Становление самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 14:43, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать влияние совместных игр на становление самооценки детей раннего и дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме влияния оценки сверстников на самооценку детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить уровень оценивания детьми друг друга.
4. Проанализировать влияние оценки сверстников на самооценку старших дошкольников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...…………………….........……………………...3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста......................................................5
1.1.Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов...………...5
1.2. Становление и развитие самооценки детей в раннем возрасте….10
1.3. Особенности формирования и развития самооценки в дошкольном возрасте…....................................…………….17
1.4. Совместные игры со сверстниками как средство развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста…………………………25
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование по проблеме становления самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками………….............................................................37
2.1. Организация экспериментального исследования уровня развития самооценки у детей раннего и дошкольного возраста …………......37
2.2. Анализ результатов исследования ………………..45
2.3. Формирующая экспериментальная работа по развитию самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста посредством серии игр…………………........…….....27
2.4. Определение эффективности формирующего этапа исследования.56
Выводы по эмпирической части исследования……………………. 62

……....56
2.1. Определение исходного уровня развития самооценки у детей
раннего и старшего дошкольного возраста……………………….37
2.2. Развитие самооценки у детей раннего и старшего дошкольного возраста в процессе совместных игр…………………………………….....45
2.3. Определение эффективности формирующего этапа исследования.56
Выводы по эмпирической части исследования……………………. 62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................………………...
ПРИЛОЖЕНИЕ...…………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом Люда.doc

— 549.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

БОУ СПО «Омский педагогический колледж № 1»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

          

Становление самооценки детей  раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками

 

            

 

 

                                                          Выполнила:

                                  студентка 5 курса 51 ДО группы

            очного отделения

                                            Выдрицкая Людмила Вячеславовна

 

                                                          Специальность: 050704

                                                           Дошкольное образование

 

                                      Дополнительная квалификация:

                                            воспитатель детей раннего возраста

 

                          Научный руководитель:

                               преподаватель психологии

                                               Мельникова Людмила Аркадьевна

 

 

 

ОМСК  2011 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата защиты: «_________»_____________________ 2011г.

 

Оценка: ____________      /__________________________/

(отлично,  хорошо, удовлетворительно)

 

Председатель ГАК:____________    /__________________/

(подпись)  (ФИО)

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ...…………………….........……………………...3

 

ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста......................................................5

1.1.Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов...………...5

 1.2.   Становление и развитие самооценки детей в раннем  возрасте….10

          1.3. Особенности формирования и развития самооценки в           дошкольном возрасте…....................................…………….17

          1.4.  Совместные игры со сверстниками как средство развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста…………………………25    

 

ГЛАВА II. Эмпирическое исследование по проблеме становления самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками………….............................................................37

2.1. Организация экспериментального исследования уровня развития самооценки у детей раннего и дошкольного возраста …………......37

2.2. Анализ результатов исследования ………………..45

       2.3. Формирующая экспериментальная работа по развитию самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста посредством серии игр…………………........…….....27

2.4. Определение эффективности формирующего этапа исследования.56

        Выводы по эмпирической части  исследования……………………. 62

                              

……....56

        2.1.  Определение исходного уровня развития самооценки у детей

          раннего и старшего дошкольного  возраста……………………….37

        2.2.  Развитие самооценки у детей раннего и старшего дошкольного возраста в процессе совместных игр…………………………………….....45

       2.3.   Определение эффективности формирующего  этапа исследования.56

        Выводы по эмпирической части  исследования……………………. 62

                              

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..64

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................………………...

 

ПРИЛОЖЕНИЕ...…………………………………………...

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В психологической литературе, как в отечественной, так и  зарубежной самооценке уделено большое внимание. Проблема развития самооценки, структуры, функций, обсуждаются в работах Л.И. Божович, И.С. Кона,  М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, Э. Эриксона, К. Роджерса и других психологов.

В исследованиях отечественных  психологов, акцент делается на изучение и анализ процесса формирования личности, ее подструктур, раскрытие механизмов формирования личности, значимым звеном которого является самооценка. Проблема самооценки рассматривается с двух позиций: проблема связи личности и самооценки, а также - самосознания и самооценки.

Проблема становления  самосознания и самооценки как его  компонента, рассматривались в работах: Ананьева Б.Г., Божович Л.И., Выготского Л.С., Леонтьева A.H., Мерлина B.C., Рубинштейна  С.Л., Столина В.В., Чесноковой И.И., Шороховой  Е.В.

В рамках исследования самосознания самооценке отводится ведущая роль - она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного  уровня его развития, как объединяющее начало, включенное в процесс самосознания. Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места, среди других людей относясь к ядру личности, она – важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности.

Самооценка внешне выражается в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а  развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

Закономерности формирования самооценки в детском возрасте были исследованы О.А. Белобрыкиной,  Л.И. Божович, В.А. Горбачевой,  А.В. Захаровой, А.И. Липкиной, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, Е.И. Савонько,  Л.И. Уманец. 

Старший дошкольный возраст  – начальный период осознания  ребенком  самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки.

Все это позволит ребенку  правильно оценить себя, реально  рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи.  

B.C. Мерлин указывал  на зависимость самооценки от  оценки испытуемого своей социальной  группой, от его отношения к  ней. В своих работах С.Л.  Рубинштейн указывал,  самооценка как стержневое образование личности, строится на оценках индивида другими и его оценивании этих других. Самооценка ребенка формируется под влиянием оценки окружающих: взрослых – родителей и педагогов, а так же сверстников. Одной из самых значительных и актуальных тем в психологии можно считать проблему влияния оценки сверстников на самооценку старших дошкольников.

Противоречия: педагоги, зная о влиянии оценки сверстников в старшем дошкольном возрасте на самооценку ребенка, не всегда осознают, в чем она проявляется и как её надо учитывать в работе с детьми.

Проблема исследования: какое влияние оказывает оценка  сверстников на самооценку детей старшего дошкольного возраста.

Становление самооценки детей раннего и дошкольного  возраста в процессе совместных игр со сверстниками

Объект исследования: самооценка детей раннего и дошкольного возраста.

Предмет исследования: Становление самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками

совместные  игры со сверстниками как средство становления самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе

Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать влияние совместных игр на становление самооценки детей раннего и дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в старшем дошкольном возрасте оценка сверстника влияет на самооценку ребенка, если:

- оценку  дает значимый сверстник;

- сверстник  оценивает деятельность ребенка;

- сверстник  дает оценку личности ребенка.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме влияния оценки сверстников на самооценку детей старшего дошкольного возраста.
  2. Выявить уровень развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Определить уровень оценивания детьми друг друга.
  4. Проанализировать влияние оценки сверстников на самооценку старших дошкольников.

Методы исследования:

-теоретические: анализ  и синтез; индукция и дедукция; аналогия; сравнение; обобщение.

-эмпирические: самооценка (методика «Лесенка»); социометрия; беседа.

База исследования:

МДОУ «Детский сад -№ 216» САО г. Омска.

В эксперименте участвовало 20 детей в возрасте 5,5-6,0 лет. 

 

 

Актуальность исследования продиктована…………………………

Подходы к решению  проблем ……………………………. отражены в работах О.А.Абдуллиной, Н.М.Борытко, О.С.Гребенюк, Л.В.Дроздовой, А.В.Ефанова, С.В.Милициной, Л.В.Сабановой, Е.Н.Шияновой и др. Однако следует отметить, что ……….. аспекты в данных исследованиях не рассматриваются. Отсюда возникают противоречия:

- между необходимостью …………………. и недостаточной научной разработанностью вопросов ………………………..;

- между ………………….. и отсутствием  ………………………… ;

- между ………………….. и недостатком  соответствующих научно обоснованных  концепций, программ, пособий.

Выявленные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в разработке способов их разрешения.

Все вышесказанное позволило сформулировать тему исследования: «…………………………………………………………………».

Объектом исследования выступает ………………………………….

Предмет исследования: ………………………………………………..

Цель данного исследования: …………………………………………….

Гипотеза: ………………………………, если:

    • актуализирована взаимосвязь ……………………………………..;
    • выявлены возможности ……………………………………………;
    • используются методы и средства …………………………………;
    • определены критерии ……………………………………………….

Для конкретизации поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:

  1. Изучить ……………………………;
  2. Определить ………………………..;
  3. Разработать ………………………..;
  4. Создать, экспериментально апробировать и внедрить проект ………….;
  5. Выявить критерии …………………………………………………………..

Методологической  основой исследования являлись:

  • личностно-деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, Л.С.Выготский, И.А.Зимняя, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.Д.Шадриков, Т.И.Шамова и др.);
  • системный подход (П.К.Анохин, Б.П.Битинас, И.В.Блауберг, Т.И.Ильина, И.А.Колесникова, Ф.Ф.Королев, Н.В.Кузьмина, К.К.Платонов и др.);

Для решения поставленных задач и опытной проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические – анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы и диссертационных работ по теме исследования; классификация; моделирование; эмпирические – опросные методы, педагогический эксперимент, методы математической обработки результатов исследования.

База исследования: …………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты изучения самооценки детей  раннего и старшего дошкольного  возраста

1.1. Основные  направления изучения самооценки  в трудах отечественных и зарубежных  психологов

Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов.

Среди них можно выделить следующих авторов: Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, М.И. Лисина, B.C. Мерлин, В.С. Мухина, Е.И. Савонько, В.Ф. Сафин, Е.А. Серебрякова, Г.Л. Собиева, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн, П.Р. Чаматы, И.И. Чеснокова, П.М. Якобсон; А. Адлер, А. Бандура, Р. Бернс, И. Бранден, У. Джемс, Ф. Зимбардо, С. Куперсмит, К. Левин, К. Роджерс, М. Розенберг, 3. Фрейд, К. Хорни.

Первопроходцем в области  изучения самооценки можно назвать  У. Джемса, который начал изучать  этот феномен еще в 1892 году в рамках изучения самосознания. Он вывел формулу, по которой самооценка прямо пропорциональна успеху и обратно пропорциональна притязаниям, то есть потенциальным успехам, которых индивид намеревался достичь.

Информация о работе Становление самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками