Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 09:20, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена тем, что семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. На каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам семьи, морали, духовности. В то же время, в усложнившихся условиях современного бытия, семья как уникальный посредник между интересами личности и общества, оказалась в эпицентре общественных катаклизмов.
Введение………………………………………………………………………
1. Теоретический анализ проблемы консультирования супругов в состоянии измены
1.1 Понятие «психологическое консультирование» в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………….
1.2 Состояние измены как фактор риска в семейных отношениях……..
1.3 Специфика консультирования по семейным проблемам……………
Выводы по первой главе…………………………………………………..
Также важно отметить, что и психотерапия как процесс коррекции уже существующей проблемы или заболевания, так и психопрофилактика как процесс коррекции причин возможных затруднений и болезней часто используют весь спектр существующих методов и по сути своей обращены к диалогу как основному, если не единственно ценному, методу работы. Все это указывает на разноуровневый, динамический характер соотношения задач и методов психологической коррекции и психотерапии.
Понятия «психологическая коррекция» и «психологическое вмешательство» обнаруживают очевидное сходство. Психологическая коррекция, так же как и психологическое вмешательство, понимается специалистами как целенаправленное психологическое воздействие, Иногда можно уточнить соотношение этих терминов через выражение «психологическое вмешательство с целью психологической коррекции», однако это не всегда необходимо. При этом в отечественной литературе более распространенным является понятие «психологическая коррекция» (подчеркивается цель), а в зарубежной — «психологическое вмешательство» (подчеркивается средство помогающего взаимодействия).
Важное значение придается классификации видов психологического взаимодействия с клиентами и пациентами по поставленным целям, например:
В современной практике принято
также деление методов психотерапии на
симптомо-ориентированные (направленные
на работу и преодоление негативных симптомов),
личностно ориентированные (направленные
на разрешение проблем личностного функционирования
и развития) и социо-ориентированные (направленные
на разрешение проблем функционирования
и развития человека или группы в социуме,
в том числе, общине). Интеграция этих методов,
по мнению многих современных специалистов,
обеспечивает наилучший психотерапевтический
эффект.
Увеличение числа методов в психологической
помощи, в последнее время приведшее к
усилению интегра-тивного движения в психотерапии
и консультировании, подтверждает положение
о том, что имеющиеся подходы не столько
различаются по отношению к единому объекту,
сколько концентрируются на разных ее
аспектах и проблемах. Этим и обусловлено
различие в методах психотерапии и множество
их классификационных действий.
В целом в России до сих пор отмечается отсутствие общепринятого взгляда на проблематику соотношения психотерапии и психологического консультирования.
Одна группа исследователей констатирует идентичность этих понятий и обозначаемых ими практик, связывая различие интерпретаций:
а) с индивидуальными предпочтениями исследователя;
б)с идеологическим контекстом рассмотрения проблемы.
Так, обычно считается, что психологическое консультирование и психотерапия — заведомо различные по сложности, глубине, направленности и т. д. области профессиональной деятельности, во многом связанные с особенностями проблем и нарушений в жизни клиента. Поэтому психологу, работающему в медицинских учреждениях, как правило, присваивается звание психотерапевта, в немедицинских — консультанта.
Вторая группа исследователей считает психологическое консультирование упрощенным вариантом, неким преддверием психотерапии. Или — в крайнем варианте — качественно отличной (по своим средствам и задачам) формой взаимодействия и/или профессиональной деятельностью.
В качестве моментов
идентичности или тождества
Различий этих практик и понятий отмечают гораздо больше и чаще. Это особенно важно на этапе обучения консультированию и/или психотерапии. Однако когда мы имеем дело с высокими уровнями профессиональных достижений, то различия существенно нивелируются. В обеих ситуациях отмечается, что инструментом специалиста является его личность. И именно эта личность, ее способность к помогающему и развивающему диалогу, определяет масштаб и название того, что происходит между людьми, включенными в диалог как великолепный и непредсказуемый хаос человеческих отношений, моделей поведения, мыслей и переживаний.
Психотерапевт создает безопасную атмосферу общения, в которой пациент может свободно говорить о переживаниях, тяготящих его и окружающих, и открыто выражать свои чувства. Современные, наиболее эффективные методы индивидуальной психотерапии осуществляются на основе формирования терапевтического союза.
► Различия в подготовке
специалистов. Квалификацию консультанта
подтверждает, как правило, диплом и различные
сертификаты переподготовки. Для психотерапевта
необходима и медицинская подготовка,
опыт работы с супервизором и прохождения
психотерапевтического процесса в качестве
клиента. Однако и здесь мы встречаем самые
различные варианты, особенно в России,
стране, где практика консультирования
и психотерапии долгое время оставалась
уделом немногих, и институты профессионального
патронажа и супервизии (помощи профессионалам
со стороны более опытных коллег, наставников
и/или супервизоров) только складываются.
Таким образом, специфику психологического
консультирования и психотерапии определить
трудно. Психотерапия и психологическое
консультирование выступают как разные
части одного и того же. Иногда психологическое
консультирование рассматривается как
преамбула к психотерапии, а психотерапия
— естественное продолжение консультативной
работы. Психологическое консультирование
создает внутренние предпосылки для психотерапии.
Часто отмечается, что психологическое
консультирование и психотерапия связаны
и в историческом плане, правда, несколько
противоположным образом: первые идеи
психологического консультирования в
узком смысле этого слова появились на
основе практики психотерапии (Орлов А.
Б., 1997 и др.).
Сложность идентификации психологического
консультирования как области профессиональной
деятельности самой по себе в современной
России накладывается на ряд специфических
проблем, связанных с общей социально-политической
и социально-экономической ситуацией
в стране. Кризис современного российского
общества сказывается на развитии практики
и теории психологического консультирования
двойственным образом.
Рассмотрим основные факторы, с одной
стороны, способствующие интенсивному
развитию психологического консультирования,
и, с другой стороны, тормозящие ее развитие.
К ним можно отнести, в частности, Орлова
А. Б. (1997) и др.
1. Внешние, социальные факторы.
а) Изменения и индивидуализация человеческих
ценностей в мире и в нашем обществе. Это
ведет к усилению запроса и популярности
психологической работы. Российское общество,
ранее в значительной мере объединенное
системой четко определенных ценностей,
за небольшой период оказалось разделенным
и во многом потерявшим ранее удерживающие
от многих, в том числе внутри личностных,
нарушений ориентиры. Люди разделились
на несколько основных групп, различающихся
по характеру их отношения к психологической
помощи.
Первая часть людей попыталась найти «утешение»
в религиозных ценностях, найдя психотерапевта
в лице священнослужителя или культа в
целом.
Вторая часть до сих пор озабочена поиском
единой «национальной» или другой идеи,
например идеи «соборности», «рынка» и
т. д. Психологическая помощь их интересует
мало и иногда может являться объектом
осуждения и критики, отвлекающим от «реальной»
ситуации.
Третья часть людей была вынуждена выстраивать
собственные системы ценностей, в той
или иной мере связанные с усвоенными
ими раньше. Они представляют наиболее
успешную и продуктивную группу клиентов,
активно включающуюся в диалог со специалистом
и быстро находящую недостающие «детали»
новой — благополучной — картины мира.
Четвертая часть — наиболее неблагополучных
в психологическом плане клиентов — до
сих пор не нашла и даже перестала искать
ценностно-смысловые основы своей жизни.
Многие, потеряв ее смысл, присоединились
к тому «большинству», которое является
активным потребителем психологической
помощи не столько в силу осознанности
проблем, сколько в силу «модных тенденций»
и подражания западному образу жизни.
Здесь воедино сошлись романтизированный
в периоды перестройки образ неудовлетворенного
системой отношений в обществе «интеллигентного
российского невротика» и довольного,
счастливого «успешного американского
яппи».
б) Социальная и экономическая дифференциация
населения. В результате этого фактора,
особенно в крупнейших центрах страны,
появился слой людей, способных позволить
себе «роскошь» психотерапии, оказаться
в позиции клиента и заплатить за услуги
специалиста.
С другой стороны, в областных и районных
центрах России были созданы и функционируют
ряд бесплатных индивидуальных и семейных
консультаций, приходя в которые клиент,
как и работающий в них психолог, подчас
не берет на себя практически никакой
ответственности за происходящее.
в) Усиление сложных, проблемных аспектов
социальной жизни. Общий стресс и постоянные
кризисы, в которое включено все население
страны, связаны также с интенсификацией
социальной жизни, появлением новых проблем
и повышением уровня тех трудностей, которые
приходится преодолевать в образовательной
и профессиональной сфере, деловой и интимно-личностной
сферах. Этот стресс связан также с социальной
нестабильностью жизни и трансформацией
коммуникаций, реализуемых каждым человеком:
их упрощением, непрозрачностью, неустойчивостью.
Все это увеличивает напряжение и способствует
росту клиентуры психолога, и, вместе с
тем, запрос и на иную помощь — включая
«помощь» парапсихологическую и т. д.
г) Неэффективность или даже отказ выполнять
свои функции у целого ряда традиционных
социальных институтов, таких как семья,
школа. В последние десятилетия произошла
существенная трансформация фунций институтов,
связанных с работой и отдыхом. Она осуществлялась
наряду с общей тенденцией роста неудовлетворенности
людей, как самими собой, так и работой
этих институтов, пониманием их неспособности
удовлетворять духовные и даже просто
социальные запросы человека, что побуждает
людей к поиску других способов и институтов
решения своих внутренних и внешних проблем.
2. Внутренние факторы: важнейшую роль
играют факторы, связанные с развитием
самой психологии как науки и практики
развития человека и общества:
а) Завершение процесса интеграции отечественной
психологии в мировую, как на уровне психологического
образования, так и уровне исследовательской
работы. Одним из показателей этого является
развитие психологического консультирования
и других активных методов психологической
помощи, активное формирование собственных
школ, аккумулирующих теоретический и
практический опыт зарубежных коллег.
Вместе с тем, многие специалисты уже давно
отмечают, что в развитии психологии наметился
системный кризис, достигнута точка, в
которой многообразные ветви психологии,
включая ее теоретическую и практическую
части, должны быть соединены — ради качественного
скачка в новую психологию. Но именно множественность
психологических концепций и методик,
бесконечное дублирование базовых данных
мешают этому новому скачку, хотя и развивают
интерес неофитов и клиентов к различным
подходам, не повышая, впрочем, удовлетворенности
помощью.
б) Уменьшение дисбаланса между теоретической
и практической отечественной психологией.
Развитие связей между ними связаны с
попытками операционализа ции и разработки
технологий практической работы, теоретического
осмысления результатов эмпирических
и прикладных работ. Взаимное стимулирование
теории и практики, приток художественных
и этических категорий в психологию как
науку не только о психике, но и о душе,
помогает практике консультирования развиваться,
несмотря на стагнацию многих теоретических
направлений и разделов науки.
в) Гуманизация и дифференциация психологической
практики. Психологическая работа становится
более дифференцированной и многообразной:
специалист начинает обслуживать и организации,
и группы, и семьи, и частных лиц: разные
группы клиентов ставятся в один ряд, в
том числе — с социумом в целом. Психология
и гуманистический подход начинают проникать
в психиатрию, медицину и т. д.
Особый вопрос — вопрос о различиях индивидуальной
и групповой форм работы. Специфика групповой
психотерапии заключается в целенаправленном
использовании в психотерапевтических целях гру
Групповая психотерапия не является самостоятельным
теоретическим направлением в психотерапии,
а представляет собой специфическую форму
или метод, где основным инструментом
психотерапевтического воздействия выступает
группа, в отличие от индивидуальной, где
таким инструментом является только психотерапевт.
Каждый из видов консультирования и/или
психотерапии выдвигает специфические
требования к навыкам специалиста.
Основные различия между различными
формами психотерапии касаются:
1) специфики ситуации взаимодействия,
различия
роли психотерапевта (тренера, супервизора),
различия
клиентов психотерапии и типов проблем;
2) содержательные и процессуальные различия
(в том
числе связанные с использованием тех
или иных техник, упражнений и с ценностно-теоретическими
основами помощи);
3) ориентация преимущественно на самопонимание
клиента в психотерапии и понимание клиентами
мира, своего поведения, понимания и ценностных
отношений в тренинге или в противовес
супервизии, направленной на осмысление
консультантом своего поведения, понимания
и ценностных отношений — в профессиональной
деятельности, а также поведения, понимания
и ценностей клиента.
При этом индивидуальное консультирование
часто имеет ряд преимуществ перед групповым
и семейным, — клиент получает полное
внимание консультанта, более полно обеспечивается
психологическая безопасность клиента,
включая соблюдение конфиденциальности,
более глубокое понимание клиента консультантом.
Кроме того, в индивидуальном консультировании
многое зависит от консультанта, его профессионализма
и личностной зрелости, поскольку консультант
выступает как единственный более или
менее успешный (неуспешный) «другой»
— легче отследить взаимные влияния и
оценить эффекты (результаты) взаимодействия,
в семейном и групповом консультировании
очень многое зависит от взаимодействия
внутри и между группой и специалистом.
Однако в групповом и семейном консультировании
возникают дополнительные каналы воздействия,
«групповое» влияние и возможность «здесь-и-теперь»
апробации новых шаблонов поведения и
познания в общении с не-спе-циалистами
(«обыденными психологами»), с незнакомыми
до этого людьми, клиент учится принимать
помощь от непрофессионалов и учится оказывать
психологическую помощь в повседневной
социальной жизни, осознавать и исследовать
симптоматические особенности понимания
себя другими членами группы (семьи); сопоставлять
свой внутренний опыт с опытом других
людей; укреплять свое Я на основе идентификации
и деидентификации с отдельными членами
группы, с некоторыми ситуациями. В семейной
психотерапии, кроме того, отмечается
роль такого особого качества отношений
в семейной группе, стремление семейной
групп «изменяться, не изменяясь» — наличие
сложившихся семейных паттернов, требующих
осознания, переработки и/или трансформации.
Межличностная динамика выступает как
источник информации и исследовательская
лаборатория, посвященная познанию себя
и других людей, изучению типичных и нетипичных
социальных (семейных) ситуаций. Появляется
возможность исследовать процессы социального
поведения (своего и других людей); учиться
видеть и принимать как сходства, так и
различия между людьми, между собой и людьми
(развитие толерантности)— сравнивая
процессы и опыт внегруппового и группового
взаимодействия.
Сходство разных форм психотерапии (групповой,
семейной и индивидуальной) проявляется:
Цели психотерапии определяются в общем плане как раскрытие, осознание и переработка проблем и травмирующих ситуаций, внутриличностных и межличностных конфликтов участников, коррекция неадекватных отношений, эмоциональных, когнитивных и поведенческих стереотипов на основании межличностного взаимодействия. Задачи этого вида работы часто обозначаются так:
Психотерапия и консультирование во многом есть процессы воздействия на смыслообразование, объединяющие в себе когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Оно осуществляется в двух формах: активизация и трансформация процессов смыслообразования. Приемы, реализующие их, довольно разнообразны:
Информация о работе Специфика консультирования супругов в состоянии измены