев
(1976) сопоставил фазы решения творческой
задачи взрослым, умственно развитым
человеком с формированием
Информация о работе Соотношение социальной адаптивности и креативности личности в юношеском возрасте