Становление коммуникативных навыков у старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 18:53, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – выявить особенности формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии со сверстниками.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблем исследования;
- выявить особенности становления коммуникативной сферы у старших дошкольников при взаимодействии со сверстниками;
- экспериментально определить критерии уровня сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Становление коммуникативных навыков у старших дошкольников при взаимодействии со сверстниками………………………………………….6
1. 1. Особенности общения в дошкольном возрасте…………………...6
1. 2. Понятие мотивов общения у детей старшего
дошкольного возраста со сверстниками…………………………..13
1. 3. Формы общения детей старшего дошкольного возраста
со сверстниками…………………………………………………….20
1. 4. Игра – как средство формирования коммуникативных навыков...26
ГЛАВА II. Организация и проведение экспериментальной работы
по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников….31
2. 1. Ход исследования и его методы…………………………………...31
2. 2. Анализ экспериментальных данных………………………………38
Заключение……………………………………………………………………….42
Библиографический список литературы……………………………………….44
Приложение

Файлы: 1 файл

Становление коммуникативных навыков у старших дошкольников.doc

— 280.00 Кб (Скачать файл)

Складывается  во многом уже внеситуативный устойчивый образ товарища. Между старшими дошкольниками возникает привязанность, появляются первые ростки дружбы между сверстниками - умение видеть в партнере его лучшие качества, с горячностью о них рассказывать другим

25

людям, убеждая  их в достоинствах своего друга. Развитие представления детей о сверстниках имеют и вторую сторону - уяснения образа «Я», причем наибольшей точности дети добиваются в осознании своих практических умений. Конечно, контакты между детьми 6-7 лет отнюдь не ограничиваются деловыми соображениями. Дошкольники беседуют и не познавательные и на личностные темы; деловые мотивы далеко не единственные поводы для общения.

В рамках внеситуативно - делового общения дошкольники используют все три категории средств, но ведущее место принадлежит речи. Беседы детей теряют приуроченность к сиюминутным делам. Налаживание внеситуативно - деловых контактов детей составляет важную часть их подготовки к школе и облегчает грядущие трудности подросткового возраста, когда положение в группе сверстников приобретает доминирующее

значение для самочувствия ребенка. Основная магистраль формирования товарищеских связей с ровесниками - становление субъективного отношения

к ним, т.е. умения видеть в них равную себе личность, человека с теми же чувствами и  мыслями, и постоянная готовность действовать на благо товарища, задумываясь о своих собственных интересах только во вторую очередь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26

 

1. 4. Игра  – как средство формирования  коммуникативных навыков у старших  дошкольников

Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего  мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Игра – подлинная  социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников, Поэтому  столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования  игры в целях всестороннего воспитания, и в первую очередь формирования нравственной стороны личности. В настоящее время перед дошкольными специалистами стоит задача дальнейшего изучения игры как формы организации жизни и деятельности детей.

В основе понимания  игры как формы организации жизни и деятельности детей лежат следующие положения:

Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди  которых задачи формирования нравственных общественных качеств ребенка являются первоочередными;

Игра должна носить самодеятельный характер и все более развиваться в этом направлении при условии правильного педагогического руководства;

Важной особенностью игры как формы жизни детей  является ее проникновение в различные  виды деятельности: труд и игра, учебная  деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность и игра.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет  такие функции, как:

- развлекательную  (это основная функция игры  – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

27

- коммуникативную:  освоение диалектики общения;

- самореализации  в игре как полигоне человеческой  практики;

- игротерапевтическую:  преодоление различных трудностей, возникающих в других видах  жизнедеятельности;

- диагностическую:  выявление отклонений от нормативного  поведения, самопознание в процессе игры;

- функцию коррекции:  внесение позитивных изменений  в структуру личностных показателей;

- межнациональной  коммуникации: усвоение единых для  всех людей социально-культурных  ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Таким образом, игра является той формой организации  жизнедеятельности дошкольника, в  условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать  личность ребенка, ее общественную направленность.[17, с. 18-25].

В игре проявляются  такие волевые качества, как ответственность, целеустремленность, настойчивость  и упорство в преодолении трудностей. Ребенок шести лет умеет поставить  перед собой цель – самостоятельно подобрать материал, терпеливо довести начатое дело до конца. Игра хороша тогда, когда дети сами ее организуют, умеют руководить, подчиняться, оказывать помощь.

Игра – это  ведущий вид деятельности ребенка  дошкольного возраста и самый  лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка. Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения.

Игры очень  разнообразны и условно их можно  разделить на две большие группы: сюжетно–ролевые игры и игры с правилами.

28

Сюжетно–ролевые игры  являются источником формирования социального сознания ребенка и  возможности развития коммуникативных  умений. Ребенок может развить  не только речевые умения, но и научиться играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними.  В игре, созданной под руководством воспитателя, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми.

С развитием  ребенка меняются и формы игрового общения. Постепенно в результате воспитательного  воздействия у детей формируется  умение распределять роли с учетом интересов и желаний каждого  из участников. Педагог использует различные игровые приемы для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи - всего того, что требуется для жизни в коллективе. В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.

В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к  сложным, самостоятельно придуманных, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были.

В ролевых играх  дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной  инициативе имеют возможность строить  свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с  интересами своих партнеров и  приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Таким образом роль сюжетно-ролевой игры в формировании и развитии

 

29

коммуникативных способностей и взаимоотношений  детей друг с другом чрезвычайно  велика.

Театрализованная  игра как один из ее видов является эффективным средством коммуникативного развития и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Театрализованные игры свободны в импровизации, не подчиняются жестким правилам и условиям. Дети разыгрывают различные сюжеты, ситуации, беря на себя чьи-то роли. Тем самым  вступают в разнообразные контакты между собой  и по собственной инициативе имеют возможность строить взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности.  Эти игры особенно полезны для развития образной и выразительной речи.

Вторая группа игр – игры с правилами. К ним  относятся дидактические, настольные, подвижные игры. Четкими правилами  эти игры способствуют познавательному, двигательному развитию. Основной  компонент игры – правила. Благодаря им возникает новая форма удовольствия ребенка – радость оттого, что он действует так, как требуют правила. Правило открыто, т.е. адресовано самому ребенку, а не игровому персонажу. Поэтому оно может стать средством осознания своего поведения и овладения им. Игра с правилами развивает у ребенка необходимые способности: во-первых, выполнение правил связано с осмыслением воображаемой ситуации; во-вторых, несмотря на то, что игры познавательные, коллективная игра учит еще и общаться.

Игру необходимо  использовать как средство формирования способности к общению, так как  именно с помощью игры педагог  способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а  также со сверстниками и взрослыми.

 

30

Таким образом, игра изменяет реальные отношения детей  и взрослых, они становятся теплее, ближе, появляется общее дело, тем  самым 

устанавливаются взаимоотношения, взаимопонимание, что  сложно сделать потом.

Бедность и  примитивность игры пагубно отражаются на становлении личности, а также на коммуникативном развитии детей – ведь общение происходит в основном в совместной игре. Именно совместная игра – главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ  РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ  НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

  1. 1. Ход исследования и его методы

 

Чтобы обеспечить ребенку оптимальные условия  для развития индивидуальности, необходимо уметь дифференцировать источники его трудностей. Диагностика всегда имеет двойную направленность: на определение уже сложившейся картины развития и на выявление причин неблагополучия. Например, определяя характер сложившихся межличностных отношений ребенка со сверстниками, мы обязательно анализируем их причины (особенности семейной ситуации, нарушение адаптации, неумение построить общение, личностные проблемы и др.), с тем, чтобы разработать стратегию коррекционно-развивающей работы. Поэтому зачастую необходимо комплексное диагностическое исследование тех или иных аспектов развития ребенка и факторов, их определяющих.

1 этап – констатирующий – апрель - май 2010г. На этом этапе проводилось изучение и оценка межличностных отношений в группе, уровня развития коммуникативных навыков, коэффициента сплоченности группы.     

2 этап – формирующий  – сентябрь 2010г. – февраль  2011г. Он был направлен на формирование у детей  коммуникативных навыков при взаимодействии со сверстниками средствами коммуникативных игр.

3 этап – контрольный  – март 2011г. На этом этапе  выявлялся уровень развития коммуникативных  навыков после экспериментального  обучения.

С детьми был  проведен констатирующий эксперимент, для выявления уровня сформированности навыков межличностного общения, в котором для всех детей была предложена методика «Секрет», разработанная Я. Л. Коломинским. Цель методики – выявить взаимоотношения детей дошкольного возраста в группе детского сада.

32

Работа проводится со всеми дошкольниками, но с каждым индивидуально, в отсутствии других детей.

В ходе игры каждого  ребенка «по секрету» от остальных  просят по собственному выбору подарить предложенные ему 3 картинки трем детям группы. Перед началом эксперимента ребенку говорят: «Сегодня дети нашей группы будут играть в интересную игру. По секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые картинки».

Далее даем ребенку 3 картинки и говорим: «Ты можешь подарить их детям, которым захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можно подарить картинки и тем ребятам, которые сейчас болеют».

Обработка данных:

Подсчитываем  число общих и взаимных выборов. Выбор обозначаем «+»; взаимный выбор Å. Данные заносим в таблицу.

На основании  данных определяем статусное положение  каждого ребенка.

1 «предпочитаемые» - 6-7 выборов;

2 «принятые» - 3-5 выборов;

3 «непринятые» - 1-2 выбора;

4 «изолированные»  - не получившие ни одного выбора; а также определяем уровень благополучия взаимоотношения (УБВ) в группе и коэффициент взаимности.

Исходя из анализа  психолого-педагогической литературы по обозначенной проблеме, анализа  результатов констатирующей части  исследования, где были выделены  недостаточно  сформированные навыки межличностного взаимодействия детей в процессе разнообразной деятельности, характера и содержания, имеющихся в возрастной группе межличностных отношений, были обозначены задачи формирующей работы:

- воспитание  интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении; развитие чувства принадлежности к коллективу;

Информация о работе Становление коммуникативных навыков у старших дошкольников