Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 17:17, курсовая работа
Цель нашего исследования: изучение детских страхов и возможности их коррекции в дошкольном возрасте.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психологические особенности феномена страха и условия его коррекции у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: детские страхи взаимообусловлены повышенной тревожностью ребёнка и способствуют развитию эмоционального неблагополучия личности дошкольника, поэтому своевременная коррекция будет способствовать преодолению возрастных страхов у дошкольников.
Как уже говорилось выше
вся жизнь человека проходит в
общении и межличностных
При общении такой ребенок почти не улыбается
или делает это заискивающе, голова и плечи
опущены, выражение лица грустное или
индифферентное. Ребенок часто плачет,
легко обижается, иногда без видимой причины.
Он много времени проводит один, ничем
не интересуется, подавлен, не инициативен,
с трудом входит в контакт.
Неуверенный в себе, склонный к сомнениям
и колебаниям, робкий, тревожный ребенок
нерешителен, несамостоятелен, нередко
инфантилен, повышенно внушаем. Такой
ребенок опасается других, ждет нападения,
насмешки, обиды. Он не справляется с задачей
в игре, с делом. Это способствует образованию
реакций психологической защиты в виде
агрессии, направленной на других.
Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: "чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня". Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них - все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры.
На основании изложенного
мы можем сделать вывод, что причины
возникновения тревожности
1.3. Психолого-педагогические условия коррекции страхов у детей дошкольного возраста
В психолого-педагогической литературе описаны различные способы коррекции страхов разной этиологии. В целом, все предлагаемые способы условно разделены на три группы: игра со страхом; рисование страха; вербализация страха (сказки, рассказы, страшные истории.
На основе этих данных можно составить комплекс коррекционных методик, который будет включать в себя:
Методики, основанные на использовании игрового метода: «Игра с темнотой», «Чехарда», «Прогулка в слепую», «Отгадай, кого я боюсь» (по первой и последней букве).
Методики, основанные на использовании изотерапии: «Расправься с нарисованным страхом», «Мне не страшно».
Методики, основанные на использовании сказкотерапии: «Сказка про страх».
Для профилактики детских страхов мы предлагаем проводить работу с родителями.
Коррекционная работа может проводиться как с подгруппами детей, так и индивидуально. Первоначально мы рекомендуем использовать методики, основанные на использовании игрового метода. Основная задача данного метода: научить ребёнка испытывать положительные эмоции, что благотворно влияет на его психику. Основным средством является разнообразная игровая деятельность, которая повышает общий уровень переживаний ребёнка, помогает ему установить доверительные отношения со взрослыми, сверстниками.
Для игры «В страх» подбирается
сюжет, предметы, символизирующие то,
чего ребёнок боится (собака, волк, вампиры,
Баба – Яга), разыгрывается сюжет
с этими предметами. Дети расправляются
со своим страхом.
Мы подобрали следующие игровые методики:
«Игра с темнотой», «Чехарда», «Отгадай,
чего я боюсь», «Прогулка вслепую».
В «Игре с темнотой»
ребёнок жестами изображает, чего
он боится, а другие отгадывают страх.
У учащихся могут возникать трудности,
например, страх темноты и одиночества
дети часто не могут изобразить жестами.
Поэтому здесь возникают
В игре «Чехарда» участвуют
3 – 5 детей. Один стоит на четвереньках.
Следующий разбегается и
В игре «Чего я боюсь?»
дети называют первую и последнюю
букву заданного слова, то, чего или
кого они боятся. Другие дети отгадывают.
В игре «Прогулка вслепую» один ребёнок
закрывает глаза, а другой служит проводником
(говорил куда идти: направо, налево и т.д.).
Преградами, которые преодолевает ребенок,
являются стулья, расставленные в классе.
Коррекционная работа проводится не со страхом, а с личностным отношением ребёнка к породившим его причинам. Детям объясняется, что собой представляет пугающий его предмет (собака, темнота и т.п.), как он устроен, «откуда берётся», устраняются «пробелы» в восприятие ребёнка, которые обычно заполняются приписыванием этому предмету опасных, страшных качеств. Если страх порождается случайной эмоциональной реакцией взрослого («осторожно, злая собака!») запечатлевается в сознании ребёнка или каким-либо другим незначительным обстоятельством, то, скорее всего, он пройдёт.
Использование данных методик
помогает детям установить доверительные
отношения со сверстниками, преодолеть
чувство одиночества и
Объект страха сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется. Детям предлагают методику «Расправься со страхом», где они должны нарисовать то, что они бояться больше всего. А после этого предлагается «расправиться» со страхом: смять, порезать рисунок или закрасить другой краской. Затем детям необходимо предложить методику «Мне не страшно». Где ребёнок должен нарисовать свой страх так, как будто он его не боится. Например, ребенок рисует собаку, которую ведёт на поводке. И говорит: «Собака добрая, она – мой друг». Но не все дети могут нарисовать свой страх ничтожным и жалким. Также нами предлагаются методики, основанные на использовании сказкотерапии с целью снижения уровня выраженности экзистенционального страха у детей старшего дошкольного возраста.Как известно, «страшилки» различного содержания – один из видов своеобразного детского фольклора. Сочиняя и рассказывая «страшилку», ребёнок самостоятельно моделирует эмоциями преодоление своих страхов.
Вербализация страхов
вызывает чувственный ответ, эмоциональное
переключение, которое выступает
в роли психологической защиты.
Детям предлагают методику «Сказка про
страх», где они придумывают и рассказывают
различные истории, связанные со своим
страхом.
Затем мы предлагаем проводить методику
«Придумай завершение сказки». Детям предлагается
завершить сказку по предложенному началу:
«Жили-были мальчик и девочка, которые
всего боялись. Однажды они попали в дремучий
тёмный лес. И вдруг на их пути…»
В конце работы дети начинают понимать,
что сказочные персонажи – это вымысел
и их можно сделать такими, какими ты сам
хочешь, тот есть добрыми, смешными, весёлыми.
В целях профилактики, как уже было сказано выше, мы предлагаем проводить работу с родителями: индивидуальные беседы на темы: «Способынаказания ребёнка» и «Как помочь ребёнку преодолеть страхи». Было организовано собрание на тему «Страхи вашего ребёнка и как они возникают».
Работа с родителями должна быть направлена не только на профилактику возможных нарушений, но и в некотором роде на коррекцию неправильных, травмирующих ребёнка стилей воспитания.
Главная цель работы – обучение
родителей эффективным навыкам
коммуникации и способам выражения
своей любви к ребёнку.
В ходе беседы родителей знакомят с приемлемыми
способами наказания ребёнка. Предлагают
компоненты эффективного общения с детьми,
которые являются необходимыми: контакт
глаз, так как ласковый взгляд снижает
уровень тревожности и уменьшает страхи
у ребёнка, укрепляет в нём чувство безопасности
и уверенности в себе, физический контакт,
пристальное внимание, дисциплина. На родительском
собрании родителей знакомят с результатами
исследования страхов их детей. Озвучивают
возможные причины возникновения страхов.
Также даются рекомендации родителям,
как помочь своему ребёнку избавиться
от страхов и что нужно для этого делать.
Таким образом, подобранный
нами комплекс коррекционных методик
способствует снижению количества страхов
у детей старшего дошкольного
возраста, посредством изживания
у детей переживания страха смерти,
чувства одиночества и
Выводы по первой главе.
Жизнь без эмоций не возможна.
Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель
Ч.Дарвин, возникли в процессе эволюции
как средство, при помощи которого
живые существа устанавливают значимость
тех или иных условий для удовлетворения
актуальных для них потребностей.
Одним из эмоциональных состояний
младших школьников является страх.
Понятие страха разрабатывалось
многими исследователями и
Известно, что страх является
причиной многих нарушений здоровья
в физико-психической сфере и
тем самым – причиной многих заболеваний:
нервных нарушений в физическом
и душевном развитии, боли в животе,
головные боли. Страх сказывается
и на личностном развитии ребёнка, наблюдается
слабая контактируемость с окружающими,
повышенная неуправляемость и
В психолого-педагогической литературе предлагается множество методик по коррекции и профилактике детских страхов. В своей работе мы составили комплекс коррекционных и профилактических методик, направленный на решение изучаемой проблемы. В дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной переходящий характер. Если в этом возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено благоприятное время для формирования чувства ответственности.
Глава II. Исследование
коррекции страхов у детей
у детей дошкольного возраста
2.1. Диагностика страхов
детей дошкольного возраста
Детские страхи представляют собой иерархическую структуру различных по природе и интенсивности страхов, которые определяются особенностями личности ребёнка, индивидуальным опытом, принятыми в данном социуме установками, а также общими для всех людей возрастными и половыми закономерностями. Говоря о детских страхах и их проявлении, необходимо понять, что при этом считать нормой, а что патологией. В отечественной и зарубежной психологии выделено 29 страхов, которые могут испытывать дети от рождения и до достижения 16–18-летнего возраста. Сложным «кризисным» периодом является семилетний возраст. Причем для дошкольников в этом возрасте характерны страхи одиночества, смерти, нападения, а для школьников другие, более взрослые — социальные: опоздать в школу, смерти родителей. О детском неврозе страха также можно говорить, если ребенок называет какие-либо другие страхи, чем те, которые характерны по А.И. Захарову для его возраста и пола. По-настоящему бесстрашного ребенка не существует, но иногда страхи настолько сильно поражают его, что он уже не в состоянии адекватно воспринимать действительность. И тогда возникает патология в проявлении страхов у ребенка [26 ].
Современная психология делит 29 страхов на следующие виды: навязчивые страхи, бредовые страхи, сверхценные страхи.Навязчивые страхи к ним относятся: гипсофобия (страх высоты), клаустрофобия (боязнь закрытых пространств), агорафобия (боязнь открытых пространств), ситофобия (боязнь принимать пищу) и т.д. Навязчивых детских страхов сотни и тысячи; все, безусловно, перечислить невозможно. Эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. Бредовые страхи — это страхи, причину появления которых найти просто невозможно. Как, например, объяснить, почему ребенок боится ночного горшка, отказывается принимать ту или иную пищу (фрукты, овощи или мясо), боится надеть тапочки или завязать шнурки. Бредовые страхи часто указывают на серьезные отклонения в психике ребенка, могут служить началом развития аутизма. Детей с бредовыми страхами можно встретить в клиниках неврозов и больницах, поскольку это самая тяжелая форма. Страхи, связанные с некоторыми идеями (как говорят, с «идеями фикс»), называются сверхценными. Первоначально они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может. К детским сверхценным страхам относятся страхи социальные: боязнь окружающих людей, боязнь отвечать у доски, заикание. Детские сверхценные страхи считаются по праву самыми распространенными, именно с ними в 90% всех случаев сталкиваются практикующие психологи. На этих страхах дети часто «застревают», и вытащить их из собственных фантазий бывает подчас очень сложно. Самым распространенным является страх смерти. В чистом виде этот страх проявляется у 6–7-летних дошкольников, а у детей более старшего возраста проявляется не напрямую, а опосредованно, через другие страхи. Ребенок понимает, что смерть вот так вдруг, неожиданно, вряд ли наступит, и боится остаться наедине с угрожающим пространством или обстоятельствами, которые могут ее повлечь. Ведь тогда может случиться нечто неожиданное и ему никто не сможет помочь, а значит, он может умереть. К опосредованному детскому сверхценному страху смерти можно отнести: страх темноты (в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков), сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков [26 ].