Состояние образования за рубежом в современный период
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 16:24, реферат
Описание работы
Целью данной курсовой работы является изучение организации самостоятельной работы школьников в процессе игровой деятельности учащихся и условий их успешной реализации. Для рассмотрения данной цели мы прибегли к анализу различных направлений в исследовании природы самостоятельности учащихся в обучении, ознакомились с множеством определений и выяснили какие функции выполняет самостоятельная познавательная деятельность учащихся и почему она так необходима для формирования зрелой личности.
Автор подчеркивает, что активная
самостоятельная работа учащихся необходима
на всех этапах обучения, а эффективность
ее обусловлена активной мыслительной
деятельностью учащихся.
Вопросы самостоятельной
работы рассматриваются в статье И. Т.
Огородникова «Дидактические основы повышения
самостоятельности и активности учащихся
в опыте школ Татарии». Автор указывает
на важность координации изложения материала
учителем и самостоятельной работы учащихся.
Сочетание между этими элементами обучения
достигается постепенным наращиванием
степени трудности в самостоятельной
работе учащихся. Автор рекомендует такую
систему этой работы:
1) сначала учащиеся излагают
уже изученный материал;
2) затем учащимся предлагается
ответить на вопросы;
3) после этого учащиеся
учатся обобщать изученное.
Проблема активизации
мыслительной деятельности учащихся в
процессе самостоятельной работы учащихся
освещается в статье М. А. Данилова «Воспитание
у школьников самостоятельности и творческой
активности в процессе обучения». Автор
подчеркивает, что цель самостоятельной
работы — развитие мыслительных способностей
учащихся. Важную роль в этом играет обучение
учащихся навыкам такой работы.
Вопросы самостоятельной
учебной работы рассматриваются в статье
Т. С. Панфиловой «Самостоятельная работа
учащихся в процессе овладения знаниями».
Автор подчеркивает, что самостоятельная
работа необходима на всех этапах обучения.
Научить детей учиться, добывать знания,
формулировать нужные выводы — вот главная
задача самостоятельной работы в школе.
Аналогичные положения
содержит статья А. Ф. Соловьевой «Самостоятельная
работа учащихся с учебником на уроке».
В статье даются образцы таких заданий
для самостоятельной работы с учебником,
как чтение учебника (параграфа), ответы
на вопросы, составление плана параграфа,
формулирование вывода из параграфа и
др.
Таковы соображения авторов
названных работ по дидактическим вопросам
самостоятельной работы. Эти соображения
являются педагогической основой, на которую
следует опираться и при решении вопросов
самостоятельной работы по конкретным
учебным предметам.
Понятие “самостоятельная”
работа и её функции.
Анализ монографических работ,
посвящённых проблеме организации самостоятельной
работы школьников, П.И. Пидкасистого,
И.А.Зимней, показал, что понятие самостоятельной
работы трактуется неоднозначно:
Самостоятельная работа – это
такая работа, которая выполняется без
непосредственного участия учителя, но
по его заданию, в специально предоставленное
для этого время, при этом учащиеся, сознательно
стремятся достигнуть поставленной цели,
употребляя свои усилия и выражая в той
или иной форме результат умственных или
физических (либо тех и других вместе)
действий. Самостоятельная работа, на
наш взгляд, наиболее полно определяется
А.И. Зимней. По её определению самостоятельная
работа представляется как целенаправленная,
внутренне мотивированная структурированная
самим объектом в совокупности выполняемых
действий и корригируемая им по процессу
и результату деятельности. Её выполнение
требует достаточно высокого уровня самосознания,
рефлективности, самодисциплины, личной
ответственности, доставляет ученику
удовлетворение как процесс самосовершенствования
и самопознания.
Во-первых,
в данном определении принимаются во внимание
психологические детерминанты самостоятельной
работы: саморегуляция, самоактивация,
самоорганизация, самоконтроль и т.д.
Попробуем более точно определить,
что же по-существу входит в понятие “самостоятельная
деятельность”.
“Самостоятельность” – очень
много аспектный и психологически непростой
феномен, это скорее смыслообразующая,
качественная характеристика какой-либо
сферы деятельности и личности, имеющая
собственные конкретные критерии. Самостоятельность
– как характеристика деятельности учащегося
в конкретной учебной ситуации представляет
собой постоянно проявляемую способность
достигать цель деятельности без посторонней
помощи .
“Самодеятельность” – субъективная,
собственно индивидуальная самоуправляемая
деятельность, с личностно обусловленными
компонентами: целью, ведущей потребностью,
мотивацией и способами реализации.
“Самоактивация” – это субъективно
соотнесённая внутренняя мотивация деятельности.
“Самоорганизация” – свойство
личности мобилизовать себя, целеустремлённо,
активно использовать все свои возможности
для достижения промежуточных и конечных
целей, рационально используя при этом
время, силы, средства.
“Саморегуляция” – изначально
психологическое обеспечение деятельности,
в последующем развитии приобретающее
личностный смысл, т.е. собственно психическое
наполнение.
“Самоконтроль” – необходимый
компонент самой деятельности, который
осуществляет её исполнение на личностном
уровне.
Во-вторых, акцентируется
внимание на том, что самостоятельная
работа связана с работой школьника в
классе и является следствием правильной
организации учебно-познавательной деятельности
на уроке.
А.И. Зимняя
подчёркивает, что самостоятельная работа
школьника есть следствие правильно организованной
его учебной деятельности на уроке, что
мотивирует самостоятельное её расширение,
углубление и продолжение в свободное
время. Для учителя это означает чёткое
осознание не только своего плана учебных
действий, но и осознанное его формирование
у школьников как некоторой схемы освоения
учебного предмета в ходе решения новых
учебных задач. Но в целом это параллельно
существующая занятость школьника по
выбранной им из готовых программ или
им самим выработанной программе усвоения
какого-либо материала.
В-третьих, самостоятельная
работа рассматривается как высший тип
учебной деятельности, требующий от учащегося
достаточно высокого уровня самосознания,
рефлексивности, самодисциплины, ответственности,
и доставляющий ученику удовлетворение,
как процесс самосовершенствования и
самосознания.
Эффективность учебного
процесса познания определяется качеством
преподавания и самостоятельной познавательной
деятельностью учеников. Эти два понятия
очень тесно связаны, но следует выделить
самостоятельную работу как ведущую и
активизирующую форму обучения в связи
с рядом обстоятельств.
Во-первых, знания, навыки, умения,
привычки, убеждения, духовность нельзя
передавать от преподавателя к ученику
так, как передаются материальные предметы.
Каждый учащийся овладевает ими путём
самостоятельного познавательного труда:
прослушивание, осознавание устной информации,
чтение, разбор и осмысление текстов, и
критический анализ.
Во-вторых, процесс познания,
направленный на выявление сущности и
содержания изучаемого подчиняется строгим
законам, определяющим последовательность
познания: знакомство, восприятие, переработка,
осознание, принятие. Нарушение последовательности
приводит к поверхностным, неточным, неглубоким,
непрочным знаниям, которые практически
не могут реализоваться.
В-третьих, если человек живёт
в состоянии наивысшего интеллектуального
напряжения, то он непременно меняется,
формируется как личность высокой культуры.
Именно самостоятельная работа вырабатывает
высокую культуру умственного труда, которая
предполагает не только технику чтения,
изучение книги, ведение записей, а прежде
всего ума, потребность в самостоятельной
деятельности, стремление вникнуть в сущность
вопроса, идти в глубь ещё не решённых
проблем. В процессе такого труда наиболее
полно выявляются индивидуальные способности
школьников, их наклонности и интересы,
которые способствуют развитию умения
анализировать факты и явления, учат самостоятельному
мышлению, которое приводит к творческому
развитию и созданию собственного мнения,
своих взглядов, представлений, своей
позиции.
Из всего ранее сказанного видно,
что самостоятельная работа – это высшая
работа учебной деятельности школьника
и является компонентом целостного педагогического
процесса, поэтому её присущи такие функции,
как воспитательная, образовательная,
развивающая.
Теоретические основы
игры как средства обучения
Игра как средство
обучения.
Младший школьный возраст является
наиболее ответственным этапом школьного
детства. Высокая сензитивность этого
возрастного периода определяет большие
потенциальные возможности разностороннего
развития ребенка...
Игра в тех формах,
в каких она существовала в дошкольном
детстве, в младшем школьном возрасте
начинает утрачивать свое развивающее
значение и постепенно заменяется учением
и трудовой деятельностью, суть которых
состоит в том, что данные виды деятельности
в отличие от игры, доставляющие просто
удовольствие, имеют определенную цель.
Сами по себе игры становятся новыми. Большой
интерес для младших школьников представляют
игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие
думать, предоставляющие возможность
ученику проверить и развить свои способности,
включающие его в соревнования с другими
учащимися.
Участие младших
школьников в таких играх способствует
их самоутверждению, развивает настойчивость,
стремление к успеху и различные мотивационные
качества. В таких играх совершенствуется
мышление, включая действия по планированию,
прогнозированию, взвешиванию шансов
на успех, выбору альтернатив.
Вопрос о природе и сущности
игры волновал и до сих пор продолжает
привлекать внимание многих исследователей,
таких как: Гальперин П.Я., В.Л.Данилова,
Запорожец А.В., Эльконин Д.Б..
Разные подходы к детской игре
отражены во многих работах. Среди этих
подходов можно выделить объяснение природы
сущности детской игры, как формы общения
(Лисина М.И.), либо как формы деятельности,
в том числе усвоения деятельности взрослых
(Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие
умственного развития (Пиаже Ж.).
Каждый из этих подходов, выделяя
какую-то сторону игры, в конечном счете,
оказывается недостаточным для объяснения
сущности, специфики детской игры в целом.
Несмотря на то, что игровая
деятельность является ведущей в дошкольном
возрасте, значимость ее не снижается
и у детей младшего школьного возраста.
Л.С. Выготский отмечал, что в школьном
возрасте игра и занятия, игра и труд образуют
два основных русла, по которым протекает
деятельность школьников. Выготский Л.С.
видел в игре неиссякаемый источник развития
личности, сферу определяющую «зону ближайшего
развития».
Отсюда - сущность проблемы
заключается во влиянии игры на развитие
самостоятельности детей, творческих
способностей, личностных качеств. Игра
создает положительный эмоциональный
фон, на котором все психические процессы
протекают наиболее активно. Использование
игровых приемов и методов, их последовательность
и взаимосвязь будут способствовать в
решении данной проблемы.
Актуальность поднятой
проблемы вызвана потребностью психологов,
педагогов, родителей в совершенствующихся
методах психолого-педагогического воздействия
на формирующуюся личность ребенка с целью
развития самостоятельности детей, интеллектуальных,
коммуникативных и творческих способностей.
Игра не возникает
стихийно, а складывается в процессе воспитания.
Являясь мощным стимулом развития ребенка,
она сама формируется под воздействием
взрослых. В процессе взаимодействия ребенка
с предметным миром, обязательно при участии
взрослого, не сразу, а на определенном
этапе развития этого взаимодействия
и возникает подлинно человеческая детская
игра.
Игра в любую историческую
эпоху привлекала к себе внимание педагогов.
В ней заключена реальная возможность,
воспитывать и обучать ребенка в радости
Ж.Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци пытались развить
способности детей в соответствии с законами
природы и на основе деятельности, стремление
которой присуще всем детям. Центром педагогической
системы Ф.Фребеля является теория игры.
По Фребелю, детская игра –
«зеркало жизни» и «свободное проявление
внутреннего мира. Игра – мостик от внутреннего
мира к природе». Природа представлялась
Фребелю в виде единой и многообразной
сферы.
Д. Ушинский склонялся к пониманию
необъятных творческих возможностей человека.
Он отделял учение от игры и считал его
непременной обязанностью школьника.
«Учение, основанное только на интересе,
не дает окрепнуть самообладанию и воле
ученика, так как не все в учении интересно
и придет многое, что надобно будет взять
силой воли». Однако, соглашаясь с необходимостью
волевых усилий при обучении, не будем
снижать и значение игры и интереса.
Значение игры в развитии и
воспитании личности уникально, так как
игра позволяет каждому ребенку ощутить
себя субъектом, проявить и развить свою
личность. Есть основание говорить о влиянии
игры на жизненное самоопределение школьников,
на становление коммуникативной неповторимости
личности, эмоциональной стабильности,
способности включаться в повышенный
ролевой динамизм современного общества.
Игра всегда выступает как бы
в двух временных измерениях: в настоящем
и будущем. С одной стороны, она предоставляет
личности сиюминутную радость, служит
удовлетворению актуальных потребностей.
С другой стороны, игра направлена в будущее,
так как в ней либо прогнозируются или
моделируются жизненные ситуации, либо
закрепляются свойства, качества, умения,
способности, необходимые личности для
выполнения социальных, профессиональных,
творческих функций. В.Л.Сухомлинский
писал: « Присмотримся внимательно, какое
место занимает игра в жизни ребенка…
Для него игра – это самое серьезное дело.
В игре раскрывается перед детьми мир,
раскрываются творческие способности
личности. Без них нет, и не может быть
полноценного умственного развития. Игра
– это огромное светлое окно, через которое
в духовный мир ребенка вливается живительный
поток представлений, понятий об окружающем
мире. Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности». В.Л. Сухомлинский
так же отмечал, что «…духовная жизнь
ребенка полноценна лишь тогда, когда
он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии,
творчества».
Между тем, игра с годами занимает
все менее значимое место в жизни коллективов,
где преобладают дети школьного возраста.
Одна из причин тому – недостаточное внимание
к разработке теории игры школьников.
Ярчайший образец игровой позиции педагога
представляет нам деятельность А.М. Макаренко.
Он писал: «Одним из важнейших путей воспитания
я считаю игру. В жизни детского коллектива
серьезная ответственная и деловая игра
должна занимать большое место. И вы, педагоги,
обязаны уметь играть».
Можно сказать,
что игра – это метод познания действительности.
Он направляется внутренними силами и
позволяет ребенку в короткие сроки овладеть
первоначальными, но весьма обширными
основами человеческой культуры. Возможно,
игра прельщает ребенка своим непостижимым
многообразием ситуаций, требующих от
него активного проявления индивидуальности,
сообразительности, находчивости, творчества,
самостоятельности. Писатель Василий
Белов в своей книге “Лад” высказал мысль:
“Каждый ребенок хочет играть, то есть
жить творчески”.