Стиль руководства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2012 в 07:17, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является изучение сущности руководителя, психологических закономерностей его деятельности; выявление требований, предъявляемых к личности руководителя; рассмотрение влияния личностных качеств руководителя на успешность его деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Особенности понятия руководитель…………………………………5
1.1 Руководитель – кто это?....................................................................................5
1. 2 Личностные особенности руководителя…………………………………...5
1.3 Трудовая деятельность руководителя, ее особенность………………..…10
Глава 2. Стиль руководства………………………………………………………4
Стиль руководства……………………………………………………………….14
2.1 Основные подходы, применяемые учеными……………………………....15
2.2. Стили руководства К. Левина……………………………………………...17
2.3. Стиль руководства, сосредоточенный на работе и человеке………….....20
2.4. 4 системы Лайкерта………………………………………………………....21
2.5 Формирование стиля руководства………………………………………...22
2.6 Психология принятия решений……………………………………………26
Глава 3 Эмпирическое исследование…………………………………………..
3.1 Исследование………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы…

Файлы: 1 файл

Содержание1.docx

— 62.41 Кб (Скачать файл)

 

 

Список литературы:

1. Веснин В. Р. Управление  персоналом.- М.: Проспект, 2008.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент, - М.: Гардарика, 2003.

3. Гончаров В. И. Менеджмент: Учебное пособие, – Мн.: Мисанта, 2003.

4. Урбанович  А.А.  Психология  управления:  Учебное  пособие  /А.А.          Урбанович.  – Мн.: Харвест, 2005. – С. 34-125.

5. Кричевский Р.Л. Если  Вы – руководитель…Элементы  психологии менеджмента в повседневной  работе – М.: Дело, 1996.

6.Кабаченко  Т.С.  Психология  в  управлении  человеческими   ресурсами. СПб., 2003.

7. Сербиновский Б. Ю. Управления персоналом.- М.: Дашков и Ко, 2007.

8. Байхэм У.С. и др. Воспитай своего лидера. М., 2002.

9. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: Учеб. для сред. спец. учеб. заведений. - М.: Высш. шк., 1996.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Методика В.П. Захарова

Самооценка руководителем стиля  управления

 

Инструкция: Необходимо в утвердительной форме  объективно ответить на вопросы, касающиеся Вашего характера, привычек, склонностей, обвести кружком номера тех из них, которые соответствуют Вашему поведению и отношению к людям. Если Вы ранее никогда не сталкивались с такими ситуациями, постарайтесь представить, как бы Вы могли повести себя в них.

ОПРОСНИК

  1. В работе с людьми я предпочитаю, чтобы они беспрекословно выполняли мои распоряжения.
  2. Меня легко увлечь новыми задачами, но я быстро охладеваю к ним.
  3. Люди часто завидуют моему терпению и выдержке.
  4. В трудных ситуациях я всегда думаю о других, а потом о себе.
  5. Мои родители редко заставляли меня делать то, чего я не хотел.
  6. Меня раздражает, когда кто-то проявляет слишком много инициативы.
  7. Я очень напряженно работаю, так как не могу положиться на своих помощников.
  8. Когда я чувствую, что меня не понимают, я отказываюсь от намерения доказать что-либо.
  9. Я умею объективно оценить своих подчиненных, выделив среди них сильных, средних и слабых.
  10. Мне приходится часто советоваться со своими помощниками, прежде чем отдать соответствующее распоряжение.
  11. Я редко настаиваю на своем, чтобы не вызывать у людей раздражения.
  12. Уверен, что мои оценки успехов и неудач подчиненных точны и справедливы.
  13. Я всегда требую от подчиненных неукоснительного соблюдения моих приказаний и распоряжений.
  14. Мне легче работать одному, чем кем-то руководить.
  15. Многие считают меня чутким и отзывчивым руководителем.
  16. Мне кажется, что от коллектива нельзя ничего скрывать — ни хорошего, ни плохого.
  17. Если я встречаю сопротивление, у меня пропадает интерес к работе с людьми.
  18. Я игнорирую коллективное руководство, чтобы обеспечить эффективность единоначалия.
  19. Чтобы не подорвать свой авторитет, я никогда не признаю своих ошибок.
  20. Мне часто для эффективной работы не хватает времени.
  21. На грубость подчиненного я старюсь найти ответную реакцию, не вызывающую конфликта.
  22. Я делаю все, чтобы подчиненные охотно выполняли мои распоряжения.
  23. С подчиненными у меня очень тесные контакты и приятельские отношения.
  24. Я всегда стремлюсь любой ценой быть первым во всех начинаниях.
  25. Я пытаюсь выработать универсальный стиль управления, подходящий для большинства ситуаций.
  26. Мне легче подстроиться под мнение большинства коллектива, чем выступать против него.
  27. Мне кажется, что подчиненных надо хвалить за каждое, пусть даже самое незначительное достижение.
  28. Я не могу критиковать подчиненного в присутствии других людей.
  29. Мне приходится чаще просить, чем требовать.
  30. Я часто теряю от возбуждения контроль над своими чувствами, особенно когда мне надоедают.
  31. Если бы я имел возможность чаще бывать среди подчиненных, то эффективность моего руководства значительно бы повысилась.
  32. Я иногда проявляю спокойствие и равнодушие к интересам" и увлечениям подчиненных.
  33. Я предоставляю более грамотным подчиненным больше самостоятельности в решении сложных задач, особо не контролируя их.
  34. Мне нравится анализировать и обсуждать с подчиненными их проблемы.
  35. Мои помощники справляются не только со своими, но и с моими функциональными обязанностями.
  36. Мне легче избежать конфликта с вышестоящим руководством, чем с подчиненными, которые всегда зависят от меня.
  37. Я всегда добиваюсь выполнения своих распоряжений наперекор обстоятельствам.
  38. Самое трудное для меня — это вмешиваться в ход работы людей, требовать от них дополнительных усилий.
  39. Чтобы лучше понять подчиненных, я стараюсь представить себя на их месте.
  40. Я думаю, что управление людьми должно быть гибким — подчиненным нельзя демонстрировать ни железной непреклонности, ни панибратства.
  41. Меня больше волнуют собственные проблемы, чем интересы подчиненных.
  42. Мне приходится часто заниматься текущими делами и испытывать от этого большие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки.
  43. Родители заставляли меня подчиняться даже тогда, когда я считал это неразумным.
  44. Работу с людьми я представляю себе как мучительное занятие.
  45. Я стараюсь развивать в коллективе взаимопомощь и сотрудничество.
  46. Я с благодарностью отношусь к предложениям и советам подчиненных.
  47. Главное в руководстве — распределить обязанности.
  48. Эффективность управления достигается тогда, когда подчиненные существуют лишь как исполнители воли менеджера.
  49. Подчиненные — безответственные люди, и поэтому их нужно постоянно контролировать.
  50. Лучше всего предоставлять полную самостоятельность коллективу и ни во что не вмешиваться.

51. Для более качественного  руководства нужно поощрять наиболее  способных подчиненных и строго  взыскивать с нерадивых.

52. Я всегда признаю  свои ошибки и выбираю более  правильное решение.

53. Мне приходится часто  объяснять неудачи в управлении  объективными обстоятельствами.

54.  Нарушителя дисциплины  строго наказываю.

55.  В критике недостатков  подчиненных я беспощаден.

56.  Иногда мне кажется,  что в коллективе я лишний  человек.

57.  Прежде чем упрекать  подчиненного, я стараюсь его  похвалить.

58. Я хорошо взаимодействую  с коллективом и считаюсь с  его мнением.

59. Меня часто упрекают  в чрезмерной мягкости к подчиненным.

60. Если бы мои подчиненные  делали так, как я требую, я  бы достиг гораздо большего.

Подсчитав номера соответствующих  утверждений и войдя в таблицу-«ключ», можно определить степень выраженности авторитарного, либерального или демократического стиля управления.

Таблица – «ключ» к тесту

 

СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

Номера ответов-утверждений

Сумма ответов

Авторитарный

1,6,7,12,13,18,19,24,25,30,31,36,37,42,43,48,49,54,55,60.

 

Либеральный

2,5,8,11,14,17,20,23,26,29,32,35,38,41,44,47,50,53,56,59.

 

Демократический

3,4,9,10,15,16,21,22,27,28,33,34,39,40,45,46,51,52,57,58.

 

 

Приложение 2.

Диагностика лидерских  способностей (Е.Жариков, Е.Крушельницкий)

    Инструкция. Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все-таки сделайте отметку на «+» или «-»(«а» или «б») в пользу того альтернативного ответа, к которому вы больше всего склоняетесь.

Тест-опросник

1. Часто ли вы бываете  в центре внимания окружающих?

 а) да;

б) нет.

2. Считаете ли вы, что  многие из окружающих вас людей  занимают более высокое положение  по службе, чем вы?

 а) да;

 б) нет.

3. Находясь на собрании  людей, равных вам по служебному  положению, испытываете ли вы  желание не высказывать своего  мнения, даже когда это необходимо?

 а) да;

 б) нет.

4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером  среди сверстников?

 а) да;

 б) нет.

5. Испытываете ли вы  удовольствие, когда вам удается  убедить кого-то в чем-либо?

 а) да;

 б) нет.

6. Случается ли, что вас  называют нерешительным человеком?

 а) да;

 б) нет.

7. Согласны ли вы с  утверждением: «Все самое полезное  в мире есть результат деятельности  небольшого числа выдающихся  людей»?

 а) да;

 б) нет.

8. Испытываете ли вы  настоятельную необходимость в  советчике, который мог бы направить  вашу профессиональную активность?

 а) да;

 б) нет.

9. Теряли ли вы иногда  хладнокровие в разговоре с  людьми?

 а) да;

 б) нет.

10. Доставляет ли вам  удовольствие видеть, что окружающие  побаиваются вас?

 а) да;

б) нет.

11. Стараетесь ли вы  занимать за столом (на собрании, в компании и т. п.) такое  место, которое позволяло бы  вам быть в центре внимания  и контролировать ситуацию?

 а) да;

 б) нет.

12. Считаете ли вы, что  производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?

 а) да;

 б) нет.

13. Считаете ли вы себя  мечтателем?

 а) да;

 б) нет.

14. Теряетесь ли вы, если  люди, окружающие вас, выражают  несогласие с вами?

 а) да;

 б) нет.

15. Случалось ли вам  по личной инициативе заниматься  организацией трудовых, спортивных  и других команд и коллективов?

 а) да;

 б) нет.

16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов,  то вы:

 а) будете рады, если  ответственность за это дело  возложат на кого-нибудь другого; 

 б) возьмете на себя  ответственность и сами доведете  дело до конца.

17. Какое из двух мнений  вам ближе?

а) настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым  он руководит, и лично участвовать  в нем;

 б) настоящий руководитель  должен только уметь руководить  другими и не обязательно делать  дело сам.

18. С кем вы предпочитаете  работать?

а) с покорными людьми;

 б) с независимыми  и самостоятельными людьми.

19. Стараетесь ли вы  избегать острых дискуссий?

 а) да;

 б) нет.

20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с  властностью вашего отца?

 а) да;

 б) нет.

21. Умеете ли вы в  дискуссии на профессиональную  тему привлечь на свою сторону  тех, кто раньше был с вами  не согласен?

 а) да;

б) нет.

22. Представьте себе такую  сцену: во время прогулки с  друзьями по лесу вы потеряли  дорогу. Приближается вечер и  нужно принимать решение. Как  вы поступите?

 а) предоставите принятие  решения наиболее компетентному  из вас;

 б) просто не будете  ничего делать, рассчитывая на  других.

23. Есть такая пословица:  «Лучше быть первым в деревне,  чем последним в городе». Справедлива  ли она?

 а) да;

 б) нет.

24. Считаете ли вы себя  человеком, оказывающим влияние  на других?

 а) да;

 б) нет.

25. Может ли неудача  в проявлении инициативы заставить  вас больше никогда этого не  делать?

 а) да;

 б) нет.

26. Кто, с вашей точки  зрения, истинный лидер?

 а) самый компетентный  человек;

 б) тот, у кого  самый сильный характер.

27. Всегда ли вы стараетесь  понять и по достоинству оценить  людей?

а) да;

 б) нет.

28. Уважаете ли вы дисциплину?

 а) да;

 б) нет.

29. Какой из следующих  двух руководителей для вас  предпочтительнее?

 а) тот, который все  решает сам;

б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.

30. Какой из следующих  стилей руководства, по вашему  мнению, наилучший для работы  учреждения того типа, в котором  вы работаете?

 а) коллегиальный; 

 б) авторитарный.

31. Часто ли у вас  создается впечатление, что другие  злоупотребляют вами?

 а) да;

б) нет.

32. Какой из следующих  портретов больше напоминает  вас?

а) человек с громким  голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;

 б) человек со спокойным,  тихим голосом, сдержанный, задумчивый.

33. Как вы поведете себя  на собрании и совещании, если  считаете свое мнение единственно  правильным, но остальные с вами  не согласны?

 а) промолчите;

б) будете отстаивать свое мнение.

34. Подчиняете ли вы  свои интересы и поведение  других людей делу, которым занимаетесь?

 а) да;

 б) нет.

35. Возникает ли у вас  чувство тревоги, если на вас  возложена ответственность за 

 какое-либо важное  дело?

 а) да;

 б) нет.

36. Что бы вы предпочли?

 а) работать под  руководством хорошего человека;

б) работать самостоятельно, без руководителей.

37. Как вы относитесь  к утверждению: «Для того чтобы  семейная жизнь была хорошей,  необходимо, чтобы решение в семье  принимал один из супругов?

 а) согласен;

 б) не согласен.

38. Случалось ли вам  покупать что-либо под влиянием  мнения других людей, а не  исходя из собственной потребности?

 а) да;

 б) нет.

39. Считаете ли вы свои  организаторские способности хорошими?

 а) да;

 б) нет.

40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?

 а) опускаете руки;

 б) появляется сильное  желание их преодолеть.

41. Упрекаете ли вы людей  людям, если они этого заслуживают?

 а) да;

6) нет.

42. Считаете ли вы, что  ваша нервная система способна  выдержать жизненные  нагрузки?

 а) да;

б) нет.

43. Как вы поступите,  если вам предложат реорганизовать  ваше учреждение или организацию?

 а) введу нужные  изменения немедленно;

 б) не буду торопиться  и сначала все тщательно обдумаю.

44. Сумете ли вы прервать  слишком болтливого собеседника,  если это необходимо?

а) да;

 б) нет.

45. Согласны ли вы с  утверждением: «Для того чтобы  быть счастливым, надо жить незаметно»?

 а) да;

 б) нет.

46. Считаете ли вы, что  каждый человек должен сделать  что-либо выдающееся?

а) да;

 б) нет.

Информация о работе Стиль руководства