Сравнительная характеристика умственной отсталости и ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: провести параллель между умственной отсталостью и ЗПР, сравнить, выявить различия и общие черты.
Объект: нарушение умственного развития у детей.
Предмет: сравнение умственной отсталости у детей и ЗПР.
Задачи:
1) изучить характеристики психического развития детей
2)раскрыть виды умственной отсталости детей
3)провести сравнительную характеристику умственной отсталости детей и ЗПР.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Характеристика умственной отсталости
Признаки умственной отсталости…………………………………………….…..5
Виды умственной отсталости………………………………………………….….6
Степени умственной отсталости…………………………………………………11
Глава 2. Характеристика детей с ЗПР
2.1. Задержка психического развития……………………………………………………16
2.2. Особенности мышления у детей с задержкой психического развития…………….23
Глава 3. Сравнительная характеристика умственной отсталости и ЗПР
3.1. Понятие о дефекте…………………………………………………………………….26
3.2. Дифференциация умственной отсталости и ЗПР……………………29

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

специальная.docx

— 86.49 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

Кафедра «Психология, социология, государственное и муниципальное  управление »

 

Курсовая работа

по дисциплине «Специальная психология»

Тема: «Сравнительная характеристика умственной отсталости и ЗПР.»

 

 

Выполнила: студентка

Мезвришвили Татия

группы ГПС-211, 2 курса

Преподаватель:

К.п.н., доцент Гребенникова Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА-2013

Содержание:

Введение 

Глава 1. Характеристика умственной отсталости

    1. Признаки умственной отсталости…………………………………………….…..5
    2. Виды умственной отсталости………………………………………………….….6
    3. Степени умственной отсталости…………………………………………………11

Глава 2. Характеристика детей с ЗПР

2.1. Задержка психического развития……………………………………………………16

2.2. Особенности мышления у детей с задержкой психического развития…………….23 

Глава 3. Сравнительная  характеристика умственной отсталости и ЗПР

3.1. Понятие о дефекте…………………………………………………………………….26

3.2. Дифференциация умственной отсталости и ЗПР……………………29

 

Заключение 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность данной работы заключается в том, что в России на данное время у детей констатируют диагноз умственной отсталости и ЗПР. Методы разработки по борьбе с этим диагнозом являются практически недостижимы.

Цель работы: провести параллель между умственной отсталостью и ЗПР, сравнить, выявить различия и общие черты.

Объект: нарушение умственного развития у детей.

Предмет: сравнение умственной отсталости у детей и ЗПР.

Задачи:

 1) изучить характеристики психического развития детей

2)раскрыть виды умственной  отсталости детей 

3)провести сравнительную  характеристику умственной отсталости  детей и ЗПР.

Определение понятия “умственная отсталость” имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

Теоретическое значение такого определения  состоит в том, что оно способствует более глубокому пониманию сущности аномального психического развития детей.

Каждая наука заинтересована в  правильном определении предмета ее исследования. Неясное определение  предмета приводит к расплывчатости, неопределенности научных исследований в области данной науки. Ошибочное  толкование понятия “умственная  отсталость” неправильно ориентирует  ход научных поисков и исследования в патопсихологии, способствует неправомерному расширению либо сужению состава  изучаемых детей.

Нарушения и особенности развития психики у детей могут быть очень разнообразны. Поскольку в  данном курсе освещаются закономерности психического развития умственно отсталого  ребенка, следует с самого начала четко определить понятие “умственная  отсталость”, обозначить тот тип  аномального психического развития, который подлежит изучению. Дать правильное определение понятия “умственная  отсталость”—значит объяснить причину этого состояния и выделить его наиболее существенные признаки.

Не менее важно практическое значение правильного определения  понятия “умственная отсталость”. Для умственно отсталых детей  создана специальная система  обучения, сеть специальных школ и  детских домов. Все умственно  отсталые дети должны обучаться не в массовых, а в так называемых вспомогательных школах. От правильности и четкости определения понятия  “умственная отсталость” зависит  судьба многих детей. Если определение  будет ошибочным или расплывчатым, трудно будет правильно решить, какого ребенка следует отнести к числу умственно отсталых. Это значит, что трудно будет решить и то, в какую школу его направить—в массовую, вспомогательную или еще какую-нибудь, например в школу для алаликов, тугоухих и т. д.

Правильный отбор во вспомогательные  школы важен не только для детей  и их родителей, но и для правильной организации школьной сети.

Если ребенок, который не является умственно отсталым, но только некоторыми своими особенностями похож на него, направляется во вспомогательную школу, он лишается своевременного общего образования, страдает от того, что учится в иной, особой школе, не в такой, в какой  учатся его товарищи по дому. Это наносит тяжелую психическую травму не только ребенку, но и его родителям.

Кроме того, следует иметь в виду, что обучение ребенка во вспомогательной  школе обходится государству  намного дороже.

Но не менее тяжела ошибка другого  порядка. Если ребенка, который должен быть отнесен к числу умственно  отсталых, направляют в массовую школу, он оказывается в числе хронически неуспевающих учеников, начинает ненавидеть учение и мешать работе класса. Такие  ученики становятся обычно не только неуспевающими, но и недисциплинированными.

Как же решается на данном этапе вопрос о причинах и сущности умственной отсталости?

Причиной умственной отсталости является поражение головного мозга ребенка (недоразвитие, болезнь, ушиб и т. д.). Однако не всякое поражение головного  мозга ребенка приводит к стойкому нарушению его познавательной деятельности. В некоторых случаях таких  тяжелых последствий может и  не быть. Рассмотрим определение понятия  “умственная отсталость”. Умственно  отсталым называют такого ребенка, у  которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга.

Если мы проанализируем это определение, то увидим, что утверждать факт умственной отсталости можно лишь при сочетании  всех указанных в нем признаков.

В жизни мы встречаем детей, которые  производят впечатление умственно  отсталых. Поэтому возникает сомнение в том, смогут ли они начать либо продолжать обучение в массовой школе. Указанное впечатление может  производить, например, глухонемой ребенок. Глухонемой ребенок, если он не был в специальном детском саду, к началу школьного обучения намного отстает от слышащего сверстника по своему умственному развитию. Но можно ли считать такого ребенка умственно отсталым? Разумеется, нет. Несмотря на сходство словосочетаний “отстал по умственному развитию” и “умственно отсталый ребенок”, это далеко не одно и то же.

 

Глава 1. Характеристика умственной отсталости

 

1.1. Признаки умственной отсталости

Умственная отсталость - это выраженное, необратимое системное  нарушение познавательной деятельности, которое возникает в результате дифузного органического повреждения коры головного мозга.

В этом определении следует  подчеркнуть наличие трех признаков:

1) органического диффузного  повреждения коры головного мозга;

2) системного нарушения  интеллекта;

3) выраженность и необратимости  этого нарушения.

Нехватка хотя бы одного из этих признаков будет свидетельствовать  о том, что мы имеем дело не с  умственной отсталостью, а с каким-то другим видом дизонтогенеза. Действительно:

-недоразвитие умственной  деятельности при отсутствии  органического повреждения коры  головного мозга является признаком  педагогической запущенности, которая  поддается коррекции;

-локальное повреждение  мозга может обусловить выпадение  или расстройства той или другой  психической функции (нарушения  слуха, речи, пространственного гнозиса, зрительного восприятия и тому подобное), но при этом интеллект в целом оказывается сохраненным и есть возможность компенсации дефекта;

-функциональные нарушения  мозговых структур могут привести  к изъянам познавательной деятельности  временного характера, которые  при определенных условиях могут  быть устранены;

- невыразительное снижение  интеллекта ограничивает возможности  человека относительно овладения  определенными видами сложной  познавательной деятельности, однако  не влияет на успешность самостоятельной  социальной адаптации индивида;

-органическое повреждение  мозга не обязательно вызывает  нарушение когнитивных функций,  а может обусловить расстройства  эмоционально-волевой сферы и  дисгармоничноеразвитие.

Следует отметить, что не все дефектологи соглашаются  с приведенным определением. Например, Л.М. Шипицына считает, что при легкой умственной отсталости не всегда имеет  место органическое повреждение  мозга. Некоторые ученые понятие  умственной отсталости расширяют за счет тех случаев, когда отставание в развитии предопределено неблагоприятными социальными условиями, депривацией, педагогической запущенностью. Действительно, педагогическая запущенность может быть настолько глубокой, что приводит к необратимым изменениям в высшей нервной деятельности.

Ребенок пропускает сензитивные периоды формирования важнейших высших психических функций, в частности речи, и фактически останавливается на натуральной стадии развития.

По определению Д.М. Ісаевата (2005), умственная отсталость - это совокупность этиологически разных (наследственных, врожденных, приобретенных в первые годы жизни), непрогрессирующих патологических состояний, которые оказываются в общем психическом недоразвивании с преобладанием интеллектуального дефекта и приводят к осложнению социальной адаптации.

 

 

1.2. Виды умственной  отсталости

В зависимости от времени  возникновения умственную отсталость разделяют на два вида - олигофрению  и деменцию.

Олигофрения - это вид  умственной отсталости, который возникает  в результате органического повреждения  мозга в пренатальный, натальный или ранний (до трех лет) период детства и оказывается в тотальном психическом недоразвивании.

Важно отметить, что олигофрения  определяется не этиологическими факторами, а ранним влиянием этих факторов на мозг. То есть очень разнообразные  наследственные, врожденные, приобретенные  вредности в пренатальный и ранний постнатальный периоды предопределяют общее психическое недоразвивание. Клинические проявления олигофрении не зависят от причин ее возникновения в отличие от деменции, при которой структура дефекта в определенной степени определяется этиологическими факторами.

Например, существенно отличаются патогенез и психологические  особенности детей с травматической деменцией и деменцией, которая  возникла в результате нейроинфекции, тогда как олигофрении, предопределенные травмой или инфекцией, имеют одинаковую симптоматику.

Как известно, мозг новорожденного ребенка еще не завершил своего формирования. Образование пробковых структур, установления связей между нейронами  коры, миелинизация нервных волокон осуществляются параллельно с психическим развитием индивида и в значительной степени зависят от того опыта, который приобретает ребенок.

Через вредное влияние  на кору головного мозга в ранний период нейроны оказываются незрелыми  или заблокированными и не могут  полноценно выполнять свои функции, что усложняет процесс образования  связей между ними. Нейродинамика при олигофрении характеризуется слабостью запирательной функции коры головного мозга, неустойчивостью связей, инертностью и слабостью нервных процессов, недостаточностью внутреннего торможения, чрезмерной иррадиацией возбуждения, трудностями формирования сложных условных рефлексов.

Поэтому психическое развитие ребенка-олигофрена осуществляется на аномальной основе. Ранний период повреждения коры головного мозга приводит к более выразительному недоразвитию функций, которые имеют более длительный период дозревания, что, в свою очередь, определяет иерархию, при которой прежде всего страдают регуляторные системы и высший уровень организации любой психической функции. Первичный дефект при олигофрении связан с тотальным недоразвития мозга, особенно филлогенетично самых молодых ассоциативных зон.

Вторичный дефект при олигофрении, за В.В. Лебединским, имеет круговой характер, предопределенный двумя координатами недоразвития,: "снизу кверху" - недостаточность элементарных психических  функций создает неблагоприятную  основу для генеза вербально-логического мышления; "сверху книзу" - недоразвитие высших форм мышления препятствует перестройке элементарных психических процессов, в частности, формированию логической памяти, произвольного внимания, эталонного восприятия и тому подобное. Формирование вторичного дефекта предопределено культурной депривацией.

В структуре дизонтогенеза при олигофрении наблюдается нарушение межанализаторних связей и соответственно - изоляция отдельных функций. Характерной для детей-олигофренов является оторванность речи от действия, осмысления, понимания материала от его запоминания.

Олигофрения имеет резидуальний (непрогредиентный) характер, то есть не имеет тенденции к прогрессу - углублению степени выраженности. Это обстоятельство и относительная сохраненность при легкой степени мотивациионно-потребностной, эмоционально-волевой сферы, целенаправленности деятельности, отсутствия енцефалопатических и психотических расстройств обеспечивают возможность удовлетворительной динамики развития и эффективность педагогического влияния. Но при олигофрении в динамике психического развития на всех этапах наблюдаются явления недоразвивания.

Информация о работе Сравнительная характеристика умственной отсталости и ЗПР