Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 18:21, курсовая работа
Цель работы: провести параллель между умственной отсталостью и ЗПР, сравнить, выявить различия и общие черты.
Объект: нарушение умственного развития у детей.
Предмет: сравнение умственной отсталости у детей и ЗПР.
Задачи:
1) изучить характеристики психического развития детей
2)раскрыть виды умственной отсталости детей
3)провести сравнительную характеристику умственной отсталости детей и ЗПР.
Введение
Глава 1. Характеристика умственной отсталости
Признаки умственной отсталости…………………………………………….…..5
Виды умственной отсталости………………………………………………….….6
Степени умственной отсталости…………………………………………………11
Глава 2. Характеристика детей с ЗПР
2.1. Задержка психического развития……………………………………………………16
2.2. Особенности мышления у детей с задержкой психического развития…………….23
Глава 3. Сравнительная характеристика умственной отсталости и ЗПР
3.1. Понятие о дефекте…………………………………………………………………….26
3.2. Дифференциация умственной отсталости и ЗПР……………………29
Заключение
Список литературы
Выделяют такие основные признаки олигофрении:
- наличие интеллектуального дефекта, который сочетает с нарушениями моторики, вещания, восприятия, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения;
- тотальность интеллектуальной
недостаточности, то есть
- иерархичность
При этом высшие психические
функции, которые формируются позже
и характеризуются
Деменция - это вид умственной отсталости, который возникает вследствии повреждения коры головного мозга в период после двух-трех лет и оказывается в выразительном снижении интеллектуальных возможностей и в частичном распадении уже сформированых психических функций.
Поскольку формирование коры головного мозга в основном завершается в 16-18 лет, то явления деградации сопровождаются и психическим недоразвитием
Характер дезонтогенеза при деменции определяется соединением грубого нарушения ряда сформированных психических функций с недоразвитием онтогенетический ранних образований (лобных систем), как следствие - страдает лобно-подкорковое взаимодействие. Рядом с частичным выпадением отдельных корковых функций прежде всего наблюдаются расстройства эмоциональной сферы, часто с расторможенными поездами, тяжелыми нарушениями целеустремленной деятельности и личности в целом.
Повреждение приводит к явлениям изоляции отдельных систем, распада сложных иерархических связей, часто с грубым регрессом интеллекта и поведения.
Деменция характеризуется парциальностью нарушения психических функций. Это значит, что одни из них повреждены больше, а другие - меньше. Осложнение познавательной деятельности предопределено не столько нарушениями мышления, сколько грубыми расстройствами целенаправленности, внимания, памяти, восприятия, эмоций, а также крайне низкой интенсивностью стремления к достижениям. При деменции существенно страдают нейродинамические процессы, вследствие чего наблюдается инертность мышления, быстрая изнурительность, дезорганизация психической деятельности в целом.
Деменция часто сопровождается енцефалопатическиими (головными болями, головокружением, тошнотой, судорожными приступами и др.) и пси-хотичними расстройствами (патологическими поездами, бредом, галлюцинациями и другими проявлениями нарушения сознания).
Клинико-психологическая
картина деменции будет разной в
зависимости от возраста возникновения
заболевания мозга. При заболевании
в раннем дошкольном возрасте на первый
план выступают потеря и обеднение
навыков. Если заболевание начинается
в старшем дошкольном возрасте, наиболее
показательным является нарушение
или обеднение игровой
При заболевании в младшем школьном возрасте сохраненными остаются вещания, навыки самообслуживания, но выразительно снижаются интеллектуальная работоспособность и учебная деятельность в целом: теряются школьные интересы, нарушается целенаправленность.
Г.Є. Сухарева, на основании
специфики клинико-
При третьем типе органической деменции прежде всего имеет место сочетание недостаточности побуждений к деятельности с вялостью, медленностью, пассивностью, апатией, резким снижением активности мышления; эмоциональная бедность, безразличие к оценке, отсутствие планов на будущее, интеллектуальных интересов. При общей умственной заторможенности имеющаяся склонность к образованию элементарных двигательных стереотипов.
При нейропсихологическом исследовании
стойкие дефекты моторной сферы
проявляются в сочетании
При четвертом типе в центре
клинико-психологической
Наблюдается грубая некритичность, расторможенность влечений. недостаточное понимание ситуации, большая эмоциональная внушаемость в условиях конфликта делает этих детей непринятыми в коллективе сверстников. Учебе невзирая на особенности поведения препятствуют грубые нарушения внимания, нецеленаправленность в любой деятельности, персеверації по гипердинамическому типу.
Анализ структуры дефекта двух последних подгрупп показывает выразительность повреждения и недоразвивание функций лобных частей. Явления повреждения предопределяют нарушения целенаправленности и самоорганизации, а недоразвития проявляется "олигофреничным компонентом" в виде плохой способности к абстрагированию и обобщению, недоразвитию логического мышления.
Таким образом, основные координаты недоразвития при деменции направлены преимущественно "снизу кверху". Нарушение межфункциональных взаимодействий приводит к распаду иерархических связей с явлениями изоляции. Прежде всего растормаживаются подкорковые функции, что предопределяет массивность енцефалопатичної симптоматики, патологию поездов. Элементы асинхронії развития оказываются в ретардації формирование высших психических функций.
Повреждение, которое возникло в детском возрасте, приводит также к сочетанию явлений регресса со стойкой фиксацией функций на более ранних этапах развития.
Деменция разделяется нарезидуальну, которая равно как и олигофрения не имеет прогредієнтного характера, и текучую, которая выделяется наличием постепенной интеллектуальной деградации, которая предопределена болезнью, которая прогрессирует.
К резидуальної деменции принадлежат формы умственной отсталости, которые возникли через два-три года после черепно-мозговой травмы, или воспаления мозга и его оболочки (энцефалит и менингит). Текучая деменция часто бывает предопределенная нейроинфекциями (сифилис, ревматизм центральной нервной системы) или генетическими нарушениями (гидроцефалия, шизофрения, эпилепсия).
1.3. Степени умственной отсталости
В зависимости от глубины повреждения мозга традиционно выделяют три степени умственной отсталости: идиотию, имбецильность, дебильность. За современной международной классификацией психических заболеваний выделяется четыре степени умственной отсталости, которые соотносятся с показателями уровня умственного развития, выраженными в интеллектуальном коэффициенте
- глубокий (F - 73) - идиотия (IQ = 0-19);
- тяжелый (F - 72) - выразительная имбецильность (IQ = 20-34);
- умеренный (F - 71) - легкая имбецильность (ІQ = 35-49);
- легкий (F - 70) - дебильность (IQ = 50-69).
Дети с легкой степенью
умственной отсталости могут учиться
по программе вспомогательной
Идиотия (тяжелая умственная отсталость) - это самую выразительную степень умственной отсталости, который возникает в результате глубин ного повреждения коры головного мозга и частично подкорки, которая приводит к грубому нарушению физического и психического развития.
При идиотии наблюдаются значительные отставания в формировании локомоторных функций. Среди идиотов есть такие, которые не могут самостоятельно ходить и даже сидеть. Они не способны беспокоиться об удовлетворении своих основных потребностей, страдают от недержания мочи и кала и потому требуют постоянной помощи. В большинстве из них навыков самообслуживания или нет, или появляются лишь найелементарніші благодаря длительному специальному воспитанию.
На основе сохраненной
способности к образованию
Восприятие вещания у них является синкретическим, зависимым от того, кто к ним обращается и при каких условиях, в какой обстановке, с какой интонацией. При этом дети реагируют не на содержание высказывания, которого не понимают, а на его фоновые характеристики. Идиоты могут пользоваться отдельными неустойчивыми звуковыми комплексами, которые передают эмоциональное состояние и информируют об отдельных потребностях. Внимание при идиотии непроизвольное и очень неустойчивое. Нескольких секунд, в течение которых ребенок концен¬трується на объекте, не хватает для его полноценного восприятия.
Поведение идиотов называют полевым, поскольку она полностью зависит от внешних стимулов, не подлежит осознанию и не имеет конкретных целей. Одной из особенностей идиотов, которая предшествует этой степени умственной отсталости, Е. Сеген называет одиночество, они не осознают своих потребностей, не могут поделиться своими переживаниями. Внутренний мир идиота является непостижимым для окружающих его людей. Идиотия часто сопровождается грубыми нарушениями эмоционально-волевой сферы.
В частности, могут наблюдаться такие патологические проявления, как дисфория, агрессия, аутоагрессия, апатия, эйфория, абулия.
Одни идиоты способны приобретать простые зрительно-пространственные навыки, выполнять элементарные команды и просьбы и при адекватном присмотре участвовать в самообслуживании. Другие, наиболее тяжелые, - не плачут, не смеются, не узнают окружающих, реагируют лишь на боль, не отличают съестное от несъедобного. У таких детей могут наблюдаться частые проявления сексуального возбуждения в виде безудержного онанизма. В некоторых случаях при идиотии наблюдается парадоксальное сохранение отдельных психических функций и способностей.
На фоне глубокой интеллектуальной
неполноценности может
Деть с умственной отсталостью в степени идиотии подлежат распределению к домам инвалидов и заведениям социального обеспечения, где за ними присматривают и за возможности учат элементарных навыков самообслуживания.
Имбецильность - средняя за выразительностью степень умственной отсталости, которая возникает через глубинное повреждение коры головного мозга. Имбецильность, за международной классификацией, разделяется на легкую и выразительную.
Выразительная имбецильность (тяжелая умственная отсталость) даже при отсутствии параличей и парезов сопровождается грубым недоразвиванием двигательной сферы, которая независимо от возраста ребенка оказывается в нарушении и слабости статичной и проворной функций, координации, точности и темпа произвольных движений. Дети не умеют бегать и прыгать, им трудно переключаться из одного движения на другой. Дифференцированные движения пальцев и рук во многих из них являются невозможными, что является иногда непреодолимым препятствием для формирования навыков самообслуживания.
Грубое нарушение внимания оказывается в неустойчивости, отсутствию ее активной формы. Дети реагируют лишь на яркие предметы. При этом даже такая реакция является очень непродолжительной. При выразительной имбецильности часто случаются аномалии развития органов ощущений и функциональные расстройства анализаторов. Восприятие характеризуется поверхностностью и неспецифичностью. Хорошо известны ребенку предметы, что ее окружают, она различает удовлетворительно, а вот незнакомые явления не вызывают ориентировочной реакции.
Следствием
Информация о работе Сравнительная характеристика умственной отсталости и ЗПР