Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 13:50, курсовая работа
Цель исследования – теоретически обосновать, подобрать методы исследования речеслуховой памяти и связной речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Задачи:
Изучить литературные источники по данной проблеме;
Подобрать методики исследования речеслуховой памяти и связной речи у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии;
Провести обследование детей и анализ результатов обследования.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕСЛУХОВОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ. 7
1.1 Современные исследования речеслуховой памяти 7
1.2 Формирование речеслуховой памяти в онтогенезе 18
1.3 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 24
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 29
2.1 Организация и методы констатирующего эксперимента 29
Выводы по второй главе 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
Список литературы 40
Приложение 1 43
Приложение 2 44
И.Т. Власенко, Р.И. Мартынова
обращают внимание на ослабление мыслительной
деятельности по типу астенизации, снижению
функций внимания, речеслуховой памяти,
саморегуляции у детей с
Таким образом, логопедическое воздействие должно быть направлено не только коррекцию речевых нарушений, но и на развитие психологической базы речи, формирования самоконтроля общей произвольной и речевой деятельности.
Выводы по первой главе:
Изучение литературных источников показало, что речеслуховая память является одним из важнейших психических процессов для формирования речевой деятельности. К ведущим компонентам речеслуховой памяти относятся объем кратковременной памяти, точность запоминания, прочность воспроизведения. Анализ нейролингвистической литературы позволил сделать вывод о том, что как при формировании речеслуховой памяти, так и при овладении связной речи прослеживается последовательность и поэтапность становления данных процессов.
В узнавании, запоминании
и последовательном
В настоящее время наиболее часто встречающимся речевым расстройством среди детей является легкая степень псевдобульбарной дизартрии. Оно характеризуется недостаточной силой голоса, легкой хрипловатостью, нарушением речевого дыхания, нарушением звукопроизношения, недостаточной сформированностью лексико-грамматической стороны речи, нарушением связности и последовательности изложения, смысловых пропусках, выраженной ситуативности и фрагментарности. У дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией наблюдается недостаточность речеслуховой памяти: 1) неравномерность воспроизведения вербальной информации с тенденцией к уменьшению количества слов; 2) снижение объема речеслуховой памяти; 3) снижение прочности запоминания; 4) значительное увеличение ошибок в условиях интерференции:
Для выявления уровня сформированности речеслуховой памяти и связной речи у дошкольников был проведен констатирующий эксперимент. Обследование проводилось на базе МАДОУ ЦРР детский сад №125. Возраст детей, принимающих участие в обследование, составил 5 лет. Группы обследуемых составили 3 девочки и 2 мальчика.
Цель констатирующего эксперимента: определить уровень сформированности речеслуховой памяти и связной речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
В констатирующем эксперименте было использовано 2 блока методик.
Результаты по проводимым методикам представлены в приложении 1.
Ι блок. Обследование связной речи.
Связная речь обследовалось по методике, разработанной учеными НИИ дефектологии АПН СССР. Обследуемым предлагалось составить рассказ по сюжетной картинке. Был составлен протокол обследования связной речи.
ΙΙ блок. Обследование речеслуховой памяти.
Для обследования уровня сформированности речеслуховой памяти использовались методики, разработанные А.Р. Лурия.
Задание №1. Тест «10 слов»
Стимульный материал: набор из десяти односложных или двусложных слов, не связанных по смыслу.
Например: стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.
Инструкция: «Я сейчас скажу 10 слов. Слушай внимательно. Когда я окончу говорить, повтори слова, которые запомнил и в любом порядке».
Процедура проведения: Читать слова медленно и четко.
Оценивались следующие параметры речеслуховой памяти:
Задание №2. Воспроизведение фраз при введении гомогенной интерферирующей деятельности.
Ребенку предлагается повторить
фразу: «Мальчик ловит рыбу». Затем
дается задание повторит вторую фразу:
«Кошка поймала мышь». После того,
как ребенок воспроизведет
Оценивались: объем кратковременной памяти, точность воспроизведения, прочность запоминания.
Нами были разработаны критерии и уровни сформированности звукопроизношения и речеслуховой памяти:
Ι блок. Уровни сформированности связной речи.
Высокий уровень - рассказ в целом соответствует изображенной ситуации. Последовательность сюжета не нарушена; отражены все причинно-следственные отношения. Рассказ состоит из грамматически правильных предложений, характеризуется связностью, развернутостью
(3 – 4 балла);
Средний уровень – рассказ в значительной степени соответствует изображенной ситуации. Последовательность сюжета не нарушена, однако отдельные смысловые звенья искажены. В рассказе имеются отдельные неправильно грамматически оформленные предложения (1-2). Рассказ состоит из простых предложений, краткий (2-3 балла);
Низкий уровень - рассказ составлен при помощи наводящих вопросов. Не раскрыты причинно-следственные отношения. Имеется лишь воспроизведение отдельных фрагментов. Отсутствует смысловая целостность. Рассказ очень краткий. Предложения составлены не по правилам грамматики (1 балл);
Нулевой уровень – рассказ по сюжетной картинке отсутствует (0 баллов).
ΙΙ блок. Уровни сформированности речеслуховой памяти.
Высокий уровень – ребенок допускает до 10-20% ошибок, воспроизводит точно, запоминает прочно, условия интерференции не снижают качество воспроизводимых слов (3-4 балла).
Средний уровень – ребенок допускает до 30-50% ошибочных ответов, воспроизводит не точно, производит замену 1-2 слов на слова близкие по звучанию или по значению, в условиях интерференции количество ошибок увеличивается до 50-60% (2-3 балла).
Низкий уровень – ребенок допускает до 60-80% ошибочных ответов, производит замены 3-4 слов на слова близкие по звучанию или по значению, условия интерференции мешают запоминанию (1-2 балла).
Нулевой уровень – ребенок допускает 80% и более ошибочных ответов, наблюдается грубое снижение объема речеслуховой памяти, точности и прочности воспроизводимых слов, в условиях интерференции не справляется с заданием (0 баллов).
Результаты обследования состояния связной речи показали, что высокий и низкий уровень сформированности имеют по 20% детей. Средний уровень был выявлен у 60% испытуемых. На гистограмме 1 показано процентное соотношение уровней сформированности связной речи.
Гистограмма 1
Таким образом, по состоянию связной речи выделилось 3 группы детей с высоким, средним и низким уровнем. Нулевого уровня в нашем исследовании не наблюдалось.
Дети с высоким уровнем характеризовались тем, что рассказ составили самостоятельно. Он соответствовал изображенной картинке. Последовательность сюжета не была нарушена, были соблюдены причинно-следственные отношения. Рассказ состоял из грамматически правильно оформленных предложений. Характеризовался развернутостью.
Дети со средним уровнем характеризовались тем, что самостоятельно составили рассказ, который соответствовал изображенной картинке. У 20% детей отмечалось неполное отражение причинно-следственных связей, 1 предложение было составлено не по правилам грамматики, поэтому они получили по 2 балла. У 40% детей не все предложения были грамматически правильно оформлены (1 предложение), поэтому они получили по 3 балла.
Дети с низким уровнем характеризовались тем, что смогли составить рассказ при помощи наводящих вопросов, именно поэтому сюжет был выдержан, но не все предложения были грамматически правильно оформлены. Рассказ характеризовался как неразвернутый, краткий.
Анализ результатов
Гистограмма 2
Дети со средним уровнем характеризовались тем, что воспроизвели по 5 – 6 слов. У двоих детей отмечались вербальные парафазии, то есть происходила замена двух слов на слова близкие по значению. Например, испытуемый №1 заменил слово «кот» на слово «кошка», слово «лес» на слово «ёлка», испытуемый №3 слово «окно» заменил словом «окошко». Только 50% детей из данной группы справились со вторым заданием. Эти дети получили по 3 балла. 50% детей, которые не смогли воспроизвести предложение после введения гомогенной интерферирующей деятельности, получили по 2 балла.
Дети с низким уровнем характеризовались тем, что воспроизвели по 4 слова. В ответах присутствовали вербальные парафазии. Например, вместо слова «окно» ребенок называл «окошко». Дети справились со вторым заданием. Они получили по 2 балла.
Для изучения статистических закономерностей данных, полученных в ходе обследования, проанализируем их с помощью методов статистики. Учитывая, что в ходе обследования нас интересует степень взаимосвязи между результатами, для статистического анализа нами выбран критерий корреляции. Расчет критерия проводился при помощи применения пакета статистических программ Microsoft Excel. Данные для расчёта представлены в приложении 3.
Выдвинем статистические гипотезы:
: между данными обследования речеслуховой памяти и связной речи не выявляется статистически значимой зависимости.
: между данными обследования
речеслуховой памяти и связной
речи выявляется прямая
=0,72 ˃ =0,56, при ρ0,05
Таким образом, отвергается, принимается : между данными выявляется прямая статистически значимая зависимость. Это позволяет сделать вывод о том, что существует взаимосвязь между уровнями сформированности связной речи и речеслуховой памяти у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Проведя корреляционный анализ выявленных уровней, мы выделили три группы детей:
1 группа - дети с высоким уровнем связной речи и средним уровнем сформированности речеслуховой памяти (20%). Они характеризовались тем, что самостоятельно составили развернутый, грамматически правильно оформленный рассказ, который соответствовал изображенной картинке. Последовательность сюжета также не была нарушена, были соблюдены причинно-следственные отношения. Они воспроизвели 6 слов. В ответах присутствовали вербальные парафазии, например испытуемый №1 заменил слово «кот» словом «кошка». При введении гомогенной интерферирующей деятельности с заданием справились.
2 группа - дети со средним уровнем связной речи и речеслуховой памяти (60%). Дети из данной группы также самостоятельно составили рассказ, который полностью соответствовал изображенной картинке, однако не все предложения были составлены по правилам грамматики. И у 20% детей отмечалось неполное отражение причинно-следственных связей. Воспроизводили они по 5-6 слов. В ответах присутствовали вербальные парафазии, например испытуемый №3 заменил слово «окно» словом «окошко». Со вторым заданием справилось лишь 20% испытуемых.
3 группа - дети с низким уровнем связной речи и речеслуховой памяти (20%). Испытуемые из данной группы составили рассказ только по наводящим вопросам, который не полностью состоял из грамматически правильно оформленных предложений. Они воспроизвели по 4 слова. В ответах отмечались вербальные парафазии, например вместо слова «окно» ребенок назвал слово «окошко». Но они справились со вторым заданием. (диаграмма 1)
Диаграмма 1
Таким образом, можно сделать вывод о взаимозависимости в функционировании речеслухового анализатора, речемыслительной деятельности как основного механизма порождения связного высказывания.
Выводы по второй главе:
В констатирующем эксперименте
мы использовали два блока методик,
с помощью которых
Результаты анализа