Сравнительная характеристика умственной отсталости и ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: провести параллель между умственной отсталостью и ЗПР, сравнить, выявить различия и общие черты.
Объект: нарушение умственного развития у детей.
Предмет: сравнение умственной отсталости у детей и ЗПР.
Задачи:
1) изучить характеристики психического развития детей
2)раскрыть виды умственной отсталости детей
3)провести сравнительную характеристику умственной отсталости детей и ЗПР.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Характеристика умственной отсталости
Признаки умственной отсталости…………………………………………….…..5
Виды умственной отсталости………………………………………………….….6
Степени умственной отсталости…………………………………………………11
Глава 2. Характеристика детей с ЗПР
2.1. Задержка психического развития……………………………………………………16
2.2. Особенности мышления у детей с задержкой психического развития…………….23
Глава 3. Сравнительная характеристика умственной отсталости и ЗПР
3.1. Понятие о дефекте…………………………………………………………………….26
3.2. Дифференциация умственной отсталости и ЗПР……………………29

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

специальная.docx

— 86.49 Кб (Скачать файл)

Игнорирование - часто встречается  при олигофрении, связано с недоразвитием  мышления и недостаточной критикой к успешности своей деятельности.

Вытеснение – относится  к невротическому типу реагирования на дефект и проявляется в сознательном непризнании его существования  при подсознательном конфликте, накоплении негативных эмоций.

Компенсация – такой тип  реагирования, при котором происходит осознание дефекта и замещение  утраченной функции за счет более  сохранных.

Гиперкомпенсация – усиленное развитие сохраненных функций, сочетающихся со стремлением доказать , что дефект не приводит к каким-либо проблемам.

Астетический тип реагирования приводит к возникновению заниженного уровня притязаний, низкой самооценке, фиксации на осознании своей неполноценности.

По времени действия патогенные факторы делятся на:

пренатальные (до начала родовой деятельности);

натальные (в период родовой деятельности);

постнатальные (после родов, особенно в период с раннего детства  до трех лет)

Наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает  вследствие повреждений головного  мозга на ранних этапах эмбриогенеза, т. к. это период интенсивной клеточной  дифференциации структур головного  мозга.

Факторы риска недостаточности  психофизического развития:

биологические (наследственные отклонения, инфекционные, вирусные и  эндокринные заболевания матери во время беременности, токсикозы, гипоксия и др.);

генетические (недостаток или  избыток хромосом, хромосомные аномалии);

соматические (невропатии);

социальные (алкоголизм, наркомания родителей, неблагополучная среда);

индекс повреждения головного  мозга (энцефалопатии);

ранние, до трех лет, средовые воздействия, текущие средовые воздействия.

Основными факторами, влияющими  на продвижение в развитии ребенка  с отклонениями, являются:

биологические: характер и  выраженность нарушения в зависимости  от времени его приобретения, состояния  здоровья ребенка;

социальные: спонтанное обучение (воздействие социальной среды: семейное влияние, воздействие коллектива сверстников, отношения со взрослыми); организованное обучение неспециалистами – пребывание ребенка в детском саду или школе, систематические занятия с родителями, которые оказывают недостаточное влияние; специально организованное воспитание и обучение в домашних условиях, в закрытом учреждении, а также интеграция в среду нормально развивающихся сверстников, в результате которого происходит коррекция и компенсация нарушений развития ребенка; собственная психическая активность (интересы, склонности, эмоции, способности к волевому усилию, сформированность произвольных процессов).

3.2. Дифференциация умственной отсталости и ЗПР

 

Наиболее важными задачами олигофренопсихологии и олигофренопедагогики являются изучение закономерностей и особенностей психического развития умственно отсталых детей с разнообразной структурой дефекта, а также дальнейшее исследование психологических проблем, подтверждающих обоснованность компенсации дефекта под влиянием коррекционного обучения и воспитания.

Клиника интеллектуальных нарушений  под умственной отсталостью понимает стойкое необратимое нарушение  познавательной деятельности, возникшее  в результате органического поражения  головного мозга.

Причины возникновения умственной отсталости разнообразны. К ним относятся  наследственные заболевания (микроцефалия, фенилкетонурия, наследственные болезни соединительной ткани, наследственные дегенеративные заболевания центральной нервной системы и др.), нарушения в строении и числе хромосом (синдром Дауна, олигофрения с ломкой Х-хромосомы, синдромы Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера и др.). Вызвать умственную отсталость могут различного рода патогенные (вредоносные) факторы, которые воздействуют на плод в период внутриутробного развития. В первую очередь к ним относятся внутриутробные инфекции: хронические – токсоплазмоз, листериоз, сифилис, цитомегалия и др., вирусные – краснуха, свинка, корь, ветряная оспа, грипп и др. на более поздних сроках беременности острые инфекционные заболевания матери могут привести к внутриутробному заражению плода и возникновению у него внутриутробного энцефалита или менингоэнцефалита. Неблагоприятное воздействие на развитие мозга плода оказывают некоторые хронические болезни матери: заболевания сердечно-сосудистой системы, почек, печени. Применение лекарственных препаратов, которые противопоказаны к использованию в период беременности, может вызвать интоксикацию плода. Пагубно сказываются на развитии плода курение, алкоголизм, наркомания родителей, неправильное питание матери, различные физические, психические травмы, перенесенные в период беременности, неблагоприятные условия окружающей среды, повышенный радиационный фон в местности, где проживает беременная женщина. Иммунологический конфликт между матерью и плодом по резус-фактору или групповым антигенам крови, проявляющиеся в виде гемолитической болезни новорожденных, также может быть причиной умственной отсталости. В период родов патогенными факторами являются родовые травмы мозга.

В период после родов умственная отсталость может быть вызвана нейроинфекциями (менингит, менингоэнцефалит, параинфекционный энцефалит). Реже ее причиной могут быть черепно-мозговые травмы. Интоксикации.

Установлено, что степень  снижения интеллекта зависит от времени  воздействия патогенного фактора. Например, заболевание беременной женщины  впервые три месяца беременности краснухой может быть причиной умственной отсталости будущего ребенка, при заболевании  в более поздние сроки нарушения  будут менее выражены и могут  привести к задержке психического, речевого развития.

Термин «умственная отсталость»  является достаточно обобщенным понятием, включающем стойкие нарушения интеллекта, т. е. разные клинические формы интеллектуального недоразвития, как резидуальные (олигофрении), так и прогредиентные, обусловленные прогрессирующими заболеваниями ЦНС. Среди клинических форм умственной отсталости выделяют олигофрению и деменцию.

Олигофрения – стойкое  недоразвитие сложных форм познавательной деятельности, возникающее вследствие поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза, текущего болезненного процесса при  ней не наблюдается. В то время  как деменция – это нарушение  сформировавшегося интеллекта, которое  может сопровождаться текущим нервно-психическим  заболеванием. Олигофрения может  быть обусловлена наследственными  факторами, хромосомными аберрациями, экзогенными вредностями, действующими на разных этапах эмбриогенеза, последствиями  поражения ЦНС при родовом  и раннем постнатальном периоде.

При олигофрении наблюдается  стойкое недоразвитие психики, проявляющееся  не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Дети с  олигофренией способны к развитию, но оно осуществляется замедленно, атипично. Они составляют значительную часть умственно отсталых.

Меньшая по численности группа – лица, у которых умственная отсталость возникла после трех лет. В результате травм головного  мозга различных заболеваний (менингита, энцефалита. менингоэнцефалита) произошел распад уже сформировавшихся психических функций. Эти состояния называют деменцией. Интеллектуальный дефект при деменции необратим. Например, у ребенка четырех лет деменция может проявиться в распаде фразовой речи, навыков самообслуживания, снижении или потере интереса к игре, рисованию. Поражения при деменции неоднородны. Наряду с выраженными нарушениями в одних областях мозга может наблюдаться большая или меньшая сохранность других его отделов. При этих состояниях чаще наблюдаются более резкие нарушения внимания, памяти, работоспособности, чем восприятия, мышления, речи. Особую группу составляют лица, у которых умственная отсталость сочетается с текущими заболеваниями нервной системы: шизофренией, эпилепсией и др. При прогрессировании этих заболеваний происходит распад психических образований, умственная отсталость усугубляется, достигает тяжелой степени, появляются специфические особенности эмоционально-волевой сферы, деятельности и личности в целом. Своевременное лечение позволяет затормозить прогрессирование заболевания.

Немецкий психиатр Э. Крепелин в начале ХХ века разработал классификацию умственной отсталости по степени тяжести интеллектуальной недостаточности: идиотия, имбецильность и дебильность. В широкой социальной и педагогической практике используется обобщающее определение «труднообучаемые». Согласно классификации, принятой Всемирной организацией здравоохранения в 1994 году, умственная отсталость включает четыре степени снижения интеллекта: незначительную, умеренную, тяжелую и глубокую в зависимости от количественной оценки интеллекта.

Задержка психического развития (ЗПР) – это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.

ЗПР является пограничным  состоянием между нормой и умственной отсталостью. Это понятие, которое  говорит не о стойком, необратимом  психическом недоразвитии, а о  замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается у ребенка при  поступлении в школу. В отличие  от детей, страдающих олигофренией, эти  дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более  продуктивны в использовании  помощи. При этом в одних случаях  на первый план будет выступать задержка эмоциональной сферы (различные  виды инфантилизма), а нарушения  в интеллектуальной сфере будут  выглядеть нерезко, в других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.

Незрелость эмоциональной  сферы и недоразвитие познавательной деятельности будут иметь и свои качественные особенности, обусловленные  темпом данной аномалии развития. В  этиологии играют роль конституционные  факторы, хронические соматические заболевания, длительные неблагоприятные  условия воспитания и, главным образом, органическая недостаточность нервной  системы. Т.А. Власова и М.С. Певзнер  при систематике ЗПР различают  две ее основные формы:

1) ЗПР, обусловленная психическим и психофизическим инфантилизмом (неосложненным и осложненным недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы);

2) ЗПР, обусловленная длительными астеническими и церебрастеническими состояниями.

ЗПР вызывается самыми разными  причинами. Вместе с тем дети этой категории имеют ряд общих  особенностей развития познавательной деятельности и личности. Данные, полученные учеными-медиками, указывают на наличие  у них легких органических поражений  коры головного мозга. У всех детей  с ЗПР не сформирована готовность к школьному обучению. Это проявляется в незрелости функционального состояния ЦНС (слабость процессов торможения и возбуждения, затруднения в образовании сложных условных связей, отставание в формировании связей между анализаторами) и служит одной из причин того, что ребята с трудом овладевают навыками чтения и письма, часто путают буквы, сходные по начертанию, испытывают трудности при самостоятельном воспроизведении текста.

У детей с ЗПР в соматическом состоянии наблюдаются частые признаки задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного  и сосудистого тонуса, задержка роста), запаздывает формирование ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой  деятельности.

На основе выше изложенного, можно подвести итоги:

Основными причинами возникновения  ЗПР и умственной отсталости являются: поражение коры головного мозга, наследственные заболевания, влияние  патогенных факторов в период внутриутробного  развития, родовые травмы.

В отличие от ЗПР, умственная отсталость является необратимым нарушением, а ЗПР это замедление темпа  развития психики ребенка.

В отличие от умственно  отсталых детей, у детей с ЗПР  выше обучаемость. Они лучше используют помощь учителя или старшего и способны применить показанный способ действия при выполнении аналогичных заданий.

У всех детей с ЗПР и  умственной отсталостью не сформирована готовность к школьному обучению.

Сравнительная характеристика детей  с ЗПР и детей с умственной отсталостью (УО) 

 

Характерные особенности  детей с ЗПР

Характерные особенности  детей с  умственная отсталость

1 параметр, определяющий  характер  психического дизонтогенеза - функциональной локализацией нарушения (дефекты)

Характерны только частные  дефекты.

Характерна парциальность поражения с недостаточностью корко-подкорковых функций и большей сохранностью высших регуляторных систем, преимущественно нейродинамического характера, что определяет лучший прогноз и динамику развития.

Характерен приоритет  общих дефектов над частными. 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 параметр  связан со временем поражения.

Характерно более позднее  время воздействия вредности,

длительность воздействия  негативных факторов значительно меньше.  

 

 

Характерно более раннее время воздействия вредности (первая треть беременности, когда происходит формирование мозговых структур).

Длительность воздействия  негативных факторов значительно больше.

3  параметр характеризует взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом

Особую роль играет социокультурный фактор. 

Приоритетное влияние  оказывают биологические факторы.

Критерий  распространенности

Встречается значительно  чаще,  показатели  распространенность составляют 7–11%.

Встречается чуть реже, показатели распространенности колеблются в пределах от 1 до 2,3%

Дети с ЗПР  не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности.

Стойкое нарушение познавательной деятельности обусловлено органическим поражением или недоразвитием коры головного мозга.

При своевременной и адекватной коррекционной работе ЗПР носит  обратимый характер. Нарушения психических  функций  в дальнейшем преодолеваются

УО носит необратимый  характер. Нарушения сложных психических  функций обнаруживаются на протяжении всего их развития, причем на каждом возрастном этапе они принимают разные формы.

Информация о работе Сравнительная характеристика умственной отсталости и ЗПР