Становление коммуникативных навыков у старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 18:53, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – выявить особенности формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии со сверстниками.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблем исследования;
- выявить особенности становления коммуникативной сферы у старших дошкольников при взаимодействии со сверстниками;
- экспериментально определить критерии уровня сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Становление коммуникативных навыков у старших дошкольников при взаимодействии со сверстниками………………………………………….6
1. 1. Особенности общения в дошкольном возрасте…………………...6
1. 2. Понятие мотивов общения у детей старшего
дошкольного возраста со сверстниками…………………………..13
1. 3. Формы общения детей старшего дошкольного возраста
со сверстниками…………………………………………………….20
1. 4. Игра – как средство формирования коммуникативных навыков...26
ГЛАВА II. Организация и проведение экспериментальной работы
по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников….31
2. 1. Ход исследования и его методы…………………………………...31
2. 2. Анализ экспериментальных данных………………………………38
Заключение……………………………………………………………………….42
Библиографический список литературы……………………………………….44
Приложение

Файлы: 1 файл

Становление коммуникативных навыков у старших дошкольников.doc

— 280.00 Кб (Скачать файл)

33

- развитие у  детей навыков общения в различных  жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями; умений устанавливать  контакт с окружающими людьми;

- развитие адекватной  оценочной деятельности, направленной  на анализ собственного поведения  и поступков окружающих людей;

- развитие самоконтроля  в отношении проявления своего  эмоционального состояния в ходе  общения; формирование доверия  к собеседнику;

- выработка  у детей положительных черт  характера, способствующих лучшему  пониманию в процессе общения;  развитие навыков эффективного  общения, необходимых при сосуществовании  и выполнении функций, возложенных  на каждого члена детского  коллектива - развитие групповой слоченности.

- формирование  у детей умений и навыков  практического владения выразительными  движениями (мимикой, жестами, пантомимикой), средствами человеческого общения.

Перед началом  формирующего эксперимента мы выделили экспериментальную и контрольную группы детей по 15 человек в каждой.

Для решения  поставленных задач, были определены блоки  занятий, где детям экспериментальной  группы предлагались различные игры коммуникативной направленности.

1. Языки общения. 

Цель: формирование навыков общения с внешним миром; развитие чувства групповой сплоченности.

2. Расскажи мне  обо мне. 

Цель: формирование потребности в общении со сверстниками; установление контакта с членами  детского сообщества.

3. Я+ты= вместе.

 

 

34

Цель: воспитание культуры общения между мальчиками и девочками с учетом специфических черт их характеров; развитие чувства принадлежности к группе.

Блок 1. Языки  общения

Игра-имитация «Мы обезьянки»

Цель. Игра учит детей воспроизводить выразительные  и движения.

Этюды на имитацию выразительных движений

«Кузнечик»

 «Раздумье»

Игра «Аплодисменты  по кругу»

Цель: Развитие сплоченности детского коллектива.

Блок 2. Расскажи мне обо мне.

Игра «Да  и нет»

Цели: Трансформирование  накопленного напряжения, агрессии в  готовность к общению и взаимную внимательность.

Игра «Только  вместе!»

Цели: В ходе этой игры дети получают возможность  почувствовать то же, что и их партнер.

Игра «Все вместе!»

Цели: развитие навыка устанавливать контакт с  окружающими людьми.

Материалы: Мелки  для рисования или листы газет.

Блок 3. Я+ты=вместе.

Игровое упражнение «Знакомство»

Цель. Упражнение прививает навык общения мальчиков  с девочками.

Игра «Прошепчи  имя!»

Цели: Сближение  членов группы, состоящих из детей  разного пола.

Игра «Имя и  движение»

 

 

35

Цели: Развитие умения чувствовать телесные движения другого ребенка. Запоминание членов группы и возможность представить себя группе самым необычным и фантастическим способом.

Игра «Кого  не хватает»

Цель: Развитие понимания необходимости и важность каждого члена детского коллектива вне зависимости от половой принадлежности.

Материалы: Большое  покрывало.

Игры и игровые  упражнения, направленное на:

1. - закрепление  умений невербального общения:  «Угадай-ка», «Ролевая гимнастика»,  «Скульптура», «Дружная семья», «Любимый  сказочный герой»;

  1. развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Связующая нить», «Снежный ком», «Паровозик», «Комплимент»;
  2. развитие умений, направленных на распознавании чувств: «Море волнуется».

Все перечисленные  игровые упражнения использованы с  целью двигательного раскрепления детей, преодоления их пассивности, скованности.

2. Игровые упражнения, направленные на:

  1. развитие умения общаться без слов: «Через стекло»;
  2. гармонизацию осознания имени: «Как можно нас называть по-разному»;
  3. своевременное употребление слов благодарности: «Подарок другу»;
  4. развитие умения соблюдать дистанцию в общении «Стоящие и сидящие»;
  5. развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга?»;
  6. развитие умения слушать собеседника: «Испорченный телефон»;
  7. регулирование своего поведения: «Выдержанный человек».

36

3. Беседа по  ранее прочитанным сказкам и  рассказам: русским народным сказкам  «Гуси – лебеди», «Царевна-лягушка», немецкой сказке «Кукушка», «Волшебное  слово» В. Осевой; «Как слон  спас хозяйку от тигра» Б. Житкова; «Малыш и Карлсон» А. Линдгрен; «Вини-Пух» А. Миллер.

4. Использованные  художественные слова: стихотворений,  дразнилок, пословиц.

5. Проигрывание  ситуаций, которые дают возможность  детям не просто рассказывать  о той или иной проблеме, а  эмоционально проживать ее.

Ситуации направлены на:

  1. закрепление умения устанавливать контакт с собеседником (зрительный контакт);
  2. закрепление употребления речевых этикетных формул(утренние приветствия, прощание и др.);
  3. передачу характера, изображаемого персонажа (хитрый, злой, добрый) при помощи голоса и движений;
  4. усвоение манеры поведения в общении по методу Э.Берна;
  5. выражение сочувствия и сопереживания взрослым (маме), маленьким детям.

6. Продуктивный  вид деятельности – рисование:

  1. на темы: «Автопортрет», «Я и мое настроение», «Мое имя»;
  2. пиктограмма (схематически выраженные лица с разным настроением).

7. Вспомогательный  прием – слушание музыки. Определение  эмоционального состояния человека (удивления, радости, горя, гнева)  в соответствии с характером  музыки.

8. Игровые упражнения и этюды, направленные на:

  1. мышечное расслабление: «Насос и мяч», «Пылесос и пылинки», «Шалтай – Болтай», «Факиры», «Фея сна», «Каждый спит»;
  2. двигательное раскрепощение: «Путаница», «Походки», «Зеркало»;

37

3   воспитание  гуманных отношений между детьми: «Подарок», «Волны».

Игры проводились  на занятиях в театральном кружке, и в свободное от занятий время. Для чтения сказок и книг детям, привлекались воспитатели и родители. Таким образом, в процессе формирующего эксперимента дети осваивали умение межличностного общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38

2. 2. Анализ  экспериментальных данных

 

Как показали результаты социометрического исследования на констатирующем этапе эксперимента, дети испытывали значительные сложности при построении отношений со сверстниками в процессе разнообразной деятельности. Но в контрольной и экспериментальной группах сложился удовлетворительный уровень благополучия взаимоотношения (УБВ) – количество «предпочитаемых» и «принятых» приблизительно равно количеству «непринятых».

Контрольная группа:                                                 Экспериментальная группа:

I  «звезды» - 2 ребенока;                                            I «звезды» - 1 ребенок;

II «принятые» - 6 детей;                                             II «принятые» - 7 детей;

III «непринятые» - 7 детей;                                        III «непринятые» - 7 детей;

IV «изолированные»  - 0;                                            IV «изолированные» - 0.

В двух группах  нет «изолированных» детей. Коэффициент  взаимности (КВ) составил в контрольной  группе – 45,2 %, в экспериментальной  – 44,4 %.

%

 

 

Рис. 1. Коэффициент  взаимности после проведения констатирующего эксперимента

39

Таким образом, результаты данного исследования показали, что многие дети нуждаются в коррекции  взаимоотношений. На формирующем этапе  исследования проведена работа с  детьми экспериментальной группы, направленная на развитие  коммуникативной сферы.

На контрольном  этапе эксперимента для оценки эффективности  и результативности педагогического  воздействия на процесс формирования навыков межличностного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками посредством применения развивающих игр и игровых упражнений коммуникативной направленности  использовался тот же диагностический материал по обследованию уровня сформированности навыков межличностного взаимодействия детей, коэффициента сплоченности детского коллектива и удовлетворенности состоянием отношений детей в коллективе сверстников, в исследования принимали участие старшие дошкольники контрольной и экспериментальной групп.

Контрольная группа:                                                 Экспериментальная группа:

I  «звезды» - 3 ребенока;                                            I «звезды» - 4 ребенок;

II «принятые» - 5 детей;                                             II «принятые» - 8 детей;

III «непринятые» - 7 детей;                                        III «непринятые» - 3 детей;

IV «изолированные»  - 0;                                            IV «изолированные» - 0.

При сравнении  показателей констатирующего и  контрольного экспериментов, мы видим, что в экспериментальной группе произошли изменения. УБВ в ней стал высоким – большинство детей попали в «предпочитаемые» и «принятые». В контрольной группе УБВ остался на прежнем удовлетворительном (среднем) уровне.

Стоит отметить наличие положительных навыков  межличностного взаимодействия, которые наиболее ярко проявлялись в конце обозначенного периода. Некоторые дети стали пользоваться популярностью у сверстников. Они стали более активны, любознательны,  самокритичны к действиям других детей, проявляя при этом доброжелательность и отзывчивость.

40

Разнообразные знания, наличие умений и навыков  выполнения различных видов деятельности притягивало к ним сверстников. Оказывая помощь, эти дети старались  объективно оценивать успехи и неудачи  других, пытались похвалить, подбодрить, подсказать выход из сложной ситуации, не ущемляя при этом достоинство сверстников. Их наставления стали приниматься детьми без обиды. Благодаря, перечисленным качествам таких детей стали чаще выбирать на руководящие роли в игре, при выполнении трудовых заданий, решении познавательных задач.

КВ в контрольной  группе составил – 47,2%, в экспериментальной  – 79%.

%

Рис. 2. Коэффициент  взаимности после проведения контрольного эксперимента

Как мы видим, результаты улучшились. Улучшение показателей экспериментальной группы, причем в более значительной степени, чем в констатирующем эксперименте – дает нам основание считать гипотезу, выдвинутую нами в начале работы, подтвердившейся и конкретные игры по

развитию общения  старших дошкольников со сверстниками, заслуживающими внимания.

41

Проведенный сравнительный  анализ социометрического исследования позволяет говорить о положительной  тенденции в плане развития дружеских  взаимоотношений и формировании навыков межличностного взаимодействия в группе дошкольников.

Мы не считаем  наш результат конечным. Необходимо и далее разрабатывать и совершенствовать методические приемы и методику их использования. Много будет зависеть также от воспитателей, от родителей.

Таким образом, проведенное нами исследование позволяет утверждать, что, если коммуникативные игры включать в учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения, то можно развить общение со сверстниками старшего дошкольника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42

 

Заключение

 

Общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Высшие психические функции ребенка, такие как намять, внимание, мышление, формируются сначала в общении со взрослыми и лишь затем становятся полностью произвольными. В процессе общения ребенок познает законы и нормы человеческих взаимоотношений. Правильно построенное общение - это и есть процесс воспитания и развития ребенка, а нарушение общения - тонкий показатель отклонения психического развития.

Информация о работе Становление коммуникативных навыков у старших дошкольников