Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 15:22, лекция
Для нормальной, эффективной организации деятельности, для управления этой деятельностью большое значение имеет все, связанное с приемом, передачей и переработкой информации, то есть коммуникационными связями в организации. Главная цель коммуникации в организации – достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. Коммуникационные потоки пронизывают все пространство организации. Именно благодаря им и существует организация как система. Поэтому коммуникационные потоки образно называют кровеносными сосудами организации.
Коммуникация в организации.
Общение в профессиональной деятельности руководителя.
Вербальные и невербальные средства передачи информации.
Психологические требования к проведению совещания, групповой дискуссии, публичного выступления и деловых бесед.
* четко определить порядок дня, ключевую проблему и желательный круг участников (не более 8– 10 человек);
* довести до участников совещания дату, время и место встречи, а также ключевую проблему и порядок дня. Время и дата должны совпадать с днем, который традиционно отводится для такого рода деятельности. Непредвиденные совещания возможны лишь как исключения;
* ознакомить участников совещания со справочными и информационными материалами, относящимися к обсуждаемой проблеме;
* продумать
регламент совещания.
* подготовить помещение для проведения совещания. В нем должны обеспечиваться необходимое освещение, оптимальная температура (+22-24 градуса), проветриваемость, необходимая наглядность: (скажем так: от мела и доски до видеотехники). Кроме того, каждый участник должен иметь возможность не только сесть, но и записать услышанное, набросать план своего выступления, разложить необходимые документы и материалы.
Деловой настрой совещания зависит от его начала, а точнее, от поведения руководителя в начале совещания. Он должен:
* начать точно вовремя (здесь как никогда верна пословица «Семеро одного не ждут»);
* в небольшом вступительном слове четко сформулировать цель и задачу совещания;
* согласовать правила и регламент совещания;
* назначить ответственного за ведение протокола совещания;
* не начинать совещания с критики и разноса подчиненных. Если вы начали с критических реплик, то считайте, что ваше совещание на этом закончилось.
После вступительного слова с докладом или с основной информацией по обсуждаемой проблеме выступает либо руководитель, либо назначенный руководителем сотрудник. Доклад (основную информацию) должны отличать:
* конкретность и конструктивность;
* понятность языка и используемых терминов;
* наглядность;
* уверенность.
В ходе обсуждения главной проблемы совещания руководитель должен:
* сначала предоставить слово для выступления младшим по статусу и должности;
* не прерывать
выступления в прениях (за
* обеспечить
беспристрастность в оценке
* время от времени переключать внимание участников на анализ процесса обсуждения (какие позиции определились, в чем барьеры, затруднения и др.);
* не давать возможности уйти в сторону от главной проблемы, утопить поиск решения проблемы в пустопорожней говорильне.
Главная цель любой дискуссии – поиск истины. Найти истину в споре, принять в результате дискуссии правильное решение можно лишь с соблюдением выработанных в процессе функционирования деловых отношений норм цивилизованной дискуссии:
* уважительное отношение к чужому мнению, каким бы абсурдным оно ни казалось на первый взгляд;
* стремление понять чужое мнение, для чего набраться терпения и мобилизовать внимание;
* во что бы то ни стало избежать превращения дискуссии в конфликт. Дискуссия должна вести к сотрудничеству, а не к конфронтации;
* главным оружием в дискуссии могут быть только факты и их добросовестная интерпретация.
Кроме ведения хода совещания руководитель должен:
* пояснять сказанное другими;
* подчеркивать различия между высказанными мнениями;
* время от
времени резюмировать
* собирать
и формулировать различные
В заключение совещания руководитель:
* подводит итоги обсуждения;
* свое мнение излагает в принимаемом решении (хотя иногда свое решение он может принять и после совещания, обдумав все предложенные варианты);
* благодарит всех участников совещания за работу. После проведения совещания руководитель должен:
* организовать доведение принятых решений до непосредственных исполнителей (если они не присутствовали на совещании);
* организовать контроль за выполнением принятых на совещании решений.
Деловая беседа: правила подготовки и ведения. Деловые беседы развились из первобытных, самых элементарных способов общения, которые, как утверждают лингвисты, появились несколько тысяч лет назад. Эти беседы сводились к мычанию и нечленораздельной речи, когда предметом общения были пища (коренья, плоды), жилище (дерево, пещера) или защита жизни (от зверей, от других племен). Позже, в древние и средние века, виды бесед становились более многочисленными и разветвленными. В настоящее время почти все дела, все трудовые акции человеческого общества, любой коллективный человеческий труд начинаются, осуществляются и завершаются при помощи различных по форме, содержанию и функциям деловых бесед.
По мнению уже упоминавшегося югославского психолога П. Мицича, оно довольно растяжимое и его трудно определить конкретно. Однако в самом общем виде под деловой беседой понимается осмысленное стремление одного человека или группы людей посредством слова вызвать желание у другого человека или группы людей к действию, которое изменит хотя бы что-то в какой-либо ситуации или установит новые отношения между участниками беседы.
Разнообразны формы деловой беседы. К ним можно отнести и мимолетный разговор накоротке, и обстоятельную беседу «по душам», и разъяснение своих требований, и спор по ряду вопросов, и попытку добиться согласия по какой-либо проблеме, и многое другое.
Традиционно всякая деловая беседа проходит ряд этапов:
* начало
беседы и установление
* передача информации;
* аргументирование
(высказывание своих
* подведение итогов, принятие решения.
Начало беседы – это мост между нами и собеседником. Задачи первой фазы следующие:
* установление контакта с собеседниками;
* создание приятной (комфортной) атмосферы для беседы;
* привлечение внимания;
* пробуждение интереса к беседе;
* иногда, если необходимо, и «перехват» инициативы.
Зачастую многие беседы заканчиваются, так и не успев начаться, потому что первые фразы беседы оказались слишком незначимыми. А ведь именно несколько первых предложений часто решающим образом воздействуют на собеседника, то есть на его решение, выслушивать нас
дальше или нет. Собеседники обычно более внимательно слушают именно начало разговора – часто из любопытства, ожидания чего-то нового, для снятия напряжения, возникающего в начале беседы. Именно первые два-три предложения создают внутреннее отношение собеседника к нам и к беседе (рабочую атмосферу).
П. Мицич выделяет три типичных примера «самоубийства» в начале беседы.
1. Извинения и проявления признаков неуверенности. Фразы типа: «Извините, если я помешал...», «Я вас умоляю выслушать меня...».
2. Неуважение и пренебрежение к собеседнику. Фразы типа: «Я как раз случайно заходил мимо и заскочил на минутку к вам...», «Давайте с вами быстренько рассмотрим этот вопросик...».
3. Попытки первыми вопросами вынуждать собеседника подыскивать контраргументы и занимать оборонительную позицию. Например: «Я бы хотел с вами обсудить следующую проблему. Мне кажется, вы крайне заинтересованы в ее обсуждении именно сейчас». На вполне логичный ответ: «Но меня сейчас эта проблема не волнует» – следует парирование: «А почему она вас не волнует сейчас? Какие на это есть причины?». Таким образом, собеседник оказывается в оборонительной позиции, он должен, хочет он этого или нет, искать объяснения, аргументы, о которых заранее и не думал.
В качестве тем, которые рекомендуется использовать в начале беседы, следующие:
* какая-либо новость (не шокирующая);
* собеседник и все что с ним связано;
* общие интересы и темы. Последний вариант требует определенной подготовительной работы, так как здесь надо будет действовать наверняка и с первых фраз заинтересовать собеседника.
Приемы начала беседы.
Прием снятия напряжения призван установить тесный контакт с собеседником. Он осуществляется при помощи теплых слов или приятных фраз в адрес собеседника. Уместная шутка также способствует разрядке первоначальной напряженности и создает дружескую обстановку для беседы.
Прием «зацепки» позволяет кратко изложить ситуацию или проблему, увязав ее с содержанием беседы, и использовать эту «зацепку» как исходную точку для проведения запланированной беседы. В этих; целях можно с успехом использовать какое-то небольшое событие, сравнение, личное впечатление, анекдотичный случай или необычный вопрос.
Прием стимулирования игры воображения предполагает постановку в начале беседы множества вопросов по ряду проблем, которые должны в ней рассматриваться. Этот прием целесообразен при разговоре с собеседниками, отличающимися оптимизмом и трезвым взглядом на ситуацию.
Прием прямого подхода означает непосредственный переход к делу. Схематично это выглядит так: вкратце сообщаются причины, по которым была назначена беседа, быстро переходят от общих вопросов к частным и приступают к теме беседы. Этот прием больше подходит для кратковременных и не слишком важных деловых контактов, при телефонных разговорах.
Основное требование к началу беседы – она должна начинаться с так называемого «Вы-подхода», ~~ есть умения человека, ведущего беседу, поставить се на место собеседника, чтобы его лучше понять.
Таблица 6.
Речевые приемы беседы
Стараться избегать формулировок |
Заменить их следующими |
«Я бы хотел...» |
«Вы хотите...» |
«Мне это кажется интересным...» |
«Ваша проблема заключается в том...» |
«Я пришел к такому выводу...» |
«Вам будет интересно узнать...» |
«Хоть вам это и неизвестно...» |
«Как вы знаете...» |
«Вы, конечно, об этом еще не знаете...» |
«Конечно, вам уже известно...» |
«Вероятно, вы об этом еще не слышали...» |
«Вы, наверное, об этом уже слышали...» |
Фаза передачи информации – вторая фаза деловой беседы. Она создает предпосылки для аргументации и состоит из четырех этапов:
* обозначение проблемы;
* собственно передача информации;
* закрепление информации;
* обозначение нового направления информирования.
Для того чтобы успешно пройти все четыре этапа, необходимы:
Информация о работе Современные представления о психологии общения