Становление самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 14:43, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать влияние совместных игр на становление самооценки детей раннего и дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме влияния оценки сверстников на самооценку детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить уровень оценивания детьми друг друга.
4. Проанализировать влияние оценки сверстников на самооценку старших дошкольников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...…………………….........……………………...3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста......................................................5
1.1.Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов...………...5
1.2. Становление и развитие самооценки детей в раннем возрасте….10
1.3. Особенности формирования и развития самооценки в дошкольном возрасте…....................................…………….17
1.4. Совместные игры со сверстниками как средство развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста…………………………25
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование по проблеме становления самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками………….............................................................37
2.1. Организация экспериментального исследования уровня развития самооценки у детей раннего и дошкольного возраста …………......37
2.2. Анализ результатов исследования ………………..45
2.3. Формирующая экспериментальная работа по развитию самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста посредством серии игр…………………........…….....27
2.4. Определение эффективности формирующего этапа исследования.56
Выводы по эмпирической части исследования……………………. 62

……....56
2.1. Определение исходного уровня развития самооценки у детей
раннего и старшего дошкольного возраста……………………….37
2.2. Развитие самооценки у детей раннего и старшего дошкольного возраста в процессе совместных игр…………………………………….....45
2.3. Определение эффективности формирующего этапа исследования.56
Выводы по эмпирической части исследования……………………. 62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................………………...
ПРИЛОЖЕНИЕ...…………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом Люда.doc

— 549.00 Кб (Скачать файл)

 

Анализ результатов проведения игр с детьми раннего возраста.

Детям данной группы было интересно играть, особенно в игру «Найди детеныша для мамы». Им настолько было интересно, что приходилось играть несколько раз. Но один мальчик Сережа плакал все время, видимо из-за того, что у него был адаптационный период.

Таким образом,  проведение подобранной нами серии игр,  позволило систематизировать работу по повышению самооценки у детей раннего и старшего дошкольного возраста. Кроме того, дети имели возможность  поупражняться в общении со сверстниками, у них развивались навыки взаимодействия в команде, так как некоторые игры имели групповую форму организации.  Организованная и проведенная таким образом работа, позволила нам перейти к завершающему этапу исследования – контрольному.

 

Согласно возрастной норме, самооценка дошкольника высокая. Следует отметить, что ответы ребенка на некоторые вопросы (например, послушный, честный) могут свидетельствовать об адекватности самооценки. Так, например, если наряду с ответами «да» на все вопросы ребенок утверждает, что он «послушный всегда», «честный всегда», можно предположить, что он не всегда достаточно критичен к себе.

 

2.3. Изучение уровня развития самооценки у детей раннего и старшего дошкольного возраста (на контрольном этапе)

 

На контрольном этапе  эмпирического исследования перед  нами стояла цель: изучение уровня развития самооценки у детей раннего и старшего дошкольного возраста после проведенного формирующего эксперимента.

 Используемые нами  методы исследования остались  прежними «Лесенка» авт. В. Г Щур, «Круги Б. Лонга» или «Самооценка» (Б.Лонг, Р.Зиллер, Р.Хендерсон),  «Какой я?».,  что, на наш взгляд, дает нам возможность наиболее объективно оценить полученные результаты.

Методика «Лесенка» авт. В. Г Щур.

Цель: определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.

 

Обработка и  анализ результатов по методике «Лесенка» (авт В. Г Щур)

В подготовительной к школе группе 1 из 20 детей поставил себя на низкую ступень, что соответствует низкому уровню развития самооценки. 14 детей поставили на высокие ступеньки.

В контрольной группе 20 детей из 20 поместили себя на высокие ступеньки, что соответствует высокому уровню развития самооценки. 

Данные исследования детей занесены в протоколы (см. приложение № 5).

Таким образом, в таблицах 8 и 9 представлены результаты исследования.

Таблица  8

Результаты  исследования в констатирующей  группе по методике «Лесенка» (авт В. Г Щур)

 

Уровень развития  самооценки

% от общего количества  детей

Количество детей

Высокий

70 %

14

Средний

25 %

5

Низкий

5 %

1


 

 

Таблица 9

Результаты  исследования в контрольной группе по методике

«Лесенка» (авт. В. Г Щур)

 

Уровень развития самооценки

% от общего количества  детей

Количество детей

Высокий

-

-

Средний

-

-

Низкий

100 %

20


 

Вторая диагностическая методика - ««Круги Б. Лонга» или «Самооценка» данная методика разработана Б.Лонгом, Р.Зиллером, Р.Хендерсоном. Эта методика представляет собой оригинальную символическую проективную пробу, направленную на измерение самоотношения и самоидентичности.

Оборудование: лист бумаги с восемью кружками, выстроенными в одну линию.

  Обработка результатов:

В констатирующей подгруппе  большинство детей 15 человек (70% от общего числа детей) помещали себя на первый кружок с левой стороны. И не аргументировали свой выбор. Чем левее расположен кружок, означающий себя, тем выше самооценка испытуемого.

Таким образом, исходя из данных 15 человек (70%) имеют завышенную самооценку, 4 человека (20%) – адекватную и только 1 человек (5%) – заниженную.

В контрольной подгруппе  дети ставили себя в основном на средние кружки (3, 4, 5), что по методике означает адекватная самооценка, но они не объясняли, а выбирали кружок, который им нравится. Таким образом, исходя из данных 20 человек (100%)   имеют неадекватную самооценку.

Данные исследования детей занесены в протоколы (см. приложение № 6).

   

Таблица 10

Результаты  исследования по методике «Круги Б. Лонга» или «Самооценка»

 

Уровень

Контрольная группа

Констатирующая группа

Высокий

-

15 детей -70 %

Средний

0 детей -0 %

4 ребенка - 20 %

Низкий 

20 детей -100 %

1 ребенк - 5 %


 

Таким образом, на  контрольном  этапе эмпирического исследования мы решали задачу диагностирования уровня развития самооценки у детей раннего  и старшего дошкольного возраста после проведенного формирующего эксперимента. С помощью диагностических методик мы выявили уровень развития самооценки у детей контрольной и констатирующей групп. Дети констатирующей группы  показали более высокие результаты, чем дети контрольной группы. Количество детей, имеющих средний и  высокий уровни развития самооценки в данной группе больше, чем в  контрольной. Высокий уровень, по данным диагностики,  появился только у детей констатирующей группы.  

Что бы определить эффективность  проделанной работы, мы сопоставили  данные трех диагностик, а так же результаты первого и третьего этапов эмпирического исследования. Полученные данные свидетельствуют о значительном повышении показателей в когнстатирующей группе: у двоих детей уровень развития самооценки повысился до высокого, у 9 – до среднего, с низким показателем детей стало меньше на 11 человек от общего числа детей в группе. В контрольной группе показатели практически не изменились.

Для наглядности полученные результаты мы оформили в гистограмму (см. рисунок 2.)

 

 

Рис. 2 Процентное соотношение уровней развития самооценки (контрольный этап)

Таким образом, анализ полученных результатов свидетельствует о  следующем: произошло значительное повышение показателей развития самооценки у детей констатирующей группы. В контрольной группе показатели не изменились; выявленные особенности развития самооценки детей констатирующей группы позволяют говорить о положительной динамике развития самооценки детей старшего дошкольного возраста, посредством специально подобранной серии игр.

Проведенный анализ данных позволяет сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза: об использовании  дидактических игр как эффективного средства развития свойств внимания детей, подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по эмпирической  части

 

Целью главы 2 было описание эмпирического исследования по проблеме развития самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста. Экспериментальная работа проводилось на базе подготовительной к школе группы № 7 и 1 младшей № 1  МОУ ДО «Детский сад № 7» Центрального административного округа г. Омска.

Основным методом исследования развития самооценки  детей раннего и старшего дошкольного возраста, стал психолого-педагогический эксперимент, который включал три этапа:  констатирующий, формирующий, контрольный.

В ходе констатирующего  и контрольного этапов эмпирического  исследования проблемы нами использовались следующие методы: диагностическое обследование по методикам: «Лесенка» авт. В.Г. Щур  , «Круги Лонга» или «Самооценка»,  «Какой Я?». 

 На первом этапе эмпирического исследования мы решали задачу диагностирования наличного уровня развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Мы выявили уровень развития устойчивости и распределения внимания у детей Дети №1 группы показали более высокие результаты. Количество детей, имеющих средний уровень развития свойств внимания в этой группе был больше, чем в  группе №2. Высокий уровень, по данным диагностики, отсутствовал в той и другой группах.  На основе полученных данных группа №2 была выбрана нами в качестве экспериментальной. Группа №1 была определена – контрольной.

 На этапе формирующего  эксперимента нами были подобраны  игры на развитие самооценки  детей, объединенные в две серии.  Критерием подбора игр в сериях  стала  сложность выполняемых  заданий. Всего было проведено по 5 новых игр в каждой серии. Некоторые дидактические игры повторялись по желанию детей и инициативе педагога.

На  контрольном этапе  эмпирического исследования мы решали задачу - диагностирования уровня развития самооценки у детей раннего и старшего дошкольного возраста после проведенного формирующего эксперимента. С помощью диагностических методик мы выявили уровень развития самооценки у детей контрольной и констатирующей групп. Дети констатирующей группы  показали более высокие результаты, чем дети контрольной группы. Количество детей, имеющих средний и  высокий уровни развития самооценки в данной группе выше, чем в  контрольной. Высокий уровень, по данным диагностики,  появился только у детей констатирующей группы.  

Полученные результаты в констатирующей группе позволяют   говорить о положительной динамике развития самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста посредством специально подобранной серии игр, а значит о подтверждении выдвинутой нами в начале исследования гипотезе.

 

Приложение 1

 

Протокол наблюдения

Цель: изучение уровня самооценки детей подготовительной к школе  группе по методике «Лесенка» (Констатирующий эксперимент)

ДОУ №7                                                                                                            Дата:

 

№ п/п

Умение называть и  оценивать качество личности

Умение аргументировать  оценку личности сверстника

Баллы

Уровень

.

А

Б

В

А

Б

В

   

1.

2

-

-

2

-

-

4

ВУ

2.

-

1

-

-

1

-

2

СУ

3.

2

-

-

2

-

-

4

ВУ

4.

-

1

-

-

1

-

2

СУ

5.

2

-

-

2

-

-

4

ВУ

6.

-

1

-

-

-

0

1

НУ

7.

2

-

-

2

-

-

4

ВУ

8.

2

-

-

2

-

-

4

ВУ

9.

-

1

-

-

1

-

2

СУ

10.

-

1

-

-

-

0

1

НУ

11.

2

-

-

2

-

-

4

ВУ

12.

2

-

-

2

-

-

4

ВУ

13.

2

-

-

2

-

-

4

ВУ

14.

2

-

-

2

-

-

4

ВУ

15.

2

-

-

2

-

-

4

ВУ

16.

2

-

-

-

1

-

3

ВУ

17.

2

-

-

2

-

-

4

ВУ

18.

2

-

-

2

-

-

4

ВУ

19.

2

-

-

2

-

-

4

ВУ

20.

2

 

-

2

-

-

4

ВУ


 

А, Б, В – критерии.

ВУ – высокий уровень;

СУ – средний уровень;

НУ – низкий уровень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.2

 

Протокол наблюдения

Цель: изучение уровня самооценки детей раннего возраста по методике «Лесенка» (Констатирующий эксперимент)

ДОУ №7                                                                                                            Дата:

 

№ п/п

Умение называть и  оценивать качество личности

Умение аргументировать оценку личности сверстника

Баллы

Уровень

 

А

Б

В

А

Б

В

   

1.

-

-

0

-

-

0

0

НУ

2.

-

-

0

-

-

0

0

НУ

3.

-

-

0

-

-

0

0

НУ

4.

-

-

0

-

-

0

0

НУ

5.

-

-

0

-

-

0

0

НУ

6.

-

-

0

-

-

0

0

НУ

7.

-

-

0

-

-

0

0

НУ

8.

-

-

0

-

-

0

0

НУ

9.

-

-

0

-

-

0

0

НУ

10

-

-

0

-

-

0

0

НУ

11.

-

-

0

-

-

0

0

НУ

12.

-

-

0

-

-

0

0

НУ

13.

-

-

0

-

-

0

0

НУ

14.

-

-

0

-

-

0

0

НУ

15.

-

-

0

-

-

0

0

НУ

16.

-

-

0

-

-

0

0

НУ

17.

-

-

0

-

-

0

0

НУ

18.

-

-

0

-

-

0

0

НУ

19.

-

-

0

-

-

0

0

НУ

20.

-

-

0

-

-

0

0

НУ

Информация о работе Становление самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками