Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 17:17, курсовая работа
Цель нашего исследования: изучение детских страхов и возможности их коррекции в дошкольном возрасте.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психологические особенности феномена страха и условия его коррекции у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: детские страхи взаимообусловлены повышенной тревожностью ребёнка и способствуют развитию эмоционального неблагополучия личности дошкольника, поэтому своевременная коррекция будет способствовать преодолению возрастных страхов у дошкольников.
Введение
Психологическое здоровье
детей зависит от социально-
По мнению авторов (Л.И. Божович,
А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и
других) ребёнок как самая
Страх является наиболее опасной
из всех эмоций. Обширные области исследований,
посвящённых страху, создают прекрасные
основания для дальнейшего
Актуальность исследования проблемы определяется
еще и тем, что с возрастом у детей меняются
мотивы поведения, отношение к окружающему
миру, взрослым, сверстникам. И от того,
смогут ли родители и педагоги уловить
эти перемены, понять изменения, происходящие
с ребенком, и в соответствии с этим изменить
свои отношения, будет зависеть тот положительный
эмоциональный контакт, который является
основой нервно-психического здоровья
ребенка.
К сожалению, в большинстве
случаев страхи возникают по вине
самих родителей, и наш долг - предупредить
возможность их проявления и оградить
детей от страхов, вызванных семейными
неурядицами, душевной черствостью
или, наоборот, чрезмерной опекой, или
же просто родительской невнимательностью.
Цель нашего исследования:
изучение детских страхов и возможности
их коррекции в дошкольном возрасте.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психологические особенности феномена страха и условия его коррекции у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: детские страхи взаимообусловлены повышенной тревожностью ребёнка и способствуют развитию эмоционального неблагополучия личности дошкольника, поэтому своевременная коррекция будет способствовать преодолению возрастных страхов у дошкольников.
В соответствии с объектом и предметом исследования нами были
поставлены следующие задачи:
Методологической основой
являются теоретические концепции
ведущих отечественных
Глава I. Теоретические аспекты проблемы страхов у детей дошкольного возраста
1.1 Изучение феномена страха в отечественных и зарубежных исследованиях
Проблеме детских страхов
уделяется много внимания, в виду
их довольно широкого распространения
среди детей. В работах отечественных
и зарубежных психологов и психотерапевтов
проблема страха занимает особое место.
У разных исследователей существуют
различные подходы к
А.В.Петровский, М.Г. Лрошевский
страх определяют как эмоцию, возникающую
в ситуациях угрозы биологическому
или социальному существованию
индивида и направленную на источник
действительной или воображаемой опасности
. О.М. Дьяченко говорит, что страх - психическое
состояние, возникающее на основе инстинкта
самосохранения как реакция на действительную
или воображаемую опасность. Страх имеет
много причин как субъективного (мотивация,
эмоционально-волевая устойчивость и
т.д.), так и объективного порядка (особенности
ситуации, сложность задач, помехи и др.).
Существуют различные формы страхов: испуг,
боязнь и т.д.
Ковалев В.В. отмечает, что страх - это чувство
внутренней напряженности, непосредственной
опасности для жизни в ожидании угрожающих
событий, действий. Сопровождается разнообразными
вегетативными расстройствами. Может
быть различно выражено - от неопределенного
чувства неуверенности, опасности до ужаса. В.Д
Зеньковский считает страх одной из основных
и врожденных форм реакции души: меняются
предметы страха, меняется выражение страха,
и его влияние на внутренний мир личности,
на ее поведение, но страх, как известная
форма оценки, как тип отношения к миру
и людям, остается всегда в нас. По мнению
автора, если ребенок хоть раз испугался
в темноте, то потом темнота сама по себе
будет пугать его.
Д. Айке определяет страх как душевное
явление, которое любой человек едва ли
не каждый день может наблюдать в себе
самом. Страх -это неприятное эмоциональное
переживание, когда человек в той или иной
степени сознает, что ему угрожает опасность. А. Кемпински в своей работе
отмечает, что, когда приходится давать
определение таких понятий как, например:
страх, ужас, боязнь, тревога и т.п. дать
его ясное определение не удается. Автор
считает, что так бывает всегда, когда
речь идет о понятиях, касающихся наиболее
личных переживаний. Их можно чувствовать,трудно
определять, констатирует он. Согласно Е. Степановой, страхи
- это эмоционально насыщенные ощущения
беспокойства в ответ на реальную или
воображаемую угрозу для жизни и благополучия.
В ситуации явной опасности для жизни,
например, при обморочных состояниях,
удушье, внезапных потерях равновесия,
падениях и т.п., страх имеет инстинктивный
характер и представляет собой оборонительную
реакцию, средство защиты.
По мнению А.И. Захарова, страх - это одна
из фундаментальных эмоций человека, возникающая
в ответ на действие угрожающего стимула.
Если объективно рассмотреть эмоцию страха,
то, несмотря на отрицательную окраску,
можно констатировать тот факт, что страх
выполняет разнообразные функции в жизни
человека. На протяжении всего периода
развития человеческого рода страх сопровождал
людей, проявляясь в боязни темноты, природных
явлений, огня. Страх выступил как организатор
борьбы людей со стихией. Страх позволяет
избежать опасности, так как играл и играет
защитную роль. Поэтому А.И. Захаров считает,
что страх можно рассматривать как естественное
сопровождение человеческого развития.
А.И.Захаров отмечает, что страх может
развиваться у человека в любом возрасте:
у детей от 1 года до 3 лет нередки ночные
страхи, на 2-ом году жизни, наиболее часто
проявляется страх неожиданных звуков,
страх одиночества, страх боли (и связанный
с этим страх медицинских работников).
В 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества,
темноты и замкнутого пространства. От
5 -7 лет ведущим становится страх смерти.
От 7 до 11 лет дети больше всего боятся
«быть не тем, о ком хорошо говорят, кого
уважают, ценят и понимают» Каждому ребенку
присущи определенные страхи.
По мнению А. Фрейд, 3. Фрейд,
страх - аффективное состояние ожидания
какой-либо опасности. Страх перед
каким-то конкретным объектом называется
боязнью, в патологических случаях
– фобией. Страхи часто являются
результатом неудовлетворенных
желаний и потребностей .
Понимание опасности, её осознание формируется
в процессе жизненного опыта и межличностных
отношений, когда некоторые безразличные
для ребёнка раздражители постепенно
приобретают характер угрожающих воздействий.
Обычно в этих случаях говорят о появлении
травмирующего опыта (испуг, боль, болезнь,
конфликты и т.д.). Гораздо более распространены
так называемые внушённые детские страхи.
Их источник – взрослые, окружающие ребёнка
(родители, бабушки, воспитатели детских
учреждений), которые непроизвольно заражают
ребёнка страхом, тем, что излишне настойчиво,
подчёркнуто эмоционально указывают на
наличие опасности. Всё это даёт основание
говорить об условнорефлекторном характере
страха, даже если ребёнок пугается (вздрагивает)
при внезапном стуке или шуме, так как
последний когда-то сопровождался крайне
неприятным переживанием. Подобное сочетание
запечатлелось в памяти в виде определённого
эмоционального следа и теперь не произвольно
ассоциируется с любым внезапным звуковым
воздействием.
Так же часто, как термин «страх», встречается термин «тревога». По мнению Захарова в страхе и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства. Апофиз страха и тревоги - ужас. Тревога - это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Чаще тревога проявляется в ожидании какого-то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать неприятными последствиями. Тревога присуща людям с развитым чувством собственного достоинства, долга, ответственности. Тревога выступает и как пропитанное беспокойством чувство ответственности за жизнь, как свою, так и близких людей. Страх можно рассматривать как выражение тревоги в конкретной объективизированной форме, если предчувствия не пропорциональны опасности и тревога принимает затяжное течение. В некоторых случаях страх представляет собой своеобразный клапан для выхода лежащей над ним тревоги. Если человек начинает бояться самого факта возникновения страха, то здесь высокий, запредельный уровень тревоги, так как он боится, опасается всего того, что может даже косвенно угрожать его жизни и благополучию.
В самом общем виде страх
условно классифицируют на ситуационный
(возникающий в необычных
В психологии и педагогике существуют
разные классификации страхов. Ю.Л.Неймер
выделяется 3 основных вида страхов: реальный,
невротический и страх свободный:
Реальный страх - рациональное
выражение инстинкта
Страх невротический - разнообразные формы
«бесцельного страха» невротиков, возникают
из-за отвлечения либидо от нормального
применения, либо из-за отказа психических
инстанций.
Страх свободный - общая неопределённая
боязливость, готовая на время привязаться
к любой появившейся
Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они под действием следующих факторов: наличие страхов у родителей, тревожность в отношениях с ребёнком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками. Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителями и другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье, отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителями того же пола, преимущественно у мальчиков. Конфликтные отношения между родителями, психические травмы типа испуга, психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Невротические страхи характеризуются
большой эмоциональной
Некоторые дети панически бояться сделать
ошибку, когда готовят уроки. Это происходит
в тех случаях, когда родители педантично
их проверяют и при этом очень драматично
относятся к ошибкам. Даже если родители
не наказывают ребёнка, психологическое
наказание всё равно присутствует.
В ряде случаев страх перед школой вызван
конфликтом со сверстниками, боязнью проявлений
физической агрессии с их стороны. Чаще
всего подобные страхи с возрастом меняют
свой характер, они вызывают у ребёнка
чувство бессилия, неспособность справиться
со своими чувствами, контролировать их.
Но наиболее полной можно считать классификацию страхов А. И. Захарова:
По характеру - природные, социальные, ситуативные, личностные.
По степени реальности - реальные и воображаемые.
По степени интенсивности - острые и хронические .
Несмотря на то, что страх
- это интенсивно выражаемая эмоция,
следует различать его обычный,
естественный, или возрастной характер,
и патологический уровни. Обычно страх
кратковременен, обратим, исчезает с
возрастом, не затрагивает глубоко
ценностные ориентации человека, существенно
не влияет на его характер, поведение
и взаимоотношения с
На патологический страх указывают его
крайне драматические выражения (ужас,
эмоциональный шок, потрясение) или затяжное,
навязчивое, труднообратимое течение,
непроизвольность, то есть полное отсутствие
контроля со стороны сознания, как и не
благоприятное воздействие на характер,
межличностные отношения и приспособление
человека к социальной действительности.
Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Боулби, причиной страха может быть либо присутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются, как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. По мнению Г.Эберлейна наличие устойчивых страхов у детей говорит о неспособности их справиться со своими чувствами, контролировать их, когда дети пугаются, вместо того, чтобы действовать, и не могут остановить «разгулявшиеся» чувства.
Таким образом, несмотря на
свою отрицательную окраску, страх
выполняет разнообразные