Специфика консультирования супругов в состоянии измены

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. На каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам семьи, морали, духовности. В то же время, в усложнившихся условиях современного бытия, семья как уникальный посредник между интересами личности и общества, оказалась в эпицентре общественных катаклизмов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
1. Теоретический анализ проблемы консультирования супругов в состоянии измены
1.1 Понятие «психологическое консультирование» в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………….
1.2 Состояние измены как фактор риска в семейных отношениях……..
1.3 Специфика консультирования по семейным проблемам……………
Выводы по первой главе…………………………………………………..

Файлы: 1 файл

теория.docx

— 147.90 Кб (Скачать файл)

Инициативу в этом разговоре должны будут взять на себя молодые люди. Они должны будут сказать родителям мужа о том, что со своей стороны они хотят уладить конфликт и готовы сделать для этого все, что от них зависит. Молодые супруги должны будут настойчиво просить родителей предпринять ответные шаги им навстречу.

Если такой разговор действительно состоится, то он должен будет привести к разрешению возникшей конфликтной ситуации.

Если же и после такого разговора родители не изменят свою позицию, то молодые супруги будут иметь полное моральное право заявить родителям о том, что именно в них находится причина конфликта, и далее потребовать от родителей не вмешиваться в их семейную жизнь. Быть может, такая крайняя мера возымеет действие и в какой-то степени поможет сгладить возникшее напряжение в отношениях.

Вариант 19. Это – одна из наиболее сложных, трудно разрешимых конфликтных ситуаций, так как против невестки в данном случае настроены все: и муж, и его родители.

Типичная причина возникновения подобной конфликтной ситуации состоит в том, что молодого мужа и его родителей не вполне устраивает что-то, весьма серьезное, в невестке. Такая позиция конфликтующих друг с другом сторон в семье нередко приводит к распаду молодой семьи, в особенности тогда, когда у молодых супругов нет детей. Для того чтобы предотвратить или снять такой конфликт, необходимо срочно предпринять ряд активных мер, направленных на устранение его причин.

Чем может здесь помочь клиенту психолог-консультант? Прежде всего вместе с клиентом он должен тщательно проанализировать возникшую ситуацию для того, чтобы определенно ответить на следующие вопросы:

  • Каковы первопричины возникшего конфликта?
  • Когда, при каких условиях этот конфликт впервые появился?
  • Как этот конфликт развивался дальше?
  • Пыталась ли клиентка самостоятельно каким-то образом разрешить этот конфликт?
  • Как вел себя при этом муж?
  • Как реагировали родители мужа на возникший конфликт?
  • Что пытались делать они сами для его разрешения?
  • В чем заключаются основные проблемы, без решения которых практически невозможно устранить этот конфликт?

Получив четкие ответы на все эти вопросы, психолог-консультант и клиент могут далее договориться о совместных действиях, направленных на разрешение конфликтной ситуации. Консультант при этом должен постараться убедить клиента (клиентку) в необходимости набраться терпения и пойти навстречу разумным требованиям мужа и его родителей. Желательно, чтобы она научилась вести себя так, чтобы не осложнять ситуацию и не провоцировать своим неразумным поведением отрицательные ответные действия со стороны родителей мужа.

В свою очередь, психолог-консультант должен будет взять на себя обязательство лично встретиться с мужем клиентки и отдельно – с его родителями. Во время этой встречи он должен будет убедить мужа и его родителей в том, что возникший конфликт необходимо и возможно решить. Для этого им, однако, придется пойти навстречу невестке и снять необоснованные претензии к ней.

В конкретном разговоре с мужем и с родителями невестки психолог-консультант вполне может опираться на факты, сообщенные ему клиенткой. Его задача заключается в том, чтобы смягчить позицию родителей и мужа, и хотя бы одного из этих людей привлечь на сторону невестки.

В разговоре с ними психолог-консультант может акцентировать внимание собеседников на дополнительные проблемы, с которыми они неизбежно столкнутся, если будут продолжать настаивать на своем и не изменят своего отношения к невестке. Одним из таких неприятных и довольно типичных последствий неразрешенности подобного рода конфликта может стать осложнение взаимоотношений будущих внуков с дедушкой и бабушкой, перенос конфликта между взрослыми на конфликт между детьми и родителями.

Упражнения

  1. Вспомните, какие проблемы, касающиеся взаимоотношений в семье, были (если они на самом деле имели место) у ваших родителей?
  2. Если вы хорошо знаете человека, который только еще собирается вступить в брак, то попытайтесь предсказать, какие проблемы могут возникнуть у него в семье из-за его собственных индивидуальных особенностей.
  3. Определите вероятные причины возникновения проблем (если они имели место) в вашей собственной семье или в семье ваших родителей.
  4. Установите, каким образом в вашей семье или в семье ваших родителей взаимосвязаны друг с другом имеющиеся внутрисемейные проблемы. Какие из этих проблем являются главными и какие второстепенными, какие основными и какие производными?
  5. Определите, пользуясь признаками, описанными в данной главе, умеете ли вы сами или ваши родители хорошо слушать друг друга.
  6. Вспомните случаи из вашей жизни, когда родители вас не понимали. Установите, к каким отрицательным последствиям для них и для вас это привело.
  7. Выясните, проявлялась ли в чем-либо у ваших родителей их психологическая несовместимость друг с другом.
  8. Припомните основные правила, которыми нужно руководствоваться, решая проблему уменьшения разногласий супругов по существенным вопросам внутрисемейной жизни.
  9. Выявите проблемы, которые в вашей семье возникали во взаимоотношениях ваших родителей с их родителями, а также аналогичные проблемы в вашей собственной, молодой семье.
  10. Составьте классификацию основных проблем, которые чаще всего возникают во взаимоотношениях молодых супругов с их родителями.
  11. Установите, пользуясь предложенной вами в пункте 10 классификацией, к какому типу проблем относятся те, которые имеются в Вашей семье или в семье ваших родителей.

Практические задания

  1. Проведите психологическое консультирование любой молодой семьи. Определите основные проблемы, имеющиеся во взаимоотношениях в этой семье.
  2. Задайте членам консультируемой молодой семьи те вопросы, которые психологу-консультанту следует поставить перед супругами в начале проведения психологического консультирования семьи. Проанализируйте ответы супругов.
  3. Установите, есть ли в консультируемой вами семье у молодых супругов психологическая несовместимость. Если она имеется, то в чем конкретно проявляется? Дайте молодым супругам соответствующие практические рекомендации по устранению их психологической несовместимости.
  4. Что бы вы практически могли рекомендовать молодым супругам для появления взаимопонимания между ними? Дайте соответствующие рекомендации членам какой-либо, знакомой вам, семьи.
  5. Пользуясь рекомендациями, имеющимися в этой главе, убедительно и корректно докажите молодым супругам, что они не умеют хорошо слушать друг друга (если, конечно, такое неумение вы у них действительно заметили).
  6. Если в процессе психологического консультирования вы столкнулись с несогласием супругов по каким-либо важным вопросам, то попробуйте помочь им преодолеть имеющиеся разногласия и добиться взаимопонимания.
  7. Если в консультируемой вами молодой семье проявляется психологическая несовместимость характеров, взглядов, привычек супругов, то подскажите им, каким образом они могли бы решить проблему.
  8. Допустим, что в некоторой молодой семье возникли или могут возникнуть проблемы во взаимоотношениях супругов с родителями. Определите суть этих проблем, посоветуйте супругам, как их решить.

Ключевые слова

  • Психологическая адаптация в семейной жизни. Несовместимость характеров супругов. Система внутрисемейных проблем. Главные и второстепенные проблемы в семейной жизни. Умение слушать. Оппонент. Компромисс. Уровень интеллектуального развития. Черты характера, релевантные (имеющие отношение к) общению.
  • Межличностные проблемы. Двусторонние семейные конфликты. Односторонние семейные конфликты. Патриархальный внутрисемейный конфликт. Внутриполовая солидарность в семье. Межполовая солидарность в семье. Ревностные внутрисемейные отношения. Конфликт-разногласие родителей в оценке поведения сына в его собственной семье. Катализатор внутрисемейного конфликта. Конфликт типа «свекровь – невестка». Конфликт типа «теща – зять». Межсемейный конфликт родственников.

 

 

ГЛАВЛЕНИЕ 
 
Введение 3 
1.Теоретические аспекты изучения психологического консультирования 
1.1. Понятие и сущность психологического консультирования 6 
1.2 Виды психологического консультирования 13 
2. Особенности семейного психологического консультирования 
2.1 Виды и особенности семейного консультирования 18 
2.2 Модели осуществления семейного психологического консультирования 22 
2.3. Психологическое консультирование при трудностях в детско-родительских отношениях 25 
2.4 Психологическое консультирование при трудностях в супружеских отношениях 32 
Выводы и рекомендации 39 
Заключение 40 
Литература 42 
Приложения 
 
ВВЕДЕНИЕ 
 
Супружеская консультация представляет собой особую форму консультирования, ориентированную на решение проблем во взаимоотношениях, преодоление супружеских конфликтов, достижение гармонии и т п. Она может проводиться как с парой, так и с одним из партнёров. 
Актуальность настоящей работы. Изменения в сфере супружества влекут за собой трансформацию взаимоотношений старшего и младшего поколений в семье. 
В разных учебных пособиях представлены психолого-педагогические методы, а также схемы анализа отношений между родителями и детьми. 
Изучение различных аспектов супружеской жизни обеспечивает всестороннее видение семейной ситуации и позволяет обосновать программу психологической помощи семье. 
Современная семейная психотерапия представлена множеством теорий среднего уровня, в числе которых следует указать теорию коммуникаций Г.Бейтсона, структурную семейную терапию С.Менухина, теорию объектных связей Дж.Фрамо, гуманистическую семейную терапию К.Роджерса и В.Сатир, системную семейную психотерапию М.Палацоли, Ж.-Ф.Чекина, Г.Прата и Л.Босколо, позитивную семейную терапию Н.Пезешкиана, семейную онтотерапию А.Менегетти и др. В русле всех этих теоретических разработок создан широкий спектр оригинальных понятий ("замкнутая патология", "смешение", "псевдообщность", "двойная связь", "двойное послание", "метакоммуникация" и т.д.) и методов психотерапевтической работы ("подключение", "круговое интервью", "психологическая скульптура семьи", "позитивное определение симптомов" и т.д.).  
В настоящее время семейное консультирование является широко востребованным видом психотерапевтической помощи среди населения России. Семейные консультанты работают в психологических центрах, в консультациях, действующих в системе министерства социальной защиты и комитетов по охране семьи и детства, а также в других учреждениях. 
Семья существует как единое самостоятельное целое. Для определения этого феномена был введен термин "семейный гомеостаз", т.е. нормальное развитие семьи. 
Семейный терапевт работает с семьей, отношения в которой болезненны, т.е. нарушен семейный гомеостаз, нарушены супружеские и родительские отношения. 
Семейная терапия ориентирована на семью в целом и помогает решать следующие вопросы: 
- Стрессы, воздействующие на современную семью; 
- Семейные кризисы; 
- Супружеское разочарование и его последствия для ребенка; 
- Низкая самооценка и выбор спутника жизни; 
- Ревность в семье. 
 
Объектом данного исследования является взаимоотношения в семье. 
При этом предметом исследования является рассмотрение особенностей семейного консультирования. 
Целью исследования является анализ психологического консультирования в семейно психотерапии. 
В рамках достижения поставленной цели м были поставлены и решения следующие задачи: 
1. Изучить теоретические аспекты понятия и сущности психологического консультирования; 
2. Проанализировать виды и структуру психологического консультирования; 
3. Изложить особенности семейного психологического консультирования; 
4. Проанализировать психологическое консультирование при трудностях в детско-родительских отношениях; 
5. Проанализировать психологическое консультирование при трудностях в супружеских отношениях; 
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и выводы и рекомендации, использованную литературу.  
 
 
1.Теоретические аспекты изучения психологического консультирования 
 
§1.1 Понятие и сущность психологического консультирования 
 
Единого понимания термина психологическое консультирование не существует, на наполнение данного термина смыслами влияют и научные предпочтения консультанта и специфика полученного им образования (медицинское, гуманитарное), и даже контекст выполнения работы.  
Б. Д.Карвасарский (2002) предлагает в самом общем виде понимать консультирование, как профессиональную помощь человеку или группе людей (например, организации) в поиске путей разрешения или решении определенной трудной или проблемной ситуации, и указывает, что консультирование включает в себя и психологические (личностные), и социально-психологические аспекты, связанные с межличностным взаимодействием, групповой динамикой, мотивацией и т.д. Р. Нельсон-Джоунс (2000) ориентируется на основные научные направления в теории консультирования и выделяет консультирование: как особый вид отношений помощи (экзистенциально-гумманистический подход), как некий репертуар возможных воздействий (когнитивно-бихевиоральный подход), как психологический процесс ( психо-динамический подход)................ 
 
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 
 
Психолог, работая с другим человеком, не столько должен и может предложить новые приемы поведения, решения жизненных ситуаций, сколько прояснить их причины и следствия. В этом случае основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Основой такой формы воздействия является, прежде всего, изменение установки клиента, как на других людей, так и на различные формы взаимодействия с ними. В ходе консультационной беседы клиент получает возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответствии с этим новым видением изменить свое отношение к происходящему и свое поведение. 
Психотехнические приемы, используемые психологом в консультировании супружеской пары, сходны с теми, которые используются в индивидуальном консультировании, т.е. консультант внимательно слушает, периодически перефразирует и резюмирует сказанное. Однако перефразирование часто направлено не на то, чтобы показать клиенту, что консультант его понимает и поддерживает, а на то, чтобы клиента понял его партнер. 
Консультант направляет повторение фразы первого лица второму. Например, при приеме супругов это может звучать так: Света, вы поняли то, что сейчас сказал Сергей? Он говорил о том... 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
Трудности развития системы психологической помощи семье связаны как с организационными, так и с содержательными причинами. Поскольку центры и учреждения, работающие с семьей, принадлежат различным ведомствам, возникает необходимость координации их усилий под эгидой соответствующей государственной/общественной структуры. К сожалению, сегодня вряд ли можно говорить о подобном центре, сочетающем функции интеграции, координации, организации и контроля деятельности всех учреждений, работающих в области оказания психологической помощи семье. Серьезной проблемой является также неудовлетворительный уровень подготовки квалифицированных специалистов-психологов для работы в сфере семейного консультирования. Важными шагами для ликвидации недочетов в этой области должны стать подготовка и утверждение учебного плана подготовки психологов по специализации «Семейная психология и семейное консультирование», предусматривающего необходимую практику в области консультирования, а также введение системы лицензирования психологов-консультантов, работающих с семьей. Наконец, актуальной задачей является создание теоретических основ осуществления семейного консультирования как вида психологического консультирования с дифференциацией задач и содержания собственно семейного консультирования и семейной психотерапии. 
Практическое приложение знаний в области психологии семьи предполагает следующие виды деятельности семейного психолога и семейного консультанта: 
•психологическое консультирование по вопросам брака, включая выбор брачного партнера и заключение брака; 
•консультирование по вопросам супружеских отношений (диагностика, коррекция, профилактика); 
• психологическая помощь семье в кризисных ситуациях и при разводах; 
• консультирование, диагностика, профилактика и коррекция детско-родительских отношений; 
• психологическое консультирование по вопросам воспитания и развития 
детей и подростков (диагностика, профилактика, коррекция нарушений и отклонений в развитии); 
•психологическое консультирование по проблемам воспитания детей «группы риска» и одаренных детей; 
•психологическая помощь в вопросах усыновления и воспитания приемных детей; 
• психологическая профилактика отклонений и нарушений развития детей и подростков, воспитывающихся «без семьи» (в условиях депривации общения с близким взрослым); 
•психологическое консультирование и сопровождение беременности и родов; 
• психологическое сопровождение становления родительства. 
ЛИТЕРАТУРА 
 
1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.— М.: Независимая фирма «Класс», 2004, — 208с 
2. Байярд Р., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. — М., 2003. .-208с. 
3. Бурменская Г. В., Карабанова О.Л., Лидере Л. Г. Возрастно-психологи-ческое консультирование: Проблемы психического развития детей. — М., 1990.-305с 
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком... Как? — М., 2004. — 240с. 
5. Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи: Учебное пособие. - М.: "Ось-89", 2005.– 400 с. 
6. Кочюнас Р. Римас Кочюнас Основы психологического консультирования М.: Академический проект, 2006. — 240с.  
7. Копьев А. Ф. Диалогический подход в психологическом консультировании и вопросы психологической клиники// Московский психотерапевтический журнал. – 1992. - №1. – С. 33-48. 
8. Кратохвил С. Терапия функциональных сексуальных расстройств. — М, 1985. 159с. 
9. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 992с 
10. Мадорский Л.Р. Глазами подростков. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 176с 
11. Минухин, С. Ч. Фишман. Техники семейной терапии. М, 1998. 145с 
12. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СПб., 2000. - 464 с 
13. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - Л.: ЛГУ, 1979. -150 с. 
14. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. - М., 2005. – 336с. 
15. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И.Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В.Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 192 с. 
16. Психотерапевтическая энциклопедия (под редакцией Б. Карвасарского). СПб, ЗАО «ТАТ», 2004. — 112 с 
17. Пэпп. П. Семейная терапия и её парадоксы. М, 1998. – 288с. 
18. Романова Е.С. Работа психолога на телефоне доверия: Методическое пособие. М.: МГПУ, 2001. — 69 с 
19. Слабинский В. Ю. Психологическое консультирование Владивосток Издательство Дальневосточного университета 2003 — 188с 
20. Социально-психологическая и консультативная работа с семьёй: Хрестоматия / Сост. Л.Б. Шнейдер: В 2 ч. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. Ч. II. — 712 с 
21. Скиннер Р., Клиз Д. Семья и как в ней уцелеть. — М, 1995. —215с 
22. Специальная дошкольная педагогика: [Уч. пособие для дефект.фак.пед.вузов] /Баенская Е.Н., Басилова Т.А., Венгер А.Л. и др; Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Академия, 2001. - 312 c. 
23. Эйдемиллер, Э. В. Юстицкис. Психология и психотерапия семьи. С-Пб, 2007.-528с 
24. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. М.: «Вопросы психологии», 1985. – 32с. 
25. Интернет ресурсы psyport.ru/public.htm


Информация о работе Специфика консультирования супругов в состоянии измены