Состояние речеслуховой памяти у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически обосновать, подобрать методы исследования речеслуховой памяти и связной речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Задачи:
Изучить литературные источники по данной проблеме;
Подобрать методики исследования речеслуховой памяти и связной речи у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии;
Провести обследование детей и анализ результатов обследования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕСЛУХОВОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ. 7
1.1 Современные исследования речеслуховой памяти 7
1.2 Формирование речеслуховой памяти в онтогенезе 18
1.3 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 24
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 29
2.1 Организация и методы констатирующего эксперимента 29
Выводы по второй главе 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
Список литературы 40
Приложение 1 43
Приложение 2 44

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 119.91 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный  университет»

Институт психологии и  педагогики

Кафедра дефектологии

 

 

 

Хантимерова Алина Гамировна

 

Состояние речеслуховой памяти у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

Курсовая работа

По специальности 050715.00 –  Логопедия 

с дополнительной специальностью «Специальная психология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2014 г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ  ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕСЛУХОВОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ. 7

1.1 Современные исследования речеслуховой памяти 7

1.2 Формирование  речеслуховой  памяти в онтогенезе 18

1.3 Психолого-педагогическая  характеристика дошкольников с  общим недоразвитием речи с  легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 24

Выводы по первой главе 27

ГЛАВА 2.  КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 29

2.1 Организация  и методы констатирующего эксперимента 29

Выводы по второй главе 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

Список литературы 40

Приложение 1 43

Приложение 2 44

  
ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время возрастает количество детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. У данной категории детей наряду с нарушениями произношения исследователи отмечают недостаточную сформированность основных высших психических функций. Среди них особое значение придается состоянию речеслуховой памяти.

В современной научной  литературе речеслуховая память рассматривается  как одна из важнейших высших психических  функций (ВПФ), как прижизненно формирующийся, социально обусловленный, опосредованный речью процесс (Л.С. Выготский).

Недоразвитие данного  психического процесса затрудняет формирование сенсорной, интеллектуальной сферы, осложняет  полноценное общение ребенка, приводит к нарушению понимания детьми обращенной речи, словесных инструкций. [17]

В онтогенезе речевое опосредование ВПФ происходит при тесном взаимодействии речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Р.Е. Левина отмечала, что нарушение речи приводит к снижению деятельности речеслухового анализатора и вторичному недоразвитию фонематического слуха и восприятия.[19] Это в свою очередь приводит к недостаточной сформированности речеслуховой памяти.

Т.С. Колесникова, Т.Г. Визель обращали внимание на то, что нарушение  речи приводит к нарушению целостности  процессов высшей психической деятельности, затрудняет ассоциативные процессы, вызывает трудности запоминания, трудности  подбора нужных слов. Таким образом, все это приводит к недостаточному уровню сформированности речемыслительной деятельности, речеслуховой памяти и связной речи.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму  речевой и речемыслительной деятельности.

Становление связной монологической речи происходит при участии всех психических функций. Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя отмечают главенствующую роль долговременной и оперативной памяти всех модальностей в процессе порождения связного высказывания. Эти авторы придают особое значение речеслуховой памяти, так как  реализация связного развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти программы высказывания, его поэтапную реализацию.

Одной из главных задач коррекционной работы является обучение ребенка овладению связной монологической речи. Поэтому в работах Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Р.Е. Левиной, З.А. Репиной указывается на необходимость организации логопедической помощи на основе развития речемышления, речеслухового внимания и речеслуховой памяти. [30,36]

Современные программы коррекции речевых нарушений в большей степени направлены на коррекцию звуковой и лексико-грамматической сторон речи. Технологий формирования речеслуховой памяти как одного из средств преодоления речевых нарушений недостаточно. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.

Объект исследования  - связная речь и речеслуховая память и их взаимодействие.

Предмет исследования – состояние речеслуховой памяти у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.

Цель исследования – теоретически обосновать, подобрать методы исследования речеслуховой памяти и связной речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.

Задачи:

  1. Изучить литературные источники по данной проблеме;
  2. Подобрать методики исследования речеслуховой памяти и связной речи у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии;
  3. Провести обследование детей и анализ результатов обследования.

Методологическая  база:

  • положение о закономерностях развития нормального и аномального ребенка (Т.А. Власова, Л.С. Выготский, В.В. Лебединский и др.);
  • системный подход к формированию высших психических функций (А.Р. Лурия, Л.С. Выготский);
  • положение о системности языка, тесной связи развития речи с другими сторонами психической деятельности (Л.А. Венгер, Е.Н. Винарская, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, С.Л.Рубинштейн).
  • психолингвистический и нейропсихологический подход к формированию связной речи у дошкольника с нарушением речи. (В.К.Воробьева, В.П. Глухов, Р.Е Левина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В. Ястребова, Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Н.А.Никашина, Т.А.Ткаченко и др.)
  • теория речевой деятельности (А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, Т.В. Ахутина).

Методы исследования:

  • теоретические - анализ психолого-педагогической, нейропсихологической, логопедической литературы по теме исследования;
  • эмпирические – тестирование, педагогическое наблюдение, количественный и качественный анализ результатов обследования связной речи и речеслуховой памяти.

Гипотеза.

  • Возможно, существует взаимосвязь между уровнем сформированности связной речи и уровнем сформированности речеслуховой памяти.
  • Мы предполагаем, что низкий уровень речеслуховой памяти обуславливает ограниченность активного и пассивного словаря ребенка, и, следовательно, затрудняет процесс развития связной речи.
  • Вероятно, для преодоления общего недоразвития речи у детей необходима особая система методов и приемов как одного из средств преодоления речевых нарушений.
  • Наверное, эта система должна основываться на развитии:
  1. фонематических процессов;
  1. семантических полей лексической системы;
  2. сукцессивных процессов;
  3. речемыслительной деятельности.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕСЛУХОВОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ.

    1. Современные исследования речеслуховой памяти

 

В современной научной  литературе значение речеслуховой памяти рассматривается с точки зрения нейрофизиологии, нейропсихологии, психологии и логопедии.

 В психологическом  словаре память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта [29].

Современные исследователи  отмечают, что память играет важную роль в жизни человека. Он пользуется ею практически беспрерывно.  Память принимает огромное участие во всех процессах жизни человека. Когда человек только рождается на свет и еще не имеет никакого жизненного опыта, его память, как может показаться на первый взгляд, пуста. На самом деле, в ней очень много, так называемой генетической информации, по которой человек развивается сам и строит свою жизнь, по крайней мере, в течение нескольких первых лет после рождения [38].

А.Р. Лурия определяет память, как «запечатление (запись), сохранение и воспроизведение следов прежнего опыта, дающего человеку возможность  накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта, после  того как вызвавшие их явления  исчезли». Явления памяти могут в равной мере относиться к эмоциональной сфере и сфере восприятий, к закреплению двигательных процессов и интеллектуального опыта [24].   

Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько определяют память, как «запоминание, сохранение и последующее воспроизведение  человеком его опыта» [14]. При этом они отмечают, что, например, ребенок легко запоминает то, что вызывает его непосредственный интерес, привлекая яркостью и то, с чем он активно действовал. Существенную роль при этом играет слово. Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, умений, навыков и их последующего пользования. Сохранение опыта создает возможность для обучения человека и развития его психики [6].

Существует множество  видов памяти, которые объединяются по определенным признакам: 1) по ведущему анализатору: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая; 2) по предмету, материалу деятельности: двигательная, эмоциональная, образная, вербальная; 3) по продолжительности запоминания: кратковременная, долговременная, оперативная; 4) по форме психической активности: произвольная и непроизвольная.

Таким образом, память –  одна из важнейших характеристик  психической жизни личности, обеспечивающая ее единство и целостность. О.В. Трошин указывает на  то, что индивидуальные различия памяти проявляются в особенностях ее процессов, т.е. в том, как осуществляется запоминание и воспроизведение у разных людей, и в том, что именно запоминается.  Эти признаки с разных сторон характеризуют продуктивность памяти каждого человека [34].

С точки зрения нейрофизиологии  к основным механизмам памяти М.И. Еникеев  относит образование, закрепление, возбуждение и торможение нервных  связей. Условие успешной выработки  нервных связей – значимость воздействующего  раздражителя, попадание его в  поле ориентировочной деятельности, отражение в очаге оптимального возбуждения коры головного мозга [8].

В основе кратковременной  памяти лежит импульсная активность нейронов, которая проявляется в  циркуляции импульсов, несущих информацию в закодированном виде, по замкнутым  нервным путям (реверберационным кругам).

Продолжительная реверберация импульсов вызывает соответствующие  процессы возбуждения и порождает  устойчивые структурно-химические изменения  как на уровне нервных клеток головного  мозга, так и на системном уровне в масштабах целых структур мозга. Эти структуры формируют базу долговременной памяти.

В.М. Козубовский говорит  о существенной роли в формировании долговременной памяти гиппокампа. Гиппокамп - часть старой коры головного мозга, расположенной в глубине височных долей его полушарии. Его основная функция состоит в получении  информации от различных сенсорных  систем и организации ее передачи из кратковременной памяти в долговременную.

В формировании тех или  иных видов памяти различное участие  принимают отдельные структуры  мозга. Так, работа произвольной памяти, базирующаяся на сознательном накоплении информации об объекте, предполагает обязательное участие лобных, теменных, височных и затылочных долей новой коры головного мозга (неокортекса) - эволюционно  наиболее новой и наиболее сложной нервной ткани [13].

Лобные доли мозга –  сфера словесно-логической памяти. Здесь информация, получаемая от сенсорных  систем трансформируется в смысловую. Из огромного массива долговременной памяти необходимая информация извлекается  определенными способами, они зависят  от способов хранения данной информации, ее систематизированности, понятийной упорядоченности [6].  В.В. Шульговский  отмечает, что у больных с поражением лобных отделов мозга фонетическая, лексическая и логико-грамматическая функции речи сохранны. Вместе с  тем у них наблюдаются грубейшие  нарушения регулирующей функции  речи, т.е. возможность направлять и  регулировать поведение с помощью, как чужой, так и собственной  речи. Больные не способны создавать  прочные мотивы запоминания и  поддерживать активное напряжение, необходимое  для произвольного запоминания. Другими словами, страдает сложная  мнестическая деятельность в целом [31].

Работу непроизвольной памяти обеспечивают мозговые образования  старой и новой коры, ядра конечного  мозга, таламус и гипоталамус. Все  они входят в состав лимбической системы мозга и вместе с другими компонентами выполняют свою роль, как в формировании непроизвольной памяти, так и в передаче информации из кратковременной в долговременную память.

Таламус (что на греческом  языке означает «внутренняя комната») - наиболее крупный отдел промежуточного мозга. Его компоненты (ядра) включены в сенсорные, ассоциативные и  моторные системы мозга. Этим обеспечивается первичная обработка и интеграция поступающих сигналов, а также  передача их в кору. Нервные ткани  гипоталамуса («подталамуса») реагируют  на непосредственные воздействия (изменения  температуры, содержание глюкозы и  др.). Это служит сигналом управления характеристиками притекающей в  мозг крови и тем самым способствует запоминанию информации.

Таким образом, можно констатировать что:

- для накопления информации  не существует какого-то специально  отведенного природой участка  коры головного мозга;

- электрическая деятельность  мозга также не представляет  собой единственную сферу, которая  обеспечивает память. Эксперименты  показали, что временная остановка  электрической активности нервных  тканей за счет снижения температуры  тела не уничтожает долговременной  памяти после возобновления этой  активности [11].

Информация о работе Состояние речеслуховой памяти у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии