Специфика развития творческих способностей в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить специфику и возможности развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью.
В теоретической части данного исследования для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
– рассмотреть проблему творчества и творческих способностей в современной психологии, в частности:
– определить понятия «творчество» и «творческие способности»;
– выделить основные компоненты творческих способностей;
– рассмотреть условия успешного развития творческих способностей – творческого мышления и творческого воображения;
– раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями;
– определить особенности изодеятельности детей и ее значение для развития творческих способностей;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….....3

Глава 1. Проблема творчества и творческих способностей
в современной психологии……………………………………………….......6
1.1. Понятия «творчество» и творческие способности»………………...….6
1.2. Компоненты творческих способностей……………………………........7
1.3. Условия успешного развития творческих способностей………..........10
1.4. Развитие качеств творческого мышления и творческого
воображения……………………………………………………………….....15
1.5. Влияние изобразительной деятельности на развитие
творческих способностей детей дошкольного возраста………………......20

Глава 2. Экспериментальные исследования развития творческих способностей детей дошкольного возраста………………………………..24
2.1. Констатирующий эксперимент………………………………………...24
2.2. Формирующие эксперименты………………………………………….27
2.3. Контрольный эксперимент……………………………………………..32

Заключение…………………………………………………………………..33

Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая_дошкольный возраст.doc

— 760.00 Кб (Скачать файл)

В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.

Воображение у ребенка  начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его  жизни.

Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного  возраста?

До 3 лет у детей  воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

В 4 – 5 лет ребенок  начинает планировать, составлять в  уме план предстоящих действий.

В 6 – 7 лет воображение  носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.

Психологи считают, что  для развития воображения необходимо наличие определенных условий:

– эмоциональное общение с взрослыми;

– предметно-манипулятивная деятельность;

– необходимость разных видов деятельности.

Поскольку творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, взрослому необходимо расширять опыт ребенка, чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение.

Познавательные интересы ребенка-дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях.

В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка  должно идти по двум основным направлениям:

1. Постепенно обогащение  опыта ребенка, насыщение этого  опыта новыми знаниями о различных  областях действительности. Это  вызывает познавательную активность  дошкольника. Чем больше перед  детьми открывается сторон окружающей  действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.

2. Постепенное расширение  и углубление познавательных  интересов внутри одной и той  же сферы действительности.

Для того чтобы успешно  развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность. Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую пластинку. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению.

Накопление знаний, опыта – это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.

Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими особенностями как  оригинальность и богатство продуцируемых  образов. Одним из важнейших свойств  такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения дошкольника – это развитие направленности воображения.

У младшего дошкольника  воображение идет за предметом и  все, что он создаёт, носит отрывочный, неоконченный характер. Взрослые должны помочь ребенку научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать  свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения.

 

1.5. Влияние изобразительной деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес  многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей.

Так что же это такое  «изобразительная деятельность», или, другими словами, рисование? Прежде всего – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд.

При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые  анализаторы. В изобразительной  деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Подражая действиям  взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает манипулировать карандашами  и бумагой, создавая каракули. Постепенно ребенок уходит от бездумных чирканий по бумаге. Он начинает понимать функцию карандашей, его движения становятся более точными и разнообразными. Это период доизобразительной деятельности. Рисунок появляется, когда ребенок связывает некоторые из своих каракуль с предметами и специально создает воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения является началом изобразительной деятельности. В начале стремление изобразить с воспоминанием знакомого ему графического образа. Чаще всего это кругоподобные кривые, в которых ребенок «видит» дядю, тетю и т.д. Постепенно такое изображение его уже не удовлетворяет, и он начинает искать новые графические образы. Появляются «головоноги». Значительный скачок в развитии, как самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов т.п. Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование, как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живет.

Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения – произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.

Итак, развивая воображение  с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка.

Одной из задач опытно-экспериментальной  части работы было изучение влияния  изобразительной деятельности на развитие воображения. В эксперименте участвовали дети подготовительной группы в количестве 15 человек, в возрасте от 6 до 7 лет.

Констатирующие опыты  имели цель выявить уровень развития воображения испытуемых. С это целью использовалась методика Е. Торренса «Неполные фигуры». Тест предназначен для диагностики креативных (творческих) способностей детей.

Данная методика, являясь, по сути «миниатюрной моделью творческого  акта» (Е. Торренс) позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса. Эта методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств – видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест – фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их.

Глава 2. Экспериментальные исследования развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

 

2.1. Констатирующий  Эксперимент.

 

Тест креативности.

 

1. Экспериментальный  материал.

2. Порядок исследования.

Инструкция: На листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.

Качество рисунков с  точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.

3. Анализ результатов.

Все работы детей можно  поделить на 4 группы.

1 группа – оригинальные  изображения во всех 3х случаях.

2 группа – оригинальные  изображения в 2х случаях.

3 группа – оригинальные  изображения в одном случае.

4 группа – нет оригинальных  изображений.

Подсчитывалось также  общее количество оригинальных изображений  по всей группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывалась не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми.

 

Таблица № 1

 

Ф. И. ребенка

Круг

Квадрат

Треугольник

Группа

1. Кирпос Ю.

4

2. Ложков И.

4

3. Макарова К. 

+

3

4. Сережкин Д.

4

5. Лисичкин С.

+

+

2

6. Пастухова И.

4

7. Гоев В.

+

3

8. Стародубова О.

4

9. Калинин С.

4

10. Федоров И.

4

11. Монахов Д.

4

12. Селиванова А.

+

3

13. Петров Д.

4

14. Коровушкин В.

+

3

15. Зима С.

4


 

Общее количество оригинальных изображений: 7

 

Таблица № 2.

Перечень изображенных детьми предметов.

Ф. И. ребенка

Круг

Квадрат

Треугольник

1. Кирпос Ю.

колесо

портфель

дом

2. Ложков И.

колобок

телевизор

елка

3. Макарова К.

подсолнух 

подъемн. Кран.

Косынка

4. Сережкин Д.

будильник

телевизор

человек

5. Лисичкин С.

Шарик

машина легковая

Колокольчик

6. Пастухова И.

будильник

дом

конверт

7. Гоев В.

Мяч

телевизор

пилотка

8. Стародубова О.

солнце

змей

елка

9. Калинин С.

Шар

дом

пирамидка

10. Федоров И..

гриб

окно

дом

11. Монахов Д.

ромашка

часы

человек

12. Селиванова А.

человек

дом

елка

13. Петров Д.

солнце

телевизор

дом

14. Коровушкин В.

Яблоко

телевизор на тумбе

Елка

15. Зима С.

Солнце

картофель

дом

Информация о работе Специфика развития творческих способностей в дошкольном возрасте