Специфика развития творческих способностей в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить специфику и возможности развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью.
В теоретической части данного исследования для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
– рассмотреть проблему творчества и творческих способностей в современной психологии, в частности:
– определить понятия «творчество» и «творческие способности»;
– выделить основные компоненты творческих способностей;
– рассмотреть условия успешного развития творческих способностей – творческого мышления и творческого воображения;
– раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями;
– определить особенности изодеятельности детей и ее значение для развития творческих способностей;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….....3

Глава 1. Проблема творчества и творческих способностей
в современной психологии……………………………………………….......6
1.1. Понятия «творчество» и творческие способности»………………...….6
1.2. Компоненты творческих способностей……………………………........7
1.3. Условия успешного развития творческих способностей………..........10
1.4. Развитие качеств творческого мышления и творческого
воображения……………………………………………………………….....15
1.5. Влияние изобразительной деятельности на развитие
творческих способностей детей дошкольного возраста………………......20

Глава 2. Экспериментальные исследования развития творческих способностей детей дошкольного возраста………………………………..24
2.1. Констатирующий эксперимент………………………………………...24
2.2. Формирующие эксперименты………………………………………….27
2.3. Контрольный эксперимент……………………………………………..32

Заключение…………………………………………………………………..33

Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая_дошкольный возраст.doc

— 760.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

 

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Российский государственный  профессионально-

Педагогический университет»

 

Институт психологии

Кафедра педагогической психологии

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Возрастная психология»

на тему

 

«Специфика развития творческих способностей

в дошкольном возрасте»

 

 

 

 

Выполнил:

 

    Группа:

 

 

     Руководитель:

 

      Оценка:_____________

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2009

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………….....3

 

Глава 1. Проблема творчества и творческих способностей

в современной психологии……………………………………………….......6

1.1. Понятия «творчество» и творческие  способности»………………...….6

1.2. Компоненты творческих  способностей……………………………........7

1.3. Условия успешного развития творческих способностей………..........10

1.4. Развитие качеств творческого мышления и творческого

воображения……………………………………………………………….....15

1.5. Влияние изобразительной  деятельности на развитие 

творческих способностей детей дошкольного возраста………………......20

 

Глава 2. Экспериментальные исследования развития творческих способностей детей дошкольного возраста………………………………..24

2.1. Констатирующий эксперимент………………………………………...24

2.2. Формирующие эксперименты………………………………………….27

2.3. Контрольный эксперимент……………………………………………..32

 

Заключение…………………………………………………………………..33

 

Список литературы………………………………………………………….35

 

 

Введение

В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

Известно, что высшей и необходимейшей творческой способностью человека является воображение. Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, то есть в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

Вместе с тем именно эта творческая способность нуждается  в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Несмотря на то, что способность к творческой деятельности дана человеку от природы, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей. Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях развития личности.

Цель данной работы – изучить специфику и возможности развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью.

В теоретической части  данного исследования для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

– рассмотреть проблему творчества и творческих способностей в современной психологии, в частности:

– определить понятия  «творчество» и «творческие способности»;

– выделить основные компоненты творческих способностей;

– рассмотреть условия  успешного развития творческих способностей – творческого мышления и творческого  воображения;

– раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями;

– определить особенности  изодеятельности детей и ее значение для развития творческих способностей;

В эмпирической части  данного исследования предполагается:

– разработать комплексную методику диагностики и развития творческих способностей детей дошкольного возраста;

– определить возможные пути развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изодеятельности;

– провести экспериментальную  проверку отработанных форм, методов и средств для развития творческих способностей детей дошкольного возраста;

– разработать рекомендации по развитию творческого воображения  детей.

Гипотеза исследования: развитие творческих способностей происходит в процессе деятельности. Оптимальным средством для их развития у шестилетних детей на занятиях изобразительной деятельностью является художественно-дидактическая игра.

Исследования проводятся на базе МДОУ «Детский сад № 403», общеразвивающего вида города Екатеринбурга, Свердловской области. Продолжительность исследования – 6 недель. Количество испытуемых – 15 человек. Состав испытуемых – дети подготовительной группы (от 6 до 7 лет). Условия проведения – в нормальной обстановке, в дневное время.

 

Глава 1. Проблема творчества и творческих способностей

в современной  психологии.

1.1 Понятия «творчество» и «творческие способности».

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет  предопределяться тем содержанием, которое вкладывается в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что же такое творческие способности на самом деле?

Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью понимается такая деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Если внимательно рассмотреть  поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Таким образом, в самом  общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом  виде человеческой деятельности, то справедливо  говорить не только о художественных творческих способностях, но и о  технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

1.2 Компоненты  творческих способностей.

Творческие способности  представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах  творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий  момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление1. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.

Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого  мышления, которое характеризуется  следующими основными особенностями:

1. Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

4. Законченность – способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности2:

1. Способность видеть  проблему там, где её не видят  другие.

2. Способность сворачивать  мыслительные операции, заменяя  несколько понятий одним и  используя всё более ёмкие  в информационном отношении символы. 

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать  действительность целиком, не  дробя её на части.

5. Способность легко  ассоциировать отдалённые понятия. 

6. Способность памяти  выдавать нужную информацию в  нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать  одну из альтернатив решения  проблемы до её проверки.

9.Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть  вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования  идей.

12. Творческое воображение. 

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Кандидаты психологических  наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории3:

1. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.

2. Умение видеть целое  раньше частей.

3. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

4. Экспериментирование – способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности «поведения» предметов в этих условиях.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности4:

1. Способность рисковать. 

2. Дивергентное мышление.

3. Гибкость в мышлении  и действиях. 

4. Скорость мышления.

5. Способность высказывать  оригинальные идеи и изобретать  новые. 

6. Богатое воображение. 

7. Восприятие неоднозначности  вещей и явлений. 

8. Высокие эстетические ценности.

9. Развитая интуиция.

Информация о работе Специфика развития творческих способностей в дошкольном возрасте