Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 18:21, курсовая работа
Цель работы: провести параллель между умственной отсталостью и ЗПР, сравнить, выявить различия и общие черты.
Объект: нарушение умственного развития у детей.
Предмет: сравнение умственной отсталости у детей и ЗПР.
Задачи:
1) изучить характеристики психического развития детей
2)раскрыть виды умственной отсталости детей
3)провести сравнительную характеристику умственной отсталости детей и ЗПР.
Введение
Глава 1. Характеристика умственной отсталости
Признаки умственной отсталости…………………………………………….…..5
Виды умственной отсталости………………………………………………….….6
Степени умственной отсталости…………………………………………………11
Глава 2. Характеристика детей с ЗПР
2.1. Задержка психического развития……………………………………………………16
2.2. Особенности мышления у детей с задержкой психического развития…………….23
Глава 3. Сравнительная характеристика умственной отсталости и ЗПР
3.1. Понятие о дефекте…………………………………………………………………….26
3.2. Дифференциация умственной отсталости и ЗПР……………………29
Заключение
Список литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
Кафедра «Психология, социология,
государственное и
Курсовая работа
по дисциплине «Специальная психология»
Тема: «Сравнительная характеристика умственной отсталости и ЗПР.»
Выполнила: студентка
Мезвришвили Татия
группы ГПС-211, 2 курса
Преподаватель:
К.п.н., доцент Гребенникова Н.В.
МОСКВА-2013
Содержание:
Введение
Глава 1. Характеристика умственной отсталости
Глава 2. Характеристика детей с ЗПР
2.1. Задержка психического развития……………………………………………………16
2.2. Особенности мышления у детей
с задержкой психического развития…………….23
Глава 3. Сравнительная характеристика умственной отсталости и ЗПР
3.1. Понятие о дефекте…………………………………
3.2. Дифференциация умственной отсталости и ЗПР……………………29
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность данной работы заключается в том, что в России на данное время у детей констатируют диагноз умственной отсталости и ЗПР. Методы разработки по борьбе с этим диагнозом являются практически недостижимы.
Цель работы: провести параллель между умственной отсталостью и ЗПР, сравнить, выявить различия и общие черты.
Объект: нарушение умственного развития у детей.
Предмет: сравнение умственной отсталости у детей и ЗПР.
Задачи:
1) изучить характеристики психического развития детей
2)раскрыть виды умственной отсталости детей
3)провести сравнительную
характеристику умственной
Определение понятия “умственная отсталость” имеет не только теоретическое, но и практическое значение.
Теоретическое значение такого определения
состоит в том, что оно способствует
более глубокому пониманию
Каждая наука заинтересована в
правильном определении предмета ее
исследования. Неясное определение
предмета приводит к расплывчатости,
неопределенности научных исследований
в области данной науки. Ошибочное
толкование понятия “умственная
отсталость” неправильно
Нарушения и особенности развития
психики у детей могут быть
очень разнообразны. Поскольку в
данном курсе освещаются закономерности
психического развития умственно отсталого
ребенка, следует с самого начала
четко определить понятие “умственная
отсталость”, обозначить тот тип
аномального психического развития,
который подлежит изучению. Дать правильное
определение понятия “
Не менее важно практическое
значение правильного определения
понятия “умственная
Правильный отбор во вспомогательные школы важен не только для детей и их родителей, но и для правильной организации школьной сети.
Если ребенок, который не является умственно отсталым, но только некоторыми своими особенностями похож на него, направляется во вспомогательную школу, он лишается своевременного общего образования, страдает от того, что учится в иной, особой школе, не в такой, в какой учатся его товарищи по дому. Это наносит тяжелую психическую травму не только ребенку, но и его родителям.
Кроме того, следует иметь в виду, что обучение ребенка во вспомогательной школе обходится государству намного дороже.
Но не менее тяжела ошибка другого порядка. Если ребенка, который должен быть отнесен к числу умственно отсталых, направляют в массовую школу, он оказывается в числе хронически неуспевающих учеников, начинает ненавидеть учение и мешать работе класса. Такие ученики становятся обычно не только неуспевающими, но и недисциплинированными.
Как же решается на данном этапе вопрос о причинах и сущности умственной отсталости?
Причиной умственной отсталости является
поражение головного мозга
Если мы проанализируем это определение, то увидим, что утверждать факт умственной отсталости можно лишь при сочетании всех указанных в нем признаков.
В жизни мы встречаем детей, которые производят впечатление умственно отсталых. Поэтому возникает сомнение в том, смогут ли они начать либо продолжать обучение в массовой школе. Указанное впечатление может производить, например, глухонемой ребенок. Глухонемой ребенок, если он не был в специальном детском саду, к началу школьного обучения намного отстает от слышащего сверстника по своему умственному развитию. Но можно ли считать такого ребенка умственно отсталым? Разумеется, нет. Несмотря на сходство словосочетаний “отстал по умственному развитию” и “умственно отсталый ребенок”, это далеко не одно и то же.
Глава 1. Характеристика умственной отсталости
1.1. Признаки умственной отсталости
Умственная отсталость - это выраженное, необратимое системное нарушение познавательной деятельности, которое возникает в результате дифузного органического повреждения коры головного мозга.
В этом определении следует подчеркнуть наличие трех признаков:
1) органического диффузного
повреждения коры головного
2) системного нарушения интеллекта;
3) выраженность и необратимости этого нарушения.
Нехватка хотя бы одного
из этих признаков будет
-недоразвитие умственной
деятельности при отсутствии
органического повреждения
-локальное повреждение
мозга может обусловить
-функциональные нарушения
мозговых структур могут
- невыразительное снижение
интеллекта ограничивает
-органическое повреждение
мозга не обязательно вызывает
нарушение когнитивных функций,
Следует отметить, что не все дефектологи соглашаются с приведенным определением. Например, Л.М. Шипицына считает, что при легкой умственной отсталости не всегда имеет место органическое повреждение мозга. Некоторые ученые понятие умственной отсталости расширяют за счет тех случаев, когда отставание в развитии предопределено неблагоприятными социальными условиями, депривацией, педагогической запущенностью. Действительно, педагогическая запущенность может быть настолько глубокой, что приводит к необратимым изменениям в высшей нервной деятельности.
Ребенок пропускает сензитивные периоды формирования важнейших высших психических функций, в частности речи, и фактически останавливается на натуральной стадии развития.
По определению Д.М. Ісаевата (2005), умственная отсталость - это совокупность этиологически разных (наследственных, врожденных, приобретенных в первые годы жизни), непрогрессирующих патологических состояний, которые оказываются в общем психическом недоразвивании с преобладанием интеллектуального дефекта и приводят к осложнению социальной адаптации.
1.2. Виды умственной отсталости
В зависимости от времени возникновения умственную отсталость разделяют на два вида - олигофрению и деменцию.
Олигофрения - это вид умственной отсталости, который возникает в результате органического повреждения мозга в пренатальный, натальный или ранний (до трех лет) период детства и оказывается в тотальном психическом недоразвивании.
Важно отметить, что олигофрения определяется не этиологическими факторами, а ранним влиянием этих факторов на мозг. То есть очень разнообразные наследственные, врожденные, приобретенные вредности в пренатальный и ранний постнатальный периоды предопределяют общее психическое недоразвивание. Клинические проявления олигофрении не зависят от причин ее возникновения в отличие от деменции, при которой структура дефекта в определенной степени определяется этиологическими факторами.
Например, существенно отличаются
патогенез и психологические
особенности детей с
Как известно, мозг новорожденного
ребенка еще не завершил своего формирования.
Образование пробковых
Через вредное влияние
на кору головного мозга в ранний
период нейроны оказываются незрелыми
или заблокированными и не могут
полноценно выполнять свои функции,
что усложняет процесс
Поэтому психическое развитие ребенка-олигофрена осуществляется на аномальной основе. Ранний период повреждения коры головного мозга приводит к более выразительному недоразвитию функций, которые имеют более длительный период дозревания, что, в свою очередь, определяет иерархию, при которой прежде всего страдают регуляторные системы и высший уровень организации любой психической функции. Первичный дефект при олигофрении связан с тотальным недоразвития мозга, особенно филлогенетично самых молодых ассоциативных зон.
Вторичный дефект при олигофрении,
за В.В. Лебединским, имеет круговой
характер, предопределенный двумя координатами
недоразвития,: "снизу кверху"
- недостаточность элементарных психических
функций создает
В структуре дизонтогенеза при олигофрении наблюдается нарушение межанализаторних связей и соответственно - изоляция отдельных функций. Характерной для детей-олигофренов является оторванность речи от действия, осмысления, понимания материала от его запоминания.
Олигофрения имеет резидуальний (непрогредиентный) характер, то есть не имеет тенденции к прогрессу - углублению степени выраженности. Это обстоятельство и относительная сохраненность при легкой степени мотивациионно-потребностной, эмоционально-волевой сферы, целенаправленности деятельности, отсутствия енцефалопатических и психотических расстройств обеспечивают возможность удовлетворительной динамики развития и эффективность педагогического влияния. Но при олигофрении в динамике психического развития на всех этапах наблюдаются явления недоразвивания.
Информация о работе Сравнительная характеристика умственной отсталости и ЗПР