Стиль руководства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2012 в 07:17, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является изучение сущности руководителя, психологических закономерностей его деятельности; выявление требований, предъявляемых к личности руководителя; рассмотрение влияния личностных качеств руководителя на успешность его деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Особенности понятия руководитель…………………………………5
1.1 Руководитель – кто это?....................................................................................5
1. 2 Личностные особенности руководителя…………………………………...5
1.3 Трудовая деятельность руководителя, ее особенность………………..…10
Глава 2. Стиль руководства………………………………………………………4
Стиль руководства……………………………………………………………….14
2.1 Основные подходы, применяемые учеными……………………………....15
2.2. Стили руководства К. Левина……………………………………………...17
2.3. Стиль руководства, сосредоточенный на работе и человеке………….....20
2.4. 4 системы Лайкерта………………………………………………………....21
2.5 Формирование стиля руководства………………………………………...22
2.6 Психология принятия решений……………………………………………26
Глава 3 Эмпирическое исследование…………………………………………..
3.1 Исследование………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы…

Файлы: 1 файл

Содержание1.docx

— 62.41 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Особенности понятия  руководитель…………………………………5

1.1 Руководитель – кто  это?....................................................................................5

1. 2 Личностные особенности  руководителя…………………………………...5

1.3  Трудовая деятельность  руководителя, ее особенность………………..…10

Глава 2. Стиль руководства………………………………………………………4

Стиль руководства……………………………………………………………….14

2.1 Основные подходы, применяемые  учеными……………………………....15

2.2. Стили руководства  К. Левина……………………………………………...17

2.3. Стиль руководства,  сосредоточенный на работе и  человеке………….....20

2.4. 4 системы Лайкерта………………………………………………………....21

2.5  Формирование стиля  руководства………………………………………...22

2.6  Психология принятия  решений……………………………………………26

Глава 3 Эмпирическое исследование…………………………………………..

3.1 Исследование……………………………………………………………….. 

Заключение……………………………………………………………………….29

Список литературы……………………………………………............................31

Приложение 1……………………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

                                                           Введение

   На протяжении  всей жизни человеческого общества  были те, кто руководит и те, кем руководят. Но люди до  начала 20 века мало придавали  значения самому понятию управление. Руководители (приказчики, распорядители  и другие) управляли, опираясь  на интуицию. В то время не  задумывались над этим серьезно. С начала 20 века управление начинает  выделяться в самостоятельную  науку и продолжает развиваться  в настоящее время. На протяжении  развития этой науки основное  внимание уделялось тому, как  руководитель должен руководить, чтобы организация работала эффективно. Но, к сожалению, мало внимания  уделялось тому, как организовать  работу самого руководителя.

    Актуальность  выбранной темы обуславливается  тем, что современное развитие  общества показывает, что успешная  деятельность организации во  многом зависит от умелого  и грамотного руководства. В  свою очередь необходимо помнить,  что любая организация представляет  собой единое целое и если  работу самого руководителя не  организовать должным образом,  то руководитель не сможет  работать эффективно, что, несомненно, повлияет на работу всей организации.

     Если руководитель  не спланирует и правильно  не организует свою работу, то  это приведет к потерям рабочего  времени, лишнему перенапряжению  и, в конечном счете, скажется  на качестве управления.

   Основной целью  курсовой работы является изучение  сущности руководителя, психологических  закономерностей  его деятельности; выявление требований, предъявляемых  к личности руководителя; рассмотрение  влияния личностных качеств руководителя  на успешность его деятельности.

   В соответствии  с данной целью в работе  поставлены следующие задачи:

   1. Дать определение  сущности руководителя;

   2. Показать личностные  особенности руководителя как  фактор восприятия его подчинёнными, раскрыв стили управления коллективом;

   3. Раскрыть особенности  трудовой деятельности руководителя;

   4. Рассмотреть психологические  закономерности принятия решений.

   Таким образом,  предметом данной работы являются  психологические аспекты деятельности  руководителя, его личностные характеристики, влияющие на восприятие работников.

   Объектом являются  люди, занимающие руководящие должности  и работники организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Руководитель  – кто это?

       Термину  «руководитель» более соответствует  понятие Organizational leadership — организационный лидер.   Различия неформального лидерства и формального руководства, специфика их влияния на деятельность группы (организации) определяются следующими основными положениями:

  1. лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации;
  2. лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой является группа); руководство — элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;
  3. лидерство возникает стихийно; руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а напротив — целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры;
  4. явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большей мере зависит от настроения группы, в то время как руководство — явление более стабильное;
  5. руководство подчиненными, в отличие от лидерства, обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;
  6. процесс принятия решения руководителем гораздо более сложен и опосредован множеством различных рбстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности;
  7. сфера деятельности лидера — в основном малая группа, где он является лидером; сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет группу в более широкой социальной системе.

Итак, лидерство есть преимущественно психологическая характеристика поведения отдельных членов группы (организации). Руководство же — это согиальная характеристика отношений в группе, прежде всего, с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства, руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс. Лидер выдвигается в позицию ведущего потому, что он демонстрирует более высокий, чем все остальные члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении каких-либо задач. Иные члены группы, таким образом, добровольно принимают лидерство, т.е. ставят себя в позицию ведомых (субдоминантных) по отношению к лидеру. Руководитель же — это тот, кого ставят в указанную роль ведущего и наделяют для этого системой принудительных полномочий, по преимуществу официально-правового, властного характера. В силу этого лидер и руководитель обладают качественно различными формами и степенью воздействия на группу (организацию). Эти различия, в свою очередь, непосредственно и сильно влияют на то, как конкретно может быть осуществлена ими деятельность управления, как они могут реализовать свою позицию ведущего. Лидер обладает влиянием — способностью оказывать воздействие на отдельные личности и группы, направляя их на достижение каких-либо целей. Влияние, в основном, реализуется через феномен авторитета. Руководитель же обладает (либо наряду с авторитетом и влиянием, либо помимо них) властью, статусом. Это — уже не «способность влиять», а обязанность оказывать влияние. Таким образом, все рассмотренные понятия следует разделить на две группы, что дифференцирует явления лидерства и руководства.

Лидерство Руководство

Неформальная  организация Формальная организация

Неформальный  лидер Формальный лидер

«Ведущий» «Организующий»

Координация Управление

Влияние Власть

Авторитет Статус

Следовательно, лидер и руководитель могут использовать для организации деятельности управления существенно разные источники и формы воздействия.

 

2. Личностные особенности  руководителя.

   Качества руководителя - это обобщенные, наиболее устойчивые  характеристики, которые оказывает  решающее влияние на управленческую  деятельность. Это весьма сложные  в психологическом плане образования,  зависящие от множества факторов: особенностей характера, структуры  личности, ее направленности, опыта,  способности, условий деятельности.

   В свою очередь,  талант руководителя определяется  многими психологическими качествами, которые являются профессионально  важными. Многогранный характер  управленческой деятельности накладывает  своеобразный отпечаток и на  личностные характеристики руководителя.

   На основе управленческой  деятельности руководителя можно  выделить следующие профессионально  важные качества.

   Организаторские  качества, характеризующиеся умением  подбирать, расставлять кадры,  планировать работу, обеспечивать  четкий контроль. Организаторские  качества - это следствия проявления  ряда психологических свойств  личности.

   Наиболее важными  являются:

   1. Психологическая  избирательность - способность адекватно,  без искажения отражать психологию  организации.

   2. Критичность и  самокритичность - способность видеть  недостатки в поступках и действиях  других людей и своих поступках.

   3. Психологический  контакт - способность устанавливать  меру воздействия, влияния на  других людей.

   4. Требовательность - способность предъявлять адекватные  требования в зависимости от  особенностей ситуации.

   5. Склонность к  организаторской деятельности, т.  е. потребность в ее выполнении.

   6. Способность заряжать  своей энергией других людей,  активизировать их.

   Среди других организаторских  качеств следует отметить такие  как:

   Целеустремленность - умение поставить четкую и  ясную цель и стремится к  ее достижению;

   Гибкость - способность  реально оценивать обстоятельства, адаптироваться к ним, не меняя  при этом принципиальных позиций;

   Работоспособность  - способность длительно выполнять  работу с высокой эффективностью;

   Настойчивость - волевое  свойство личности, проявляющееся  в упорном стремлении достичь  сознательно поставленной цели;

   Самостоятельность  - способность осуществлять деятельность, опираясь на собственные возможности  без чужой помощи;

   Дисциплинированность - подчинение установленному порядку,  умение налаживать и поддерживать  дисциплину в коллективе;

   Инициативность - умение  действовать энергично, способность  выдвигать идеи и намечать  пути их воплощения.

   Общей основой  развития руководителя как специалиста  и как компетентного управленца  является интеллектуальные качества. Интеллект может выступать или  не выступать в качестве фактора  успешности руководителя в зависимости  от того, какие ресурсы руководителя - интеллектуальные или коммуникативные  включены в его деятельность.

   Существенное значение  имеют для деятельности руководителя  коммуникативные качества:

   - способность к  кооперации и групповой работе;

   - поведенческие ориентации  при разрешении конфликтных ситуаций;

   - социальная компетентность  при реализации своих целей.

   Руководитель в  свой деятельности постоянно  осуществляет три вида общения:

   а) субординационное, или общение при взаимодействии  руководителя и подчиненных.

   б) служебно-товарищеское - это общение между руководителями-коллегами.

   в) дружеское - это  общение на основе морально-психологических  норм взаимоотношений.

   В зависимости  от конкретной ситуации и целей,  важно точно применить тот  или иной стиль общения. Если  руководитель обладает навыками  общения, то ему легко устанавливать  деловые контакты.

   Умение устанавливать  деловые контакты, располагать к  себе людей зависит от манеры  поведения. Хорошие манеры помогают  быстро адаптироваться в любой  обстановке, упрощают налаживание  контактов, расширяют возможности  оказывать влияние на людей.

   Неотъемлемым компонентом  культуры речи является требование  информационной насыщенности сообщения.  Объем высказывания должен соответствовать  количеству информации, включённому  в него. Перекос в сторону объёма  высказывания порождает многословие  и, вследствие этого, негативную  реакцию со стороны собеседника.  Перекос в сторону объёма информации  ведёт к недостаточно полному  её пониманию и также снижает  эффективность коммуникаций. Эффективные  коммуникации требуют лаконичности  и структурной простоты построения  фраз.

   Любое высказывание  осуществляется на том или  ином эмоциональном фоне. Отсутствие  эмоциональной окраски, так же  как и её гипертрофирование, - ошибка речи. Поэтому одним из правил культуры речи является соразмерность, гармония содержания высказывания и меры его эмоциональной насыщенности.

   Результативность  делового общения связана с  невербальными (несловесными) компонентами. К невербальным характеристикам  общения относятся интонации,  мимика, жесты, поза. Их характер, а также мера выраженности  должны быть адекватны содержанию  самого высказывания, должны помогать  понять его, быть иллюстративными.  По мнению специалистов, более половины межличностного общения суть общение невербальное.

Информация о работе Стиль руководства