Становление самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 14:43, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать влияние совместных игр на становление самооценки детей раннего и дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме влияния оценки сверстников на самооценку детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить уровень оценивания детьми друг друга.
4. Проанализировать влияние оценки сверстников на самооценку старших дошкольников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...…………………….........……………………...3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста......................................................5
1.1.Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов...………...5
1.2. Становление и развитие самооценки детей в раннем возрасте….10
1.3. Особенности формирования и развития самооценки в дошкольном возрасте…....................................…………….17
1.4. Совместные игры со сверстниками как средство развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста…………………………25
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование по проблеме становления самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками………….............................................................37
2.1. Организация экспериментального исследования уровня развития самооценки у детей раннего и дошкольного возраста …………......37
2.2. Анализ результатов исследования ………………..45
2.3. Формирующая экспериментальная работа по развитию самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста посредством серии игр…………………........…….....27
2.4. Определение эффективности формирующего этапа исследования.56
Выводы по эмпирической части исследования……………………. 62

……....56
2.1. Определение исходного уровня развития самооценки у детей
раннего и старшего дошкольного возраста……………………….37
2.2. Развитие самооценки у детей раннего и старшего дошкольного возраста в процессе совместных игр…………………………………….....45
2.3. Определение эффективности формирующего этапа исследования.56
Выводы по эмпирической части исследования……………………. 62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................………………...
ПРИЛОЖЕНИЕ...…………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом Люда.doc

— 549.00 Кб (Скачать файл)

 

Методика «Круги Б. Лонга» или «Самооценка»

 

Группа №1

 

Уровень развития самооценки

Количество детей 

% от общего количества детей

Высокий

13 человек

65%

Средний

6 человек

30%

Низкий

1 человек

5%


 

Большинство детей 13 человек (65% от общего числа детей) помещали себя на первый кружок с левой стороны. И не аргументировали свой выбор. Чем левее расположен кружок, означающий себя, тем выше самооценка испытуемого.

Таким образом, исходя из результатов обследования 13 детей старшего возраста (65%) имеют завышенную самооценку, 6 человек (30%) – адекватную и только 1 ребенок (5%) – заниженную. См. приложение 2

 

 

Группа №2

 

 

Уровень развития самооценки

Количество детей 

% от общего количества детей

Высокий

0 человек

0%

Средний

0 человек

0%

Низкий

20 человек

100%


 

 В данной группе  дети ставили себя в основном  на средние кружки (3, 4, 5), что по  методике означает адекватная самооценка. Большинство - 15 детей не смогли объяснить, почему они это сделали, ответы других были такими: «потому что…», «хочу…», «нравится…». Таким образом, 20 детей (100%) группы раннего возраста (2-3 лет), имеют неадекватную самооценку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика «Какой Я»

 

Группа №1

 

Уровень развития самооценки

Количество детей 

% от общего количества детей

Высокий

12 человек

60%

Средний

8 человек

40%

Низкий

0 человек

0%


 

По результатам данной методики несколько детей - 12 человек (60% от числа) оценивали себя высоко, т.е они на большинство вопросов отвечали «да». Один мальчик Матвей чаще отвечал на вопросы «иногда», а мальчик Дима отвечал на все вопросы «да». Таким образом, 7 человек имеют очень высокий уровень, 5 человек высокий и 8 человек средний уровень развития самооценки.

 

 

 

 

Группа №2

 

Уровень развития самооценки

Количество детей 

% от общего количества детей

Высокий

0 человек

0%

Средний

0 человека

0%

Низкий

20 человек

100%


 

Все дети понимают оценку хорошо, но содержание других качеств для них не понятно, даже если пыталась эти понятия объяснить. В основном у всех детей развита речь. В данной группе из 20 детей, мальчик Данил не очень охотно общается, так как у него идет адаптационный период, чаще он хнычет, просится домой. Еще один мальчик Сережа, речь его понятна только близким людям и на все вопросы он отвечает только «да» или «нет», либо общается жестами. Так как в данной методике используются понятия, они для детей раннего возраста сложны и не понятны, даже если давалась их интерпретация («Трудолюбивый – значит, любит трудиться, помогать маме», «смелый – значит, не боится» и т.д.). Никто не смог выбрать оценку («да, нет, иногда, не часто»). Таким образом, мы можем сделать вывод, что в раннем возрасте дети не могут оценивать свои качества, если их не оценивают взрослые.

 

Организовав констатирующий этап эмпирического исследования, и проанализировав результаты диагностических методик этого этапа, мы получили возможность обобщенно представить полученные результаты в таблице ???, а также в приложениях?????.

Сводная таблица  изучения самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками.

Цель: определить самооценку детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками.

 

Группа №1

Уровень развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста

Методика « Лесенка» (В. Г Щур)

Методика «Круги Б. Лонга» или «Самооценка»

Методика «Какой Я»

Средний показатель

Количество детей

%

Количество детей

%

Количество детей

%

Количество детей

%

высокий

15

75%

13

65%

12

60%

13

65%

средний

3

15%

6

30%

8

40%

6

30%

низкий

2

10%

1

5%

0

0%

1

5%


 

Таким образом, нами было выявлено, что дети старшего возраста в данной подготовительной к школе группе имеют разный уровень самооценки и в ее проявлении имеются свои особенности: по некоторым характеристикам были сходны между собой, а по другим отличались. ЧЕМ???

В целом дети с высокой  самооценкой более активны и  самостоятельны, чем дети с заниженной самооценкой. У детей старшего дошкольного  возраста с адекватной самооценкой  проявляется, как и активность, так и в некоторых ситуациях пассивность.

Дети, которые условно  были отнесены к высокому уровню, составляют относительно небольшую группу по отношению  к общему количеству детей, участвовавших  в эксперименте.

Результаты диагностического исследования обобщены и представлены в приложении 4.

Группа №2

Уровень развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста

Методика « Лесенка» (В. Г Щур)

Методика «Круги Б. Лонга» или «Самооценка»

Методика «Какой Я»

Средний показатель

Количество детей

%

Количество детей

%

Количество детей

%

Количество детей

%

высокий

0

0%

0

0%

0

0%

0

0%

средний

0

0%

0

0%

0

0%

0

0%

низкий

20

100%

20

100%

20

100%

20

100%


 

 

Уровень развития самооценки

Средний показатель гр № 1

Средний показатель гр № 2

Количество детей

%

Количество детей

%

высокий

13

65%

0

0%

средний

6

30%

0

0%

низкий

1

5%

20

100%


 

Таким образом, из таблицы  сравнительных результатов по средним показателям уровня развития самооценки видно, что у детей раннего возраста отсутствует высокий, средний уровень развития самооценки. Все дети имеют низкий уровень развития самооценки, т.е.  имеют неадекватную самооценку, не называют качества личности сверстника, отказываются оценивать или оценивают его неадекватно, отказываются аргументировать оценку личности сверстника, самооценка не совпадает с оценкой сверстников.

У старших дошкольников 13 человек (75%) преобладает высокий, адекватный уровень оценивания, знают, называют качества личности и оценивают его самостоятельно. Умеют аргументировать оценку личности сверстника. Самооценка у таких детей адекватная и совпадает с оценкой сверстников. Из 20 детей, 6 человек (30%) имеют средний уровень развития самооценки. Они затрудняются в назывании качеств личности самостоятельно, оценивают сверстника с помощью взрослого, затрудняются объяснить оценку качества личности сверстника самостоятельно. Самооценка у них адекватная и частично совпадает с оценкой сверстников.

Мы предполагаем, что  при условии  целенаправленной совместной игровой деятельности с детьми раннего и старшего дошкольного возраста у них может произойти изменение самооценки и они должны продемонстрировать более высокие показатели.

 

 

 

 

2.2. Формирующая  экспериментальная работа по  развитию самооценки детей раннего  и старшего дошкольного возраста  посредством серии игр

 

Цель формирующего этапа экспериментальной работы – подобрать и апробировать серию игр для развития самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста. 

Формирующий эксперимент  состоял из следующих подэтапов:

1) подбор  и дифференциация игр по уровню сложности;

2)  организация  первой серии игр с  достаточно  простыми дидактическими задачами;

3) организация  второй серии игр,  с дидактическими  задачами высокой степени сложности.

Первый подэтап 

Подбор и дифференциация игр осуществлялись по принципу взаимодополняемости и постепенного усложнения дидактических задач, реализуемых в конкретных играх.  При этом игры на развитие самооценки сменяли одна другую. Некоторые из подобранных игр развивали одновременно несколько уровней самооценки. Следует отметить, что   деление подобранных игр по целям достаточно условно, так как многие из них  способствовали решению нескольких проблем, и не только в развитии познавательной сферы ребенка, но и в эмоционально – волевой (снятие чувства напряжения, страха, формирование выдержки, целенаправленности, развитие уверенности в себе и т.д.). Всего на этапе формирующего эксперимента нами было организовано и проведено 10 игр (некоторые игры повторялись по инициативе детей). Некоторые из проведенных игр являются авторскими (Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина и  др.), другие были разработаны либо модифицированы нами. Некоторые игры проводились нами до трех раз по просьбе детей, что давало возможность на основе возникшего интереса успешнее решать задачи по развитию самооценки дошкольников. Дидактические игры организовывались в свободное время, чаще в первую половину дня. Используемые формы организации детей на игру – индивидуальная и групповая. Время проведения игры – 20-25 минут в подготовительной к школе группе и 5-10 минут с детьми раннего возраста.

Первая серия  игр

 В эту серию вошли игры с простой дидактической задачей на развитие самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста.

Цель:  создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, повышение самооценки, помочь ребенку увидеть свои положительные стороны, дать почувствовать, что его понимают и ценят другие дети, дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми.

 

Методика организации: постановка учебных и игровых задач, ориентация на их выполнении при сохранении игрового контекста, объяснение правил игры, создание сюрпризных ситуаций, введение новизны в каждую последующую игру.

В данную серию вошли  следующие игры: «Я очень хороший», «Ладошки», «Комплименты», «Зайки и слоники»,  «Имя», «Ситуации» (приложение № 5).

Анализ результатов проведения игр с детьми 6-7 лет

В данной серии было проведено 6 игр. Для детей игры были не сложными. Затруднения испытывали лишь некоторые  из них (Никита К., Маша К., Настя П., Дима К.) в силу собственного темперамента (чрезмерная активность, которая мешала сосредотачиваться, а так же повышенная тревожность).  В целом дети были активными, внимательными, с заданием   справлялись достаточно успешно. При повторе игр (до трех раз) дети сами вносили коррективы, иногда усложняя задания. 

Анализ результатов проведения игр с детьми раннего возраста.

Детям в данной группе было играть сложно, так как в этом возрасте они еще не играют со сверстниками, а играют с воспитателем, поэтому я играла с ними. У детей был интерес, но правила, не смотря на то, что я повторяла несколько раз, они не понимали. В целом дети были заинтересованные и слушали меня внимательно.

Вторая серия  игр

Цель: повышение уверенности в себе, повышение самооценки.

 

с дидактическими задачами высокой степени сложности.

Методика организации: постановка учебных и игровых задач, ориентация на их выполнении при сохранении игрового контекста, объяснение правил игры, уточнение правил игры, создание сюрпризных ситуаций, введение новизны в каждую последующую игру. 

В данную серию вошли  следующие игры: «Найди детёныша для мамы», «Похож - не похож», «Кто подойдет, пусть возьмет!»

Всего в данной серии  было использовано 5 игр, некоторые  из которых повторялись не один раз (приложение № 4).

Анализ результатов

 Дети проявляли большую заинтересованность и активность в игровой деятельности. Правила этих игр приходилось повторять, давать указания по их выполнению, а иногда играть вместе с детьми. Следует отметить, что именно эта серия игр была наиболее эффективной. Детям приходилось сосредотачиваться, слушая правила, выполняя задание, распределять внимание между двумя видами деятельности. В другой раз выполнение задания им давалось гораздо легче.

Информация о работе Становление самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками