Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 13:50, курсовая работа
Цель исследования – теоретически обосновать, подобрать методы исследования речеслуховой памяти и связной речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Задачи:
Изучить литературные источники по данной проблеме;
Подобрать методики исследования речеслуховой памяти и связной речи у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии;
Провести обследование детей и анализ результатов обследования.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕСЛУХОВОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ. 7
1.1 Современные исследования речеслуховой памяти 7
1.2 Формирование речеслуховой памяти в онтогенезе 18
1.3 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 24
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 29
2.1 Организация и методы констатирующего эксперимента 29
Выводы по второй главе 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
Список литературы 40
Приложение 1 43
Приложение 2 44
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»
Институт психологии и педагогики
Кафедра дефектологии
Хантимерова Алина Гамировна
Состояние речеслуховой памяти у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Курсовая работа
По специальности 050715.00 – Логопедия
с дополнительной специальностью «Специальная психология»
Тюмень, 2014 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕСЛУХОВОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ. 7
1.1 Современные исследования речеслуховой памяти 7
1.2 Формирование речеслуховой памяти в онтогенезе 18
1.3 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 24
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 29
2.1 Организация
и методы констатирующего
Выводы по второй главе 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
Список литературы 40
Приложение 1 43
Приложение 2 44
В настоящее время возрастает количество детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. У данной категории детей наряду с нарушениями произношения исследователи отмечают недостаточную сформированность основных высших психических функций. Среди них особое значение придается состоянию речеслуховой памяти.
В современной научной литературе речеслуховая память рассматривается как одна из важнейших высших психических функций (ВПФ), как прижизненно формирующийся, социально обусловленный, опосредованный речью процесс (Л.С. Выготский).
Недоразвитие данного психического процесса затрудняет формирование сенсорной, интеллектуальной сферы, осложняет полноценное общение ребенка, приводит к нарушению понимания детьми обращенной речи, словесных инструкций. [17]
В онтогенезе речевое опосредование ВПФ происходит при тесном взаимодействии речедвигательного и речеслухового анализаторов.
Р.Е. Левина отмечала, что нарушение речи приводит к снижению деятельности речеслухового анализатора и вторичному недоразвитию фонематического слуха и восприятия.[19] Это в свою очередь приводит к недостаточной сформированности речеслуховой памяти.
Т.С. Колесникова, Т.Г. Визель обращали внимание на то, что нарушение речи приводит к нарушению целостности процессов высшей психической деятельности, затрудняет ассоциативные процессы, вызывает трудности запоминания, трудности подбора нужных слов. Таким образом, все это приводит к недостаточному уровню сформированности речемыслительной деятельности, речеслуховой памяти и связной речи.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой и речемыслительной деятельности.
Становление связной монологической речи происходит при участии всех психических функций. Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя отмечают главенствующую роль долговременной и оперативной памяти всех модальностей в процессе порождения связного высказывания. Эти авторы придают особое значение речеслуховой памяти, так как реализация связного развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти программы высказывания, его поэтапную реализацию.
Одной из главных задач коррекционной работы является обучение ребенка овладению связной монологической речи. Поэтому в работах Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Р.Е. Левиной, З.А. Репиной указывается на необходимость организации логопедической помощи на основе развития речемышления, речеслухового внимания и речеслуховой памяти. [30,36]
Современные программы коррекции речевых нарушений в большей степени направлены на коррекцию звуковой и лексико-грамматической сторон речи. Технологий формирования речеслуховой памяти как одного из средств преодоления речевых нарушений недостаточно. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
Объект исследования - связная речь и речеслуховая память и их взаимодействие.
Предмет исследования – состояние речеслуховой памяти у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Цель исследования – теоретически обосновать, подобрать методы исследования речеслуховой памяти и связной речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Задачи:
Методологическая база:
Методы исследования:
Гипотеза.
В современной научной литературе значение речеслуховой памяти рассматривается с точки зрения нейрофизиологии, нейропсихологии, психологии и логопедии.
В психологическом
словаре память – это
Современные исследователи отмечают, что память играет важную роль в жизни человека. Он пользуется ею практически беспрерывно. Память принимает огромное участие во всех процессах жизни человека. Когда человек только рождается на свет и еще не имеет никакого жизненного опыта, его память, как может показаться на первый взгляд, пуста. На самом деле, в ней очень много, так называемой генетической информации, по которой человек развивается сам и строит свою жизнь, по крайней мере, в течение нескольких первых лет после рождения [38].
А.Р. Лурия определяет память, как «запечатление (запись), сохранение и воспроизведение следов прежнего опыта, дающего человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта, после того как вызвавшие их явления исчезли». Явления памяти могут в равной мере относиться к эмоциональной сфере и сфере восприятий, к закреплению двигательных процессов и интеллектуального опыта [24].
Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько определяют память, как «запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта» [14]. При этом они отмечают, что, например, ребенок легко запоминает то, что вызывает его непосредственный интерес, привлекая яркостью и то, с чем он активно действовал. Существенную роль при этом играет слово. Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, умений, навыков и их последующего пользования. Сохранение опыта создает возможность для обучения человека и развития его психики [6].
Существует множество видов памяти, которые объединяются по определенным признакам: 1) по ведущему анализатору: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая; 2) по предмету, материалу деятельности: двигательная, эмоциональная, образная, вербальная; 3) по продолжительности запоминания: кратковременная, долговременная, оперативная; 4) по форме психической активности: произвольная и непроизвольная.
Таким образом, память – одна из важнейших характеристик психической жизни личности, обеспечивающая ее единство и целостность. О.В. Трошин указывает на то, что индивидуальные различия памяти проявляются в особенностях ее процессов, т.е. в том, как осуществляется запоминание и воспроизведение у разных людей, и в том, что именно запоминается. Эти признаки с разных сторон характеризуют продуктивность памяти каждого человека [34].
С точки зрения нейрофизиологии к основным механизмам памяти М.И. Еникеев относит образование, закрепление, возбуждение и торможение нервных связей. Условие успешной выработки нервных связей – значимость воздействующего раздражителя, попадание его в поле ориентировочной деятельности, отражение в очаге оптимального возбуждения коры головного мозга [8].
В основе кратковременной памяти лежит импульсная активность нейронов, которая проявляется в циркуляции импульсов, несущих информацию в закодированном виде, по замкнутым нервным путям (реверберационным кругам).
Продолжительная реверберация импульсов вызывает соответствующие процессы возбуждения и порождает устойчивые структурно-химические изменения как на уровне нервных клеток головного мозга, так и на системном уровне в масштабах целых структур мозга. Эти структуры формируют базу долговременной памяти.
В.М. Козубовский говорит
о существенной роли в формировании
долговременной памяти гиппокампа. Гиппокамп
- часть старой коры головного мозга,
расположенной в глубине
В формировании тех или иных видов памяти различное участие принимают отдельные структуры мозга. Так, работа произвольной памяти, базирующаяся на сознательном накоплении информации об объекте, предполагает обязательное участие лобных, теменных, височных и затылочных долей новой коры головного мозга (неокортекса) - эволюционно наиболее новой и наиболее сложной нервной ткани [13].
Лобные доли мозга –
сфера словесно-логической памяти.
Здесь информация, получаемая от сенсорных
систем трансформируется в смысловую.
Из огромного массива
Работу непроизвольной памяти обеспечивают мозговые образования старой и новой коры, ядра конечного мозга, таламус и гипоталамус. Все они входят в состав лимбической системы мозга и вместе с другими компонентами выполняют свою роль, как в формировании непроизвольной памяти, так и в передаче информации из кратковременной в долговременную память.
Таламус (что на греческом
языке означает «внутренняя комната»)
- наиболее крупный отдел промежуточного
мозга. Его компоненты (ядра) включены
в сенсорные, ассоциативные и
моторные системы мозга. Этим обеспечивается
первичная обработка и
Таким образом, можно констатировать что:
- для накопления информации
не существует какого-то
- электрическая деятельность
мозга также не представляет
собой единственную сферу,