Становление самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 14:43, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать влияние совместных игр на становление самооценки детей раннего и дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме влияния оценки сверстников на самооценку детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить уровень оценивания детьми друг друга.
4. Проанализировать влияние оценки сверстников на самооценку старших дошкольников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...…………………….........……………………...3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста......................................................5
1.1.Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов...………...5
1.2. Становление и развитие самооценки детей в раннем возрасте….10
1.3. Особенности формирования и развития самооценки в дошкольном возрасте…....................................…………….17
1.4. Совместные игры со сверстниками как средство развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста…………………………25
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование по проблеме становления самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками………….............................................................37
2.1. Организация экспериментального исследования уровня развития самооценки у детей раннего и дошкольного возраста …………......37
2.2. Анализ результатов исследования ………………..45
2.3. Формирующая экспериментальная работа по развитию самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста посредством серии игр…………………........…….....27
2.4. Определение эффективности формирующего этапа исследования.56
Выводы по эмпирической части исследования……………………. 62

……....56
2.1. Определение исходного уровня развития самооценки у детей
раннего и старшего дошкольного возраста……………………….37
2.2. Развитие самооценки у детей раннего и старшего дошкольного возраста в процессе совместных игр…………………………………….....45
2.3. Определение эффективности формирующего этапа исследования.56
Выводы по эмпирической части исследования……………………. 62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................………………...
ПРИЛОЖЕНИЕ...…………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом Люда.doc

— 549.00 Кб (Скачать файл)

 

А, Б, В – критерии.

ВУ – высокий уровень;

СУ – средний уровень;

НУ – низкий уровень.

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

Протокол наблюдения

Цель: изучение уровня самооценки детей подготовительной к школе группе по методике «Какой Я?» (Констатирующий эксперимент)

ДОУ №7                                                                                                            Дата:

 

№ п/п

Имя ребенка

Критерии

Баллы

   

Хоро-ший

Доб-рый

Умный

Аккурат-ный

Послуш- ный

Внима-тельный

Вежли -вый

Умелый (способ -ный)

Трудолюбивый

Честный

 

1.

Катя У.

иногда

да

иногда

иногда

иногда

да

да

да

да

да

8 ВУ

2.

Соня К.

да

иногда

иногда

да

да

да

да

да

да

да

9 ВУ

3.

Настя Б.

да

да

да

да

иногда

да

да

да

иногда

да

9 ВУ

4.

Маша Т.

да

да

да

нет

да

да

да

да

нет

да

8 ВУ

5.

Никита К.

да

да

Не знаю

да

Не знаю

нет

да

иногда

да

да

7.5 СУ

6.

Тоня П.

да

да

иногда

иногда

Не знаю

да

иногда

иногда

да

да

7.5 СУ

7.

Матвей П.

иногда

Не знаю

иногда

да

да

иногда

иногда

иногда

Не знаю

нет

5.5 СУ

8.

Миша М.

да

да

иногда

да

да

иногда

да

Не знаю

да

да

8.5  ВУ

9.

Дима К.

да

да

да

да

да

да

да

да

да

да

10 ВУ

10.

Надя В.

да

Не знаю

Не знаю

да

да

да

да

Не знаю

нет

да

7 СУ

11.

Маша К.

да

да

Не знаю

иногда

да

иногда

да

да

нет

да

7.5 СУ

12.

Карина Д.

да

да

да

да

да

да

да

иногда

да

да

9.5  ВУ

13.

Ира Т.

да

да

да

да

да

иногда

да

иногда

да

да

9  ВУ

14.

Ваня Б.

да

да

Не знаю

Не знаю

иногда

иногда

да

иногда

да

да

7.5  СУ

15.

Рома С.

да

Не знаю

да

да

да

да

да

да

да

да

9.5  ВУ

16.

Ксюша Х.

да

да

да

да

Не знаю

да

да

да

да

да

9.5 ВУ

17.

Настя Ц.

да

да

да

иногда

да

да

да

да

иногда

да

8.5 ВУ

18.

Кристина К.

да

да

иногда

нет

да

да

да

нет

иногда

да

7 СУ

19.

Тимофей З.

да

да

иногда

иногда

иногда

да

иногда

иногда

иногда

да

7  СУ

20.

Ксюша Ч.

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.1

 

Протокол наблюдения

Цель: изучение уровня самооценки детей раннего возраста по методике «Какой Я?» (Констатирующий эксперимент)

ДОУ №7                                                                                                            Дата:

 

№ п/п

Имя ребенка

Критерии

Баллы

   

Хоро-ший

Доб-рый

Умный

Аккурат-ный

Послуш- ный

Внима-тельный

Вежли -вый

Умелый (способ -ный)

Трудолюбивый

Честный

 

1.

Лика К.

да

молчит

молчит

да

молчит

молчит

молчит

молчит

да

молчит

3 НУ

2.

Сережа С.

да

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

да

молчит

2 НУ

3.

Саша Т.

да

молчит

молчит

да

да

молчит

молчит

молчит

да

молчит

4 НУ

4.

Ника К.

да

молчит

молчит

да

да

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

3 НУ

5.

Артем В.

да

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

1 НУ

6.

Варя Р.

да

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

1 НУ

7.

Лера К.

да

молчит

молчит

да

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

2 НУ

8.

Степа Н.

да

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

1 НУ

9.

Гриша Г.

да

молчит

молчит

да

да

молчит

молчит

молчит

да

молчит

4 НУ

10.

Миша Б.

да

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

1 НУ

11.

Василиса Л.

да

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

1 НУ

12.

Федя П.

да

да

молчит

да

молчит

молчит

молчит

молчит

да

молчит

4 НУ

13.

Яна А.

да

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

1 НУ

14.

Данил Д.

да

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

1 НУ

15.

Маша Ш.

Да

молчит

молчит

да

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

2 НУ

16.

Сережа О.

Да

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

1 НУ

17.

Саша Е.

Да

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

1 НУ

18.

Марина З.

Да

молчит

молчит

да

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

2 НУ

19.

Денис К.

Да

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

1 НУ

20.

Артур Н.

да

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

молчит

1 НУ


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

«Я очень  хороший»

 

Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе.

Инструкция ведущего: «Ребята, садитесь на стульчики и  пусть каждый скажет о себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». Но перед тем как сказать, давайте немножко потренируемся. Сначала произнесем слово «Я» шепотом, потом – обычным голосом, а затем – прокричим его. Теперь давайте таким же образом поступим со словами «очень» и «хороший» (или «хорошая»).

И, наконец, дружно: «Я очень  хороший (хорошая)».

Теперь каждый, начиная  с того, кто сидит справа от меня, скажет, как захочет – шепотом, обычным голосом или прокричит, например: «Я – Катя! Я – очень  хорошая!» или «Я – Саша! Я очень  хороший!»

Замечательно! Давайте  встанем в круг, возьмемся за руки и скажем все вместе: «Мы очень  хорошие!» - сначала шепотом, потом  обычным голосом и прокричим».

 

 

«Ладошки»

Цель: повышение самооценки.

Детям предлагается бумага и фломастер. Нужно положить свою ладошку на лист бумаги, раздвинуть пальцы и аккуратно обвести ее по контуру. Затем взрослый просит на каждом, получившемся на бумаге, пальце написать или нарисовать что-нибудь хорошее о себе. После этого ведущий собирает «ладошки», читаем их или показывает группе, а дети угадывают где, чья ладошка.

 

 

 

«Комплименты»

Цель: помочь ребенку увидеть свои положительные стороны, дать почувствовать, что его понимают и ценят другие дети.

Стоя в кругу, все  берутся за руки. Глядя в глаза  соседу, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе…». Принимающий комплимент кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!» Упражнение продолжается по кругу.

После упражнения обсудить с детьми, что они чувствовали, что неожиданного они узнали о  себе, понравилось ли им дарить комплименты.

 

«Зайки и  слоники»

Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

«Ребята, я хочу вам  предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с  вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т.д. Дети показывают. «А теперь покажите, что делают зайки, когда слышат шаги человека»? Дети разбегаются по группе, прячутся и т.д. «А что делают зайки, если видят волка?» Воспитатель играет с детьми в течение нескольких минут. «А теперь мы с вами будем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как?» Дети показывают. «Покажите, что делают слоны, когда видят тигра?» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и  почему.

 

 

"Найди детёныша  для мамы"

(для детей  раннего возраста)

Цель:

Воспитатель обращает внимание детей на машину, которая привезла гостей, и рассказывает. Однажды телёнок, котёнок, щенок и жеребёнок убежали далеко от мамы и заблудились; встревоженные мамы поехали на машине искать их. Котёнок, он был самым маленьким, споткнулся и замяукал. Как он замяукал? (Хоровой и индивидуальные ответы) Услышала его кошка и позвала: «Мяу-мяу». Воспитатель предлагает кому-либо из детей взять из кузова машины кошку (найти её среди других «мам»), вместе с этой игрушкой подойти к столу, на котором лежат картинки с изображением котёнка, жеребёнка, телёнка и щенка, и выбрать детёныша кошки. «Мама» найденного животного радуется встрече вместе с детенышем (совместный показ радостного настроения детей и воспитателя)

Аналогично дети выполняют  и три других задания – на выбор  нужной картинки.

 

«Постройка скамейки»

Цель занятия: учить детей заботиться о младших (на примере постройки для куклы) и называть качество личности – «заботливый»

Воспитательница показывает детям  небольшую детскую скамеечку, спрашивает, что это такое. К 1 году 8 месяцам  многие дети уже обладают значительным словарем. Если же слово незнакомо им, воспитательница сама называет предмет. Затем она говорит, что куклам нужны скамейки, и предлагает их построить. Строит скамейку сама из двух крупных кубов и кирпичика, сажает на скамейку куклу, а под скамейку игрушечную кошку или собаку. Затем предлагает детям строить. Некоторые ставят ножки скамейки вплотную друг к другу, а не на расстоянии. Воспитательница обращает на это внимание, спрашивает: «Где же у тебя кошечка сядет, ей хочется под скамейку забраться». Дети играют с постройкой.

 

«Постройка лесенок из кубиков или кирпичиков для своей игрушки»

Цель: закреплять умение самостоятельно выполнять задание и оценивать действие.

Воспитательница строит лестницу из трех кубов, приговаривая: «Сделаем лесенку: положим кубик, рядышком кубик и сверху еще кубик — вот и лесенка получилась! Что я сделала? Лесенку. А теперь наша Катя по лесенке пойдет «топ-топ» и вниз спустится «топ-топ». Затем строят дети. На последующих занятиях вместо кубиков берутся крупные кирпичики. Если дети хорошо справляются с постройкой лесенок из трех кубов, можно показать им, как строить лесенку из шести кубов — три ступеньки.

 

«Имя»

Цель:

Предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите ребенка, почему ему не нравится или нравится свое имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому.

Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке ребенка. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой  или хочет быть лучше (в своем сознании), чем он есть сейчас.

 

 

«Проигрывание ситуаций»

Цель: поддержание адекватной самооценки.

Ребенку предлагается ситуации, в которой он должен изобразить самого себя. Ситуации могут быть самыми разнообразными. Родители и воспитатели могут придумать их сами, а могут взять реальные ситуации из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании ситуации выполняет один из родителей или другие дети. Иногда после разыгрывания бывает полезно для играющего ребенка поменяться ролями с партнером и «оказаться на месте» того, с кем он общался. Примеры ситуаций:

-- Ты участвовал в соревновании  и занял первое место, а твой  друг был почти последним. Он  очень расстроился, помоги ему  успокоиться. 

-- Мама принесла 3 апельсина, тебе  и сестре (брату), как ты поделишь их? Почему?

-- Ребята из твоей группы в  д/с играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли  в игру. Что будешь делать, если  дети не захотят принять тебя? (Эта игра поможет вашему ребенку  освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)


Информация о работе Становление самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками