Состояние образования за рубежом в современный период
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 16:24, реферат
Описание работы
Целью данной курсовой работы является изучение организации самостоятельной работы школьников в процессе игровой деятельности учащихся и условий их успешной реализации. Для рассмотрения данной цели мы прибегли к анализу различных направлений в исследовании природы самостоятельности учащихся в обучении, ознакомились с множеством определений и выяснили какие функции выполняет самостоятельная познавательная деятельность учащихся и почему она так необходима для формирования зрелой личности.
При изучении развития детей,
видно, что в игре эффективнее, чем в других
видах деятельности, развиваются все психические
процессы. Обусловленные игрой изменения
в психике ребенка настолько существенны,
что в психологии
( Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев,
Д.Б.Запорожец и др.) утвердился взгляд
на игру как на ведущую деятельность в
дошкольный период, а также не исчезающую
деятельность в младший школьный период.
А.Н.Леонтьев отмечал, что в
игре развиваются новые, прогрессивные
образования и возникает мощный познавательный
мотив, являющийся основой возникновения
стимула к учебе.
Л.С.Выготский, рассматривая
роль игры в психическом развитии ребенка,
отмечал, что в связи с переходом в школу
игра не только не исчезает, но наоборот,
она пропитывает собою всю деятельность
ученика. “ В школьном возрасте, - отмечал
он - игра не умирает, а проникает в отношении
действительности. Она имеет свое внутреннее
продолжение в школьном обучении и труде…”.
Общая характеристика
младшего школьника, его учебной и игровой
деятельности
Каждый период
жизни и развития ребенка характеризуется
определенным ведущим видом деятельности.
В отечественной психологии под ведущей
деятельностью понимается та, в процессе
которой происходят качественные изменения
в психике детей, происходит формирование
основных психических процессов и свойств
личности, появляются психические новообразования,
характерные именно для данного конкретного
возраста.
Так, в период младенчества
(до 1 года), ведущим видом деятельности
является непосредственно – эмоциональное
общение. В раннем детстве (от 1 года до
3 лет) – предметная деятельность, в дошкольном
– игра, в младшем школьном возрасте –
учеба, в подростковом – общение со сверстниками.
Сущность игры как ведущего
вида деятельности заключается в том,
что дети отражают в ней различные стороны
жизни, особенности взаимоотношений взрослых,
уточняют свои знания об окружающей действительности.
Психологические
свойства, которые выступают у ребенка
в последние годы дошкольного детства,
до прихода в школу, за первые четыре года
школьного обучения получают развитие,
закрепляются, и к началу подросткового
возраста многие важные черты личности
уже сформированы. Индивидуальность ребенка
к этому возрасту проявляется также и
в познавательных процессах. Происходит
значительное расширение и углубление
знаний, совершенствуются умения и навыки
ребенка. Этот процесс прогрессирует и
к III – IV классам приводит к тому, что у
большинства детей обнаруживаются как
общие, так и специальные способности
к различным видам деятельности. Общие
способности проявляются в скорости приобретения
ребенком новых знаний, умений и навыков,
а специальные – в глубине изучения отдельных
школьных предметов, в специальных видах
трудовой деятельности и в общении.
Дальнейшее развитие способностей
к концу младшего школьного возраста порождает
значительное увеличение индивидуальных
различий между детьми, что сказывается
на их успехах в учении и является одним
из оснований для принятия психолого-педагогически
обоснованных решений относительно дифференцированного
обучения детей с различными способностями.
В работе с детьми, обнаружившими наиболее
развитые способности, начиная с этого
возраста, могут применяться методы обучения,
характерные для взрослых, так как познавательные
процессы одаренных детей, их восприятие,
внимание, мышление, память и речь к III
- IV классам школы являются полностью сформированными.
Особое значение
для развития в этом возрасте имеет стимулирование
и максимальное использование мотивации
достижения успехов в учебной, трудовой,
игровой деятельности детей. Усиление
такой мотивации, для дальнейшего развития
которой младший школьный возраст представляет
особенно благоприятным временем жизни,
приносит двоякую пользу: во-первых, у
ребенка закрепляется жизненно весьма
полезная и достаточно устойчивая личностная
черта – мотив достижения успеха, доминирующий
над мотивом избегания неудачи: во-вторых,
это приводит к ускоренному развитию разнообразных
других способностей ребенка.
В младшем школьном
возрасте открываются новые возможности
для стимулирования психического развития
ребенка через регуляцию его отношений
с окружающими людьми, особенно с учителями
и родителями, к воздействиям которых
в этом возрасте ребенок еще достаточно
открыт. Это позволяет взрослым развивать
и использовать в воспитании социальные
мотивы ребенка для оказания на него положительного
воздействия. Речь идет о таких мотивах,
как признание, одобрение со стороны значимых
взрослых людей, стремление получать высокую
оценку и ряде других.
К концу младшего
школьного возраста, III-IV классам школы,
повышенное значение для детей приобретают
отношения со сверстниками. Здесь открываются
дополнительные возможности для активного
использования этих отношений в учебно-воспитательных
целях, в частности для стимулирования
психического развития ребенка через
публичное одобрение в присутствии товарищей
его поступков и достижений, через соревнование
со сверстниками, через многие другие
действия и ситуации, затрагивающие социальный
престиж ребенка.
Трудолюбие и
самостоятельность, развитая способность
к саморегуляции создают благоприятные
возможности для развития детей младшего
школьного возраста и вне непосредственного
общения с взрослыми или сверстниками.
Речь, в частности, идет о способности
детей этого возраста часами в одиночку
заниматься любимым делом. В этом возрасте
важно обеспечить ребенка различными
дидактическими развивающими играми.
Игра и учеба – две разные деятельности,
между ними имеются качественные различия.
Справедливо замечено еще Н.К.Крупской,
что «школа отводит слишком мало места
игре, сразу навязывая ребенку подход
к любой деятельности методами взрослого
человека. Она недооценивает организационную
роль игры. Переход от игры к серьезным
занятиям слишком резок, между свободной
игрой и регламентированными школьными
занятиями получается ничем не заполненный
разрыв. Тут нужны переходные формы». В
качестве таковых и выступают дидактические
игры. “ Игра должна быть организована
так, чтобы в ней предчувствовался будущий
урок”.
Задача учителя – сделать плавным,
адекватным переход детей от игровой деятельности
– к учебной. Решающую роль в этом имеют
дидактические игры.
Характеристика основных
видов игр и их классификация
Игра специфическая детская
деятельность неоднородна. Каждый вид
игры выполняет свою функцию в развитии
ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории
и практике стирание граней между самодеятельными
и обучающими играми недопустимо. В дошкольном
и младшем школьном возрасте выделяются
три класса игр:
игры, возникающие по инициативе
ребенка – самодеятельные игры;
игры, возникающие по инициативе
взрослого, внедряющего их с образовательной
и воспитательной целью;
игры, идущие от исторически
сложившихся традиций этноса – народные
игры, которые могут возникать как по инициативе
взрослого, так и более старших детей.
Каждый из перечисленных
классов игр, в свою очередь, представлен
видами и подвидами. Так, в состав первого
класса входят: игра – экспериментирование
и сюжетные самодеятельные игры – сюжетно-образовательная,
сюжетно-ролевая, режиссерская и театрализованная.
Этот класс игр представляется наиболее
продуктивным для развития интеллектуальной
инициативы, творчества ребенка, которые
проявляются в постановке себе и другим
играющим новых игровых задач; для возникновения
новых мотивов и видов деятельности. Именно
игры, возникающие по инициативе самих
детей, наиболее ярко представляют игру
как форму практического размышления
на материале знаний об окружающей действительности
значимых переживаний и впечатлений, связанных
с жизненным опытом ребенка. Именно самодеятельная
игра является ведущей деятельностью
в дошкольном детстве. Содержание самодеятельных
игр «питается» опытом других видов деятельности
ребенка и содержательным общением с взрослыми.
Второй класс игр включает игры
обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические
и другие) и досуговые, к которым следует
отнести игры-забавы, игры-развлечения,
интеллектуальные. Все игры могут быть
и самостоятельными, но они никогда не
являются самодеятельными, так как за
самостоятельностью в них стоит выученность
правил, а не исходная инициатива ребенка
в постановке игровой задачи.
Воспитательное и развивающее
значение таких игр огромно. Они формируют
культуру игры; способствуют усвоению
социальных норм и правил; и, что особенно
важно, являются, наряду с другими видами
деятельности, основой самодеятельных
игр, в которых дети могут творчески использовать
полученные знания.
Дидактические игры – это разновидность
игр с правилами, специально создаваемых
педагогической школой в целях обучения
и воспитания детей. Дидактические игры
направлены на решение конкретных задач
в обучении детей, но в то же время в них
появляется воспитательное и развивающее
влияние игровой деятельности. Использование
дидактических игр как средство обучения
младших школьников определяется рядом
причин:
игровая деятельность как ведущая
в дошкольном детстве еще не потеряла
своего значения в младшем школьном возрасте
(Л.С.Выготский), поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;
освоение учебной деятельности,
включение в нее детей идет медленно;
имеются возрастные особенности
детей, связанные с недостаточной устойчивостью
и произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти,
преобладанием наглядно-образного типа
мышления. Дидактические игры способствуют
развитию у детей психических процессов;
недостаточно сформирована
познавательная мотивация. Мотив и содержание
учебной деятельности не соответствуют
друг другу. Существуют значительные трудности адоптации при поступлении в школу. Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.
Дидактическая игра
имеет определенную структуру, характеризующую
игру как форму обучения и игровую деятельность.
Выделяются следующие структурные составляющие
дидактической игры:
1)дидактическая задача;
2)игровые действия;
3)правила игры;
4)результат.
Дидактическая задача определяется
целью обучения и воспитательного воздействия.
Она формируется педагогом и отображает
его обучающую деятельность. Так, например,
в ряде дидактических игр в соответствии
с программными задачами соответствующих
учебных предметов закрепляется умение
составить из букв слова, отрабатываются
навыки счета.
Игровая задача осуществляется
детьми. Дидактическая задача в дидактической
игре реализуется через игровую задачу.
Она определяет игровые действия, становится
задачей самого ребенка.
Игровые действия – основа
игры. Чем разнообразней игровые действия,
тем интереснее для детей сама игра и тем
успешнее решаются познавательные и игровые
задачи.
В разных играх игровые действия
различны по их направленности и по отношению
к играющим. Это, например, ролевые действия,
отгадывания загадок, пространственные
преобразования и т.д. Они связаны с игровым
замыслом и исходят из него. Игровые действия
являются средствами реализации игрового
замысла, но включают и действия, направленные
на выполнение дидактической задачи.
Правила игры. Их содержание
и направленность обусловлены общими
задачами формирования личности ребенка,
познавательным содержанием, игровыми
задачами и игровыми действиями.
В дидактической игре правила
являются заданными. С помощью правил
педагог управляет игрой, процессами познавательной
деятельности, поведением детей. Правила
влияют и на решение дидактической задачи
– незаметно ограничивают действия детей,
направляют их внимание на выполнение
конкретной задачи учебного предмета.
Подведение итогов – результат
подводится сразу по окончании игры. Это
может быть подсчет очков; выявление детей,
которые лучше выполнили игровое задание;
определение команды – победительницы
и т.д. При этом необходимо отметить достижения
каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих
детей.
При проведении игр необходимо
сохранить все структурные элементы. Так
как именно с их помощью решаются дидактические
задачи.
Взаимоотношения между детьми
и педагогом определяются не учебной ситуацией,
а игрой. Дети и педагог – участники одной
игры. Нарушается это условие, и педагог
становится на путь прямого обучения.
Таким образом, дидактическая
игра – это игра только для ребенка, а
для взрослого – это способ обучения.
Цель дидактических игр – облегчить переход
к учебным задачам, сделать его постепенным.
Из сказанного выше можно сформулировать
основные функции дидактических игр:
-функция формирования устойчивого интереса к учению и снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
-функция формирования психических новообразований;
-функция формирования собственно учебной деятельности;
-функция формирования общеучебных умений, навыков самостоятельной учебной работы;