Состояние образования за рубежом в современный период
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 16:24, реферат
Описание работы
Целью данной курсовой работы является изучение организации самостоятельной работы школьников в процессе игровой деятельности учащихся и условий их успешной реализации. Для рассмотрения данной цели мы прибегли к анализу различных направлений в исследовании природы самостоятельности учащихся в обучении, ознакомились с множеством определений и выяснили какие функции выполняет самостоятельная познавательная деятельность учащихся и почему она так необходима для формирования зрелой личности.
Министерство образования и
науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО Бурятский государственный
университет
Кафедра педагогики начального
и дошкольного образования
Реферат на тему:
Состояние образования
за рубежом в современный период
Выполнила: студентка группы
07230 с
Гомбожапова Зинаида Савельевна
Руководитель: Павлова С.А.
г. Улан-Удэ
2014 г.
Введение
Организация самостоятельной
работы, руководство ею — это ответственная
и сложная работа каждого учителя. Воспитание
активности и самостоятельности необходимо
рассматривать как составную часть воспитания
учащихся. Эта задача выступает перед
каждым учителем в числе задач первостепенной
важности.
Целью данной
курсовой работы является изучение организации
самостоятельной работы школьников в
процессе игровой деятельности учащихся
и условий их успешной реализации. Для
рассмотрения данной цели мы прибегли
к анализу различных направлений в исследовании
природы самостоятельности учащихся в
обучении, ознакомились с множеством определений
и выяснили какие функции выполняет самостоятельная
познавательная деятельность учащихся
и почему она так необходима для формирования
зрелой личности.
Говоря о формировании
у школьников самостоятельности, необходимо
иметь ввиду три тесно связанные между
собой задачи. Первая из них заключается
в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность
в познавательной деятельности, научить
их самостоятельно овладевать знаниями,
формировать свое мировоззрение; вторая
— в том, чтобы научить их самостоятельно
применять имеющиеся знания в учении и
практической деятельности; третья –
определить различные виды игр в развитии
самостоятельности у детей младшего школьного
возраста.
Самостоятельная
работа не самоцель. Она является средством
борьбы за глубокие и прочные знания учащихся,
средством формирования у них активности
и самостоятельности как черт личности,
развития их умственных способностей.
Ребенок, в первый раз переступающий порог
школы, не может еще самостоятельно ставить
цель своей деятельности, не в силах еще
планировать свои действия, корректировать
их осуществление, соотносить полученный
результат с поставленной целью.
В процессе
обучения он должен достичь определенного
достаточно высокого уровня самостоятельности,
открывающего возможность справиться
с разными заданиями, добывать новое в
процессе решения учебных задач.
Объектом изучения является
самостоятельная деятельность школьника,
а предметом – условия ее реализации,
т.е. игра как средство развития самостоятельности
учащихся.
Актуальность этой
проблемы бесспорна, т.к. знания, умения,
убеждения, духовность нельзя передать
от преподавателя к учащемуся, прибегая
только к словам. Этот процесс включает
в себя знакомство, восприятие, самостоятельную
переработку, осознание и принятие этих
умений и понятий. И, пожалуй, главной функцией
самостоятельной работы является формирование
высококультурной личности, т.к. только
в самостоятельной интеллектуальной и
духовной деятельности развивается человек.
Теоретическая и практическая
значимость исследования заключается
в том, что изучено значение игры как основы
развития самостоятельности детей младшего
школьного возраста, разработана вариативная
форма использования игр на уроках в начальной
школе, которая апробирована и подтверждена
результатами экспериментальной работы.
База исследования: ученики
4 класса МБОУ «Можайская средняя общеобразовательная
школа» с. Можайка Еравнинского района
Республики Бурятия ( 6 девочек, 9 мальчиков).
Самостоятельная
работа, как высший тип учебной деятельности.
Самостоятельная
деятельность школьника в обучении: анализ
различных подходов. Структура самостоятельной
деятельности.
Любая наука ставит своей задачей
не только описать и объяснить тот или
ной круг явлений или предметов, но и в
интересах человека управлять этими явлениями
и предметами, и, если нужно, преобразовывать
их. Управлять и тем более преобразовывать
явления можно только тогда, когда они
достаточно описаны и объяснены. В науке
функции управления и преобразования
выполняют предписания, к которым относятся
принципы и правила преобразования явлений.
Таким образом, познавая предмет или явление,
мы прежде всего должны ознакомиться с
ним, рассмотреть его в целом. Выявить
функциональную взаимосвязь его частей,
а уже затем описать. Описав предмет или
явление, мы должны объяснить их (функциональную
взаимосвязь их частей и структуры в целом),
сформулировать закон их существования,
а затем предписать, как управлять ими,
как с помощью определенных операций преобразовать
эти предметы и явления.
Самостоятельная
работа – это не форма организации учебных
занятий и не метод обучения. Её правомерно
рассматривать скорее как средство вовлечения
учащихся в самостоятельную познавательную
деятельность, средство ее логической
и психологической организации.
Основополагающим требованием
общества к современной школе является
формирование личности, которая умела
бы самостоятельно творчески решать научные,
производственные, общественные задачи,
критически мыслить, вырабатывать и защищать
свою точку зрения, свои убеждения, систематически
и непрерывно пополнять и обновлять свои
знания путем самообразования, совершенствовать
умения, творчески применять их в действительности.
Специалистами
в этой области подчеркивалось, что учащимся
важно дать метод, путеводную нить для
организации приобретения знаний, а это
значит – вооружить их умениями и навыками
научной организации умственного труда,
т.е. умениями ставить цель, выбирать средства
ее достижения, планировать работу во
времени. Для формирования целостной и
гармоничной личности необходимо систематическое
включение ее в самостоятельную деятельность,
которая в процессе особого вида учебных
заданий – самостоятельных работ – приобретает
характер проблемно-поисковой деятельности.
Существует множество
различных направлений в исследовании
природы активности и самостоятельности
учащихся в обучении. Первое направление
берет начало еще в древности. Его представителями
можно считать еще древнегреческих ученых
(Сократ, Платон, Аристотель), которые глубоко
и всесторонне обосновали значимость
добровольного, активного и самостоятельного
овладения ребенком знаниями. В своих
суждениях они исходили из того, что развитие
мышления человека может успешно протекать
только в процессе самостоятельной деятельности,
а совершенствование личности и развитие
ее способности - путем самопознания (Сократ).
Такая деятельность доставляет ребенку
радость и удовлетворение и тем самым
устраняет пассивность с его стороны в
приобретении новых знаний. Свое дальнейшее
развитие они получают в высказываниях
Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Томаса
Мора, которые в эпоху мрачного средневековья
в разгар процветания в практике работы
школы схоластики, догматизма и зубрежки
требуют обучать ребенка самостоятельности,
воспитывать в нем вдумчивого, критически
мыслящего человека. Те же мысли развиваются
на страницах педагогических трудов Я.А.
Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци,
К.Д. Ушинского и др.
В педагогической
работе ученые теоретики в единстве с
философами, психологами, социологами
и физиологами исследуют и теоретически
обосновывают этот аспект проблемы в свете
основных качеств личности представителя
современной эпохи – инициативности,
самостоятельности, творческой активности
– как главных показателей всестороннего
развития человека наших дней.
Изучая
сущность самостоятельной работы в теоретическом
плане, выделяется 3 направления деятельности,
по которым может развиваться самостоятельность
учения – познавательная, практическая
и организационно-техническая. Б.П. Есипов
обосновал роль, место, задачи самостоятельной
работы в учебном процессе. При формировании
знаний и умений учащихся стереотипный,
в основном вербальный способ обучения,
становится малоэффективным. Роль самостоятельной
работы школьников возрастает так же в
связи с изменением цели обучения, его
направленностью на формирование навыков,
творческой деятельности, а так же в связи
с компьютеризацией обучения.
Второе направление
берет свое начало в трудах Я.А. Коменского.
Содержанием его является разработка
организационно-практических вопросов
вовлечения школьников в самостоятельную
деятельность. При этом предметом теоретического
обоснования основных положений проблемы
выступает здесь преподавание, деятельность
учителя без достаточно глубокого исследования
и анализа природы деятельности самого
ученика. В рамках дидактического направления
анализируются области применения самостоятельных
работ, изучаются их виды, неуклонно совершенствуется
методика их использования в различных
звеньях учебного процесса. Становится
и в значительной степени решается в методическом
аспекте проблема соотношения педагогического
руководства и самостоятельности школьника
в учебном познании. Практика обучения
во многом обогатилась так же содержательными
материалами для организации самостоятельной
работы школьников на уроке и дома.
Третье направление
характеризуется тем, что самостоятельная
деятельность избирается в качестве предмета
исследования. Это направление берет свое
начало в основном в трудах К.Д. Ушинского.
Исследования, которые развивались в русле
психолого-педагогического направления,
были направлены на выявление сущности
самостоятельной деятельности как дидактической
категории, ее элементов – предмета и
цели деятельности. Однако при всех имеющихся
достижениях в исследовании этого направления
самостоятельной деятельности школьника
ее процесс и структура еще не достаточно
полно раскрыта.
Однако,
существуют некоторые структурные принципы
анализа значения, места и функции самостоятельной
деятельности. Имеются 2 варианта, близких
по сути, но имеющих собственно наполнение
и специфику: они и определяют (при условии
их единения) сущность самостоятельной
окраски деятельности.
Первая группа:
содержательный компонент:
знания, выраженные в понятиях, образах,
восприятиях и представлениях;
оперативный компонент: разнообразные
действия, оперирование умениями, приемами,
как во внешнем, так и во внутреннем плане;
результативный компонент:
новые знания, способы, социальный опыт,
идеи, способности, качества.
Вторая группа:
содержательный компонент:
выделение познавательной задачи, цели
учебной деятельности;
процессуальный компонент:
подбор, определение, применение адекватных
способов действий, ведущих к достижению
результатов;
мотивационный компонент: потребность
в новых знаниях, выполняющих функции
словообразования и осознания деятельности.
Собственно процесс
самостоятельной деятельности представляется
в виде триады: мотив – план (действие)
– результат.
Итак, в социальном
плане самостоятельная деятельность может
рассматриваться в очень широком спектре.
В любом отношении личности к окружающему
миру, в любом виде ее конкретного взаимодействия
со средой.
Проблема самостоятельной работы
всегда приковывала к себе внимание наших
ученых и учителей-практиков. И это закономерно:
одно из условий эффективности обучения
– привитие учащимся навыков самостоятельной
работы над учебным материалом, что объясняется
теми целями и задачами, которые стоят
в настоящее время перед нашей школой:
подготовить молодое поколение к жизни,
к активному участию в труде.
Эти навыки
необходимы им в период обучения и по окончании
школы. Следовательно, проблема активизации
самостоятельности учащихся в процессе
учебной работы – одна из актуальных проблем
и педагогической науки, и практики.
Что же такое самостоятельность?
Самостоятельность – независимость, свобода
от внешних влияний, принуждений, от посторонней
поддержки, помощи. Самостоятельность
– способность к независимым действиям,
суждениям, обладание инициативой, решительность.
Такие определения нам дает «Толковый
словарь русского языка». В педагогике
это одна из волевых сфер личности. Это
умение не поддаваться влиянию различных
факторов, действовать на основе своих
взглядов и побуждений.
Важную роль самостоятельной
работе отводили Н. Г. Чернышевский, Н.
А. Добролюбов. «Если наши дети, - писал
Н. Г. Чернышевский, - хотят быть людьми,
в самом деле, образованными, они должны
приобретать образование самостоятельными
занятиями».
Большое значение
придавал самостоятельной работе К. Д.
Ушинский. Он считал, что учитель должен
не только давать учащимся знания, но и
направлять их умственную деятельность.
Учащиеся должны «по возможности трудиться
самостоятельно, а учитель – руководить
этим самостоятельным трудом и давать
для него материал».
Необходимость самостоятельной
работы в школе отстаивала и Н. К. Крупская.
Некоторые вопросы самостоятельной
работы нашли отражение в современных
исследованиях и пособиях по дидактике.
Дидактические вопросы самостоятельной
работы школьников отражены в книге известного
советского педагога Б. П. Есипова «Самостоятельная
работа учащихся на уроках». В книге освещаются
вопросы о значении самостоятельной работы,
о формах и видах самостоятельной работы
при объяснении учебного материала, о
самостоятельной работе с целью формирования
умений и навыков, о самостоятельной работе
в процессе повторения и обобщения знаний,
вопрос об организации самостоятельной
работы и руководстве ею учителем.