Стиль руководства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2012 в 07:17, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является изучение сущности руководителя, психологических закономерностей его деятельности; выявление требований, предъявляемых к личности руководителя; рассмотрение влияния личностных качеств руководителя на успешность его деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Особенности понятия руководитель…………………………………5
1.1 Руководитель – кто это?....................................................................................5
1. 2 Личностные особенности руководителя…………………………………...5
1.3 Трудовая деятельность руководителя, ее особенность………………..…10
Глава 2. Стиль руководства………………………………………………………4
Стиль руководства……………………………………………………………….14
2.1 Основные подходы, применяемые учеными……………………………....15
2.2. Стили руководства К. Левина……………………………………………...17
2.3. Стиль руководства, сосредоточенный на работе и человеке………….....20
2.4. 4 системы Лайкерта………………………………………………………....21
2.5 Формирование стиля руководства………………………………………...22
2.6 Психология принятия решений……………………………………………26
Глава 3 Эмпирическое исследование…………………………………………..
3.1 Исследование………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы…

Файлы: 1 файл

Содержание1.docx

— 62.41 Кб (Скачать файл)

   Ещё одним важнейшим  требованием культуры речи выступает  её адекватность особенностям  адресата – того, к кому она  обращена. «Истина лежит не на  устах говорящего, в ушах слушающего».  Реализация данного требования  предполагает учёт говорящим  культурно-образовательного уровня  адресата, его профессиональных  знаний и компетентности, ценности  ориентаций и интересов, насущных  для него потребностей, а также  его личностных качеств и опыта.  Следует говорить на том «языке»,  который характерен для адресата. Способность говорить «на разных  языках» - важное умение руководителя, позволяющее ему «быть своим»  в очень разных социальных  и профессиональных группах.

   Сочетание указанных  требований является одним из  условий коммуникативной компетентности  руководителя.

   Мотивационно-волевые качества:

    • стремление  к успеху (ориентация на достижение, стремление обладать, решительность,  доверие к себе);

    • осторожность (добросовестность, внимание, порядочность, честность, точность, признание со  стороны окружающих);

    • самоопределение  (свобода, самоопределение, открытость);

    • социальная  компетентность (компетентность, разговорчивость,  общительность, готовность к обсуждению, сила убеждения, обаяние, дружественное  отношение к организации, уверенная  манера держать себя).

   В литературе по  психологии менеджмента можно  встретить ряд работ ученых, изучающие  руководителя (менеджера) и предпринимательские  качества, потенциал которых зависит  от умения предвидеть и быстро  оценивать ситуацию рассчитать  возможные результаты, умения разумно  рисковать.

   Некоторые эмоционально-волевые  качества:

   Наиболее важным  качеством руководителя является  устойчивость к стрессу. Стрессоустойчивость - это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность руководителя протекает в условиях значительных психологических нагрузок. Стрессы в деятельности любого руководителя являются неизбежными. Чем выше должностной уровень руководителя, тем они сильнее. Они могут быть вызваны разнообразными факторами: нестабильностью рынка, давлением бюрократической системы, различными конфликтами в коллективе и т.д. поэтому руководитель должен быть устойчивым к стрессу.

   И эмоции, и волевые  усилия, и состояния, обеспечивая  регуляцию деятельности руководителя, в то же время проявляются  вовне – в его поведении,  речи, мимике и т.д. Эти проявления  могут и должны контролироваться  – усиливаться или подавляться.  Они могут использоваться руководителем  как дополнительный и достаточно  мощный канал межличностного  взаимодействия, как источник и  средство информации (или дезинформации)  других о своих мыслях, намерениях, позициях. Владение экспрессивными  средствами особенно важно для  руководителя. Он «всегда на виду»,  и то, как он эмоционально реагирует,  в каком состоянии находится,  насколько выражены у него  проявления «волевой натуры»,  насколько он в глазах других  «владеет собой», существеннейшим  образом влияет и на восприятие  его подчинёнными, на его принятие  или непринятие ими. Это определяет  и общую эффективность его  деятельности, т.е. его авторитет.

   Морально-этические  (нравственные) качества. Они являются  залогом авторитета руководителя. Честность, порядочность, принципиальность  – вот главные морально-нравственные  качества, которые отмечаются в  первую очередь и служат основой  для любой личностной оценки. Они важнейшие, но не единственные. Согласно проведённым опросам,  для коллектива значимы и такие  качества как, справедливость, уважение  к другим людям, умение держать  своё слово, обязательность, доброжелательность. Все эти качества непосредственно  коррелируют с психологическим климатом в коллективе.

   Все перечисленные  личностные особенности оказывают  непосредственное влияние на  формирование образа руководителя  у его подчинённых, на то, как  он будет ими воспринят.

 

 

 

 

3. Трудовая деятельность  руководителя, ее особенность.

   Руководитель, как  особый вид работников, является  важной составной частью коллектива. Коллектив только тогда достигнет  цели, если все будут работать  в духе сотрудничества и взаимопонимания.  Но когда руководитель не может  правильно организовать работу, то все усилия остальных членов  коллектива будут напрасны.

     В целом  трудовую деятельность руководителя  можно разделить на 4 функции,  как это полагал французский  инженер Файоль. Это: планирование, организация, контроль, лидерство.

   Планирование.

   Руководитель отвечает  за планирование. Он принимает  решения относительно последовательности  и сроков действий в будущем.  Для этого необходимо собрать  информацию и на  её основе  разработать перечень возможных  альтернативных вариантов развития. Затем требуется выбрать одну  из этих альтернатив, которая  и будет искомым решением. После  этого необходимо определить  средства, с помощью которых она  может быть реализована.

   Организация.

   Организационные  вопросы – одна из важнейших  функций руководителя. Она включает  принятие решений о распределении  обязанностей.

   На высших руководящих  должностях организационные функции  значительно шире, и приходится  принимать больше решений об  общей структуре компании. На  более низких уровнях организационные  функции сводятся, в основном, к  распределению конкретных задач  и к объединению сотрудников  в группы для их выполнения. Быстрые технологические изменения  оказывают большое влияние на  организацию. По мере появления  новых технологических решений  изменяются функциональные обязанности  на отдельных рабочих местах, поэтому сотрудников приходится  регулярно перегруппировывать. Эти  новшества меняют всю структуру  организации. Возникают подвижные  структуры, формируемые совместно  со стратегическими партнёрами. За счёт этого достигается  большая гибкость и приспосабливаемость к требованиям рынка. Все успехи руководителя зависят от умений использовать имеющиеся ресурсы. Набирая и обучая новых сотрудников, выполняются организационные функции.

   Контроль.

   Эту функцию часто  понимают неправильно, особенно  вновь назначенные руководители. Контроль относится к производственным  процессам и не имеет ничего  общего с мелочным надзором  за подчинёнными. Контроль строится  на сравнении – это сравнение  процессов, происходящих в действительности, с запланированными процессами.

   Контроль должен  начинаться с понимания всеми  работниками сути запланированных  процессов. Важно, чтобы все  работники чётко осознавали, какой  вклад они вносят в достижение  намеченной цели.

   Ответственность  за контроль несут руководители  всех уровней, но объём контролируемых  операций увеличивается по мере  продвижения вверх по иерархической  лестнице. Руководители высшего  звена, сосредоточены на процессах,  происходящих в масштабах всей  компании - достижение корпоративных  стратегических целей или переориентация  компании на новые рыночные  ниши. На более низких управленческих  уровнях отслеживаются повседневные  задачи.

   Эффективный контроль  подразумевает, что за всем  проследить невозможно. Здесь особое  значение приобретает правило  80/20, где 80 % успеха зависит от 20% всей деятельности. Именно эти  20% и нужно контролировать.

   В ходе контроля  руководитель устанавливает приемлемый  допуск отклонений.

   Лидерство.

   Лидерство – это  суть руководства. Лидерство осуществляется  руководителями всех уровней.  Руководители высшего звена несут  более высокую ответственность,  задавая тон работе всей компании. Менеджер любого звена обязан  подавать подчинённым хороший  пример, но руководители высшего  звена играют ключевую роль. Лидерство  предполагает также большой объём  воспитательной работы.

   Основу лидерских  функций составляет мотивация  подчинённых. Руководитель должен  мотивировать своих сотрудников  вносить вклад в общее дело  компании.

   Руководители, которым  роль лидера сложна, руководят   отстающими организациями, а их  сотрудники выполняют лишь минимум  требуемой от них работы. Руководители, которые успешно справляются с ролью лидера, руководят ведущими подразделениями, укомплектованными блестящими специалистами, которые осознают свою роль в общей организации процесса и добиваются поставленных задач.

   Роль лидера в  коллективе предполагает умение  чётко объяснить сотрудникам,  что от них ожидается. Для  этого необходимо выбрать оптимальный  канал коммуникации и убедиться  в том, что подчинённые всё  правильно поняли.

   Все эти четыре  функции свойственны каждому  уровню менеджмента. Чтобы стать  эффективным руководителем, нужно  уметь хорошо выполнять каждую  из этих функций.

   Но не следует  полагать, что только руководитель  выполняет эти функции. Ему  активно помогают остальные работники.  Цель работы руководителя - выработать  направление развития и правильно  организовать работу.

Руководитель как было отмечено выше - особый работник в организации  и поэтому ему присуще некоторые  особенности, которые отличают его  от других членов коллектива. Можно  выделить следующие особенности:

- руководители непосредственно  не связаны с созданием материальных  ценностей, хотя активно участвуют  в организации производства;

- работа руководителя  в основном умственная;

- нелимитированность работы руководителя;

- повышенные нервно-психические  усилия руководителя связанные  с управлением людьми и принятием  ответственных решений;

- труд руководителей не  подается количественному учету;

- необходимость принятия  большого количества решений  за короткий период;

- работа руководителя  в основном не имеет четкого  завершения.

Все перечисленные выше особенности  необходимо учитывать при организации  труда руководителя и рассматривать  их все вместе и взаимосвязано  друг с другом.

 

                                       4. Стиль руководства.

   Стиль руководства  является принадлежностью всякого  аппарата управления. Поэтому различают  индивидуальный и общий стили  руководства. Индивидуальный стиль  рассматривается как особая форма  сочетания производственной функции  руководителя с его функцией  регулирования личностных взаимоотношений  между членами подчинённого ему  коллектива. Особенности личности  руководителя включают субъективное  начало, субъективный элемент стиля:

      • принципы  и установки, обуславливающие  умение пользоваться властью;

      • специфику  психического склада руководителя  – его темперамент и характер;

      • выбор  форм и методов воздействия  на подчинённых в каждой конкретной  ситуации; неповторимые личные качества, определяющие управленческий почерк;

      • индивидуальные  особенности исполнения социальных  ролей;

      • уровень  профессиональных знаний, интеллекта, культуры, определяющих характер  поведения.

   Субъективные факторы  зависят от личности руководителя, а объективные факторы формируются  под влиянием окружающей среды.  Объективный стиль руководителя  диктуется сознательной целью,  определяющей способ и характер  его действий:

      • спецификой  систем, целей, задач, структуры;  закономерностями управления;

      • функциональным  назначением сферы конкретной  деятельности;

      • особенностями  руководимого коллектива - структурой, уровнем подготовки, характером  взаимоотношений, социально –  психологическими чертами исполнителей;

      • уровнем  практики управления;

      • способами  и приёмами управления, используемыми   руководством.

    Поиск правильного  пути руководства представляет  собой сферу приложения усилий  множества людей. Происходящие  изменения в современном, технически  – интенсивном, прогрессивном,  информационном мире заставляют пересматривать нормы и ценности руководства людьми в организациях и предприятиях. Проблема стиля руководства – это тема потенциала взаимодействия людей, включённых в совместную деятельность. Стиль выступает в качестве психологической системы и согласованности с совокупностью деятельности руководителя с внешней средой.

   Стиль руководства  – это устойчивый комплекс  черт руководителя, проявляющихся  в его отношении с подчинёнными. Это способ, которым руководитель  управляет подчинёнными, и в котором  выражается независимый от конкретных  ситуаций образец его поведения  (устойчивое и инвариантное).

   Стиль руководства,  наиболее соответствующий ситуации  и предпочитаемый подчинёнными  зависит от личных качеств  подчинённых и требований со  стороны внешней среды. Если  у подчинённых наблюдается большая  потребность в самоуважении и  принадлежности, то стиль поддержки  (ориентированный на человеческие  отношения) будет самым подходящим. Если же у подчинённого существует  потребность в автономии и  самовыражении, он предпочитает  инструментальный ( ориентированный  на задачу) стиль.

4.1 Основные подходы,  применяемые учеными.

   Существует множество  подходов к определению эффективного  стиля руководства. Наиболее полный  и адекватный анализ стиля  руководства может быть построен  на основе трёхфакторной модели ( М.Биркенбиль, Ф.Е.Фидлер):

Информация о работе Стиль руководства