Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 14:43, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать влияние совместных игр на становление самооценки детей раннего и дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме влияния оценки сверстников на самооценку детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить уровень оценивания детьми друг друга.
4. Проанализировать влияние оценки сверстников на самооценку старших дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ...…………………….........……………………...3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста......................................................5
1.1.Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов...………...5
1.2. Становление и развитие самооценки детей в раннем возрасте….10
1.3. Особенности формирования и развития самооценки в дошкольном возрасте…....................................…………….17
1.4. Совместные игры со сверстниками как средство развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста…………………………25
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование по проблеме становления самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками………….............................................................37
2.1. Организация экспериментального исследования уровня развития самооценки у детей раннего и дошкольного возраста …………......37
2.2. Анализ результатов исследования ………………..45
2.3. Формирующая экспериментальная работа по развитию самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста посредством серии игр…………………........…….....27
2.4. Определение эффективности формирующего этапа исследования.56
Выводы по эмпирической части исследования……………………. 62
……....56
2.1. Определение исходного уровня развития самооценки у детей
раннего и старшего дошкольного возраста……………………….37
2.2. Развитие самооценки у детей раннего и старшего дошкольного возраста в процессе совместных игр…………………………………….....45
2.3. Определение эффективности формирующего этапа исследования.56
Выводы по эмпирической части исследования……………………. 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................………………...
ПРИЛОЖЕНИЕ...…………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
БОУ СПО «Омский педагогический колледж № 1»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Становление самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками
очного отделения
Научный руководитель:
преподаватель психологии
ОМСК 2011 г.
Дата защиты: «_________»___________________
Оценка: ____________ /__________________________/
(отлично, хорошо, удовлетворительно)
Председатель ГАК:____________
(подпись) (ФИО)
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ...…………………….........……
ГЛАВА I. Теоретические аспекты
изучения самооценки детей раннего и старшего
дошкольного возраста......................
1.1.Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов...………...5
1.2. Становление и развитие самооценки детей в раннем возрасте….10
1.3. Особенности формирования и развития
самооценки в
дошкольном возрасте….....................
1.4. Совместные игры со сверстниками как средство развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста…………………………25
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование по проблеме
становления самооценки детей раннего
и дошкольного возраста в процессе совместных
игр со сверстниками…………..............
2.1. Организация экспериментального исследования уровня развития самооценки у детей раннего и дошкольного возраста …………......37
2.2. Анализ результатов исследования ………………..45
2.3. Формирующая экспериментальная работа по развитию самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста посредством серии игр…………………........…….....27
2.4. Определение эффективности формирующего этапа исследования.56
Выводы по эмпирической части исследования……………………. 62
……....56
2.1. Определение исходного уровня развития самооценки у детей
раннего и старшего
2.2. Развитие самооценки у детей раннего и старшего дошкольного возраста в процессе совместных игр…………………………………….....45
2.3.
Определение эффективности
Выводы по эмпирической части исследования……………………. 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..6
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............
ПРИЛОЖЕНИЕ...………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
В психологической литературе, как в отечественной, так и зарубежной самооценке уделено большое внимание. Проблема развития самооценки, структуры, функций, обсуждаются в работах Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, Э. Эриксона, К. Роджерса и других психологов.
В исследованиях отечественных психологов, акцент делается на изучение и анализ процесса формирования личности, ее подструктур, раскрытие механизмов формирования личности, значимым звеном которого является самооценка. Проблема самооценки рассматривается с двух позиций: проблема связи личности и самооценки, а также - самосознания и самооценки.
Проблема становления самосознания и самооценки как его компонента, рассматривались в работах: Ананьева Б.Г., Божович Л.И., Выготского Л.С., Леонтьева A.H., Мерлина B.C., Рубинштейна С.Л., Столина В.В., Чесноковой И.И., Шороховой Е.В.
В рамках исследования самосознания
самооценке отводится ведущая роль
- она характеризуется как
Самооценка внешне выражается в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.
Закономерности формирования самооценки в детском возрасте были исследованы О.А. Белобрыкиной, Л.И. Божович, В.А. Горбачевой, А.В. Захаровой, А.И. Липкиной, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, Е.И. Савонько, Л.И. Уманец.
Старший дошкольный возраст – начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки.
Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи.
B.C. Мерлин указывал
на зависимость самооценки от
оценки испытуемого своей
Противоречия: педагоги, зная о влиянии оценки сверстников в старшем дошкольном возрасте на самооценку ребенка, не всегда осознают, в чем она проявляется и как её надо учитывать в работе с детьми.
Проблема исследования: какое влияние оказывает оценка сверстников на самооценку детей старшего дошкольного возраста.
Становление самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками
Объект исследования: самооценка детей раннего и дошкольного возраста.
Предмет исследования: Становление самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками
совместные игры со сверстниками как средство становления самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе
Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать влияние совместных игр на становление самооценки детей раннего и дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в старшем дошкольном возрасте оценка сверстника влияет на самооценку ребенка, если:
- оценку дает значимый сверстник;
- сверстник
оценивает деятельность
- сверстник дает оценку личности ребенка.
Задачи исследования:
Методы исследования:
-теоретические: анализ и синтез; индукция и дедукция; аналогия; сравнение; обобщение.
-эмпирические: самооценка (методика «Лесенка»); социометрия; беседа.
База исследования:
МДОУ «Детский сад -№ 216» САО г. Омска.
В эксперименте участвовало 20 детей в возрасте 5,5-6,0 лет.
Актуальность исследования продиктована…………………………
Подходы к решению проблем ……………………………. отражены в работах О.А.Абдуллиной, Н.М.Борытко, О.С.Гребенюк, Л.В.Дроздовой, А.В.Ефанова, С.В.Милициной, Л.В.Сабановой, Е.Н.Шияновой и др. Однако следует отметить, что ……….. аспекты в данных исследованиях не рассматриваются. Отсюда возникают противоречия:
- между необходимостью …………………. и недостаточной научной разработанностью вопросов ………………………..;
- между ………………….. и отсутствием ………………………… ;
- между ………………….. и недостатком
соответствующих научно
Выявленные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в разработке способов их разрешения.
Все вышесказанное позволило
Объектом исследования выступает ………………………………….
Предмет исследования: ………………………………………………..
Цель данного исследования: …………………………………………….
Гипотеза: ………………………………, если:
Для конкретизации поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:
Методологической основой исследования являлись:
Для решения поставленных задач и опытной проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические – анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы и диссертационных работ по теме исследования; классификация; моделирование; эмпирические – опросные методы, педагогический эксперимент, методы математической обработки результатов исследования.
База исследования: …………………………………………………..
Глава 1. Теоретические аспекты изучения самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста
1.1. Основные
направления изучения
Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов.
Среди них можно выделить следующих авторов: Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, М.И. Лисина, B.C. Мерлин, В.С. Мухина, Е.И. Савонько, В.Ф. Сафин, Е.А. Серебрякова, Г.Л. Собиева, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн, П.Р. Чаматы, И.И. Чеснокова, П.М. Якобсон; А. Адлер, А. Бандура, Р. Бернс, И. Бранден, У. Джемс, Ф. Зимбардо, С. Куперсмит, К. Левин, К. Роджерс, М. Розенберг, 3. Фрейд, К. Хорни.
Первопроходцем в области изучения самооценки можно назвать У. Джемса, который начал изучать этот феномен еще в 1892 году в рамках изучения самосознания. Он вывел формулу, по которой самооценка прямо пропорциональна успеху и обратно пропорциональна притязаниям, то есть потенциальным успехам, которых индивид намеревался достичь.