Становление коммуникативных навыков у старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 18:53, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – выявить особенности формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии со сверстниками.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблем исследования;
- выявить особенности становления коммуникативной сферы у старших дошкольников при взаимодействии со сверстниками;
- экспериментально определить критерии уровня сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Становление коммуникативных навыков у старших дошкольников при взаимодействии со сверстниками………………………………………….6
1. 1. Особенности общения в дошкольном возрасте…………………...6
1. 2. Понятие мотивов общения у детей старшего
дошкольного возраста со сверстниками…………………………..13
1. 3. Формы общения детей старшего дошкольного возраста
со сверстниками…………………………………………………….20
1. 4. Игра – как средство формирования коммуникативных навыков...26
ГЛАВА II. Организация и проведение экспериментальной работы
по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников….31
2. 1. Ход исследования и его методы…………………………………...31
2. 2. Анализ экспериментальных данных………………………………38
Заключение……………………………………………………………………….42
Библиографический список литературы……………………………………….44
Приложение

Файлы: 1 файл

Становление коммуникативных навыков у старших дошкольников.doc

— 280.00 Кб (Скачать файл)

2

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. Становление коммуникативных  навыков у старших дошкольников при взаимодействии со сверстниками………………………………………….6

1.  1. Особенности общения  в дошкольном возрасте…………………...6

          1.  2. Понятие мотивов общения у детей старшего

                   дошкольного возраста со сверстниками…………………………..13

    1. 3. Формы общения детей старшего дошкольного возраста

         со сверстниками…………………………………………………….20

1. 4. Игра – как средство  формирования коммуникативных навыков...26

ГЛАВА II. Организация и  проведение экспериментальной работы

по формированию коммуникативных  навыков у старших дошкольников….31

2. 1. Ход исследования  и его методы…………………………………...31

2. 2. Анализ экспериментальных  данных………………………………38

Заключение……………………………………………………………………….42

Библиографический список литературы……………………………………….44

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Введение

 

С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении  с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству.

Социализация  является важным условием гармоничного развития ребенка. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека, но и самого себя.

Дошкольное  детство – чрезвычайно важный период развития человека.

В этом возрасте зарождаются и интенсивно развиваются  отношения с другими людьми. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную

тревогу. Всё  чаще взрослые стали сталкиваться с  нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием  нравственно-эмоциональной сферы  детей. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом.

Дошкольный  период детства сенситивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения  к другим людям. Если основы этих качеств  не будут сформированы в дошкольном

4

возрасте, то вся  личность ребенка может стать  ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно.

Данная проблема находится под постоянным вниманием  ученых.

Проблема коммуникативного развития дошкольников, ее психологическое содержание и структура, достаточно глубоко разработаны в концепции генезиса общения М. И. Лисиной и ее учениками-последователями - Л. Н. Галигузовой, Д. Б. Годовиковой, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской, Е. О. Смирновой, Р. Б. Стеркиной и др. Развитие общения в данных исследованиях рассматривалось в качестве особой, коммуникативной, деятельности. Такой подход позволил изучать процесс общения как самодостаточный, саморазвивающийся процесс деятельности общения, то есть коммуникативной деятельности, формирующейся в определенных социальных условиях.

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется  определенным ведущим видом деятельности. Игра - есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.

Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. [29, с. 27].

В игре ребенок  учиться подчинять свое поведение  правилам игры, познает правила общения  с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы.

Цель работы – выявить особенности формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии со сверстниками.

Задачи:

- проанализировать  психолого-педагогическую литературу  по проблеме

  исследования;

- выявить особенности становления коммуникативной сферы у старших

 дошкольников  при взаимодействии со сверстниками;

5

- экспериментально  определить критерии уровня сформированности 

  коммуникативных  навыков   у  детей старшего  дошкольного возраста.

Объект: процесс становления коммуникативных навыков у старших дошкольников.

Предмет: особенности формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников при взаимодействии со сверстниками.

Гипотеза: если в работе с дошкольниками использовать развивающие игры и игровые упражнения коммуникативной направленности, то это позволит изменить качественные характеристики показателей сформированности навыков межличностного взаимодействия, улучшится психологический климат в детском коллективе и произойдут существенные положительные изменения коэффициента сплоченности детского сообщества.

Методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; педагогический эксперимент; анализ и обобщение материала, полученного в результате эксперимента.

Практическая  значимость работы заключается том, что представленные в работе материалы могут быть использованы в педагогическом процессе дошкольных учреждений.

Педагогический  эксперимент проводился в 2010/2011 учебном году. В экспериментальном исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста МДОУ № 15 «Центра развития ребенка «Ракета» г. Калуги.

Структура: работа состоит из ведения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы.

 

 

 

 

6

 

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ  У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СО СВЕРСТНИКАМИ

 

  1. 1. Особенности общения  в дошкольном возрасте

 

Дошкольники постоянно  находятся в общении друг с  другом, оказываются включены в систему  межличностных отношений, повседневного  взаимодействия, опосредованного их совместной деятельностью. В этом возрасте общение со сверстниками становиться ведущей потребностью, которая удовлетворяется в игре. В процессе игры, через общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми, происходит усвоение ребенком социального опыта, системы социальных связей и отношений, т.е. социализация. В процессе социализации ребенок приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Нарушение общения затрудняет как реализацию игровой деятельности, так и процесс социализации, что оказывает неблагоприятное воздействие в целом на психическое развитие ребенка.

Важные теоретико-методологические основы изучения коммуникативного развития детей дошкольного возраста содержатся в фундаментальных исследованиях А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, М. С. Кагана, М. И. Лисиной, Д. Б. Эльконина, А. Валлона, Ж. Пиаже, Й. Лингарта и др. Проводились исследования взаимовлияния и взаимодействия коммуникативного развития с различными сферами детского развития:

интеллектуальной - Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Л. И. Божович,

Л. А. Венгер, П. Я. Гальперин; эмоциональной - О. В. Гордеева, И. В. Дубровина, личностной - Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, B. C. Мухина; деятельностной, опосредованной межличностными отношениями

7

— Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Я. Л. Коломинский, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Е. О. Смирнова, А. П.Усова.

Развитие сферы  общения является необходимым условием, как для общего психического развития личности ребенка, так и для его  позитивной социализации в целом и готовности к учебной деятельности в частности.

У многих детей  уже в дошкольном возрасте формируется  и закрепляется негативное отношение  к другим, которое может иметь  весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их - важнейшая задача родителей и педагогов.

От количества и качества взаимодействия со сверстниками в дошкольном возрасте зависят коммуникативные  способности и некоторые психические отклонения у взрослых и подростков.

Общение со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения  с взрослым.

Первое яркое  отличие общения сверстников  заключается в его чрезвычайно  яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная

эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия с взрослым. В среднем в общении сверстников  наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Дошкольники чаще одобряют ровесника и гораздо чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии с взрослым.

Еще одна наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю,

8

успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т.д. Именно в общении с другими  детьми впервые появляются такие  сложные формы поведения, как  притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.

Столь широкий диапазон детских контактов определяется большим разнообразием коммуникативных задач которые решаются в этом общении. Если взрослый остается для ребенка до конца дошкольного возраста в основном источником оценки, новой информации и образцом действия, то по отношению к сверстнику уже с трех-четырехлетнего возраста ребенок решает значительно более широкий спектр коммуникативных задач: здесь и управление действиями партнера, и контроль за их выполнением, и оценка конкретных поведенческих актов, и совместная игра, и навязывание собственных образцов, и постоянное

сравнение с  собой. Такое разнообразие коммуникативных  задач требует освоения широкого спектра соответствующих действий.

Другая важная особенность контактов детей  заключается в их нестандартности  и нерегламентированности. Если в общении с взрослым

даже самые  маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения. Этим движениям  свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и небылицы и т. д.

Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволяет проявить свою оригинальность и свое самобытное начало. Если взрослый несет для ребенка культурно нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений ребенка. Естественно, что с возрастом контакты детей

9

все более подчиняются  общепринятым правилам поведения. Однако нерегламентированность и раскованность  общения, использование непредсказуемых  и нестандартных средств остается отличительной чертой детского общения  до конца дошкольного возраста [25, с. 14].

Еще одна отличительная  особенность общения сверстников - преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это  проявляется в невозможности  продолжить и развить диалог, который  распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще.

Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения со сверстником, чем с взрослым. Такая несогласованность

коммуникативных действий детей часто порождает  конфликты, протесты, обиды.

Перечисленные особенности отражают специфику  детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста.

Таким образом, ребенку недостаточно контактировать только со старшими, у него появляется, и все более усиливается стремление к общению со сверстниками. Эта  вторая сфера контактов ребенка  с окружающими людьми так же важна для детей, что они сами остро ощущают и выражают.

Очевидно, что  общение со сверстниками занимает важное место в жизни ребенка: от того, насколько успешно складывается это общение, зависит темп развития ребенка, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям.

Информация о работе Становление коммуникативных навыков у старших дошкольников