Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 18:53, дипломная работа
Цель работы – выявить особенности формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии со сверстниками.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблем исследования;
- выявить особенности становления коммуникативной сферы у старших дошкольников при взаимодействии со сверстниками;
- экспериментально определить критерии уровня сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Становление коммуникативных навыков у старших дошкольников при взаимодействии со сверстниками………………………………………….6
1. 1. Особенности общения в дошкольном возрасте…………………...6
1. 2. Понятие мотивов общения у детей старшего
дошкольного возраста со сверстниками…………………………..13
1. 3. Формы общения детей старшего дошкольного возраста
со сверстниками…………………………………………………….20
1. 4. Игра – как средство формирования коммуникативных навыков...26
ГЛАВА II. Организация и проведение экспериментальной работы
по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников….31
2. 1. Ход исследования и его методы…………………………………...31
2. 2. Анализ экспериментальных данных………………………………38
Заключение……………………………………………………………………….42
Библиографический список литературы……………………………………….44
Приложение
Широкое использование игровых методик, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми позволяет ребенку активно изучать и осваивать окружающий мир и является непременным условием разностороннего развития личности (Приложение 1).
Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития общения, взаимодействий и взаимоотношений. Отсутствие умения общаться или низкий его уровень отрицательно сказывается на характере участия в совместной деятельности, обусловливает непрочность отношений, конфликтность контактов между детьми.
Проанализировав и обобщив игровые методы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста, мы увидели, что они характерны, прежде всего, тем, что в игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.
43
В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка.
Содержание развивающих игр и игровых упражнений коммуникативной направленности таково, что позволяет использовать их так же, как одно из эффективных средств социально-нравственного развития детей дошкольного возраста.
44
Библиографический список литературы
1. Антипина, Е.
А. Театрализованная
2. Антонова,Т. В. Особенности социального поведения детей в игре // Руководство играми в дошкольных учреждениях[Текст] / Под ред. М. А. Васильевой. - М.: Педагогика, 2006. - 250 с.
3. Богуславская,
Н. Е. Веселый этикет: развитие
коммуникативных способностей
4. Воронова, В. Я Творческие игры старших дошкольников [Текст] / В. Я. Воронова - М.: 2000. – 193с.
6. Галигузова, Л.Н., Смирнова, Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога [Текст] / Л. Н. Галигузова. Е. О. Смирнова. – М.: АРКТИ, 2004. – 160 с.
7. Годовикова, Д. Б., Гаврилова, Е. И. Осознание детьми 5-7 лет качеств сверстников и их общение [Текст] /Д. Б. Годовикова, Е. И. Гаврилова. - М.: АРКТИ, 2002. – 156 с.
8. Деревянко,
Р.И. Особенности мотивов
9. Диагностика развития дошкольников: психологические тесты [Текст] / сост. Т. Г. Макеева. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 125с.: ил.
10. Дубина Л.
Развитие у детей
45
11. Залысина И.А., Смирнова Е.О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи// Вопросы психологии. 1985.- № 4. С. 54-61.
12. Коломинский,
Я. Л., Панько, Е.А. Диагностика
и коррекция психического
13. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М. И. Лисина. - М.:Воронеж, 2001. - 383 с.
14. Лисина М.И.,
Силвестру А.И. Психология
15. Лисина, М.
И. Формирование личности
16. Леонтьев А.Н. Деятельность и общение // Вопросы философии, 1999, №1.- С. 15-21.
17. Нечаева, В.Г. Воспитание дошкольника в труде [Текст] / М.: Просвещение, 1983 г. (стр. 18-25)
18. Пиаже Ж.
Избранные психологические
19. Прокина, Н.
Ф. Практикум по детской
20. Ремизова Г.Е. Общение ребенка со сверстниками в дошкольном возрасте // Обруч.- 2001.- № 4.-С.17-21
21. Развитие
общения дошкольников со
22. Смирнова Е., Гударева О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание. - 2003. - 10. С.63-71.
23. Смирнова
Е., Гударева О. Современные
46
24. Урунтаева,
Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум
по дошкольной психологии [Текст]
/ Г. А. Урунтаева, Ю. А.
25. Чернецкая,
Л. В. Развитие
26. Чурилова, Э.
Г. Методика и организация
27. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М.: ВЛАДОС, 2000. – С. 207.
28. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А. П. Усова. - М.: Просвещение, 2002. - 360 с.
29. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М.: АЛМА-ПРЕСС, 2000. - 356 с
1
Приложение 1
Рекомендации для воспитателей, направленные на организацию гуманных взаимоотношений между детьми
1. Если ребенок забывает речевые этикетные формулы (прощания, приветствия, благодарности) то ему можно подсказать в стихотворной форме: «Лена, ты знаешь, что растает даже ледяная глыба, от слова теплого … (спасибо)».
2. Для развития
умения устанавливать контакт
с собеседником предложите детя
- «Как можно
нас назвать по-разному?
- «Улыбка» - дети сидят в кругу. Они берутся за руки и глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.
- «Комплимент» - дети становятся в круг, и по очереди, гладя в глаза соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его («Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье…»). Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Вместо похвалы можно просто сказать «вкусное», «сладкое», «молочное» слово.
3. Для поддержания
желания и совершенствования
умения выражать свое
– предложите детям завести «Дневник настроений», в нем ребенок может изобразить явление природы, предметы, которые будут характеризовать его настроение.
В конце недели можно поиграть с детьми в игру «Волшебные мешочки». В один из них предложить детям сложить плохое настроение, в другой –
2
хорошее, до этого необходимо посмотреть в дневник и посчитать, сколько раз ребенок был в хорошем (радостном, веселом) и плохом (грустном, печальном) настроении.
- предложите детям игры и упражнения из цикла:
- «Я и мои эмоции»;
- «Лица» - дети
рисуют на листе бумаги лицо
с различными выражениями
- «Мимическая
гимнастика» - дети хмурятся, как
осенняя туча, как рассерженный
человек; улыбаются, как
- «Маски» - один ребенок изображает настроение при помощи мимики, а остальные дети определяют, удалось ли изобразить маску;
- «Глаза в глаза» - дети разбиваются на пары и, глядя друг другу в глаза, молча передают разные эмоции: «Я грустный, помоги мне!», «Мне весело, давай вместе играть», «Я не хочу с тобой дружить»;
- «Как ты
себя сегодня чувствуешь?» - ребенок
выбирает из предложенных
4. Для совершенствования
у детей умения общаться без
слов сначала дайте им
- «Угадай» - один ребенок воспроизводит жест, а другие отгадывают его значение;
- «Походки» — один ребенок изображает походку кого-либо (человека, животного, птицы и т.д.), а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит;
3
- «Иностранец» — один ребенок, изображая иностранца, с помощью жестов и мимики спрашивает, как пройти в зоопарк, в бассейн, на площадь, а остальные дети, также при помощи жестов и мимики, отвечают на его вопросы;
- «Расскажи стихи без слов». «Изобрази пословицу».
5. Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова предложите детям:
- изобразить, как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга, Золушка и другие сказочные персонажи;
- произнести
знакомое четверостишие - шепотом,
максимально громко, как робот,
со скоростью пулеметной
6. Для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения предложите им:
- участие в
кукольном спектакле,
- сюжетные творческие
игры, с повторением сцен - ребенок
играет сначала одну роль, затем
тут же другую (это помогает
научить детей видеть
- разговор по
телефону со сказочными
- следующие упражнения, игры:
- «Опиши друга» - двое детей становятся спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду другого, а затем выясняется, кто оказался точнее;
4
- «Подари подарок
другу» - при помощи мимики и
жестов дети изображают
- «Царевна-Несмеяна»
- дети пытаются развеселить
- «Сравнения»
- дети сравнивают себя с какими-
- «Волшебный
магазин» - взрослый предлагает детям
купить что-нибудь своим друзья
7. Для развития
у детей умения вести себя
в конфликтной ситуации
8. Для закрепления
Информация о работе Становление коммуникативных навыков у старших дошкольников