Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 14:43, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать влияние совместных игр на становление самооценки детей раннего и дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме влияния оценки сверстников на самооценку детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить уровень оценивания детьми друг друга.
4. Проанализировать влияние оценки сверстников на самооценку старших дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ...…………………….........……………………...3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста......................................................5
1.1.Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов...………...5
1.2. Становление и развитие самооценки детей в раннем возрасте….10
1.3. Особенности формирования и развития самооценки в дошкольном возрасте…....................................…………….17
1.4. Совместные игры со сверстниками как средство развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста…………………………25
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование по проблеме становления самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками………….............................................................37
2.1. Организация экспериментального исследования уровня развития самооценки у детей раннего и дошкольного возраста …………......37
2.2. Анализ результатов исследования ………………..45
2.3. Формирующая экспериментальная работа по развитию самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста посредством серии игр…………………........…….....27
2.4. Определение эффективности формирующего этапа исследования.56
Выводы по эмпирической части исследования……………………. 62
……....56
2.1. Определение исходного уровня развития самооценки у детей
раннего и старшего дошкольного возраста……………………….37
2.2. Развитие самооценки у детей раннего и старшего дошкольного возраста в процессе совместных игр…………………………………….....45
2.3. Определение эффективности формирующего этапа исследования.56
Выводы по эмпирической части исследования……………………. 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................………………...
ПРИЛОЖЕНИЕ...…………………………………………
Анализ результатов проведения игр с детьми раннего возраста.
Детям данной группы было интересно играть, особенно в игру «Найди детеныша для мамы». Им настолько было интересно, что приходилось играть несколько раз. Но один мальчик Сережа плакал все время, видимо из-за того, что у него был адаптационный период.
Таким образом, проведение подобранной нами серии игр, позволило систематизировать работу по повышению самооценки у детей раннего и старшего дошкольного возраста. Кроме того, дети имели возможность поупражняться в общении со сверстниками, у них развивались навыки взаимодействия в команде, так как некоторые игры имели групповую форму организации. Организованная и проведенная таким образом работа, позволила нам перейти к завершающему этапу исследования – контрольному.
Согласно возрастной норме, самооценка дошкольника высокая. Следует отметить, что ответы ребенка на некоторые вопросы (например, послушный, честный) могут свидетельствовать об адекватности самооценки. Так, например, если наряду с ответами «да» на все вопросы ребенок утверждает, что он «послушный всегда», «честный всегда», можно предположить, что он не всегда достаточно критичен к себе.
2.3. Изучение уровня развития самооценки у детей раннего и старшего дошкольного возраста (на контрольном этапе)
На контрольном этапе эмпирического исследования перед нами стояла цель: изучение уровня развития самооценки у детей раннего и старшего дошкольного возраста после проведенного формирующего эксперимента.
Используемые нами методы исследования остались прежними «Лесенка» авт. В. Г Щур, «Круги Б. Лонга» или «Самооценка» (Б.Лонг, Р.Зиллер, Р.Хендерсон), «Какой я?»., что, на наш взгляд, дает нам возможность наиболее объективно оценить полученные результаты.
Методика «Лесенка» авт. В. Г Щур.
Цель: определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.
Обработка и анализ результатов по методике «Лесенка» (авт В. Г Щур)
В подготовительной к школе группе 1 из 20 детей поставил себя на низкую ступень, что соответствует низкому уровню развития самооценки. 14 детей поставили на высокие ступеньки.
В контрольной группе 20 детей из 20 поместили себя на высокие ступеньки, что соответствует высокому уровню развития самооценки.
Данные исследования детей занесены в протоколы (см. приложение № 5).
Таким образом, в таблицах 8 и 9 представлены результаты исследования.
Таблица 8
Результаты исследования в констатирующей группе по методике «Лесенка» (авт В. Г Щур)
Уровень развития самооценки |
% от общего количества детей |
Количество детей |
Высокий |
70 % |
14 |
Средний |
25 % |
5 |
Низкий |
5 % |
1 |
Таблица 9
Результаты исследования в контрольной группе по методике
«Лесенка» (авт. В. Г Щур)
Уровень развития самооценки |
% от общего количества детей |
Количество детей |
Высокий |
- |
- |
Средний |
- |
- |
Низкий |
100 % |
20 |
Вторая диагностическая методика - ««Круги Б. Лонга» или «Самооценка» данная методика разработана Б.Лонгом, Р.Зиллером, Р.Хендерсоном. Эта методика представляет собой оригинальную символическую проективную пробу, направленную на измерение самоотношения и самоидентичности.
Оборудование: лист бумаги с восемью кружками, выстроенными в одну линию.
Обработка результатов:
В констатирующей подгруппе большинство детей 15 человек (70% от общего числа детей) помещали себя на первый кружок с левой стороны. И не аргументировали свой выбор. Чем левее расположен кружок, означающий себя, тем выше самооценка испытуемого.
Таким образом, исходя из данных 15 человек (70%) имеют завышенную самооценку, 4 человека (20%) – адекватную и только 1 человек (5%) – заниженную.
В контрольной подгруппе дети ставили себя в основном на средние кружки (3, 4, 5), что по методике означает адекватная самооценка, но они не объясняли, а выбирали кружок, который им нравится. Таким образом, исходя из данных 20 человек (100%) имеют неадекватную самооценку.
Данные исследования детей занесены в протоколы (см. приложение № 6).
Таблица 10
Результаты исследования по методике «Круги Б. Лонга» или «Самооценка»
Уровень |
Контрольная группа |
Констатирующая группа |
Высокий |
- |
15 детей -70 % |
Средний |
0 детей -0 % |
4 ребенка - 20 % |
Низкий |
20 детей -100 % |
1 ребенк - 5 % |
Таким образом, на контрольном
этапе эмпирического
Что бы определить эффективность проделанной работы, мы сопоставили данные трех диагностик, а так же результаты первого и третьего этапов эмпирического исследования. Полученные данные свидетельствуют о значительном повышении показателей в когнстатирующей группе: у двоих детей уровень развития самооценки повысился до высокого, у 9 – до среднего, с низким показателем детей стало меньше на 11 человек от общего числа детей в группе. В контрольной группе показатели практически не изменились.
Для наглядности полученные результаты мы оформили в гистограмму (см. рисунок 2.)
Рис. 2 Процентное соотношение уровней развития самооценки (контрольный этап)
Таким образом, анализ полученных результатов свидетельствует о следующем: произошло значительное повышение показателей развития самооценки у детей констатирующей группы. В контрольной группе показатели не изменились; выявленные особенности развития самооценки детей констатирующей группы позволяют говорить о положительной динамике развития самооценки детей старшего дошкольного возраста, посредством специально подобранной серии игр.
Проведенный анализ данных позволяет сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза: об использовании дидактических игр как эффективного средства развития свойств внимания детей, подтвердилась.
Выводы по эмпирической части
Целью главы 2 было описание эмпирического исследования по проблеме развития самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста. Экспериментальная работа проводилось на базе подготовительной к школе группы № 7 и 1 младшей № 1 МОУ ДО «Детский сад № 7» Центрального административного округа г. Омска.
Основным методом исследования развития самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста, стал психолого-педагогический эксперимент, который включал три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
В ходе констатирующего и контрольного этапов эмпирического исследования проблемы нами использовались следующие методы: диагностическое обследование по методикам: «Лесенка» авт. В.Г. Щур , «Круги Лонга» или «Самооценка», «Какой Я?».
На первом этапе эмпирического исследования мы решали задачу диагностирования наличного уровня развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Мы выявили уровень развития устойчивости и распределения внимания у детей Дети №1 группы показали более высокие результаты. Количество детей, имеющих средний уровень развития свойств внимания в этой группе был больше, чем в группе №2. Высокий уровень, по данным диагностики, отсутствовал в той и другой группах. На основе полученных данных группа №2 была выбрана нами в качестве экспериментальной. Группа №1 была определена – контрольной.
На этапе формирующего
эксперимента нами были
На контрольном этапе эмпирического исследования мы решали задачу - диагностирования уровня развития самооценки у детей раннего и старшего дошкольного возраста после проведенного формирующего эксперимента. С помощью диагностических методик мы выявили уровень развития самооценки у детей контрольной и констатирующей групп. Дети констатирующей группы показали более высокие результаты, чем дети контрольной группы. Количество детей, имеющих средний и высокий уровни развития самооценки в данной группе выше, чем в контрольной. Высокий уровень, по данным диагностики, появился только у детей констатирующей группы.
Полученные результаты в констатирующей группе позволяют говорить о положительной динамике развития самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста посредством специально подобранной серии игр, а значит о подтверждении выдвинутой нами в начале исследования гипотезе.
Приложение 1
Протокол наблюдения
Цель: изучение уровня самооценки детей подготовительной к школе группе по методике «Лесенка» (Констатирующий эксперимент)
ДОУ №7
№ п/п |
Умение называть и оценивать качество личности |
Умение аргументировать оценку личности сверстника |
Баллы |
Уровень | ||||||
. |
А |
Б |
В |
А |
Б |
В |
||||
1. |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
4 |
ВУ | ||
2. |
- |
1 |
- |
- |
1 |
- |
2 |
СУ | ||
3. |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
4 |
ВУ | ||
4. |
- |
1 |
- |
- |
1 |
- |
2 |
СУ | ||
5. |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
4 |
ВУ | ||
6. |
- |
1 |
- |
- |
- |
0 |
1 |
НУ | ||
7. |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
4 |
ВУ | ||
8. |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
4 |
ВУ | ||
9. |
- |
1 |
- |
- |
1 |
- |
2 |
СУ | ||
10. |
- |
1 |
- |
- |
- |
0 |
1 |
НУ | ||
11. |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
4 |
ВУ | ||
12. |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
4 |
ВУ | ||
13. |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
4 |
ВУ | ||
14. |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
4 |
ВУ | ||
15. |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
4 |
ВУ | ||
16. |
2 |
- |
- |
- |
1 |
- |
3 |
ВУ | ||
17. |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
4 |
ВУ | ||
18. |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
4 |
ВУ | ||
19. |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
4 |
ВУ | ||
20. |
2 |
- |
2 |
- |
- |
4 |
ВУ |
А, Б, В – критерии.
ВУ – высокий уровень;
СУ – средний уровень;
НУ – низкий уровень.
Приложение 1.2
Протокол наблюдения
Цель: изучение уровня самооценки детей раннего возраста по методике «Лесенка» (Констатирующий эксперимент)
ДОУ №7
№ п/п |
Умение называть и оценивать качество личности |
Умение аргументировать оценку личности сверстника |
Баллы |
Уровень | ||||
А |
Б |
В |
А |
Б |
В |
|||
1. |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
НУ |
2. |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
НУ |
3. |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
НУ |
4. |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
НУ |
5. |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
НУ |
6. |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
НУ |
7. |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
НУ |
8. |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
НУ |
9. |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
НУ |
10 |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
НУ |
11. |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
НУ |
12. |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
НУ |
13. |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
НУ |
14. |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
НУ |
15. |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
НУ |
16. |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
НУ |
17. |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
НУ |
18. |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
НУ |
19. |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
НУ |
20. |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
НУ |