Специфика консультирования супругов в состоянии измены

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. На каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам семьи, морали, духовности. В то же время, в усложнившихся условиях современного бытия, семья как уникальный посредник между интересами личности и общества, оказалась в эпицентре общественных катаклизмов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
1. Теоретический анализ проблемы консультирования супругов в состоянии измены
1.1 Понятие «психологическое консультирование» в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………….
1.2 Состояние измены как фактор риска в семейных отношениях……..
1.3 Специфика консультирования по семейным проблемам……………
Выводы по первой главе…………………………………………………..

Файлы: 1 файл

теория.docx

— 147.90 Кб (Скачать файл)

Также важно отметить, что и психотерапия как процесс коррекции уже существующей проблемы или заболевания, так и психопрофилактика как процесс коррекции причин возможных затруднений и болезней часто используют весь спектр существующих методов и по сути своей обращены к диалогу как основному, если не единственно ценному, методу работы. Все это указывает на разноуровневый, динамический характер соотношения задач и методов психологической коррекции и психотерапии.

Понятия «психологическая коррекция» и «психологическое вмешательство» обнаруживают очевидное сходство. Психологическая коррекция, так же как и психологическое вмешательство, понимается специалистами как целенаправленное психологическое воздействие, Иногда можно уточнить соотношение этих терминов через выражение «психологическое вмешательство с целью психологической коррекции», однако это не всегда необходимо. При этом в отечественной литературе более распространенным является понятие «психологическая коррекция» (подчеркивается цель), а в зарубежной — «психологическое вмешательство» (подчеркивается средство помогающего взаимодействия).

Важное значение придается классификации видов психологического взаимодействия с клиентами и пациентами по поставленным целям, например:

  1. поддерживающая психотерапия, целью которой являются укрепление и поддержка имеющихся у больного защитных сил и выработка новых, лучших способов поведения, позволяющих восстановить душевное равновесие;
  2. переучивающая, или трансформирующая психотерапия, целью которой является изменение поведения больного путем поддержки и одобрения положительных форм поведения и неодобрения отрицательных, а также реконструктивная психотерапия, целью которой является осознание интрапсихических конфликтов, послуживших источником личностных нарушений, и стремление достичь существенных изменений и восстановления полноценности индивидуального и/или межличностного (социального) функционирования личности.

В современной практике принято также деление методов психотерапии на симптомо-ориентированные (направленные на работу и преодоление негативных симптомов), личностно ориентированные (направленные на разрешение проблем личностного функционирования и развития) и социо-ориентированные (направленные на разрешение проблем функционирования и развития человека или группы в социуме, в том числе, общине). Интеграция этих методов, по мнению многих современных специалистов, обеспечивает наилучший психотерапевтический эффект. 
Увеличение числа методов в психологической помощи, в последнее время приведшее к усилению интегра-тивного движения в психотерапии и консультировании, подтверждает положение о том, что имеющиеся подходы не столько различаются по отношению к единому объекту, сколько концентрируются на разных ее аспектах и проблемах. Этим и обусловлено различие в методах психотерапии и множество их классификационных действий.

В целом в России до сих пор отмечается отсутствие общепринятого взгляда на проблематику соотношения психотерапии и психологического консультирования.

Одна группа исследователей констатирует идентичность этих понятий и обозначаемых ими практик, связывая различие интерпретаций:

а) с индивидуальными предпочтениями исследователя;

б)с идеологическим контекстом рассмотрения проблемы.

Так, обычно считается, что психологическое консультирование и психотерапия — заведомо различные по сложности, глубине, направленности и т. д. области профессиональной деятельности, во многом связанные с особенностями проблем и нарушений в жизни клиента. Поэтому психологу, работающему в медицинских учреждениях, как правило, присваивается звание психотерапевта, в немедицинских — консультанта.

Вторая группа исследователей считает психологическое консультирование упрощенным вариантом, неким преддверием психотерапии. Или — в крайнем варианте — качественно отличной (по своим средствам и задачам) формой взаимодействия и/или профессиональной деятельностью.

 В качестве моментов  идентичности или тождества психотерапии  и психологического консультирования  чаще всего отмечают следующие:

  1. психологическое консультирование и психотерапия относятся к области активной психологической работы;
  2. они предполагают непосредственную работу с людьми, хотя и на основе использования несколько разного спектра средств;
  3. обе практики и их различные «компоненты» направлены на работу с личностными проблемами клиента.

Различий этих практик и понятий отмечают гораздо больше и чаще. Это особенно важно на этапе обучения консультированию и/или психотерапии. Однако когда мы имеем дело с высокими уровнями профессиональных достижений, то различия существенно нивелируются. В обеих ситуациях отмечается, что инструментом специалиста является его личность. И именно эта личность, ее способность к помогающему и развивающему диалогу, определяет масштаб и название того, что происходит между людьми, включенными в диалог как великолепный и непредсказуемый хаос человеческих отношений, моделей поведения, мыслей и переживаний.

  1. Различия клиентуры и проблем клиентов (пациентов). В психологическом консультировании клиентура потенциально намного более обширна, состав ее отличается по социальному положению, предъявляемым проблемам и их глубине. Обычно полагают, что проблемы менее значимы, менее глубоки и жизнь клиента в целом более благополучна. Настолько, что он приходит к консультанту не столько за решением проблем, сколько за улучшением качества своей жизни или по поводу различных форм душевных переживаний. Клиенты психотерапевта — это люди со сложившейся картиной нарушений внутриличностных и межличностных отношений: клиенты с выраженными психотическими реакциями, акцентуациями, а также клиенты, страдающие от неврозов и психопатологий (имеющие действительно серьезные нарушения, в том числе и наиболее тяжелые психопатологии). В психологическом консультировании клиентамиявляются «нормальные» люди, нарушения в жизнедеятельности которых, как правило, связаны с конкретной жизненной проблемой или ситуацией.
  2. Различия в продолжительности. Более 50% обращений к консультанту заканчиваются первичным или краткосрочным приемом, иначе встает вопрос либо о непрофессионализме консультанта, либо о необходимости передачи клиента другому специалисту — например психотерапевту. В действительности же именно «масштаб личности» специалиста и желание клиента работать — определяют, насколько собственно «психотерапевтичным», существенным окажется даже краткое взаимодействие. И наоборот, не желающие работать над собой и своими отношениями клиент и специалист могут потратить годы «психотерапии» лишь на то, чтобы совместными усилиями уйти от угрозы каких-либо изменений и оправдать значимость устаревших, но от того не менее дорогих для них реальностей: мыслей, переживаний, поведений (behaviors) и отношений... 
    ► Различие средств. Основным и иногда почти единственным методом консультанта является беседа, у терапевта, особенно с медицинским образованием и, соответственно, несколько иными правовыми возможностями и статусом, спектр используемых средств и методик — шире. Если исключить методы фармакологического, физиотерапевтического и иного «непсихологического» характера, можно отметить, что и тут мы видим моменты сходства. Например «гипноз», традиционно трактуемый как собственно медицинская процедура, входит в качестве естественного компонента практически в любой процесс общения людей. Вопрос лишь — в мере осознанности «гипнотических паттернов» и «трансовых состояний» в диалоге с клиентом. С другой стороны, «специалисты по процессуальной работе» вообще избегают использования терминов «консультирование» и «психотерапия», подчеркивая момент равенства, момент сотрудничества профессионала и группы (участника работы). Хотя, несомненно, и используют собственно психотерапевтические средства, работая со сложнейшими нарушениями в области психики и психосоматики. 
    • Различия в запросе. Запрос клиента в большей степени манипулятивен и экстернален, т. е. обращен к области межличностного взаимодействия, часто формулируется в форме жалобы на кого-либо. Запрос «пациента» — чаще в большей мере интернален, он гораздо глубже, включает не просто собственную неспособность человека адаптироваться к межличностным отношениям, но и «трудности совладания с собой», более глубокие личностные проблемы. Однако практика заключения «вторичных» и последующих контрактов на работу в консультировании подчеркивает многоуровневость любой психологической работы. А коррекция претензий и конфликтов в межличностной сфере позволяет «мягко» преодолевать тяжелейшие нарушения в сфере внутри личностного благополучия. 
    ► Различия эффектов, как возникающих в ходе помогающего взаимодействия, так и свидетельствующих об окончании помощи.Эффекты психологического консультирования располагаются обычно в области адаптации себя к среде или взаимоотношениям. Эффекты психотерапии более долговременны, связаны с личностными изменениями, трансформациями, более глубоки и масштабны. В связи с этим в психотерапии разделяют даже уровни эффектов — первичные и вторичные, непосредственные и отсроченные. Но и те и другие есть и там и там. Различия могут сказываться скорее в их соотношении, мере выраженности и ориентации специалиста и клиента на получение информации большей или меньшей значимости. 
    В связи с этим также выделяют, например, следующие фазы психотерапевтического процесса, каждая из которых также может становиться самостоятельной формой или целью помогающего диалога:
  3. знакомство как диагностика и выслушивание клиента;
  4. построение психотерапевтических отношений/диалог (построение «терапевтического союза»);
  5. проведение терапевтического вмешательства/коррекция;
  6. оценка результатов психотерапии и перспектив работы и развития клиента.

Психотерапевт создает безопасную атмосферу общения, в которой пациент может свободно говорить о переживаниях, тяготящих его и окружающих, и открыто выражать свои чувства. Современные, наиболее эффективные методы индивидуальной психотерапии осуществляются на основе формирования терапевтического союза.

 

► Различия в подготовке специалистов. Квалификацию консультанта подтверждает, как правило, диплом и различные сертификаты переподготовки. Для психотерапевта необходима и медицинская подготовка, опыт работы с супервизором и прохождения психотерапевтического процесса в качестве клиента. Однако и здесь мы встречаем самые различные варианты, особенно в России, стране, где практика консультирования и психотерапии долгое время оставалась уделом немногих, и институты профессионального патронажа и супервизии (помощи профессионалам со стороны более опытных коллег, наставников и/или супервизоров) только складываются. 
Таким образом, специфику психологического консультирования и психотерапии определить трудно. Психотерапия и психологическое консультирование выступают как разные части одного и того же. Иногда психологическое консультирование рассматривается как преамбула к психотерапии, а психотерапия — естественное продолжение консультативной работы. Психологическое консультирование создает внутренние предпосылки для психотерапии. Часто отмечается, что психологическое консультирование и психотерапия связаны и в историческом плане, правда, несколько противоположным образом: первые идеи психологического консультирования в узком смысле этого слова появились на основе практики психотерапии (Орлов А. Б., 1997 и др.). 
Сложность идентификации психологического консультирования как области профессиональной деятельности самой по себе в современной России накладывается на ряд специфических проблем, связанных с общей социально-политической и социально-экономической ситуацией в стране. Кризис современного российского общества сказывается на развитии практики и теории психологического консультирования двойственным образом. 
Рассмотрим основные факторы, с одной стороны, способствующие интенсивному развитию психологического консультирования, и, с другой стороны, тормозящие ее развитие. К ним можно отнести, в частности, Орлова А. Б. (1997) и др. 
1. Внешние, социальные факторы. 
а) Изменения и индивидуализация человеческих ценностей в мире и в нашем обществе. Это ведет к усилению запроса и популярности психологической работы. Российское общество, ранее в значительной мере объединенное системой четко определенных ценностей, за небольшой период оказалось разделенным и во многом потерявшим ранее удерживающие от многих, в том числе внутри личностных, нарушений ориентиры. Люди разделились на несколько основных групп, различающихся по характеру их отношения к психологической помощи. 
Первая часть людей попыталась найти «утешение» в религиозных ценностях, найдя психотерапевта в лице священнослужителя или культа в целом. 
Вторая часть до сих пор озабочена поиском единой «национальной» или другой идеи, например идеи «соборности», «рынка» и т. д. Психологическая помощь их интересует мало и иногда может являться объектом осуждения и критики, отвлекающим от «реальной» ситуации. 
Третья часть людей была вынуждена выстраивать собственные системы ценностей, в той или иной мере связанные с усвоенными ими раньше. Они представляют наиболее успешную и продуктивную группу клиентов, активно включающуюся в диалог со специалистом и быстро находящую недостающие «детали» новой — благополучной — картины мира. 
Четвертая часть — наиболее неблагополучных в психологическом плане клиентов — до сих пор не нашла и даже перестала искать ценностно-смысловые основы своей жизни. Многие, потеряв ее смысл, присоединились к тому «большинству», которое является активным потребителем психологической помощи не столько в силу осознанности проблем, сколько в силу «модных тенденций» и подражания западному образу жизни. Здесь воедино сошлись романтизированный в периоды перестройки образ неудовлетворенного системой отношений в обществе «интеллигентного российского невротика» и довольного, счастливого «успешного американского яппи». 
б) Социальная и экономическая дифференциация населения. В результате этого фактора, особенно в крупнейших центрах страны, появился слой людей, способных позволить себе «роскошь» психотерапии, оказаться в позиции клиента и заплатить за услуги специалиста. 
С другой стороны, в областных и районных центрах России были созданы и функционируют ряд бесплатных индивидуальных и семейных консультаций, приходя в которые клиент, как и работающий в них психолог, подчас не берет на себя практически никакой ответственности за происходящее. 
в) Усиление сложных, проблемных аспектов социальной жизни. Общий стресс и постоянные кризисы, в которое включено все население страны, связаны также с интенсификацией социальной жизни, появлением новых проблем и повышением уровня тех трудностей, которые приходится преодолевать в образовательной и профессиональной сфере, деловой и интимно-личностной сферах. Этот стресс связан также с социальной нестабильностью жизни и трансформацией коммуникаций, реализуемых каждым человеком: их упрощением, непрозрачностью, неустойчивостью. Все это увеличивает напряжение и способствует росту клиентуры психолога, и, вместе с тем, запрос и на иную помощь — включая «помощь» парапсихологическую и т. д. 
г) Неэффективность или даже отказ выполнять свои функции у целого ряда традиционных социальных институтов, таких как семья, школа. В последние десятилетия произошла существенная трансформация фунций институтов, связанных с работой и отдыхом. Она осуществлялась наряду с общей тенденцией роста неудовлетворенности людей, как самими собой, так и работой этих институтов, пониманием их неспособности удовлетворять духовные и даже просто социальные запросы человека, что побуждает людей к поиску других способов и институтов решения своих внутренних и внешних проблем. 
2. Внутренние факторы: важнейшую роль играют факторы, связанные с развитием самой психологии как науки и практики развития человека и общества: 
а) Завершение процесса интеграции отечественной психологии в мировую, как на уровне психологического образования, так и уровне исследовательской работы. Одним из показателей этого является развитие психологического консультирования и других активных методов психологической помощи, активное формирование собственных школ, аккумулирующих теоретический и практический опыт зарубежных коллег. Вместе с тем, многие специалисты уже давно отмечают, что в развитии психологии наметился системный кризис, достигнута точка, в которой многообразные ветви психологии, включая ее теоретическую и практическую части, должны быть соединены — ради качественного скачка в новую психологию. Но именно множественность психологических концепций и методик, бесконечное дублирование базовых данных мешают этому новому скачку, хотя и развивают интерес неофитов и клиентов к различным подходам, не повышая, впрочем, удовлетворенности помощью. 
б) Уменьшение дисбаланса между теоретической и практической отечественной психологией. Развитие связей между ними связаны с попытками операционализа ции и разработки технологий практической работы, теоретического осмысления результатов эмпирических и прикладных работ. Взаимное стимулирование теории и практики, приток художественных и этических категорий в психологию как науку не только о психике, но и о душе, помогает практике консультирования развиваться, несмотря на стагнацию многих теоретических направлений и разделов науки. 
в) Гуманизация и дифференциация психологической практики. Психологическая работа становится более дифференцированной и многообразной: специалист начинает обслуживать и организации, и группы, и семьи, и частных лиц: разные группы клиентов ставятся в один ряд, в том числе — с социумом в целом. Психология и гуманистический подход начинают проникать в психиатрию, медицину и т. д. 
Особый вопрос — вопрос о различиях индивидуальной и групповой форм работы. Специфика групповой психотерапии заключается в целенаправленном использовании в психотерапевтических целях групповой динамики (то есть всей совокупности взаимоотношений, возникающих между участниками группы, включая и группового психотерапевта), в лечебных и развивающих целях. 
Групповая психотерапия не является самостоятельным теоретическим направлением в психотерапии, а представляет собой специфическую форму или метод, где основным инструментом психотерапевтического воздействия выступает группа, в отличие от индивидуальной, где таким инструментом является только психотерапевт. 
Каждый из видов консультирования и/или психотерапии выдвигает специфические требования к навыкам специалиста.

 

Основные различия между различными формами психотерапии касаются: 
1) специфики ситуации взаимодействия, различия 
роли психотерапевта (тренера, супервизора), различия 
клиентов психотерапии и типов проблем; 
2) содержательные и процессуальные различия (в том 
числе связанные с использованием тех или иных техник, упражнений и с ценностно-теоретическими основами помощи); 
3) ориентация преимущественно на самопонимание клиента в психотерапии и понимание клиентами мира, своего поведения, понимания и ценностных отношений в тренинге или в противовес супервизии, направленной на осмысление консультантом своего поведения, понимания и ценностных отношений — в профессиональной деятельности, а также поведения, понимания и ценностей клиента. 
При этом индивидуальное консультирование часто имеет ряд преимуществ перед групповым и семейным, — клиент получает полное внимание консультанта, более полно обеспечивается психологическая безопасность клиента, включая соблюдение конфиденциальности, более глубокое понимание клиента консультантом. Кроме того, в индивидуальном консультировании многое зависит от консультанта, его профессионализма и личностной зрелости, поскольку консультант выступает как единственный более или менее успешный (неуспешный) «другой» — легче отследить взаимные влияния и оценить эффекты (результаты) взаимодействия, в семейном и групповом консультировании очень многое зависит от взаимодействия внутри и между группой и специалистом. 
Однако в групповом и семейном консультировании возникают дополнительные каналы воздействия, «групповое» влияние и возможность «здесь-и-теперь» апробации новых шаблонов поведения и познания в общении с не-спе-циалистами («обыденными психологами»), с незнакомыми до этого людьми, клиент учится принимать помощь от непрофессионалов и учится оказывать психологическую помощь в повседневной социальной жизни, осознавать и исследовать симптоматические особенности понимания себя другими членами группы (семьи); сопоставлять свой внутренний опыт с опытом других людей; укреплять свое Я на основе идентификации и деидентификации с отдельными членами группы, с некоторыми ситуациями. В семейной психотерапии, кроме того, отмечается роль такого особого качества отношений в семейной группе, стремление семейной групп «изменяться, не изменяясь» — наличие сложившихся семейных паттернов, требующих осознания, переработки и/или трансформации. Межличностная динамика выступает как источник информации и исследовательская лаборатория, посвященная познанию себя и других людей, изучению типичных и нетипичных социальных (семейных) ситуаций. Появляется возможность исследовать процессы социального поведения (своего и других людей); учиться видеть и принимать как сходства, так и различия между людьми, между собой и людьми (развитие толерантности)— сравнивая процессы и опыт внегруппового и группового взаимодействия. 
Сходство разных форм психотерапии (групповой, семейной и индивидуальной) проявляется:

  1. в их ориентации на развитие самопонимания клиента, переоценивание прошлого опыта; получение новой информации и переосмысление уже имеющейся;
  2. принятие на себя ответственности, переучивание и развитие необходимых навыков и обучение новым;
  3. его самоусиление и доверие к себе; самопринятие;
  4. исследование специалистом собственной идентичности; в том числе проявлений своего бессознательного; расширение палитры способов поведения, понимания себя и мира.

Цели психотерапии определяются в общем плане как раскрытие, осознание и переработка проблем и травмирующих ситуаций, внутриличностных и межличностных конфликтов участников, коррекция неадекватных отношений, эмоциональных, когнитивных и поведенческих стереотипов на основании межличностного взаимодействия. Задачи этого вида работы часто обозначаются так:

  1. в интеллектуальной сфере — осознание и обогащение когнитивных связей «личность — ситуация — болезнь», осознание интерперсонального плана собственной личности и осознание генетического (исторического) плана — нарушения/развития, личности, отношений;
  2. в эмоциональной сфере — получение эмоциональной поддержки и формирование эмоционально более благоприятного отношения к себе; непосредственное переживание и осознание нового опыта в группе и самого себя; точное распознание и вербализация собственных эмоций, а также их принятие; переживание заново и осознание прошлого опыта и получение нового эмоционального опыта в группе;
  3. в поведенческой сфере — формирование эффективной саморегуляции на основе адекватного, точного самопонимания и эмоционально более благоприятного отношения к себе.

Психотерапия и консультирование во многом есть процессы воздействия на смыслообразование, объединяющие в себе когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Оно осуществляется в двух формах: активизация и трансформация процессов смыслообразования. Приемы, реализующие их, довольно разнообразны:

  1. внушающее побуждающее воздействие; побуждение внутреннего диалога или побуждение к слушанию «тела» средствами направленной терапии или как результат наблюдения в процессе выполнения психотерапевтических рекомендаций;
  2. катарсические переживания при соприкосновении с произведениями искусства, природой, ритуально-карнавальными ситуациями;

Информация о работе Специфика консультирования супругов в состоянии измены