Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 20:28, курсовая работа
Цель данной работы – изучить специфику и возможности развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью.
В теоретической части данного исследования для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
– рассмотреть проблему творчества и творческих способностей в современной психологии, в частности:
– определить понятия «творчество» и «творческие способности»;
– выделить основные компоненты творческих способностей;
– рассмотреть условия успешного развития творческих способностей – творческого мышления и творческого воображения;
– раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями;
– определить особенности изодеятельности детей и ее значение для развития творческих способностей;
Введение…………………………………………………………………….....3
Глава 1. Проблема творчества и творческих способностей
в современной психологии……………………………………………….......6
1.1. Понятия «творчество» и творческие способности»………………...….6
1.2. Компоненты творческих способностей……………………………........7
1.3. Условия успешного развития творческих способностей………..........10
1.4. Развитие качеств творческого мышления и творческого
воображения……………………………………………………………….....15
1.5. Влияние изобразительной деятельности на развитие
творческих способностей детей дошкольного возраста………………......20
Глава 2. Экспериментальные исследования развития творческих способностей детей дошкольного возраста………………………………..24
2.1. Констатирующий эксперимент………………………………………...24
2.2. Формирующие эксперименты………………………………………….27
2.3. Контрольный эксперимент……………………………………………..32
Заключение…………………………………………………………………..33
Список литературы………………………………
Список литературы
1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. СПб., 1994.
2. Богат В., Нюкалов
В. Развивать творческое
3. Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. М., 2000.
4. Брунер Д. С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М., 1977.
5. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества // Дошкольное воспитание, 1982, № 11.
6. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии, 1990, №4.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. СПб., «Союз», 1997.
8.Выготский Л. С.
Проблемы возрастной
9. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 тт. М., 1982. Т. 2.
10. Годфруа Ж. Психология. В 2х тт. М., «Мир», 1992. Т. 1.
11. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопросы психологии, 1988, № 6.
12. Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста // Вопросы психологии, 1987. № 1.
13. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. М., «Знание», 1994.
14. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. Пенза., Уникон-ТРИЗ, 2000.
15. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии, 1993, №2.
16. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. М., 1979.
17. Кириллова Г. Д. Начальные формы творческого воображения у детей // Дошкольное воспитание, 1971. № 2.
18. Карандашов Ю. Н. Развитие представления у детей. Учебное пособие. Минск, 1987.
19. Коршунова Л. С., Пружинин Б. И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. М., 1989.
20. Крылов Е. Школа творческой личности //Дошкольное воспитание, 1992, №. 7 – 8.
21. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок – дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Вопросы психологии, 1995, № 9-10.
22. Лейтес Н. С. Ранние представления одаренности. // Вопросы психологии, 1988, № 4.
23. Лук А.Н. Психология творчества. М., «Наука», 1978.
24. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. М., «Владос», 2001. Кн. 1.
25. Найссер У. Познание и реальность. М., 1981.
26. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки, М., «Молодая гвардия», 1989.
27. Никифорова О. Н. Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990.
28. Полуянов Д. Воображение и способности. М., «3нание», 1985.
29. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников // Дошкольное воспитание, 1996, №5.
30. Рубинштейн С. А. Основы общей психологии. В 2х тт. М., 1998. Т. 1.
31. Розетт И. М. Психология фантазии. Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей умственной деятельности. Минск, 1977.
32. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997.
1 Годфруа Ж. Психология. В 2 тт. М., «Мир», 1992. Т. 1. С. 436.
2 Лук А.Н. Психология творчества. – М., «Наука», 1978. С. 34 – 36.
3 Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Вопросы психологии, 1995, № 9. С. 54 – 55.
4 Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. Пенза, Уникон-ТРИЗ, 2000. С. 8.
5 Никитин Б.Н., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. М., «Молодая гвардия», 1989.С. 286 – 287.
6 Цит. по: Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. М., «Знание», 1994. С. 123.
7 Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. СПб., «Союз», 1997. С. 8.
Информация о работе Специфика развития творческих способностей в дошкольном возрасте