Специфика консультирования супругов в состоянии измены

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. На каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам семьи, морали, духовности. В то же время, в усложнившихся условиях современного бытия, семья как уникальный посредник между интересами личности и общества, оказалась в эпицентре общественных катаклизмов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
1. Теоретический анализ проблемы консультирования супругов в состоянии измены
1.1 Понятие «психологическое консультирование» в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………….
1.2 Состояние измены как фактор риска в семейных отношениях……..
1.3 Специфика консультирования по семейным проблемам……………
Выводы по первой главе…………………………………………………..

Файлы: 1 файл

теория.docx

— 147.90 Кб (Скачать файл)

Тема: Специфика консультирования супругов в состоянии измены

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………

  1. Теоретический анализ проблемы консультирования супругов в состоянии измены

 

    1. Понятие «психологическое консультирование» в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………….
    2. Состояние измены как фактор риска в семейных отношениях……..
    3. Специфика консультирования по семейным проблемам……………

Выводы по первой главе…………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы обусловлена тем, что семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. На каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам семьи, морали, духовности. В то же время, в усложнившихся условиях современного бытия, семья как уникальный посредник между интересами личности и общества, оказалась в эпицентре общественных катаклизмов. Переход к рыночным отношениям и связанные с этим апатия, обнищание немалой части населения резко отразилась на самочувствии семьи, ее воспитательном потенциале, стабильности.

Указанные и другие социальные причины фактически привели к кризису семейных ценностей. Следствием этого кризиса являются разъединение старших и младших поколений, широкое распространение малодетности, расширение одиночно-холостяцких форм существования. И если супружество, родительство, родство являются конституирующими семью отношениями, то в наше время наблюдается распад этого триединства. Проблема осложняется тем, что в данный момент институт брака переживает переходный период. Продолжается разрушение старых традиционных установок на брак, а новые еще не сформировались.

Супружеская измена (адюльтер) традиционно рассматривается общественным сознанием как один из ведущих дезинтегрирующих факторов семьи, представляющий максимальную угрозу для целостности брачного союза и разрушающий её глубинную основу – супружеское взаимодействие. Для «обманутого» партнера измена супруга является сильнейшей психотравмой, провоцирующей наряду с психогенными депрессиями и аутодеструктивным поведением (от алкоголизации до суицидальных попыток) возникновение и выраженных агрессивных тенденций по отношению к «неверному» партнеру. Переживания ревности, привносящие в разыгрывающуюся семейную драму глубокие аффекты, разрушительны сами по себе, затрагивают чувство чести и личного достоинства.

Однако, несмотря на то, что измена и возникающая в результате кризисная ситуация, являются наиболее типичной проблематикой в супружеской терапии и консультировании, психологические исследования, посвященные проблематике брачно-семейных отношений, по-прежнему уверенно занимают одно из самых последних мест среди общего количества опубликованных научных работ. Среди психологов, занимающихся проблемами семьи и супружеской измены, можно назвать следующих: А. Н. Волкова, Т. А. Гурко, Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова, Е. А. Тюгашев, Т. В. Попкова, О. С. Васильева, И. Н. Хмарук, Р. Крукс, К. Баур и др.

Цель исследования: изучить феномен супружеской измены и специфику консультирования супругов в состоянии измены.

Объект исследования: супружеская измена.

Предмет исследования: 

 Гипотеза: 

Задачи исследования:

  1. На основе теоретического анализа психологической литературы раскрыть содержание понятий «супружеская измена»,  «психологическое консультирование».
  2. Изучить особенности консультирования супругов в состоянии измены.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по указанной проблеме, анкетирование, тестирование, психологический эксперимент.

 

    1. Понятие «психологическое консультирование» в отечественной и зарубежной психологии

 

В начале XX столетия представители психологических наук начали проявлять активный интерес к браку, проблемам и кризисам, которые возникают в браках. За некоторыми примечательными исключениями, до середины 1960-х – начала 1970-х гг. брак практически не изучался психологами в качестве самостоятельного феномена. Наибольший интерес к нему проявляли психологи, обнаружившие уникальный объект для проверки своих теорий при «психологическом консультировании».

Под этим термином понимается одно из основных «приложений» практической психологии. Психологическое консультирование, как правило, представляет собой непосредственную работу с человеком, семьей или группой, направленную на решение личностных и межличностных проблем средствами консультативной беседы (в медицинской, или «классической» традиции), а также — на развитие (поддержку развития) личности или группы — средствами этой беседы (в немедицинской, современной традиции). 
Психологическое консультирование также является организованным особым образом — в форме диалога — межличностным взаимодействием. Поэтому как описание, так и исследование психологического консультирования предполагают необходимость изучения специфики межличностных отношений психолога с клиентом:

а) по сравнению с обыденными формами взаимодействия;

б) с иными формами профессионального общения (педагогического, медицинского и т. п.).

Одной из самых важных проблем исследования психологического консультирования, затрагиваемых в связи с этим вопросом, является проблема соотношения психологического консультирования и психотерапии. Эта проблема часто рассматривается как проблема соотношения медицинского и немедицинского подходов к оказанию психологической помощи, проблема позиций вступивших в помогающее отношение людей. 
Разнообразие направлений, течений, школ и конкретных методов психотерапии, основанных на различных теоретических и методологических подходах, приводит к тому, что в настоящее время не существует единого определения консультирования и психотерапии. 
Одни из них четко разводят консультирование и психотерапию, относя психотерапию к медицине, другие акцентируют психологические аспекты и сходство данных практик.

Отечественная традиция двойственна и обычно склоняется к тому, что, в отличие от консультирования как «продажи советов», психотерапия выступает, прежде всего, как метод лечения, то есть входит в компетенцию медицины и осуществляется специалистом с медицинским образованием.

Зарубежные определения психотерапии в большей степени подчеркивают ее психологические аспекты и во многом сближают эти практики. При этом, как это внешне ни парадоксально, в случае зарубежных подходов имеются более четкие юридические и этические базы психологической помощи, консультированию и психотерапии в России же до сих пор свойственна размытость правовых и ценностных границ. 
Мы придерживаемся, скорее, западной позиции, которая во многом объединяет данные практики и чаще всего оперирует понятиями «консультирование» и «психотерапия» как синонимами. 
В качестве примера медицинского подхода к пониманию психотерапии можно привести определения, которые включают такие понятия, как лечебные (коррекционные) воздействия, больной (пациент), эксперт, проблема, здоровье или болезнь.

Психотерапия часто рассматривается как:

  1. система лечебных воздействий на психику и через психику — на организм человека;
  2. специфическая эффективная форма воздействия на психику человека в целях обеспечения и сохранения его здоровья;
  3. процесс коррекционного воздействия на психику больного или группы больных, объединяющий лечение и воспитание.

В качестве определений, фиксирующих преимущественно психологические подходы и включающих такие понятия, как межличностное взаимодействие, психотерапевтический или консультативный диалог, психологические проблемы и конфликты, психологический рост, отношения, клиенты, фасилитатор, ценности и поведение, можно указать следующие:

  1. специфический вид межличностного взаимодействия, при котором клиентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем и затруднений психологического характера;
  2. средство, использующее вербальные методики и межличностные взаимоотношения с целью помочь человеку в модификации отношений и поведения, которые интеллектуально, социально или эмоционально являются негативными и мешают личностному росту;
  3. длительное межличностное взаимодействие между двумя или более людьми, один из которых является специалистом по коррекции и развитию человека и человеческих взаимоотношений.

В какой-то мере объединяет эти подходы определение С. Кратохвила: «Психотерапия представляет собой целенаправленное упорядочение нарушенной деятельности организма психологическими средствами» (1982). 
В определениях, которые обычно называют медицинскими, психотерапия рассматривается как форма воздействия на психику (и через психику — на организм), то есть, подчеркивается объект воздействия. 
Психологический подход фокусируется не столько на объекте или предмете, сколько на средствах и процессе взаимодействия. 
При этом обычно даже в медицинских подходах отмечается большая понятийная емкость понятия «психотерапия» по сравнению с «консультированием».

Важно также обратить внимание на то, что понятие «воздействие» (вмешательство, интервенция) входит в самые различные определения психотерапии и консультирования — в своем классически монологическом («интервенция») или диалогическом, интерактивном («взаимодействие») модусах.

Психотерапевтическое вмешательство, или психотерапевтическая интервенция — это вид или модус психотерапевтического взаимовоздействия, подчеркивающий активность специалиста. Термин «психотерапевтическое вмешательство» может также обозначать конкретный психотерапевтический прием — некоторую локальную «интервенцию». Например, это разъяснение, стимуляция, вербализация, конфронтация, научение, советы и т. д. Оно может означать и общую стратегию поведения психотерапевта, которая тесным образом связана с теоретической ориентацией (прежде всего с пониманием природы того или иного расстройства и целями и задачами психотерапии), например в бихевиоризме, парадоксальной традиции и т. д.

Психологическая коррекция обычно определяется как направленное психологическое воздействие для полноценного развития и функционирования индивида. Он включает два звена:

  1. абилитация — формирование способности;
  2. реабилитация — восстановление способности. Сам термин «психологическая коррекция» получил распространение в начале 70-х и в конце 90-х годов XX века в России в практике социальных работников. Распространение термина «психологическая коррекция» во многом было направлено на преодоление ситуации разрыва и структурирование межпрофессионального взаимодействия: когда врач занимался психотерапией, а психолог — психологической коррекцией. Однако, вопрос о соотношении понятий «психотерапия» и «психологическая коррекция» остается открытым и сегодня. Здесь также выделяются две основные точки зрения, 
    Одна из них признает полную идентичность понятий «психологическая коррекция» и «психотерапия». Однако даже обычное, обыденное человеческое общение может содержать целенаправленно используемую психологическую коррекцию, не говоря уже о медицинском, педагогическом и иных видах взаимодействий.

Другая точка зрения предполагает, что психологическая коррекция призвана решать преимущественно задачи психопрофилактики, в том числе при осуществлении вторичной и третичной профилактики. 
В целом же полностью разделить понятия «психологическая коррекция» и «психотерапия», «лечение» и «профилактика» не удается, так как многие нарушения и болезни психосоматического или психического типов носят динамический характер, при котором не всегда можно отделить состояние предболезни от собственно болезни, а сам процесс терапии включает в себя вторичную и последующие профилактические мероприятия. Кроме того, в системе восстановительного лечения различных заболеваний все большее значение приобретает комплексный подход, учитывающий наличие в этиопа-тогенезе (т. е. в происхождении и развитии заболевания) и личностном развитии взаимодействий биологического, психологического и социального факторов. Каждый из них нуждается в лечебных или корригирующих воздействиях, соответствующих его природе. При этом определить общую схему соотношения психологической коррекции и психотерапии — вне конкретной проблемной ситуации, нозологии заболевания или жизненной ситуации индивида и его отношений с миром в целом — практически невозможно.

Значение психологического фактора в генезе (происхождении и развитии) проблемной ситуации или этиопа-тогенезе конкретного заболевания определяет направленность психологической коррекции на решение собственно лечебных (психотерапевтических) или консультационных (коррекционных) задач. Все это позволяет специалистам рассматривать методы психологической коррекции как методы психотерапии.

Информация о работе Специфика консультирования супругов в состоянии измены