Становление коммуникативных навыков у старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 18:53, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – выявить особенности формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии со сверстниками.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблем исследования;
- выявить особенности становления коммуникативной сферы у старших дошкольников при взаимодействии со сверстниками;
- экспериментально определить критерии уровня сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Становление коммуникативных навыков у старших дошкольников при взаимодействии со сверстниками………………………………………….6
1. 1. Особенности общения в дошкольном возрасте…………………...6
1. 2. Понятие мотивов общения у детей старшего
дошкольного возраста со сверстниками…………………………..13
1. 3. Формы общения детей старшего дошкольного возраста
со сверстниками…………………………………………………….20
1. 4. Игра – как средство формирования коммуникативных навыков...26
ГЛАВА II. Организация и проведение экспериментальной работы
по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников….31
2. 1. Ход исследования и его методы…………………………………...31
2. 2. Анализ экспериментальных данных………………………………38
Заключение……………………………………………………………………….42
Библиографический список литературы……………………………………….44
Приложение

Файлы: 1 файл

Становление коммуникативных навыков у старших дошкольников.doc

— 280.00 Кб (Скачать файл)

Ребенок, не имеющий  разностороннего опыта общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписаными законами и правилами. Он не умеет «говорить» со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими. С возрастом это вызывает дополнительные

10

расстройства  в поведении и характере. Ребенок проявляет свою неудовлетворенность в общении, раздражаясь, становясь агрессивным, либо может «уйти в себя», замкнуться.

Дошкольник  не может обойтись без сверстников, однако, его общение с ними без помощи взрослых почти всегда оказывается малоэффективным. Ребенка нужно учить выражать свои эмоции и желания, сочувствовать и помогать другому человеку, достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое поведение. И замечательно,

когда такое  обучение подкрепляется реальным примером взрослого — в семье и в детском саду.

Иногда во взаимоотношения  ребенка с другими детьми необходимо вмешиваться напрямую: в детском  сообществе достаточно жесткие правила. Неспособный вписаться в группу — безжалостно изгоняется. Трудно

вывести закономерность: почему одни дети чрезвычайно притягательны для ровесников, а другие, ничем их не хуже, — нет. Избирательное отношение к сверстнику проявляется у детей уже в течение первого года жизни. Психологи полагают, что избирательные отношения основываются на способности популярных детей максимально откликаться на обращения сверстников и удовлетворять потребность ровесников в общении [20, с. 47]. Овладение новыми средствами общения открывает дополнительные возможности и соответственно выдвигает иные коммуникативные задачи.

Можно выделить четыре характеристики коммуникативных  действий сверстников.

Первое - разнообразие коммуникативных действий и расширенный их диапазон. Именно в общении сверстников проявляются такие сложные действия, как притворство (стремление сделать вид, желание выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру), кокетство, фантазирование и т.д.

Второе яркое отличие коммуникативных действий сверстников заключается в их эмоциональной насыщенности. Столь сильная эмоциональная

11

насыщенность  контактов, связана с тем, что, начиная  со старшего дошкольного возраста, сверстник становится для ребенка  более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению.

Третья характеристика средств общения со сверстником  заключается в их нестандартности  и нерегламентированности. При взаимодействии с ровесниками дошкольники используют самые неожиданные и самобытные

средства. Нерегламентированность общения дошкольников позволяет партнеру проявить самобытное начало в его формирующейся личности. Сверстник

создает условия  для индивидуальных, ненормированных  проявлений ребенка. С возрастом  контакты сверстников все более  опосредуются социальными нормами и правилами. Однако нерегламентированность и раскованность общения, использованные самобытных, непредсказуемых средств - относительная черта контактов ровесников до конца дошкольного возраста.

Четвертая особенность коммуникаций дошкольников - преобладания инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в неумении детей продолжить и развить диалог, который часто распадается из-за отсутствия встречной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Гибкость отношения к партнеру, которая проявляется в чувствительности к его воздействиям и адекватности ответов, согласно данным Л.Б. Митяевой и Е.О. Смирновой существенно меньше в сфере общения ребенка со сверстником.

Такая несогласованность  коммуникативных действий детей  часто порождает конфликты, протесты и т.п.

Отмеченные  характеристики коммуникативных действий определяют специфические особенности  как вербальных, так и невербальных средств

 

12

общения. При  взаимодействии сверстников подавляющее  большинство их контактов происходит с участием речи.

Изучение влияния  общения на психическое развитие ребенка, позволило раскрыть важные его механизмы и представить  общение как 

определяющий фактор психического развития. Решающая роль общения в психическом развитии ребенка доказывается глубоким и необратимым недоразвитием детей (дети-маугли); явлениями «госпитализма», наблюдающимися при дефиците общения детей со взрослыми; позитивными фактами, полученными в формирующих экспериментах.

Обобщая значение общения детей со сверстниками, можно  сказать, что это общение способствует приобретению дошкольниками основных навыков жизни в коллективе. Важная функция данного опыта в процессе формирования у ребенка представлений о своих возможностях состоит в том, что он служит контекстом для сравнения себя с себе подобными, являясь одновременно средством взаимного обмена оценочными действиями, благодаря которым ребенок получает возможность видеть себя глазами сверстников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

1. 2. Понятие  мотивов общения у детей старшего  дошкольного возраста со сверстниками

Мотивы - побудительные  силы деятельности и поведения субъекта. В понимании их природы в психологии нет единого взгляда. Исходное понятие  предложено А.Н. Леонтьевым. Оно вытекает из разработанной им концепции психики как деятельности. Последняя - отправной пункт нашего понимания природы общения как коммуникативной деятельности. Понятие мотива тесно связано с понятием предметной деятельности и потребностью приобретать свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет - свою побудительную, направляющую деятельность функцию, т.е. становится мотивом. [16, с.17 - 21].

Мотивы общения - это те качества партнера, которые  выявились в его процессе, удовлетворяют потребность в общении. Поскольку мотивы общения неразрывно связаны с потребностью в нем, их понимании требует раскрытия содержания потребности. Легче всего судить о содержании потребности позволяют продукты общения, которые - согласно концепции М.И. Лисиной - представляют собой образы самого себя и другого человека [15, с. 24].

Продукты общения - образования материального и  духовного характера, создающиеся  в итоге общения - это, прежде всего, общий результат взаимоотношения, становление образа самого себя и партнеров по общению,

влияние общения  на психическое развитие ребенка.

Продуктом общения  ребенка является формирование у  него образа самого себя и установление взаимоотношений с окружающим миром.

Суть потребности  в общении состоит в самопознании и самооценке субъекта через познание партнера по общению. Отсюда следует, что субъекта побуждают к взаимодействию с партнером, т.е. становятся мотивами общения с ним, именно те качества последнего, которые раскрывают субъекту его собственное я, способствуют его самосознанию.

14

Итак, мотив  – это опредмеченная потребность. Естественно поэтому, что для  выделения основных мотивационных  категорий общения необходимо отыскать те главные потребности маленького ребенка, которые он не может удовлетворить самостоятельно. В поисках помощи взрослого дети адресуются к окружающим людям. Между ними развертывается взаимодействие, в процессе которого ребенок узнает их со стороны того качества, которое они проявили в ходе общения, и в следующий раз вступает в контакт с этими (или другими) взрослыми ради этого их качества, уже заранее рассчитывая на него. Так возникают мотивы общения у детей.

Определяется  три категории мотивов общения  ребенка со сверстником.

Познавательные, деловые и личностные мотивы появляются в период становления коммуникативной деятельности практически одновременно. В реальной жизненной практике ребенка все три группы мотивов сосуществуют и тесно переплетаются между собой. Но в разные периоды детства их относительная роль изменяется: то одни, то другие из них занимают положение ведущих.

Первую и  важнейшую категорию составляют мотивы, порождаемые потребностью детей  в активной деятельности, которая  выражается у дошкольников в сюжетно-ролевой  игре и является для них ведущей  деятельностью. Ребенок вступает в общение со сверстником ради участия в общей игре или продуктивной деятельности, к чему его побуждают качества ровесника, необходимые для развития увлекательного и сложенного действования. И, прежде всего, это умения создавать интересные замены игр, выдвигать цели и согласовывать свои цели и действия с другими участниками. Подчиненность мотивов общения данной категории потребностей в общем деле позволяет назвать их деловыми.

На протяжении дошкольного возраста развиваются  познавательные интересы детей. Ребенок обогащается новыми знаниями о мире, умении строить повествования. Это создает повод для обращения к сверстнику, в котором

15

ребенок находит  слушателя и ценителя. Качества сверстника как источника сведений и их ценителя, отвечающие познавательной потребности детей, составляют вторую категорию - познавательных мотивов их общения, по значению уступающую первой.

В третью категорию  вошли личностные мотивы. Ребенок  включается в любое дело, которым  занят ровесник, ради того, чтобы  сравнить свои и его возможности. Здесь в роли мотивов выступают сравнимые, аналогичные качества - свои и сверстника, возможности (умения, знания, нравственные качества), потребности (желания, склонности). Это первый вариант личностного мотива, когда он прямо выражает потребности в общении с ровесником, а не подчинен другим потребностям. Второй вариант личностного мотива - ровесник как ценитель тех качеств, которые ребенок уже выделил в себе как достоинства. Ребенок демонстрирует свои умения, знания и личностные качества, побуждая других детей подтверждать их ценности. Мотивом общения становятся его собственные качества в соответствии со свойством сверстника быть их ценителем. Этот мотив также прямо связан с потребностью в общении, со стремлением ребенка познать свои возможности, подтвердить достоинства, используя отклик на них со стороны ровесника. В обоих вариантах личностных мотивов воплощаются качества сверстника как зеркала в двух функциях, о которых речь шла выше. [8, с.16].

Общение старших  дошкольников 5-6 лет протекает преимущественно в процессе сюжетно-ролевой игры. Возрастает число контактов в игре,

максимальным  становится их разнообразие. Появляются формулирование игровых целей; мнимой ситуации и вводимые замещения, распределение 

ролей и соответствующие  обращения, называние партнера шутливым именем, а также многочисленные высказывания, воплощающие роль и

дающие направления  игре и поведению участников, - побуждения к определенным действиям, сообщения  и вопросы о сделанном и  намеченном.

16

Игра и общение  в ней длится больше часа, а иногда (прерывались) в течении нескольких дней и недель. Внеигровые контакты представляют собой вовлечение в игру и ее организацию: определяются общие цели, согласовываются намерения, осуществляются воздействия на ровесника (предложения, критика и указания, как делать). Игра строится на речевом общении, поэтому число невербальных актов резко падает.

В общении детей 5-6 лет присутствуют три варианта делового мотива.

1 вариант - мотив  построения совместной игры, сотрудничества: ребенок ищет в сверстнике сходные интересы, намерения и готовность вносить творческий вклад в общее дело. Обособление и укрепление такого мотива отражает рост число актов, обращенных к «Мы». Адресованность к «Ты» снижается, а «Я» остается на прежнем уровне.

2 вариант делового мотива свойственен лидеру: путем привлечения сверстника к участию в реализации своих цели и замысла он получает подтверждение собственных достоинств. Функционирование данного мотива выражается особым характером коммуникативных актов лидера: он продуцирует цели, дает указания, рисует партнеру заманчивые перспективы.

3 вариант делового  мотива - знакомство с новыми образцами  игры, целями, замыслами; научения  лучшему участию в игре. Возраст  5 лет отличается ростом числа  познавательных контактов между детьми. эти контакты представляют развернутые сообщения в ходе игры о каком-либо явлении или сфере жизни. Не менее существенным поводом к познавательным контактам становятся воплощения в игре сказки: возникает диалог, в котором уточняется последовательность и логическая связь событий.

Знание потешек, поговорок, считалок превращается в  игру, где они выполняют функцию  средства расширения общения; ребенок  адресует свои

знания каждому  члену группы, находя удовлетворение в производимом с их помощью эффекте на ровесника.

 

17

В познавательных, как и в деловых, мотивах общения  выделяется несколько вариантов:

1 вариант  -  утверждение своего превосходства  в знаниях и завоевании 

особого уважения ровесников;

2 - решение общей  задачи, ответ на интересующий  всех вопрос, творческое участие в достижении единой цели;

3 - подтверждение  сверстником правильности понимания, 

представления ребенка. Выражение этого мотива – адресуется

Информация о работе Становление коммуникативных навыков у старших дошкольников