Специфика развития творческих способностей в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить специфику и возможности развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью.
В теоретической части данного исследования для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
– рассмотреть проблему творчества и творческих способностей в современной психологии, в частности:
– определить понятия «творчество» и «творческие способности»;
– выделить основные компоненты творческих способностей;
– рассмотреть условия успешного развития творческих способностей – творческого мышления и творческого воображения;
– раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями;
– определить особенности изодеятельности детей и ее значение для развития творческих способностей;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….....3

Глава 1. Проблема творчества и творческих способностей
в современной психологии……………………………………………….......6
1.1. Понятия «творчество» и творческие способности»………………...….6
1.2. Компоненты творческих способностей……………………………........7
1.3. Условия успешного развития творческих способностей………..........10
1.4. Развитие качеств творческого мышления и творческого
воображения……………………………………………………………….....15
1.5. Влияние изобразительной деятельности на развитие
творческих способностей детей дошкольного возраста………………......20

Глава 2. Экспериментальные исследования развития творческих способностей детей дошкольного возраста………………………………..24
2.1. Констатирующий эксперимент………………………………………...24
2.2. Формирующие эксперименты………………………………………….27
2.3. Контрольный эксперимент……………………………………………..32

Заключение…………………………………………………………………..33

Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая_дошкольный возраст.doc

— 760.00 Кб (Скачать файл)

 

Вывод: Представленные результаты показали, что работы в основном 3, 4 группы. Оригинальных изображений выполнено мало. Наиболее часто встречаются в созданных детьми изображениях образы:

Круг – солнце, шарик;

Квадрат – телевизор, портфель, дом;

Треугольник – елка, дом, человек.

 

 

 

 

 

Констатирующий эксперимент.

 

 

 

2.2. Формирующий  эксперимент.

Далее с детьми проводили  формирующий эксперимент, цель которого была в развитии творческого воображения и фантазии, т.к. выяснили, что уровень развития воображения у ребят не высок.

 

Упражнение  «Три краски».

Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие, воображение.

Предлагали ребенку  взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Придумать название своей картине.

 

 

 

 

Таблица № 3

Ф. И. ребенка

Названия картин

Количество названий

1. Кирпос Ю.

Лес, жаркий день

2

2. Ложков И.

Полка, пляж

2

3. Макарова К.

Бумага цветная

1

4. Сережкин Д.

Торт, разные конфеты

2

5. Лисичкин С.

Водопад, летний день

2

6. Пастухова И.

Разноцветные ленты

1

7. Гоев В.

Лес, жаркий день, пляж

3

8. Стародубова О.

Канавы, пасмурный день

2

9. Калинин С.

Луна, ночь, ракета в небе

3

10. Федоров И.

Самолет в небе

1

11. Монахов Д.

Парк, листопад, осень

3

12. Селиванова А.

Поле цветов

1

13. Петров Д.

Трактор в поле

1

14. Коровушкин В.

Лес, занавес, овраг, закат

4

15. Зима С.

Разноцветные мелки

1

Всего:

 

29


 

1 человек – 4 названия 7%

3 человека – по 3 названия 20%

5 человек – по 2 названия 33%

6 человек – по 1 названию 40%

 

 

 

 

 

 

Модифицированный  тест Роршаха.

Цель: развивает у детей творческое воображение; учит находить сходство изображения неясных очертаний с реальными объектами, образами.

Оборудование: 10 карточек с пятнами различной конфигурации.

Ход занятия. Дети должны указать на сходство чернильного пятна, с каким либо объектом, образом. В результате проведенного занятия выделяются три типа ответов у детей: одни не могут найти сходства чернильного пятна с каким-либо объектом, другие указывают на сходство с одним объектом, третьи могут установить сходство с несколькими объектами. Нужно учить детей выделять целое, часть из пятна.

Таблица № 4

Ф. И. ребенка

 

Количество названий

1. Кирпос Ю.

Фонтан, башня

2

2. Ложков И.

Букет, дерево, мороженное

3

3. Макарова К.

Цветок, жук

2

4. Сережкин Д.

Барышня

1

5. Лисичкин С.

Бабочка, салют

2

6. Пастухова И.

Птица, рыба

2

7 Гоев В.

Божья коровка, жук

3

 8. Стародубова О.

Заяц, медведь

2

9. Калинин С.

Филин, лягушка

2

10. Федоров И.

Куст

1

11. Монахов Д.

Факел

1

12. Селиванова А.

Ракета, голубь

2

13. Петров Д.

Паук

1

14. Коровушкин В.

Павлин

1

15. Зима С.

Перо, цыпленок, корабль, самолет

4

Всего

 

28


 

Зима С. – 4 названия, Ложков И. и Гоев В. – по 3 названия.

 

Уровни развития.

Высокий

Средний

Низкий

20%

47%

33%


 

 

Упражнение «Волшебники»

Используется для развития чувств на базе воображения.

Предлагали детям две  совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Задача детей дорисовать эти фигуры, превратив одного в доброго, а  другого в злого «волшебника».

Таблица № 5

Уровни развития

Уровни

Количество детей

%

Высокий

4

27%

Средний

9

60%

Низкий

2

13%


 

2.3. Контрольный  эксперимент.

Цель: На основе, проведенного формирующего эксперимента выявить уровень развития творческого воображения детей с помощью тестов у испытуемых.

Тест креативности.

 

Детям снова предложили дорисовать геометрические фигуры.

 

Таблица № 6

 

Ф. И. ребенка

Круг

Квадрат

треугольник

Группа

1. Кирпос Ю.

+

+

2

2. Ложков И.

+

3

3. Макарова К.

+

3

4. Сережкин Д.

+

3

5. Лисичкин С.

+

+

2

6. Пастухова И.

+

3

7. Гоев В.

+

3

8. Стародубова О.

+

+

2

9. Калинин С.

+

+

2

10. Федоров И.

+

3

11. Монахов Д.

+

+

+

1

12. Селиванова А.

+

+

+

1

13. Петров Д.

+

+

2

14. Коровушкин В.

+

3

15. Зима С.

+

3


 

Таблица № 7

Ф. И. ребенка

Круг

Квадрат

Треугольник

1. Кирпос Ю.

Утенок

Книга

Ваза с цветами

2. Ложков И.

Новогодняя игрушка

Портфель

Треугольник

3. Макарова К.

Самовар

Окно

Гиря

4. Сережкин Д.

Бабушка

Скворечник

Гриб

5. Лисичкин С.

Часы

Сумка

Зонт

6. Пастухова И.

Петух

Кастрюля

Колпак

7. Гоев В.

Царевна

Торт

Флажок

8. Стародубова О.

Снеговик

Телевизор

Стрела

9. Калинин С.

Аквариум

Картина

Компас

10. Федоров И.

Чайник

Клетка с попугаем

Ракета

11. Монахов Д.

Ежик

Робот

Карандаш

12. Селиванова А.

Барабан

Машина

Пчела

13. Петров Д.

Цветок

Стол с вазой

Конфета

14. Коровушкин В.

Телефон

Дом

Дом

15. Зима С.

Звезда

Салфетка

Буратино


 

Оригинальных изображений 24.

Вывод: Таким образом, проведенное диагностическое задание и его анализ обнаружили, что после проведенных различных упражнений обнаружены более высокие показатели, оригинальных изображений 24.

 

 

 

 

 

 

Контрольный эксперимент

 

 

Заключение

Творческие способности  – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются:

– развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.

– развитие качеств мышления, которые формируют креативность. Такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.

Дошкольный возраст  имеет богатейшие возможности для  развития творческих способностей. К  сожалению, эти возможности с  течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно  эффективнее использовать их в дошкольном детстве.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями  являются:

– раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

– создание обстановки, опережающей развитие ребенка.

–самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.

– предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.

– умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

– комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Но создание благоприятных  условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями – нужна целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей.

Необходимым условием развития творческого воображения детей  является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческой. Изобразительная деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей.

Возможными путями для  его развития на занятиях рисования могут быть применение художественно-дидактических игр, рисование на темы, выразительные средства живописи. Но особенно большую роль играет применение игр на занятиях по изобразительной деятельности.

Исходя из результатов  проведенной  экспериментальной  работы видно, что наша гипотеза подтвердилась. У детей повысился уровень творческого воображения. Дети очень охотно включились в игровые ситуации, у них повысился интерес к рисованию.

Взаимосвязь изобразительной  деятельности с игрой создает  у детей лично значимый для  каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто рисует, а передает в изображениях образы игры, что способствует развитию творческого воображения. 

Информация о работе Специфика развития творческих способностей в дошкольном возрасте