Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 13:50, курсовая работа
Цель исследования – теоретически обосновать, подобрать методы исследования речеслуховой памяти и связной речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Задачи:
Изучить литературные источники по данной проблеме;
Подобрать методики исследования речеслуховой памяти и связной речи у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии;
Провести обследование детей и анализ результатов обследования.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕСЛУХОВОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ. 7
1.1 Современные исследования речеслуховой памяти 7
1.2 Формирование речеслуховой памяти в онтогенезе 18
1.3 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 24
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 29
2.1 Организация и методы констатирующего эксперимента 29
Выводы по второй главе 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
Список литературы 40
Приложение 1 43
Приложение 2 44
Исследование речеслуховой памяти характеризуется снижением данного психического процесса. Оно выражается:
После проведения корреляционного анализа были выделены три группы детей:
1 группа - дети с высоким уровнем связной речи и средним уровнем сформированности речеслуховой памяти (20%). Они характеризовались тем, что самостоятельно составили развернутый, грамматически правильно оформленный рассказ, который соответствовал изображенной картинке. Последовательность сюжета также не была нарушена, были соблюдены причинно-следственные отношения. Они воспроизвели 6слов. В ответах присутствовали вербальные парафазии, например испытуемый №1 заменил слово «кот» словом «кошка». При введении гомогенной интерферирующей деятельности с заданием справились.
2 группа - дети со средним уровнем связной речи и речеслуховой памяти (60%). Дети из данной группы также самостоятельно составили рассказ, который полностью соответствовал изображенной картинке, однако не все предложения были составлены по правилам грамматики. И у 20% детей отмечалось неполное отражение причинно-следственных связей. Воспроизводили они по 5-6 слов. В ответах присутствовали вербальные парафазии, например испытуемый №3 заменил слово «окно» словом «окошко». Со вторым заданием справилось лишь 20% испытуемых.
3 группа - дети с низким уровнем связной речи и речеслуховой памяти (20%). Испытуемые из данной группы составили рассказ только по наводящим вопросам, который не полностью состоял из грамматически правильно оформленных предложений. Они воспроизвели по 4 слова. В ответах отмечались вербальные парафазии, например вместо слова «окно» ребенок назвал слово «окошко». Но они справились со вторым заданием.
Изучение литературы и анализ результатов констатирующего эксперимента показали, что для преодоления ОНР необходима технология формирования речеслуховой памяти, которая включала бы в себя такие основные направления, как:
Анализ литературных источников показал, что среди всех высших психических функций человека особое значение придается состоянию речеслуховой памяти. Она характеризуется такими параметрами, как объем, прочность запоминания, точность воспроизведения.
Память дошкольника обладает рядом особенностей. В начале дошкольного возраста память носит непроизвольный характер. Также память дошкольника характеризуется невысокими показателями прочности и точности запоминания. А.В. Запорожец выявляет зависимость данных характеристик от особенностей вида деятельности детей.
В современной литературе существуют многочисленные указания о взаимозависимости в функционировании речеслухового анализатора речемыслительной деятельности. Таким образом, существует тесная связь между уровнями сформированности устной речи и речеслуховой памяти у детей. Недостаточная сформированность данного психического процесса затрудняет формирование сенсорной, интеллектуальной сферы, осложняет полноценное общение ребенка, приводит к нарушению понимания детьми обращенной речи, словесных инструкций. Это отражается на формировании всех компонентов речи и качестве речемыслительной деятельности.
Анализ нейролингвистической литературы позволил сделать вывод о том, что как при формировании речеслуховой памяти, так и при овладении связной речи прослеживается последовательность и поэтапность становления данных процессов.
В узнавании, запоминании
и последовательном
В настоящее время наиболее часто встречающимся речевым расстройством среди детей является легкая степень псевдобульбарной дизартрии. Оно характеризуется недостаточной силой голоса, легкой хрипловатостью, нарушением речевого дыхания, нарушением звукопроизношения, недостаточной сформированностью лексико-грамматической стороны речи, нарушением связности и последовательности изложения, смысловых пропусках, выраженной ситуативности и фрагментарности. У дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией наблюдается недостаточность речеслуховой памяти: 1) неравномерность воспроизведения вербальной информации с тенденцией к уменьшению количества слов; 2) снижение объема речеслуховой памяти; 3) снижение прочности запоминания; 4) значительное увеличение ошибок в условиях интерференции:
Проанализировав полученные данные, мы выяснили, что у 80% детей уровни сформированности связной речи и речеслуховой памяти совпадают. 60% детей имеют средний уровень связной речи и речеслуховой памяти. 20% обследуемых – низкий уровень связной речи и речеслуховой памяти. Остальные 20% детей имеют высокий уровень связной речи средний уровень речеслуховой памяти. Но стоит отметить, что при расчете коэффициента ранговой корреляции мы выявили прямую статистически значимую зависимость между исследуемыми компонентами.
Таким образом, в результате констатирующего эксперимента мы подтвердили теоретические данные о том, что у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии отмечается недостаточная сформированность речеслуховой памяти. Поэтому коррекцию произносительной стороны речи необходимо основывать на развитии речеслуховой памяти.
Протокол обследования связной речи
Испытуемый №1.
Рассказ составил самостоятельно.
Он соответствует изображенной
картинке. Последовательность сюжета
не нарушена, соблюдены причинно-
Испытуемый №2.
Самостоятельно составленный
рассказ соответствует
Испытуемый №3.
В самостоятельно составленном рассказе сюжет выдержан и соответствует изображенной картинке. Полностью отражены причинно-следственные отношения. Но рассказ краткий. Не все предложения были составлены по правилам грамматики (1 предложение).
Испытуемый №4.
Рассказ составлен самостоятельно.
Сюжетная линия выдержана, соблюдены
причинно-следственные отношения. Рассказ
развернутый. Не все предложения
грамматически правильно
Испытуемый №5.
Рассказ составил при помощи наводящих вопросов, таким образом, сюжетная линия была выдержана. Не все предложения были оформлены по правилам грамматики. Рассказ не развернутый, краткий.
1 задание. Тест «10 слов»
Испытуемые |
Предъявляемые слова |
Общее количество слов | |||||||||
Стол |
Вода |
Кот |
Лес |
Гриб |
Брат |
Окно |
Дом |
Мед |
Хлеб | ||
Испытуемый №1 |
+ |
- |
кошка |
елка |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
6 |
Испытуемый №2 |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
6 |
Испытуемый №3 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
окошко |
+ |
- |
- |
5 |
Испытуемый №4 |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
5 |
Испытуемый №5 |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
окошко |
+ |
+ |
- |
4 |
2 задание. Воспроизведение фраз при введении гомогенной интерферирующей деятельности
Испытуемые |
Результат |
№1 |
Воспроизвел сразу же. |
№2 |
Не смог воспроизвести. |
№3 |
Воспроизвел сразу же. |
№4 |
Воспроизвел с подсказкой первого слова. ( не справилась самостоятельно) |
№5 |
Воспроизвел сразу же. |
Приложение 3
Данные для расчета ранговой корреляции
Количество баллов, полученных при обследовании | ||
Речеслуховая память |
Связная речь | |
Испытуемый №1 |
3 |
4 |
Испытуемый №2 |
2 |
2 |
Испытуемый №3 |
3 |
3 |
Испытуемый №4 |
2 |
3 |
Испытуемый №5 |
2 |
1 |