Состояние образования за рубежом в современный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 16:24, реферат

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение организации самостоятельной работы школьников в процессе игровой деятельности учащихся и условий их успешной реализации. Для рассмотрения данной цели мы прибегли к анализу различных направлений в исследовании природы самостоятельности учащихся в обучении, ознакомились с множеством определений и выяснили какие функции выполняет самостоятельная познавательная деятельность учащихся и почему она так необходима для формирования зрелой личности.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по педагогике.docx

— 84.46 Кб (Скачать файл)

Например, на уроках «Окружающего мира» целесообразно ввести различные игры-диалоги. В теме «Семья» дети разыгрывают телефонные диалоги: «Мама и дочка», «Поздравляем бабушку», «Вызовем к больному врача», «Поговори с другом» и пр.; в теме «Осень» организуется «лесное собрание», на котором звери, птицы, насекомые рассказывают о том, как они готовятся к зиме. Очень интересны игры-путешествия, которые проходят с использованием карты, глобуса, иллюстраций, и игры-экскурсии (например, «На ярмарке», «В музее», «Экскурсия в дацан» и др.). Интересно проходят и игры на основе литературных произведений — разыгрывание отрывков из сказок, рассказов, драматизация стихотворений, народных песенок, потешек, закличек и пр.

     Изученный материал может стать основой проведения и таких известных игр, как «Поле чудес», «Знатоки», «Умники и умницы», где дети берут на себя роли как ведущих, так и игроков команд.

    Итак, чтобы сделать процесс обучения личностно-ориентированным, нужно немногое: признать право каждого ребенка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности.

На третьем этапе (контрольный эксперимент) мы подвели итоги проделанной работы по развитию самостоятельности средствами игры. Результаты исследования отражены в сводной таблице.

Таблица 1 - Диагностика способов решения поставленной задачи.

класс

кол-во учащихся

Типы решения задач (коэффициент оригинальности)

1 тип

2 тип

3 тип

4 тип

4 класс (начало года)

15 чел.

3

5

7

6

4 класс (конец полугодия)

15 чел.

1

2

8

9


 

 

    Таким образом, коэффициент оригинальности каждого испытуемого во всех группах оказался тесно связанным с выявленными типами решения предложенных задач. При этом, чем сложнее был тип решения, способ манипулирования образами воображения, который применял ребенок, тем выше оказывался у него коэффициент оригинальности в данной возрастной группе.

Заключение

    Во второй главе подчеркивалось, что игра возникает из потребности ребенка узнать окружающий его мир, причем жить в этом мире так, как взрослые. Игра, как способ познания действительности, есть одно из главных условий развития детского воображения и самостоятельности. Не воображение порождает игру, а деятельность ребенка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение, его самостоятельность. Игра подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. Игра для младших школьников – любимая форма деятельности. В игре, осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.

      Я попыталась  подтвердить выдвигаемую нами гипотезу: развитие самостоятельности младших школьников средствами игры будет эффективно при условии:

  • систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе;

  • учета возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста;

  • создания комфортных психолого-педагогических условий, для становления гармонично-развитой подрастающей личности.

     Игровой метод включения школьника в деятельность предполагает личностный подход, когда педагог ориентирован на личностный подход в целом, а не только на его функции как ученика. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

     Игра как психологическая проблема дает еще очень много фактов для научной мысли, еще много предстоит открыть ученым в этой области. Игра как проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от нас, педагогов. Воспитание ребенка – это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле.

     Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т. п.. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребенка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы и источников.

  1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя./ Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение. – 1987. – 144с. – (Психологическая наука – школе).

  1. Виноградова, Н.Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образование в начальной школе?// Н.Ф.Виноградова. – Начальная школа. – 2001. – № 9 – С.10–13.

  1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л.С.Выготский. – С-Пб.: Союз. – 1997. – С.27–33.

  1. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии./ Л.С.Выготский. – М.: – 1966. – 541с.

  1. Горностаева, З.Я. Проблема самостоятельной познавательной деятельности// З.Я. Горностаева. – Открыт. школа. – 1998. – № 2 – С.15–21.

  1. Ёсипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках/ Б.П.Ёсипов. – М.: Учпедгиз. – 1961. – С.51–68.

  1. Жарова, Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся./ Л.В.Жарова.– Л. – 1982. – С.26–43.

  1. Зимняя, И.А. Основы педагогической психологии/ И.А. Зимняя. – М: Просвещение. – 1980. – С.39–54.

  1. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста./ Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М.: Просвещение. – 1988. – С.12–36.

  1. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении./ П.И. Пидкасистый. — М, 1980.

  1. Пидкасистый, П.И., Горячев, Б.В. Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы./ П.И. Пидкасистый, Б.В. Горячев. — М, — 1991.

  1. Подласый, И.П. Педагогика/ И.П. Подласый. — М., — 1996.

  1. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения./ И.П. Подласый. – М.: Владос. – 1999. – 576 с.

  1. Попова, А.И., Литвинская, И.Г. Развитие самостоятельности младших школьников в условиях коллективных занятий.// Начальная школа. – 1990. – № 11. – С.24–26.

  1. Спиваковская, А. С. Игра – это серьезно./ А.С. Спиваковская. – М.: Педагогика –1981. – 144с.: ил. – (Библиотека для родителей).

  1. Стрекозин, В. П. Актуальные проблемы начального обучения. Пособие для учителя./ В.П. Стрекозин. – М.: Просвещение. – 1976. – 207с.

  1. Столяренко, Л.Д. Педагогика./ Л.Д. Столяренко. — Ростов. — 2000.

  1. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3-е изд., доп. – М.: Просвещение –1990. – 160с.: ил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

РУССКИЙ ЯЗЫК

УРОК- ИССЛЕДОВАНИЕ

ТЕМА: ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ

Цели: 1. Повторить изученное об обстоятельствах, закрепить умение детей находить обстоятельства в тексте, определять их разряд. 2. Познакомить детей с новым видом предложений — предложениями с прямой речью. Учить записывать предложения с прямой речью, отличать их от других предложений. 3. Продолжить работу над предложениями как синтаксической единицей русского языка.

Ход урока

Сегодня на уроке мы узнаем новые для нас правила русского языка, повторим ранее изученные, а помогут нам в этом сказки вашего любимого поэта А..С. Пушкина.

А еще сегодня мы будем делать следующее:

а) здесь вы побываете корректорами;

б) здесь вы перенесетесь в старину;

в) здесь вы станете писателями.

А вот здесь вы откроете еще один секрет русского языка, будьте внимательны:

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо - песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там царь Кощей над златом чахнет;

Там русский дух... там Русью пахнет.

Это пролог к поэме "Руслан и Людмила". Ваша задача - найти в этом отрывке обстоятельства. Возьмите листочки с отрывком у себя на партах, подчеркните обстоятельства. Работаем парами. Время - 1 минута.

Проверка - устно.

На какие 3 группы можно разделить данные обстоятельства, догадались? Запишите в тетрадях эти группы. Кто затрудняется это сделать сразу, у вас есть карточки-помощь 1, 2, 3. На нолях укажите, какой карточкой вы пользовались.

КАРТОЧКА-ПОМОЩЬ № 1 
Определи, что обозначают найденные обстоятельства.

КАРТОЧКА - ПОМОЩЬ № 2

Распредели обстоятельства в группы: 
обстоятельства места обстоятельства времени обстоятельства образа действия 


КАРТОЧКА-ПОМОЩЬ № 3

Запиши обстоятельства в группы: 
обстоятельства обстоятельства времени обстоятельства места образа действия 
Где? Когда? Как? 
Куда? Как долго? Каким образом? 
Откуда?


 

1. Обстоятельства места: у лукоморья, на дубе, по цепи, направо, налево, там, на ветвях, в темнице.

2. Обстоятельства времени: днем, ночью.

3. Обстоятельства образа  действия: кругом, верно. Проверка - устно.

Посмотрите на доску, здесь загадка № 2:

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Ей с поклоном старик отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка».

(«Сказка о  рыбаке и рыбке»)

Обратите внимание на запись и построение предложения. Что нового увидели в оформлении предложения? (Есть кавычки, слова автора, слова рыбки, слова старика, слово «старче»)Прочитайте 1-е предложение. Из скольких частей оно состоит? (Из 2.) Из каких? (Слова автора, слова рыбки.) Такие предложения называются предложениями с прямой речью. Это и есть главная тема нашего сегодняшнего урока.

А наша задача, цель урока - учиться правильно записывать такие предложения; научиться отличать предложения с прямой речью от других предложений.

- Чьи это слова: ''Чего  тебе надобно, старче?" (Слова рыбки.)

- Как вы это узнали? (Есть слова, которые на это указывают: "приплыла рыбка, спросила" - слова автора.)

- Где стоят слова автора? (В начале предложения.)

- А прямая речь? Как  оформлена прямая речь? (Заключена в кавычки; пишется с большой буквы; после слов автора - двоеточие.)

- Ребята, а что это за слово «старче»! (Старик - устаревшее уважительное обращение к старому человеку.)

Раньше в древнерусском языке, помимо известных вам падежей, был еще один, он назывался звательный. Как вы думаете, почему такое название? (Звать кого-либо.) Слово «старче» в данном случае стоит в звательном падеже.

Но сейчас такого падежа нет, а когда мы зовем кого-либо, спрашиваем, обращаемся к кому-либо, это называется обращением (не является членом предложения).

Обратите внимание, как на письме выделяется обращение. (Запятыми, если оно в середине предложения. Чего, старче, тебе надобно?)

Кто сможет сам разобрать второе предложение? (Слова автора, прямая речь, обращение.)

Давайте обобщим, что же мы узнали о предложениях с прямой речью.

1. Две части (слова автора, прямая речь).

2. Прямая речь пишется  всегда с большой буквы, где  бы ни стояла.

3. Заключается в кавычки,

4. После слов автора - двоеточие.

Мы с вами пользуемся разными схемами записи предложений. А вот какие схемы принято использовать для записи предложений с прямой речью. (Показ схем на магнитной доске.) Удивлены, как много схем? Да, столько вариантов записи предложений с прямой речью. Мы с вами пока рассмотрим только некоторые. Где наши варианты?

А сейчас нас ждет новая встреча.

"Мы объехали весь  свет;

За морем житье не худо,

Информация о работе Состояние образования за рубежом в современный период