Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2012 в 07:17, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является изучение сущности руководителя, психологических закономерностей его деятельности; выявление требований, предъявляемых к личности руководителя; рассмотрение влияния личностных качеств руководителя на успешность его деятельности.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Особенности понятия руководитель…………………………………5
1.1 Руководитель – кто это?....................................................................................5
1. 2 Личностные особенности руководителя…………………………………...5
1.3 Трудовая деятельность руководителя, ее особенность………………..…10
Глава 2. Стиль руководства………………………………………………………4
Стиль руководства……………………………………………………………….14
2.1 Основные подходы, применяемые учеными……………………………....15
2.2. Стили руководства К. Левина……………………………………………...17
2.3. Стиль руководства, сосредоточенный на работе и человеке………….....20
2.4. 4 системы Лайкерта………………………………………………………....21
2.5 Формирование стиля руководства………………………………………...22
2.6 Психология принятия решений……………………………………………26
Глава 3 Эмпирическое исследование…………………………………………..
3.1 Исследование………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы…
C позиции личных качеств.
Согласно личностной
теории лидерства, лучшие
Поведенческий подход.
Эффективность определяется
не личными качествами, а манерой
поведения по отношению к
1. Минимальной степенью,
до которой руководитель
2. Определяется стремлением достичь целей путём создания деловой, доверительной обстановки в коллективе.
Ситуационный.
Эффективность определяется
по типу организации: ценности,
традиции организации, размер
рабочего подразделения,
Групповой эффективностью:
опыт совместного
Эффективность определяется
и характером решения проблем:
трудность, нестандартность,
Подход с точки зрения социального обмена.
Если руководитель
каждый день оказывает большое
внимание на поведение
4.2. Стили руководства К. Левина.
Индивидуальный набор
ролей конкретного
К.Левин предложил разделить системы воздействия одного человека на группу людей.
Авторитарный стиль.
Это жесткие, централизованные
приёмы управления, пересечения
инициативы, единоличные решения
основных и мелких вопросов
в жизни коллектива. Руководители
авторитарного стиля
Такой руководитель
догматичен, жаждет подчинения
своей воле, не терпит возражений,
не прислушивается к чужому
мнению, часто вмешивается в работу
подчинённых и жестко
Основным механизмом
административного воздействия
при авторитарном стиле
Автократ работает
много, заставляет работать
Наиболее эффективен
в экстремальных условиях, при
лимите времени и на больших
предприятиях. При данных обстоятельствах
управление должно быть наиболее
централизованным и
Недостатки авторитарного стиля.
Ориентация на
формальные способы
Главным недостатком является отсутствие уважения к своим подчинённым.
Автократ может
оказывать и психологическое
давление на своих подчинённых,
Отсутствие структурированных
отношений приводит к тому, что
часто подчинённые не знают
цели, которая известна только
руководителю, и деятельность таких
руководителей носит
Демократический стиль.
Это распределение
функций и ответственности,
Руководитель- демократ
во всей своей деятельности
лично занимается только
В психологической
литературе данный стиль
Наиболее эффективен
в тех ситуациях, когда
Недостатки демократического стиля.
Несмотря на коллегиальность, основные решения принимаются на высшем уровне управления, а сотрудники выступают в роли совещательного органа.
Ориентация на
демократические процедуры
В нестандартных
условиях, из-за отсутствия времени
этот стиль является
Либеральный стиль.
Это невмешивающийся стиль, предоставление работникам работать без видимого управления, уход руководителя от исполнения управленческих ролей. Основным механизмом воздействия является выживание. Такой руководитель не принимает на себя никакой ответственности, никак не влияет на процесс распределения функций среди подчинённых, предоставляя им полную самостоятельность в принятии решений и в определении форм их исполнения.
Отличается отсутствием
размаха в деятельности, безынициативности
и постоянным ожиданием
Их подчинённые
располагают большой свободой
действий, и пользуются этим по
своему усмотрению, сами ставят
задачи, сами выбирают способы
их решений. В результате
Является самым пагубным из всех стилей.
Данный стиль, не
смотря на все недостатки, может
оказаться достаточно
Все эти три
стиля практикуются, несмотря на
негативные эффекты, несмотря
на недостатки стилей
4.3. Стиль руководства, сосредоточенный на работе и человеке.
Система оценки
стиля руководителя, основанная
на теориях „Х” и „У”
Главной задачей
руководителя сосредоточенного
на человеке, являются люди. Он
сосредотачивает внимание на
повышении производительности
При кризисной
ситуации низший уровень
Руководитель, сосредоточенный
на работе, ориентирован на задачу.
Он заботится о проектировании
задачи и разработке системы
вознаграждения для повышения
производительности труда.
4.4. 4 системы Лайкерта.
Эксплуататорско – авторитарная система.
Данная система
характерна для автократа и
ориентирована только на
Руководитель, принявший
единоличное решение берёт на
себя всю ответственность за
возможные негативные
Благосклонно – авторитарная система.
Руководитель данного
типа поддерживает
Консультативно – демократическая система.
Руководитель данной
системы проявляет
Сотрудники при
таком руководителе остаются
удовлетворёнными, тем что их
мнение ложится в основу
Наказания при
данном стиле управления
Система, основанная на участии.
Данная система
ориентирована на человека и
позволяет работникам
Из 4 систем Лайкерта более эффективной является авторитарно- благосклонная система, та как она подкрепляет единоличную власть руководителя и увеличивает его возможности влиять на подчинённых для достижения определённых целей.
5. Формирование стиля руководства.
Формирование стиля
руководства - сложный процесс,
в котором присутствует