Становление коммуникативных навыков у старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 18:53, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – выявить особенности формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии со сверстниками.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблем исследования;
- выявить особенности становления коммуникативной сферы у старших дошкольников при взаимодействии со сверстниками;
- экспериментально определить критерии уровня сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Становление коммуникативных навыков у старших дошкольников при взаимодействии со сверстниками………………………………………….6
1. 1. Особенности общения в дошкольном возрасте…………………...6
1. 2. Понятие мотивов общения у детей старшего
дошкольного возраста со сверстниками…………………………..13
1. 3. Формы общения детей старшего дошкольного возраста
со сверстниками…………………………………………………….20
1. 4. Игра – как средство формирования коммуникативных навыков...26
ГЛАВА II. Организация и проведение экспериментальной работы
по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников….31
2. 1. Ход исследования и его методы…………………………………...31
2. 2. Анализ экспериментальных данных………………………………38
Заключение……………………………………………………………………….42
Библиографический список литературы……………………………………….44
Приложение

Файлы: 1 файл

Становление коммуникативных навыков у старших дошкольников.doc

— 280.00 Кб (Скачать файл)

Широкое использование  игровых методик, где игра выступает  своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми позволяет ребенку активно изучать и осваивать окружающий мир и является непременным условием разностороннего развития личности (Приложение 1).

Совместная  деятельность детей является основным условием возникновения и развития общения, взаимодействий и взаимоотношений. Отсутствие умения общаться или низкий его уровень отрицательно сказывается на характере участия в совместной деятельности, обусловливает непрочность отношений, конфликтность контактов между детьми.

Проанализировав и обобщив игровые методы развития коммуникативных навыков детей  дошкольного возраста, мы увидели, что  они характерны, прежде всего, тем, что  в игре ребенок познает смысл  человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.

 

43

В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять  свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного  поведения ребенка.

Содержание  развивающих игр и игровых упражнений коммуникативной направленности таково, что позволяет использовать их так же, как одно из эффективных средств социально-нравственного развития детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44

Библиографический список литературы

 

1. Антипина, Е.  А. Театрализованная деятельность  в детском саду: Игры, упраж., сценарии [Текст] / Е. А. Антипина. – М.: ТЦ  Сфера, 2003. – с. 128.

2. Антонова,Т. В. Особенности социального поведения детей в игре // Руководство играми в дошкольных учреждениях[Текст] / Под ред. М. А. Васильевой. - М.: Педагогика, 2006. - 250 с.

3. Богуславская, Н. Е. Веселый этикет: развитие  коммуникативных способностей ребенка [Текст] / Н. Е. Богуславская. - Екатеринбург: АРГО 2007. - 191 с.

4. Воронова, В. Я Творческие игры старших дошкольников [Текст] / В. Я. Воронова -   М.: 2000. – 193с.

  1. Галигузова, Л. Н. , Смирнова, Е.О. Ступени общения: от года до семи лет [Текст] / Л. Н. Галигузова,Е. О. Смирнова. - М.: Просвещение, 1992. – 270с.

6. Галигузова, Л.Н., Смирнова, Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога [Текст] / Л. Н. Галигузова. Е. О. Смирнова. – М.: АРКТИ, 2004. – 160 с.

7. Годовикова, Д.  Б., Гаврилова, Е. И. Осознание  детьми 5-7 лет качеств сверстников  и их общение [Текст] /Д. Б.  Годовикова, Е. И. Гаврилова. - М.: АРКТИ, 2002. – 156 с.

8. Деревянко,  Р.И. Особенности мотивов общения  со взрослым и сверстниками  у дошкольников: Дис. кандидат  психологических наук [Текст] / Р.  И. Деревянко. - М.: 1983 – 124с.

9. Диагностика  развития дошкольников: психологические тесты [Текст] / сост. Т. Г. Макеева. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 125с.: ил.

10. Дубина Л.  Развитие у детей коммуникативных  способностей // Дошкольное воспитание. - 2005. - 10. С. 26-35.

 

45

11. Залысина  И.А., Смирнова Е.О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи// Вопросы психологии. 1985.- № 4. С. 54-61.

12. Коломинский,  Я. Л., Панько, Е.А. Диагностика  и коррекция психического развития  дошкольника [Текст] / Я. Л. Коломинский,  Е. А. Панько. - Минск, 1997. – 104с.

13. Лисина М.И.  Общение, личность и психика  ребенка [Текст] / М. И. Лисина. - М.:Воронеж, 2001. - 383 с.

14. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самопознания  у дошкольников [текст] / М. И. Лисина. – М.: Просвещение, 1983. – 234 с.

15. Лисина, М.  И. Формирование личности ребенка  в общении [Текст] / М. И. Лисина. -  СПб.: ПИТЕР, 2009. – 209с.

16. Леонтьев  А.Н.  Деятельность и общение  // Вопросы философии, 1999, №1.- С. 15-21.

17. Нечаева, В.Г. Воспитание дошкольника в труде [Текст] / М.: Просвещение, 1983 г. (стр. 18-25)

18. Пиаже Ж.  Избранные психологические труды  // [Текст] Ж. Пиаже. - М.: Просвещение, 1994.- 586с.

19. Прокина, Н.  Ф. Практикум по детской психологии [Текст] / Под. Ред. Л. А. Венгера.  – 3-е изд., доп. и перераб.  – М.: Просвещение, 1985. – 64с.

20. Ремизова  Г.Е. Общение ребенка со сверстниками в дошкольном возрасте // Обруч.- 2001.- № 4.-С.17-21

21. Развитие  общения дошкольников со сверстника [Текст] / Под ред. Рузской А. Г. — М.: 1998. – С. 86.

22. Смирнова  Е., Гударева О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание. - 2003. - 10. С.63-71.

23. Смирнова  Е., Гударева О. Современные пятилетние  дети: особенности игры и психического  развития //Дошкольное воспитание. - 2004. - 3. С.69-74.

46

24. Урунтаева,  Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум  по дошкольной психологии [Текст] / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. - М.: Академия, 2000. - 293 с.

25. Чернецкая,  Л. В. Развитие коммуникативных  способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Л. В. Чернецкая. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 256 с.: ил.

26. Чурилова, Э.  Г. Методика и организация театрализованной  деятельности дошкольников и  мл. школьников [Текст] / Э. Г. Чурилова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 160с.: ил. 

27. Эльконин, Д.Б.  Психология игры [Текст] / Д. Б.  Эльконин. - М.: ВЛАДОС, 2000. – С. 207.

28. Усова, А.  П. Роль игры в воспитании  детей [Текст] / А. П. Усова. - М.: Просвещение, 2002. - 360 с.

29. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М.: АЛМА-ПРЕСС, 2000. - 356 с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Приложение 1

Рекомендации  для воспитателей, направленные на организацию гуманных взаимоотношений  между детьми

 

1. Если ребенок  забывает речевые этикетные формулы (прощания, приветствия, благодарности) то ему можно подсказать в стихотворной форме: «Лена, ты знаешь, что растает даже ледяная глыба, от слова теплого … (спасибо)».

2. Для развития  умения устанавливать контакт  с собеседником предложите детям следующие упражнения:

- «Как можно  нас назвать по-разному? Выбирается  ведущий. Он становится в круг. Остальные дети, представляя, что  они это – его мама, папа, дедушка,  бабушка, друзья, которые его очень  любят, произносят его имя.

- «Улыбка» - дети  сидят в кругу. Они берутся за руки и глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.

- «Комплимент» - дети становятся в круг, и  по очереди, гладя в глаза  соседу, говорят несколько добрых  слов, хвалят его («Ты всегда  делишься, ты веселая, у тебя красивое платье…»). Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Вместо похвалы можно просто сказать «вкусное», «сладкое», «молочное» слово.

3. Для поддержания  желания и совершенствования  умения выражать свое настроение:

 – предложите детям завести «Дневник настроений», в нем ребенок может изобразить явление природы, предметы, которые будут характеризовать его настроение.

В конце недели можно поиграть с детьми в игру «Волшебные мешочки». В один из них  предложить детям сложить плохое настроение, в другой –

2

хорошее, до этого  необходимо посмотреть в дневник  и посчитать, сколько раз ребенок  был в хорошем (радостном, веселом) и плохом (грустном, печальном) настроении.

- предложите  детям игры и упражнения из  цикла: 

- «Я и мои  эмоции»;

- «Лица» - дети  рисуют на листе бумаги лицо  с различными выражениями настроения: веселое, хмурое…;

- «Мимическая  гимнастика» - дети хмурятся, как  осенняя туча, как рассерженный  человек; улыбаются, как солнце, как хитрая лиса; пугаются, как  заяц, увидевший волка; злятся, как ребенок, у которого отняли мороженое;

- «Маски» - один  ребенок изображает настроение  при помощи мимики, а остальные  дети определяют, удалось ли изобразить  маску;

- «Глаза в  глаза» - дети разбиваются на пары  и, глядя друг другу в глаза, молча передают разные эмоции: «Я грустный, помоги мне!», «Мне весело, давай вместе играть», «Я не хочу с тобой дружить»;

- «Как ты  себя сегодня чувствуешь?» - ребенок  выбирает из предложенных карточек, изображающих различное настроение, ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение его мамы, папы...

4. Для совершенствования  у детей умения общаться без  слов сначала дайте им распознать  изображенный жест (на рисунке,  фотографии, диафильме), а затем предложите  игры:

- «Угадай» - один ребенок воспроизводит жест, а другие отгадывают его значение;

- «Походки»  — один ребенок изображает  походку кого-либо (человека, животного,  птицы и т.д.), а остальные дети  отгадывают, кому она принадлежит;

 

3

- «Иностранец»  — один ребенок, изображая  иностранца, с помощью жестов и мимики спрашивает, как пройти в зоопарк, в бассейн, на площадь, а остальные дети, также при помощи жестов и мимики, отвечают на его вопросы;

- «Расскажи  стихи без слов». «Изобрази  пословицу».

5. Для совершенствования  умения ясно и четко произносить слова предложите детям:

- изобразить, как  бушует море, каким голосом говорит  Баба Яга, Золушка и другие  сказочные персонажи;

- произнести  знакомое четверостишие - шепотом,  максимально громко, как робот,  со скоростью пулеметной очереди,  грустно, радостно, удивленно, безразлично.

6. Для развития  у детей эмпатии и эмпатийного  поведения предложите им:

- участие в  кукольном спектакле, драматизации  сказок, то в качестве зрителей, то в качестве актеров (происходит  сближение с персонажем; свободный выбор и ролевое изображение помогает ребенку глубоко понять художественное произведение);

- сюжетные творческие  игры, с повторением сцен - ребенок  играет сначала одну роль, затем  тут же другую (это помогает  научить детей видеть эмоциональное  состояние другого);

- разговор по  телефону со сказочными персонажами,  выражая свое отношение к тому  или иному персонажу;

- следующие  упражнения, игры:

- «Опиши друга» - двое детей становятся спиной  друг к другу и по очереди  описывают прическу, одежду другого,  а затем выясняется, кто оказался точнее;

 

 

4

- «Подари подарок  другу» - при помощи мимики и  жестов дети изображают подарок  и дарят его друг другу;

- «Царевна-Несмеяна»  - дети пытаются развеселить одного  ребенка разными способами: рассказывают  анекдот, веселую историю, предлагают игру;

- «Сравнения»  - дети сравнивают себя с какими-то  животными, растениями, цветами,  а затем совместно со взрослым  обсуждают, почему они выбрали  такое сравнение;

- «Волшебный  магазин» - взрослый предлагает детям  купить что-нибудь своим друзьям, родным в волшебном магазине, затем уточняет, для чего.

7. Для развития  у детей умения вести себя  в конфликтной ситуации проанализируйте  с детьми такие ситуации, которые  имели место в прошлом опыте  детей. Для анализа поведения  конфликтовавших детей используйте аналогичное поведение известных детям сказочных персонажей. Если ребенок вел себя по отношению к другому очень жестоко, то его поведение можно сравнить с поведением Карабаса-Барабаса, Бармалея и т.д.

8. Для закрепления коммуникативных  умений у детей предложите детям такую форму общения, как общение с малышами. Им нужно будет ответить на жалобу малыша; разрешить конфликт; отреагировать на неэтичные высказывания детей.

 


Информация о работе Становление коммуникативных навыков у старших дошкольников